«СНИЖЕНИЕ ЦЕНЫ НА ПРОЕЗД – ЭТО БЫЛА НАУКА ТЕМ НЕГОДЯЯМ И БАРЫГАМ, КОТОРЫЕ ПЫТАЛИСЬ НАСИЛОВАТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ГОРОДА»
— Кажется, не очень срабатывает, местный транспорт. К мэрии с автовокзала мы хотели подъехать на маршрутке. Но минут 15-20 не могли ее дождаться и, чтобы не рисковать, взяли такси.
— Очень странно, потому что через автовокзал ходит много маршруток. Может, это связано с дорогами? Я вам верю, что так и было, но дело в том, что именно тем маршрутом по улице Клубной маршрутки ходят довольно часто.
— Несколько недель назад люди по всей Украине приятно удивлялись, когда слышали по телевизору, как мэр Конотопа снизил на 50 копеек тариф на проезд в городских маршрутках. Но сейчас мы воочию увидели, что проезд стоит не 2.50, а 3 гривны. И начали верить вашим оппонентам, которые считают это краткосрочное снижение тарифа – пиар акцией. Мол, в Конотопе такой мэр-социалист: по всей Украине тарифы поднимают, а он снижает.
Но в реальности проезд, сколько стоил, столько стоит и сейчас…
— Ну, дело в том, что я и есть национал-социалист. И хочу вам сказать, что ни к какому пиару никто не прикладывал руку. Это была огромная глупость перевозчиков: попробовать за какую-то взятку договориться со мной лично, а также с представителями моей команды, чтобы поднять цену на проезд.
— О какой сумме взятки речь шла?
— Прямого предложения взятки не было; я сразу сказал: если вы мне сейчас предложите взятку, я сообщу в правоохранительные органы, будете привлечены к уголовной ответственности. То есть с этой стороны разговора у нас не случилось.
Я им предлагал такой вариант: если они предоставят объективные расчеты себестоимости проезда, то мы, возможно, готовы даже частично из бюджета дотировать транспорт – только чтобы цена не двигалась в сторону увеличения.
Если пытаться идти по той логике, которую вы сейчас озвучили, то возникает много вопросов. Вот я сейчас побуду в роли не человека, у которого берут интервью; и не в роли городского главы. Я побуду в роли обычного критика. Скажите, пожалуйста, а почему вы так субъективно рассматриваете ситуацию? Почему не берете во внимание то, что на маршрутки хотели поднять цену проезда – и в результате ее не подняли (цена осталась на прежнем уровне)? Почему вы не берете во внимание, что практически по всей Украине стоимость проезда увеличилась, а в городе Конотопе – не повысилась? И почему вы не берете во внимание то, что было написано на моей странице, где четко (в том числе в видеороликах) говорится, что цена на проезд снижается на две недели? И что это будет как наука тем негодяям и барыгам, которые пытались насиловать общину города?
— Наука?
— Это было наказание. То есть 2 недели они возили людей по 2.50, некоторые несколько дней – даже бесплатно. Это было извинение за то, что они так поступили: в 20-градусный мороз заставили людей ходить пешком, перестраивать свой трафик по городу.
— А вам не кажется, что в этой ситуации вынужденные ходить в 20-градусный мороз люди проклинали и перевозчиков, и мэра?
— Нет. Это был как раз тот прецедент, о котором забывает наша нынешняя центральная власть. Если к людям повернуться лицом; если выйти к ним с искренним сердцем, рассказать им всю правду и предложить варианты…
— Какие именно варианты?
— Первый вариант: проезд стоимостью 6-7 гривен. Второй вариант: немного потерпеть – и проезд останется 3 гривны. Так вот, в таком случае люди говорят: если ты такой честный и не взял откат; если не закрыл свои маршрутки… Как, кстати, делают некоторые мэры, что покупают несколько своих автобусов и ставят на маршруты параллельно с перевозчиками. Мне, между прочим, тоже подсказывали эти перевозчики: мол, давай, мы готовы рассмотреть разные варианты сотрудничества…
И вот когда люди видят, что ты не предал их, у них так же открывается душа, и они тебя понимают как руководителя, которого выбрали. И в данном случае в Конотопе состоялся своеобразный Майдан.
