Цензор.НЕТ пообщался о реформе с Иваном Хилобоком, старшим проектным менеджером реформы государственного управления офиса реформ Кабмина. Он уверяет: совершенно незаметная внешне реформа кардинально повлияет на реализацию государственной политики и на уменьшение коррупции.
Хилобок рассказал, что в результате получат украинцы, остановился на трудностях и казусах, которые имели место во время конкурса, а также объяснил, почему Минздрав пока не выбрал на конкурсе ни одного кандидата.
Читайте также: Министр Александр Саенко: Повышать зарплаты государственным служащим без изменения качества работы было бы неправильно
МИНИСТЕРСТВА ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ КАК МОЩНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ, А НЕ ВЫПОЛНЯТЬ НЕСВОЙСТВЕННЫЕ ИМ ФУНКЦИИ
— Продолжаются конкурсы на новые должности государственной службы. Объясните, в чем важность этих конкурсов и почему обновление чиновничьего аппарата называют большой реформой?
— Эти конкурсы – маленькая часть большой программы изменений, которая заложена в реформирования государственного управления Украины. Основная цель – создать эффективную современную систему, которая способна решать проблемы граждан и обеспечивать развитие страны. В прошлом году правительство утвердило комплексную Стратегию реформирования государственного управления до 2020 года, которая включает в себе реформу министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных услуг, внедрение современных методов управления персоналом.
Всего там, около 150 мероприятий. И собственно сейчас идет первый этап — реформирование министерств. Было выбрано 10 пилотных министерств. Сначала были определены ключевые сферы деятельности этих министерств, обновлены внутренние структуры, продолжается обновление процедур. Для того чтобы этот план завершить, необходимо обновление персонала.
— На какие именно должности проходят конкурсы? Какой уровень охватит реформа?
— Это примерно 1000 новых должностей государственной службы категории Б и В. Это руководители новых директоратов, а также государственные эксперты и руководители экспертных групп. Мы движемся к тому, чтобы создать современные, компактные и гибкие министерства, которые будут способны выполнять ключевую функцию – формирование и анализ государственной политики.
В будущем они будут работать как мощные аналитические центры, которые будут вырабатывать пути решения проблем и развития отраслей. Для этого сначала надо избавиться от несвойственных функций министерств. Только после этого можем говорить о сокращении количества служащих. Потому сейчас имеем дисбаланс, когда в министерствах много людей занимается несвойственными функциями, а в ключевых вещах задействовано мало человек. Поэтому мы наращиваем количество нужных специалистов с постепенным уменьшением несвойственных функций.
— Что имеется в виду под несвойственными функциями?
— Во-первых, это прямое управление государственной собственностью. Министерство не должно этого делать, это пережиток советских времен. Сейчас у нас более 3 тысяч государственных предприятий. Но к этой проблеме нужен отдельный подход. Наше дело снять ненужный пласт работы из министерств. Другой пример несвойственных функций – контрольно-инспекционная работа и разнообразные проверки. И третий уровень – оказание различных государственных услуг. Например, экспортные квоты и выдача различных разрешений и сертификатов. Все это должно отойти на уровень специализированных служб или на местный уровень.
Постепенно ключевые функции должны перетекать к новым директоратам. Непрофильные функции останутся в старых департаментах, пока окончательно не будут ликвидированы или переданы в специализированные структуры.
— За счет этих новых должностей общий штат Кабинета министров увеличится?
— В стратегии реформирования государственного управления планируется то, что к 2020 году должна быть снижена численность госслужащих. Снижение минимум на 10%. Сейчас в Украине около 250 тысяч госслужащих находится в центральном аппарате и в региональных уровнях управления, не считая должностных лиц местного самоуправления. Поэтому когда мы говорим о тысяче новых должностей, то понимаем, что это минимальное количество.
— 1000 человек с 250 тысяч – действительно ничтожно. В перспективе должна быть обновлена вся чиновничья система?
— Нет, не является целью обновить такое большое количество государственных чиновников. До 2020 года планируем набрать около 3 тысяч чиновников нового качества на уровне министерств и других центральных органов. Но ключевая задача – пересмотреть и оптимизировать их функции.
— Это по принципу, что «рыба гниет с головы»? Несколько тысяч новых чиновников смогут удержать всю систему?
— Это будет эволюционный процесс, трансформация сверху вниз. Имеется цель в принципе повысить общие требования к госслужащим и улучшить их работу с использованием новых методов и инструментов, в частности, электронного управления.
— В новых подразделениях, которые создаются, имеется ли одинаковое направление во всех Министерствах?
