Читайте также: Вице-премьер Украины Геннадий Зубко: Я могу уйти в отставку при условии невозможности в дальнейшем осуществлять реформы
Вице-премьер Украины Геннадий Зубко: Субсидии демотивируют людей экономить
Дилемма на 80 млрд. Получат ли украинцы субсидии «живыми» деньгами
Что такое коммунальные субсидии и как они выплачиваются?
Субсидии на коммунальные услуги – адресная государственная социальная помощь. Деньги на них закладываются в законе о государственном бюджете. В 2018 году на льготы и субсидии на коммунальные услуги для населения планируется потратить 71 млрд. грн. или 7,2% госбюджета.
По данным Госстата, в ноябре 2017 года субсидии получали 6 631 670 семей. Механизм их выплаты такой: из госбюджета средства транзитом через местный бюджет перечисляются на счета территориальных управлений социальной защиты, далее – на счета жилищно-коммунальных предприятий.
Значит, получатель денежной помощи даже не касается этих денег, а видит их в виде скидки в квитанции.
Разве здесь не работает министерство, зачем монетизация?
Такая система раздувает расходы на субсидии из государственного бюджета. В ее структуре заложены возможности для злоупотребления системой со стороны всех участников: поставщиков коммунальных услуг, государства, потребителей.
Последних она не стимулирует экономить, что приводит к еще большим затратам при каждом росте цен на газ или электроэнергию.
Система субсидирования состоит из двух подсистем: начисление и финансирование субсидий. Задача первого – определить, каких потребителей нужно поддержать, второго – заплатить за часть их потребления.
Потребители нередко пытаются обмануть систему на этапе начисления, скрывая уровень доходов членов семьи. Несовершенные механизмы начисления субсидии позволяют это делать.
Поставщики услуг заинтересованы предоставлять получателям субсидий больше услуг – потому что государство им за это заплатит. Непрозрачный механизм перечисления субсидий создает пространство для злоупотреблений.
Однако и само государство иногда просто не перечисляет субсидии, создавая долги для местных ТКЭ.
Что делать?
Правительство и эксперты считают, что сделает более прозрачной систему монетизация. Это такая схема финансирования субсидий, при которой потребитель получает средства «живыми» деньгами на банковскую карточку или наличными. В некоторых районах украинцы именно так получают субсидию на твердое топливо.
Сейчас субсидия автоматически вычитается из полной стоимости коммунальных услуг. Монетизация предполагает, что семьи будут получать из государственного бюджета средства, которые будут покрывать часть расходов на коммунальные услуги.
Однако совершенствования требует и система начисления субсидий. Государство должно лучше понимать, кто из потребителей действительно нуждается в субсидии, и не являются ли завышенными социальные нормативы потребления.
Решит ли монетизация проблему мошенничества?
Субсидии в Украине не всегда получают те, кому они действительно необходимы. Часто люди сознательно получают зарплату «в конвертах» и просят скидку на коммунальные услуги. Так они прячут от налогообложения свои доходы и получают субсидии. Государство в этом случае проигрывает дважды.
То есть одна только монетизация не решит проблему неплатежей. Нужен эффективный механизм верификации на уровне начисления субсидий.
Для ее проведения нужно создать реестр получателей субсидий. 14 марта Кабинет Министров принял соответствующее постановление. После создания реестра должна состояться проверка сведений о доходах получателей субсидий.
Зачем тогда нужна монетизация субсидий?
Правильно осуществленная монетизация сделает государственную поддержку населения прозрачной. Также она может стимулировать людей к сокращению потребления ресурсов, а это уменьшит потребность в субсидиях.
По данным «Нафтогаза», за девять месяцев 2017 года средствами субсидий за газ было уплачено 42,8 млрд. грн. Эксперты говорят, что при правильной монетизации субсидий госбюджет сэкономит десятки миллиардов гривен.
Кроме того, изменение системы субсидий является одним из требований Украины в рамках программ сотрудничества с ее основными кредиторами – МВФ, Всемирным Банком, ЕС и ЕБРР.
Как будет происходить монетизация коммунальных субсидий?
Правительство говорит о двух этапах.