— Это когда пришло 500 человек?
— 500 человек пришло, когда было анонсировано, что перевозчики хотят пикетировать мэра и физически заставить его поднять стоимость проезда. Люди пришли, чтобы защитить меня, и таким образом, защитить свое право иметь справедливую цену на проезд.
— Но давайте посмотрим на ситуацию со стороны перевозчиков. Цены на горючее повысились…
— (Перебивает) Как они повысились? А вы знаете, какова стоимость дизеля была летом? Я вам скажу: в районе 20 гривен. И сейчас – тоже в районе 20 гривен. Разница, если взять по опту – плюс-минус 1 гривна. Так вот что я вам скажу: у нас на большинстве маршрутов конкурсы состоялись летом и осенью. То есть большинство маршрутов (тем более главных) люди выигрывали, имея за основу наши требования. И первое из них – это, конечно, цена в 3 гривны. И второе – стоимость топлива, которую они платили уже тогда.
То есть разницы не произошло. Не произошло того прецедента, чтобы между летом и зимой была существенная разница в стоимости топлива. Да, конечно, составляющая стоимости топлива в тарифе – действительно большая, мы это признаем, вопросов нет. Но их мотивация «потому что подорожало топливо» – извините, я сам заправляю свою машину и все вижу.
— Кстати, какая у вас имеется машина, и когда вы ее приобрели?
— «Volkswagen Touareg«, в 2011 году.
— Вы говорите, что предлагали перевозчикам предоставить объективную аргументацию их желания повысить цену за проезд. Получили такие объяснения? Кстати, насколько они хотели повысить тариф?
— До 7 гривен. Почти в 2 с половиной раза.
Рядом с этим кабинетом есть и другой, мы там пьем кофе. Так вот, в том кабинете у меня был разговор с основным совладельцем этого бизнеса перевозчиков. Есть такой Сергей Сергеевич Черевко. Человек-выходец из 90-х, занимался бизнесом (легальным, нелегальным – не мне судить), экспортом гильз. У нас есть гильзовый завод. Заработал хорошее состояние, имеет квартиры в Карловых Варах, в Конче-Заспе, еще много чего.
— А вы об этом, откуда знаете?
— Об этом все знают. И он лично мне об этом рассказывал.
Я ему говорил: давайте искать выход из этой ситуации. Потому что не может быть так, что сейчас люди получат эти так называемые «гройсмановские 3200» — а тут им проезд по 7 гривен! Здесь им и цены, и отопление – люди станут еще беднее, чем были. Говорю: давайте искать какой-то компромисс.
— Например?
— Например, дотацию из бюджета плюс возможность рассмотрения вариантов поднятия цены – только в разумных пределах – не до 5-6-7 гривен.
Нет, говорит, только 7 гривен (потом сказал: 6) – и все, на этом точка.
Я говорю: нет, ребята, так мы разговор не построим. Он: «Да я… да я возьму – автобусы порежу! Да у меня дочь на «Мерседесе» ездит! Да у меня квартиры в Конча-Заспе и Киеве! У меня квартиры в Карловых Варах! Я порежу все автобусы, переплавлю – и куплю еще одну квартиру в Карловых Варах!».
Я говорю: «Сергей, мы так с вами разговора не построим. У меня нет квартиры в Карловых Варах. И возьмите любого, кто ходит по улице – у них тоже нет. Хотя нас не касается то, что у вас там есть. Хотите резать автобусы (я об этом и в Интернете написал) – тогда лучше продайте их в АТО. Пусть там ребята ездят!
Собственно, на таких повышенных тонах у нас и завершился разговор. Потом я узнал, что они собираются бастовать. Это, кстати, является грубым нарушением правил перевозок и наших договоров с перевозчиками. Собственно, за что мы и разрываем договоры.
И вот когда произошел этот конфликт с основным перевозчиком (был у нас один монополист – ООО «Корунд-С»), стали подтягиваться мелкие перевозчики. Говорят шепотом: «Ну, если «Корунд» не будет нам диктовать условия, мы будем и по 3 гривны перевозить, нам нормально!». Ну, мы, конечно, поддержали мелких перевозчиков.