— В начале реформы была разработана новая модель работы министерств. Она состоит из трех ключевых блоков: подразделение стратегического планирования и европейской интеграции. Это унифицированные подразделения во всех министерствах. Второй блок – подразделения по разработке и формированию государственной политики. Речь идет о директоратах формирования политики, которые будут работать в сферах ответственности каждого министерства в рамках комплексной общенациональной государственной политики. В каждом министерстве их примерно от 3 до 6.
Конкурсы были объявлены не во всех директоратах политики, поскольку процедура конкурса новая, а потому сложная и для министерств, и для кандидатов. Поэтому просто нет возможности объявить конкурсы сразу на все должности. Для объявления первой волны конкурсов каждое министерство выбирало те директораты, которые являются сейчас самыми важными и приоритетными. Далее в течение 2018 года будут объявляться конкурсы и в другие директораты.
Например, для запуска медицинской реформы министерство запустило сразу все 5 ключевые директораты. Кто-то выбрал 2-3 директораты, чтобы усилили определенное направление работы. Третий блок – это функции обеспечения деятельности министерства, условно «секретариат министерства»: IT, бухгалтерия, документооборот и так далее, около 20 функций.
Сейчас начинаем с директоратов стратегического планирования и политики. В настоящее время проведена первая волна конкурсов. После укомплектования этих директоратов будем двигаться дальше. Окончательная цель — полное обновление кадров сначала для этих 10 министерств, а потом для всех остальных. Поскольку реформа направлена на комплексный перезапуск системы. А система состоит из структур, процедур и людей. Поэтому все должности в новых директоратах заполняются только через конкурс.
В ПРОЦЕДУРЕ РАБОТЫ НОВЫХ ДИРЕКТОРАТОВ МИНИМИЗИРОВАНА ВОЗМОЖНОСТЬ КОРРУПЦИИ
— Правительство объявило, что конкурсы на новые должности проходят по новой процедуре? В чем их новизна и кто разрабатывал новую конкурсную процедуру?
— В разработке процедуры конкурсов были привлечены все ключевые заинтересованные стороны. Это и общественность – в частности «Реанимационный пакет реформ», ассоциация «Профессиональное правительство» и другие эксперты. Это осуществлялось при поддержке ЕС – на тендере, проведенном ЕС, была избрана профессиональная HR-компания Hudson. Она помогала правительству разрабатывать новые требования к должностям и новые процедуры для конкурса.
Кроме того, был создан современный портал вакансий career.gov.ua. Мы стремимся, чтобы государство могло конкурировать за таланты на рынке труда. Поскольку сейчас сложность задач на госслужбе, в мире и в Украине в частности, особенно в этот переходный этап и еще и в условиях войны, требует таких навыков и знаний, которых ранее госслужба не требовала.
— Процедура конкурса копирует западные образцы?
— По оценкам ЕС, новая процедура в Украине является примером отбора на государственную службу. Она вобрала в себя лучшие практики аналогичных процедур в различных европейских странах. Далеко не все государства имеют столь всестороннюю и глубокую процедуру отбора.
— Прозрачность – это единственное отличие от той процедуры отбора чиновников, которая существовала раньше?
— С одной стороны, прозрачность. С другой – фокус на различные профессиональные качества и компетентности. Предыдущий конкурс был условно заточенный на знание законодательства. Среди новых требований к должностям — а их от 10 до 12 — только две касаются законодательства. Остальные – это или профессиональные компетентности, такие как лидерство, работа в команде, стратегическое видение. Или отраслевые знания, например, по работе энергетики или современной медицины.
— Кто финансирует реформу?
— Вся реформа государственного управления финансируется из государственного бюджета Украины. И зарплата госслужащих выплачивается из бюджета – это единственный возможный и правильный механизм оплаты труда государственных служащих. Но Европейский Союз, понимая, что реформа государственного управления является основой для успешного внедрения всех других реформ, поддерживает финансово правительство Украины в комплексном реформировании этой сферы.
В конце 2016 года было подписано финансовое соглашение, согласно которому Европейский Союз финансирует государственный бюджет при условии выполнения Украиной определенных показателей, их более 100. Соглашение рассчитано на 5 лет. Среди множества мероприятий, в финансировании которых помогает ЕС, есть и зарплата госслужащих.
— О какой сумме пособия идет речь в случае доплаты к зарплатам госслужащим?
— Общая сумма сделки 104 млн. евро на 5 лет. ЕС ежегодно будет выделять примерно 20 млн. евро при условии, что Украина будет выполнять те показатели, которые заложены в соглашении. Это привычный для Европейского Союза механизм побуждения к реформированию и контролю качества в соответствии европейских принципов надлежащего управления. Значит, эти изменения в целом направлены на повышение эффективности управления, а не на повышение зарплаты отдельным лицам.
