Запуск этого проекта в Украине – частная инициатива.
В 2015-м году сотрудник фонда Western NIS Enterprise Fund Роман Тичковский на одной из конференций услышал выступление заместителя министра образования Израиля по неформальному обучению Эреза Ешеля о том, как в его стране воспитывают лидеров.
После нескольких месяцев общения с Романом Тичковским по skype Эрез Эшель не только подключился к разработке украинского образовательного проекта, но стал его адвокатом, убедив правление фонда, что идея запуска академии не только своевременная, но и под силу Тичковскому.
Украинская команда посетила Израиль в конце апреля 2015-го, в июне Роман Тичковский уже объявил первый набор студентов.
Кто знает Рому, тот знает, каким он является энерджайзером.
Чтобы найти студентов первого набора, Тичковский распечатал рейтинг лучших школ Украины и решил посетить первую 10-ку.
Вместе с ним по украинским школам колесил израильтянин Эрез Эшель, который рассказывал, зачем израильские дети поступают в школы лидерства – что это дает им и их стране.
В тот момент «Украинская академия лидерства» существовала только как идея. Не было ни помещения, ни разработанных программ обучения.
Только звездный «борд» – Ярослава Джонсон, Андрей Зелинский, Борис Ложкин, Елена Кошарная, Наталья Попович, Святослав Вакарчук, Борис Гудзяк, Виктор и Валентина Зотовы, Иван Малкович, Ярослав Рущишн, Виталий Сыч, Ярослав Грицак, Оксана Семенюк, Влад Троицкий и другие. А еще – группа волонтеров: 5 молодых девушек и парней из Пласта, друзей Романа, и жена Юлия.
«Новое поколение не появиться само по себе. Мы должны его вырастить «, – говорил на встречах Андрей Зелинский. Из этих встреч Роман, как правило, выходил с новыми идеями и партнерами, готовыми инвестировать свое время и энергию в создание академии лидерства.
В этом году программа выпустила 250 студентов (первый набор 2015 года — 40).
ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОВЗРОСЛЕЛО МЕЖДУ РЕВОЛЮЦИЯМИ
Когда в 2004 году в Украине началась Оранжевая революция, Роме Тичковскому было 15 лет. Как раз в это время он учился в США (по программе FLEX).
После просмотров сюжетов с Майдана, в которых студенты рассказывали, что они вышли за свободу волеизъявления и против фальсификаций выборов, Рома впадал в отчаяние.
Дошло до того, что однажды американские родители посадили мальчишку напротив себя и сказали: «Мы можем отправить тебя в Украину прямо сейчас, но подумай, не лучше ли получить образование и вернуться в страну, чтобы ее строить. Ведь работы хватит на всех».
С США Тичковский вернулся в мае 2005. За месяц догнал программу 11-го класса, и сдал экзамены вместе с классом.
Хотя у отца Романа были другие планы, сын выбрал местом обучения экономический факультет Киево-Могилянской академии.
В Могилянке Тичковского хорошо помнят по студенческой активности. Например, одна из них: в 2006 году, когда один из «могилянцев» тяжело заболел – Роман Тичковский возглавил инициативную группу, которая организовала несколько музыкальных концертов, чтобы собрать деньги на операцию.
Рома сразу поставил планку — концерт должен быть только с топовыми группами.
Так и получилось – на поддержку парня согласились выступить группы «Скай» и «Друга рика».
У Романа по жизни очень высокая планка. Поэтому после окончания бакалавриата в Могилянке, он поступил в магистратуру в Barcelona Graduate School of Economics на специальность «Master in the Economics of Science and Innovation«.
Почему Испания?
Эта страна, в которой с 1998 года жил крестный отец Романа. Он редко приезжал в Украину, а когда приезжал, то это было для крестника настоящим праздником.
Крестный никогда не рассказывал о том, как живут украинские эмигранты. И уже в Испании он рассказал Роману, как приходилось годами жить без документов, по 10-15 человек в комнатах, в условиях, которые ниже человеческого достоинства.
Вторым сильным впечатлением после Оранжевой революции, что повлияло на Ромину личную «траекторию» жизни, был день, когда вместе с крестным они приехали в точку, где собираются украинские эмигранты (на площадь, куда приезжает «бус»).
«Я увидел людей, которые были плохо одеты, некоторые даже были без обуви, они передавали своим семьям огромные баулы. А потом стали в круг и некоторые из них жаловались, другие даже плакали, рассказывая о том, как их иногда обманывают работодатели, как их кидают, недоплачивают, не лечат. Но об этом никто никогда не узнает на родине. Я увидел эту боль. И я понял, что я первое поколение украинцев, которые должны сделать все, чтобы наши люди не уезжали», — говорит Роман.
Украинские гастербайтеры, прощаясь с парнем, хлопали его по плечу: «Давай, сынок, на тебя одна надежда».