Сейчас в городе есть определенная нехватка автобусов. И мы объявили тендеры на закупку новых транспортных средств. Сейчас тендеры еще продолжаются, и мы не знаем, кто будет победителем. Но планируем, в ближайшее время закупить около 7 единиц автобусов средней вместимости, низкополых. Ну, и плюс планируем закупить «Богданов» — на маршруты, где большие автобусы не проедут.
— Подытоживая этот «маршруточный» сегмент нашей беседы: вы можете гарантировать, что в текущем году тарифы на пассажирские перевозки в Конотопе останутся неизменными?
— Вы знаете, я не Господь Бог и не Порошенко, слава Богу. И имея эту центральную власть, которую мы сейчас имеем, гарантировать что-то невозможно. Я же не знаю, как там поведет себя Гонтарева; мы же видим, как она вела себя до этого. Когда реальная стоимость гривны – где-то в районе 8 за доллар, а мы имеем – 28… Мы видим, как они зарабатывают, как сейчас «поднялся» банк Порошенко. Ну, как тут можно говорить, когда такая нестабильность в государстве? Ну, и плюс война…
А вот то, что я могу гарантировать: все, что зависит от властей города Конотопа, для того, чтобы удержать справедливую цену на проезд в городском транспорте – мы делали и делать будем.
«ГОРОД КОНОТОП ЗАНИМАЕТ ПЕРВОЕ МЕСТО В ОБЛАСТИ ПО ГЛУБИНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ УЛИЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ»
— Прошлым летом вы в достаточно эмоциональном статусе в Фейсбуке предостерегли от экологической катастрофы: мол, депутаты городского совета Конотопа не хотят решать проблему с неочищенными стоками, что грозит масштабной экологической катастрофой. Как дела с ситуацией сейчас?
— В итоге мы сейчас получили возможность получить средства Европейского инвестиционного банка в сумме 300 миллионов гривен на реконструкцию наших очистительных систем. Мы являемся участниками программы ЕИБ, одним из 50 городов Украины, которые могут получить это финансирование. Мы убедили депутатский корпус нашего города проголосовать за соответствующие проекты решений, которые позволяли бы нашему коммунальному предприятию принять участие в этой программе. В ближайшие дни я посещу Министерство регионального развития и строительства с целью подписания соответствующих договоров на участие в этой программе. И, надеюсь, в этом году у нас уже начнется финансирование для того, чтобы реконструировать системы очистки наших канализационных вод.
— Назовите 3 сделанные вами вещи, которыми вы как мэр больше всего гордитесь.
— Я не буду говорить, что я чем-то горжусь. Буду говорить, что радуюсь. Вот искренняя радость у меня есть по минимум десяти вещам. Первое и самое главное – это то, что мы убрали поборы в детских садиках и школах. У нас не нужно давать взятку, чтобы ребенка взяли в детский сад. У нас не нужно, идя в детский сад, покупать чашку или полотенце или постельное белье. Все это у нас покупается за государственный счет через систему ProZorro.
И мне было очень приятно перед 1 сентября подписывать договора, мне их принесли целую пачку. Начинаю их разбирать: о, покупка простыней и наволочек; полотенца; мыло; туалетная бумага. Мы все это закупили, и в случае, если кто-то из работников образования попытается требовать денег, его ожидает только одно: увольнение.
Также мы запретили давать подарки преподавателям и воспитателям. То есть это максимум могут быть цветы и коробка конфет. Если же будет что-то ценное, то человек может полностью лишиться работы.
— Это первое. Второе?
— Мы вывели на новый уровень строительство дорог. То есть сначала мы сломали ту систему, которая была. А затем создали новый конкурентный рынок строительства дорог в городе Конотоп. Это позволило нам сэкономить на строительстве дорог очень существенную сумму. Мы только по одной улице, где стоимость проекта была полтора миллиона, сэкономили только на самом асфальте 180 тысяч.