Новые государственные служащие с высокими зарплатами будут сотрудничать со старыми кадрами? Не будет ли конфликтов?
— Установление конкурентоспособной зарплаты для новых специалистов – это первый шаг реформирования системы оплаты труда. В законе Украины «О государственной службе» запланировано достижение конкурентного уровня зарплаты до 2020 года для всех госслужащих. Поэтому общая цель – постепенное повышение зарплаты всем категориям, при условии эффективного выполнения задач и ответственности.
Очень важно, что мы не выходим за общий объем финансирования заработной платы. Делаем более компактный аппарат, но с более высокой заработной платой. Надо преодолеть стереотип, когда государственные чиновники фактически ничего не делают и им за это не нужно платить. До тех пор много хороших идей упиралось в институциональную неспособность быстро и качественно внедрять изменения.
— Высокая зарплата считается антикоррупционным мероприятием. Какие еще средства против коррупции заложены в новой системе?
— Уже в процедуре работы новых директоратов минимизирована возможность коррупции. Эти новые кадры не будут заниматься выдачей разрешений, согласованием финансовых планов госпредприятий, значит, не будут иметь дел с документами административного содержания. Второе – это прозрачность самой процедуры отбора. Процедура была серьезно пересмотрена, введены новые этапы.
— Какие именно?
— Внедрены компьютерные тесты по аналитическим способностям. Также добавлено письменное, на компьютере, анонимное решение ситуационных задач. Кроме того, в течение собеседований осуществляется видеофиксация. К работе комиссии привлечены независимые эксперты, как отраслевых ведомств, так и в сфере управления персоналом. Плюс мониторинговая миссия ЕС наблюдает за всеми конкурсными комиссиями в этих 10 пилотных министерствах. Дополнительно предусмотрена оценка мотивации. Это анкета, которую кандидаты заполняют на компьютере, и автоматически система выдает мотивационный портрет кандидата.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПОКА НЕ ВЫБРАЛО ПОБЕДИТЕЛЯ НИ ПО ОДНОЙ ИЗ ВАКАНСИЙ. ИЩУТ ЛУЧШИХ
— В конкурсах появились ситуационные задачи. Зачем они нужны?
— Это комплексные задачи, которые были разработаны в рамках проекта поддержки ЕС, HR-компанией Hudson, специально для определения профессиональных компетенций. Есть три вида ситуационных задач. Первая задача – письменное задание на компьютере на оценку знаний в области работы директората. Это также может быть какое-то специальное законодательство.
Следующее ситуационное задание состоит из двух частей – письменной части и устной. Вот там уже проверяются компетентности, такие как: стратегическое видение, настроенность на внедрение изменений и достижения результатов. На устном задании проверяется способность к коммуникации, стрессоустойчивость.
— Какие требования к кандидатам? Может ли в конкурсе победить человек без опыта работы в госслужбе?
— Государственным служащим может стать любой гражданин Украины в возрасте от 18 до 65 лет. Кроме этого необходимо соответствовать квалификационным требованиям, которые и проверяются на конкурсе. Опыт работы на государственной службе не является обязательным.
— Как насчет знания государственного языка? Предполагаю, что с этим могли возникнуть трудности.
— Есть общие требования для поступления на государственную службу. Они записаны в законе Украины «О государственной службе». Там указано обязательное условие свободного владения государственным языком, в частности предоставление удостоверения об этом. Сама процедура несложная. Если человек имеет оценку «отлично» в школьном аттестате или в университетском дипломе, то удостоверение выдается автоматически без сдачи экзаменов.
У некоторых кандидатов с этим были сложности, поэтому мы увеличили время работы аттестационных комиссий, которые выдают удостоверения, чтобы все желающие могли усовершенствовать знания и успеть получить удостоверение. Только в Киеве несколько десятков вузов, при которых действуют аттестационные комиссии, поэтому проблем не возникало.
— А как со знанием иностранного языка?
— В законе владение иностранным языком не определено как обязательное требование. Мы решили, что незнание других языков не может служить отягчающим критерием. Но дополнительный балл получали те, кто предоставил сертификаты о владении английским или французским языком, которые являются официальными языками Совета Европы.
— Иван, раньше возникали вопросы по поводу оценки результатов конкурсов. Кто входит в комиссии?
— Оценивает конкурсная комиссия в составе до семи человек государственных служащих – представителей органа, в котором проводится конкурс. Комиссию может возглавлять государственный секретарь. К работе комиссии обязательно привлечены внешние эксперты – двое из соответствующей отрасли и один эксперт по отбору персонала. Генеральные директора, которые будут избраны первыми конкурсами, также войдут в состав этих комиссий. Кроме того, все члены конкурсных комиссий прошли обучение, которое проводили эксперты проекта европейской поддержки.