Рома кладет руку на плечо, словно это было вчера. Он часто говорит «ценности» и «миссия». Он не стесняется быть пафосным.
«Во время Майдана я видел, что наши люди готовы жертвовать собой ради изменений. Но надо уметь не только умирать за ценности. Надо уметь с ними жить», — говорит он.
Майдан разделил жизнь Юли и Ромы на «до» и «после», трансформировав их карьеры.
От революции к Эволюции
«Мы здесь собрались, чтобы придумать, как не «слить» Майдан», – уверенным голосом провозгласила Юля Кочерган 30 ноября 2013 года, на тот момент вице-президент Киевской школы экономики.
Это было 30 ноября 2013 года. В день первого вече на Майдане в Киевской школе экономики собрались активисты, чтобы разработать план, как сделать протест осмысленным. (Автор этого текста присутствовала на той первой встрече).
Среди трех десятков людей где-то в самом углу зала сидел Роман Тичковский, сотрудник холдинга эмоций «Фест».
Он внимательно смотрел как его девушка Юля, с которой они вместе учились в Киево-Могилянской академии, размашисто выводит на флипчарте #НеЗлойМайдан.
В тот же вечер было решено читать лекции на Майдане. А через пару дней группа молодых людей уже устанавливала сцену возле Главпочтамта с растяжками «Открытого университета Майдана». Сначала хотели назвать «Свободным», но в типографии допустили опечатку и дали новое название «Открытый».
Идея заключалась в том, чтобы организовать площадку, на которой бы ежедневно преподаватели различных вузов читали лекции о гражданских компетенциях студентам, которые будут приходить на Майдан вместо пар.
Но на удивление организаторов лекции чаще собиралась взрослая аудитория.
«Нашей целью на Майдане было поддержать революцию сознания. Чтобы люди понимали, как конструктивно добиваться изменений, раз они уже вышли ради этого на улицу «, — вспоминает Юля.
С декабря по февраль ОУМ организовал более 300 лекций, а в течение 2014 — 2015 годов команда проекта организовала три десятка Школ сознательного гражданина в разных городах Украины.
Сейчас ОУМ — активно работает как онлайн проект, который своей миссией считает развитие гражданских компетенций и борьбу с популизмом.
ОУМ — для Юли и Ромы стал тем проектом, который показал, в каком направлении необходимо двигаться в «постмайдановской» реальности.
После Майдана Юля Тичковская некоторое время работала помощницей министра экономики Павла Шеремета. После того, как вернулась в КШЭ, Тичковская начала разрабатывать программы для переподготовки госслужащих нескольких министерств.
Вместе с Сергеем Марченко и Натальей Яресько они разработали несколько программ для служащих госучреждений. Также в КШЭ запускались программы переподготовки кадров для национальных офисов полиции, чтобы сформировать кадровый резерв.
А Роман Тичковский после Майдана начал работать в Western NIS Enterprise Fund, возглавив направление образовательных программ, направленных на экономическое развитие Украины. Эта программа также финансирует обучение украинских управленцев в ведущих мировых бизнес-школах, создав грантовые программы Seed Grant. Первые 5 человек отправились на обучение в 2015-м году. Другая группа в количестве 13 человек отправилась на обучение уже в 2016-м году.
И, согласно контракту, должны вернуться после обучения на работу в украинские государственные или частные компании.
Но неугомонному Тичковскому этого было мало. Он хотел заниматься программами, которые можно было бы масштабировать.
Зернышки новой страны
Когда зимой 2015 года Роман Тичковский слушал израильтянина Эреза Ешеля, у него сложился «паззл».
После выступления Ешеля, Тичковский трижды к нему подходил с дополнительными вопросами.
В конце концов, так надоел, что, когда Роман подошел, чтобы познакомить его с Юлей, Эшель попытался «отшить» пару.
— Do you have kids?, — спросил он строго.
— Not yet. But I am from family which have 9 children, — ответила Юля Тичковская.
Ответ настолько заинтересовал Эреза, отца 5-х детей, что он на клочке бумаги записал свои контакты.
Что так задело Романа?
Это то, насколько для Израиля было критическим создание института воспитания лидеров. По словам Эреза, один такой выпускник академии с ценностями лидерства и ответственностью за страну, влияет своим поведением и отношением к жизни минимум на сто человек.
«Что такое чувство достоинства? Это когда у тебя в стране начинается война или какая-то проблема, ты не берешь билет на самолет, чтобы укрыться там, где безопаснее. А ищешь возможности для решения проблем», — задумчиво объясняет Тичковский.
Драйв Ромы в том, чтобы создать условия для молодых людей в критический момент их жизни, когда формируются их ценности, которые повлияют на дальнейшую жизнь.
В Украинской академии лидерства обучение базируется на ценностях, которые они видят как инструменты принятия ежедневных решений каждым человеком в обществе.