— Интересно, а мы вот только что ехали в такси, и какими только словами не крыл вас водитель. Упоминали ремонт переезда, говорили, что хороший ремонт – это дело рук «Райавтодора». Да и вообще, ваши оппоненты поместят фото плохих дорог в городе в сопровождении сокрушительных комментариев.
— (Отрицательно мотает головой) Нет. Я вам хочу сказать, что те дороги, которые мы построили в прошлом году, – на них не то, что выбоин нет, там и вода не стоит. Вот поезжайте на улицу генерала Хорька – и пусть вам покажут ту область, которую там сделали во времена Семенихина. И сравните с участком, который сделали во времена предыдущих мэров. У нас, в отличие от предшественников, бордюры стоят, у нас разъезды сделаны. И на 180 тысяч дешевле только по той улице и только по асфальту! Я уже молчу про проект.
Я не знаю, что там за таксисты вас подвозили. Я очень часто общаюсь с таксистами, подъезжаю на вокзал, то есть лучшая точка, чтобы узнать необходимую информацию: о своем рейтинге, или что о тебе люди думают. И с таксистами я общаюсь если не раз в неделю, то раз в две недели – так точно.
Взять тот же автовокзал. Там, где вы переходили дорогу, — она новая. А вот участок дороги до Железнодорожного вокзала ремонтировался «лопато-дождевым» способом. То есть: лопата асфальта, сапогами притоптали, поехали дальше. А мы в том году начали ремонтировать серьезно: фрезеровать, вырезать квадраты, участок вырезать. Вычищать, высушивать, промазать мастикой – и тогда только асфальтировать.
Тот асфальт, который мы клали в прошлом году, – стоит, и замечаний к нему нет. Кстати, в прошлом году подрядчики, которые с нами работали, не взяли денег за одну из дорог. Дорога по улице Батуринской – бесплатная. А это более миллиона гривен. Покажите мне, где ранее в Конотопе подрядчики дарили ремонт дороги!
— И откуда такая щедрость?
— Они думали, что по окончании работ мы возьмем с них откат. И когда узнали, что мы в эти игры не играем… я вам честно говорю. И могу познакомить с человеком, который это сделал.
— Третье ваше достижение?
— Освещение города. У нас много было улиц, которые даже в советские времена не имели сети уличного освещения. Мы сейчас модернизируем систему уличного освещения. Устанавливаем современные светодиодные фонари практически по всему городу. Раньше, кстати, была только одна подрядная организация; сейчас – уже четыре. И, конкурируя между собой, они образуют самую низкую цену. Потому что каждый хочет работать. Раньше этого не было.
И если бы вы остались здесь вечером, я бы вам сделал экскурсию по городу, и вы бы все увидели. Город Конотоп сейчас занимает первое место в Сумской области по глубине модернизации уличного освещения. И дело в том, насколько оно является современным. Такого количества модернизированного освещения вы не найдете нигде.
— А какие 3 вещи для вас как для мэра являются вечной головной болью?
— Во-первых, система теплоснабжения и теплогенерации. Во-вторых, система водоотведения, фильтрации и канализационных вод. И третье – дороги.
— То, что благодаря децентрализации в местных бюджетах существенно увеличилось количество денег, вам помогает?
— (Иронично улыбается) Я отрицаю, что благодаря децентрализации добавились какие-то денежные ресурсы. Все то, что прибавилось благодаря этим так называемым реформам центральной власти, – оно же и поглотилось по тем статьям расходов, которые в теории вообще не должны ложиться на плечи городской власти. Кстати, мы в прошлом году заняли первое место в области по темпам прироста поступлений в наш городской бюджет. Это официальные данные департамента финансов Сумской ОГА.
Так вот, для примера. На нас повесили необеспеченность по медицине (в прошлом году она составляла 11 миллионов гривен); на нас повесили ПТУ (20 миллионов гривен). Ну и остальные необеспеченности по образованию. Я уже не беру во внимание ситуацию по книгам, учебникам – где-то еще около 3 миллионов.
Вот вам и пожалуйста. Это даже больше, чем те средства, которые нам остались после переформатирования центров, где оседают налоги. В этом году от нас забрали ПТУ, но на нас повесили практически всю медицину. Необеспеченность по отрасли здравоохранения составляет сейчас 28,5 миллионов.