Первый этап начался 1 января 2018 года. На этом этапе на субсидии ожидает монетизация на уровне предприятий ЖКХ. Кабмин отказался от совместных протокольных решений – с их помощью проводились клиринговые расчеты между субъектами. Протокольные решения заменили специальным реестром, хотя непонятно, как это решит проблему, когда казначейство не перечисляет средства.
По версии правительства, государство напрямую будет выделять средства предприятиям, которые оказывают услуги, в зависимости от объемов потребленных ресурсов. Полученные средства предприятие сможет потратить только по целевому назначению – на оплату потребленных энергоносителей. При этом предприятия, которые предоставляют коммунальные услуги, смогут свободно выбирать поставщика энергоносителей.
Однако реализовать эту схему не получится. С апреля 2017 года правительство обязало «Нафтогаз» поставлять газ для населения по ценам ниже рыночных. 28 марта Кабмин продлил действие этой нормы до июня 2018 года. Поэтому пока рынок газа для населения в состоянии формирования, анонсированная победа откладывается.
Второй этап предусматривает монетизацию субсидий на уровне семей. Семьи будут получать субсидии «живыми» деньгами и направлять их на оплату коммунальных услуг. Относительно этого этапа у правительства отсутствует детальное видение.
Субсидия будет начисляться не по социальным нормам, а по фактическому объему потребленных услуг. Именно на этом этапе украинцы начнут получать от государства «живые» средства на оплату коммунальных услуг.
А как будут получать субсидии ОСМД?
С начала 2018 года вступили в силу изменения к постановлению Кабмина. Они обязали коммунальные предприятия, которые хотят получать субсидии от населения, открыть специальные счета в органах казначейства.
ОСМД и ЖСК юридически не являются субъектами хозяйствования и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, поэтому этот порядок на них не распространился. Они не смогли распоряжаться субсидиями, которые получают жители на содержание дома.
Поэтому ОСМД и ЖКБ не имели оснований учитывать в расчетах с совладельцами суммы льгот и субсидий и с января 2018 года начали формировать квитанции без их учета – на полную сумму стоимости коммунальных услуг.
Представители ОСМД и ЖСК провели консультации с правительством, по результатам которых в законодательство были внесены изменения. Ряд проблем удалось решить.
Можно ли будет потратить выделенные средства на что-то другое?
Пока это вопрос открытый. В ноябре 2017 года сэкономленные семьями деньги по субсидиям просто переводились на счета в банках или выплачиваемые на почте.
Тогда никаких ограничений по их использованию не было.
Рассматриваются несколько вариантов. Первый – создание социальных карт в государственных банках с ограниченными возможностями использования. Полученные «живые» субсидии семьи смогут переводить только на оплату коммунальных услуг.
Второй вариант – разрешить использование «живых» денег по субсидиям на мероприятия по энергоэффективности, как, например, «теплые» кредиты.
Третий вариант – разрешить свободное использование денег. Этот вариант наиболее простой, но рискованный для государства из-за плохой платежной дисциплины населения. Сейчас отсутствуют инструменты обеспечения платежей – пени и штрафы за несвоевременную оплату и действенная процедура судебного взыскания долгов.
Внедрение специальных счетов из-за технических особенностей требует времени, ведь необходимо вносить изменения в регуляцию Национального банка Украины.
Когда можно будет получить «живые» деньги?
Закон «О жилищно-коммунальных услугах» требует введения монетизации до 1 января 2019 года. Правительство обещает, что до конца 2018 года семьи начнут получать «живые» деньги. Однако есть вопросы по ликвидности казначейства.
Имеет ли госбюджет необходимый объем «живых» средств, для своевременных расчетов?
Правительство часто не оплачивает субсидии, перекладывая финансовое бремя на ТКЭ и «Нафтогаз». Кабмин закрывает бюджетные дыры благодаря созданию долгов в этих компаниях. В последние годы долги Минфина по субсидиям переходят из года в год, поэтому неизвестно, справится ли бюджет с такой финансовой нагрузкой.
Один очень маленький нюанс. Несмотря на то, что у нас широко используется термин ЖКУ, государство не предоставляет жилищных услуг. Поэтому остаются коммунальные услуги.
Автор: Богдан Красовский
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.