«Ценности — это то, что объединяет украинцев в борьбе за лучшее «сегодня» и настоящее «завтра», — подчеркивает Тичковский.
В Украинской академии лидерства читают философские трактаты (Аристотеля, Сократа, Макиавелли, Руссо и т.д.), проводят дебаты на актуальные политические темы, часто говорят о ценностях, и изучают кейсы стран, которые переживали трансформацию.
А еще школьники имеют возможность слушать лекции таких интеллектуалов, как Ярослав Грицак, Арина и Леся Демски, Валерий Пекарь, Ярослава Джонсон, Михаил Винницкий, Юнона Лотоцкая, Евгений Глибовицкий, Сергей Жадан, разговаривать со Святославом Вакарчуком или военным капелланом Андреем Зелинским.
«У нас такой принцип: Великие книги, Большой опыт, Великие учителя», — сияет от счастья Тичковский.
Важный элемент обучения — совместные проекты, причем не, только интеллектуальные, но и физические — например, ремонт помещения музея Ивана Франко.
«Нам важно, чтобы они понимали, строить страну иногда придется физически. Брать в руки не только оружие, но и инструменты. Не только защищать, но и творить «- вот о чем руководитель Украинской академии лидерства Рома Тичковский чаще всего говорит со своими студентами.
Самым удивительным лично для него было то, насколько дети из разных городов представляют разную культуру.
Чтобы «сшивать» страну, в каждой из пяти филиалов учатся дети из разных городов.
Через год, город Полтава для львовян становится таким же родным городом, как и для полтавчан, например, Харьков.
За год обучения в Академии все студенты и команда дважды едут в образовательные экспедиции заграницу. В начале года посещают Израиль, где знакомятся с историей создания израильского государства. По окончанию года студенты и команда в статусе молодых послов Украины практически самостоятельно реализуют лидерскую миссию в несколько стран Европейского союза уже с традиционным месседжем – I AM UKRAINE. I LOVE FREEDOM.
После первого выпуска 2016-го студенты Академии лидерства получили 10 стипендий в Украинском католическом университете, 6 поступило в Могилянку, еще двое в Варшавскую школу экономики, а двое ребят открыли кафе «Трава» с лозунгом «Любая Настоящая!» — так звучит одна из ценностей УАЛ.
Можно ли вырастить поколение лидеров?
У Ромы и Юли Тичковских на этот вопрос есть четкий ответ.
Образование — это технология передачи смысла. И если правильно построить процесс, то результат неизбежен.
Тичковские взяли на себя ответственность за организацию процесса.
«Когда мы говорим со студентами о том, какой будет Украина в 2030 и спрашиваем их, готовы ли они брать ответственность за страну. 80% студентов говорят «да», но с ними об этом до поступления в академию почти никто никогда не говорил», — говорит Роман.
Это важно дать молодежи на этапе становления – ощущение чего-то большего, чем то, чем ты есть.
На вопрос: «Кем ты чувствуешь себя после обучения в Академии?» выпускник УАЛ отвечает: «Мы деятельные оптимисты, которые хотят изменений в своей стране».
Роман Тичковский рассказывает, что к нему обращаются родители со словами: «Что вы даете читать детям? Дайте нам тоже» или «Вам стоит открыть школу для родителей, а то мы не успеваем за ними».
Привычка, которая вырабатывается в Академии, — это 8 часов волонтерства в неделю, работа на общину, в которой живешь, и ответственность за ее развитие.
Чтобы филиалы академии заработали во всех областных центрах, необходимо 18 млн. долларов в год. Но фонд Western NIS Enterprise Fund планирует сделать проект постоянным, подключая к развитию региональный бизнес и власть.
Так в Полтаве, например, к финансированию академии уже подключилась аграрная компания «Астарта».
«В Украинской академии лидерства большая команда и большая поддержка. И это не только команда нашего фонда, много украинских лидеров объединилось, чтобы поддержать проект, помочь выстроить необходимую инфраструктуру коммуникаций, ресурсов и людей. Но без Романа вряд ли бы Академия была бы такой. Я помню, как он убеждал меня, а я уже убеждала других членов Совета Директоров фонда WNISEF, чтобы поддержать проект. Роман горит этой идеей и это важно. И что самое важное он умеет зарядить этой верой студентов и команду», — комментирует Ярослава Джонсон, Президент и Главный исполнительный директор Western NIS Enterprise Fund и глава Наблюдательного совета.
«Общество — это сложная система коммуникаций. Филиалы УАЛ станут такими «точками сборки» новых региональных лидеров и центрами коммуникации», — широко улыбаясь, говорит 28-летний Роман Тичковский.
Он частенько «забрасывает» своих студентов в 2030 год, но, кажется, сам оттуда не возвращается.
Автор: Анастасия Рингис
Источник: Украинская правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.