— А есть ли в Конотопе определенные инновации, которых вы не видели ни в одном другом городе Украины? Или определенные вещи, которые вы подсмотрели в других городах и применили в вашем городе?
— Это как раз уличное освещение и то, что убрали поборы в школах и детских садах. Этот пример, я вам честно скажу, пришел от мэра Тернополя Сергея Надала. Я почитал-посмотрел, как он это сделал – и перенял у него этот опыт.
Переняли мы и опыт того, как зимой делать дороги. Не скажу, из практики, какого города, я увидел это в YouTube – и просто не запомнил, в каком городе так делали.
— Но город украинский?
— Иностранный. И я начал искать, как это можно сделать у нас в городе. И обратился к подрядчикам. Кстати, «Райавтодор» ничем не помог в этом случае. Помогло другое предприятие, которое тоже является подрядчиком у нас по дорогам. Они нашли специальное оборудование, которое позволяет производить ремонт дорог зимой. Даже если прошел дождь или снег. Разогревается квадрат асфальта (там, где яма), высушивается, добавляется еще асфальт – и тогда мы все это асфальтируем. Дорога ровная, изменения заметны разве что с оттенком асфальта. Такие работы мы начали делать примерно месяц назад.
ПРИЕЗЖАЛИ К НАМ И ИЗ ОТДЕЛА ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ ОБЛАСТНОЙ ПОЛИЦИИ. ВОТ БЫЛИ МЕРЗАВЦЫ: ЗАЛЕЗАЛИ ДАЖЕ В КОСМЕТИЧКИ К ДЕВУШКАМ! НУ, ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО «МУСОРА» БЫЛИ!
— Что скажете по поводу подозрения прокуратурой чиновников из Конотопского управления ЖКХ в отмывании 5 миллионов под предлогом выполнения подрядных работ в родильном доме и детской поликлинике?
— Прокомментирую это так. Когда я стал городским главой, буквально сразу же после этого момента состоялось открытие тендерных предложений. И я тогда не знал не то что никого из городского совета, а разве что 1-2 человек вообще. И в лицо, и как зовут. То есть все происходило в соответствии с действующим законодательством.
По моему мнению, правоохранительным органам надо копать глубже, и вот почему. Потому что деньги на счета ЖКХ города Конотоп поступили, если мне не изменяет память, в июле-августе. Первый знак вопроса: почему ЖКХ города Конотоп мало занимается закупкой медицинского оборудования? Там разве есть специалисты, которые разбираются в медицине? Нет. Далее: почему 2 лота – достройка и закупка оборудования — были объединены в один? И вопрос номер 3: почему, когда специалисты говорили: «Люди добрые, давайте разъединим эти два лота, чтобы больше денег пошло на медицину, а не на ЖКХ, что было бы правильнее», к ним не прислушались?
— К чему вы ведете?
— Сейчас закончу, будет понятно. И вот когда я стал городским главой, и мне пришлось уже работать с теми компаниями, которые выиграли тендер, я требовал от них одного: чтобы они уложились в тендер до 31 декабря. А к этому числу (как мне уже позже стало известно) закупить оборудование, которое производилось за рубежом, было нереально. Ибо это оборудование специфическое, его надо было еще произвести, а потом привезти, провести через таможню и доставить. Это полтора-два месяца времени. А времени на выполнение этого тендера было буквально 2 недели.
То есть я вам скажу так: я сейчас не называю фамилий, но выборы в городе Конотоп должен был выиграть не я, а человек, который занял второе место, у нас был небольшой разрыв. Этот человек был депутатом городского совета, фактическим лидером большинства городского совета. Он последние полгода до выборов блокировал все бюджетные расходы. Собирая их все в один комочек и планируя это все потом распределить, когда станет мэром.