— Как происходит выставление баллов?
— Все десять голосуют, обсуждают, проставляют баллы за каждое требование и вместе выбирают победителя. При работе комиссии также присутствовал представитель мониторинговой миссии Европейского Союза. Но он дает лишь методологическую поддержку.
— Уже есть первые результаты конкурса. Из тех кандидатов, которые подавали заявки, кого, было больше: чиновников, которые уже задействованы в системе, или новых лиц?
— Я сразу подчеркну высокий интерес со стороны специалистов. На некоторые должности мы получали более 100 кандидатов. Мы не ожидали такого интереса. Получилось примерно 50:50 тех, кто подавался из действующих служащих, и людей из бизнеса и общественности.
Предварительно завершено около 100 конкурсов. Далее идет процесс проверки и назначения. Назначений пока нет. Среди победителей примерно 40% тех, кто до этого не работал на госслужбе и 60% тех, кто работал. Но надо осторожно относиться к категориям «старый» и «новый».
Например, в Минобразования в конкурсе на должность генерального директора Директората стратегического планирования и евроинтеграции победила Анна Новосад, которая до этого работала в Министерстве. Формально она является «старым» чиновником-бюрократом. Но на самом деле это профессионал высокого класса, которая имеет западное образование, которая пришла работать после Революции Достоинства. Она долго работала волонтером у заместителя министра образования Инны Совсун. Со временем она решила присоединиться к команде официально, чтобы завершить свои реформаторские инициативы.
— Сколько на сегодня избрано победителей?
— Победители выбраны примерно по результатам 90 конкурсов. По некоторым конкурсам кандидаты так и не были определены. Например, Министерство здравоохранения не выбрало победителя ни по одной из 5 объявленных вакансий генеральных директоров. Команда Минздрава действительно ищет лучших людей. Это также опыт прозрачности и пример профессионального отношения к процедуре конкурса. В Министерстве очень придирчиво относились ко всем процедурам, и не увидели сильных кандидатов. Поэтому они объявляют дополнительные конкурсы и активно ищут профессионалов.
На самом деле это не впервые такая ситуация, когда на конкурсе не выбран победитель. Такое случается и не только в госструктурах.
— Когда ожидаются первые назначения?
— Проверка и подготовка документов занимает 10-20 дней. Значит, до конца ноября будут первые назначения. Но мы не ждем официальных дат, люди уже готовятся к введению в должность. Планируются встречи лиц, которые победили в конкурсах, с министром Кабинета министров и госсекретарями, чтобы вместе формировать профессиональную сеть.
— С какими вызовами и проблемами вы столкнулись при проведении конкурсов?
— Конечно, не все идеально, особенно в сфере государственного управления. Всегда будут сложности в исполнении процедуры или человеческий фактор. Где-то система не сработала, где-то не успевали сообщать кандидатам, где не улыбнулись на входе. Но мы постоянно совершенствуем процесс. Недавно были приняты изменения в постановление правительства относительно процедуры конкурса. Постоянно работает линия обратной связи на портале вакансий и горячая линия для кандидатов. Также запустили онлайн- анкету, в которой кандидаты могут оценить процедуру. Поэтому надеемся, что эти действия помогут в коммуникации и решении возможных недоразумений.
— Да, а уже поступали какие-то жалобы от кандидатов?
— Основные сложности – очень большой интерес, а, следовательно, и большое количество кандидатов. Поэтому конкурсные комиссии иногда физически не справлялись. Люди работали до 2 часов ночи ежедневно. И следует учитывать, что это впервые, когда конкурс проводится по новым процедурам, поэтому министерства также учатся. В частности, работать с конкурсными анкетами онлайн.
— Когда следующая волна конкурса?
— На самом деле это постоянный процесс, нет такого, что все министерства в один день объявляют о начале конкурсов. Были оглашены результаты конкурсов – в основном на должности директоров. Дальше будут объявлены конкурсы на должности государственных экспертов и руководителей экспертных групп. В зависимости от министерства этот процесс имеет разную динамику. Поэтому новые вакансии появляются почти каждую неделю, и так же постоянно какие-то вакансии закрываются.
В целом реформа государственного управления активно продолжится и в 2018 году. Мы планируем, и дальше работать над реформой министерств, в частности привлечь другие министерства, которые не вошли в первую волну. Будем работать над новыми процессами, процедурами, электронным управлением. Будем формировать новую и профессиональную государственную службу.
Автор: Ольга Скороход
Источник: «Цензор.НЕТ»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.