Мэром человек не стал, но тендер, же проводить надо. Он и был проведен. Как оно было сделано – пусть правоохранители дают оценку. Я – только за. Более того, те люди, которые делали выемку, были из экономической контрразведки СБУ. Плюс прокурор из Киева. Люди профессиональные – поверьте, за свою жизнь я много встречался и с мусорами, и со всякими отбросами. Но когда я общался с теми, кто делал выемку, я вам честно скажу – удовольствие получил от того, как они общаются, работают.
Были потом и еще одни у нас гости – но это уже был отдел по борьбе с экономической преступностью областной полиции. Приехали через неделю или две. Вот были мерзавцы: залезали даже в косметички девушек, смотрели, какая там у них помада! Ну, это действительно «мусора» были!
Я со своей стороны гарантирую полный доступ ко всем документам. Даже без запросов через суды или еще что-то. Следователь приходит и говорит: мне нужен этот документ. Приседает на стульчик, ему дают кофе – и на его глазах делается этот документ. Я сообщил об этом официально и в полицию, и прокуратуру, и службу безопасности.
— Ваш ответ зафиксировали. А скажите еще вот такое: что это за история, когда мэр инициировал создание муниципального футбольного клуба, но его не поддержала даже фракция «Свободы» в горсовете? Как так: украинский футбол дышит на ладан, клубы высшего дивизиона пытаются оптимизировать свои бюджеты – почему именно сейчас вы решили создать коммунальное предприятие «Муниципальный футбольный клуб «Конотоп-Шахтер»?
— Я вам скажу так: фракция «Свободы» в городском совете против этой инициативы не голосовала.
— Ну, но не голосовала «за».
— Но и против – тоже.
Дело в том, что футбольный клуб у нас был. Футбол является массовым видом спорта во всем мире. И я помню свое детство, я вырос возле стадиона и помню, сколько там занималось детей. Нас за уши нельзя было оттянуть, играло по 20 человек в команде!
Сейчас, когда летом-осенью я общался с детворой города, то спрашивал: чего бы вы хотели: качели, площадки для волейбола-баскетбола? «Нет, — отвечают – нам нужен футбол».
У меня много друзей, которые в свое время были талантливыми футболистами от Бога. Но они свой талант направили, скажем, так, не туда. Часть из них стали наркоманами и ушли по тюрьмам. Часть – занялась бизнесом, и живут, как я и вы. Еще часть куда-то ушла. Но реально у нас была перспектива развития футбола.
Как человек, который раньше был в бизнесе, я вижу, что в футболе можно делать хороший бизнес. А я вам хочу сказать, что у нас база очень серьезная. В нашей спортивной школе есть отдельные две группы, которые занимаются футболом, – то есть профессионально учат детей играть в футбол. И дальше им деваться некуда: вот они окончили спортивную школу – и куда им дальше? Это притом, что у нас есть профессиональный футбольный стадион, профессиональное футбольное поле, гостиница для спортсменов! И база есть – а футбольного клуба нет! Понимаете, стоимость содержания этого футбольного клуба составляла бы примерно 1 млн. 200 тыс. гривен в год! То есть это 120 тысяч гривен в месяц.
У мэра есть фонд в миллион гривен, который я направляю на материальную помощь, ремонт садиков-школ и прочее. И я готов был половину (а может, даже и больше) средств из этого фонда направить на создание этого клуба.
Что собой представляет создание футбольного клуба? Это исключительно зарплата футболистов и тренеров клуба. Четкие ставки, соответственно с налогами. Все! Остальные – стадион (аренда – 1 гривна), отель. У нас есть даже транспорт, чтобы возить футболистов!
— Итак, вы хотите сказать, что это не такое дорогое удовольствие, как многие считают. Будете и дальше лоббировать эту идею?
— Думаю, что смогу убедить депутатский корпус проголосовать за это. Хочу сказать, что эта информация – ой, здесь жить нет за что, а он о футболе, это же такие деньги! – была раскручена негодяями. Которые просто видят это кресло в виде лопаты, которой можно грести деньги. Дело в том, что много коррупционных схем в городе Конотоп мне уже удалось поломать. Но все равно их тянет к этому месту…
Авторы: Евгений Кузьменко, Олег Демьяненко
Источник: «Цензор.НЕТ»
Перевод (с сокращениями): BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.