Читайте также: Джованни Кесслер: Если НАБУ прекратит свою деятельность, это станет провалом для Украины
Один день с Артемом Сытником. Как председатель НАБУ охотится на крупную рыбу
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
489 уголовных производств открыто в работе, 149 подозреваемых и 173 обвиняемых в коррупции – с такими результатами Национальное антикоррупционное бюро завершило 2017 год, второй от начала расследований (первые уголовные производства детективы НАБУ зарегистрировали в Едином реестре досудебных расследований 4 декабря 2015 года). Приоритетными направлениями в работе детективов НАБУ на протяжении прошлого года были государственные предприятия и подследственные Национальному бюро топ-должности.
II полугодие 2017 года отметилось рядом резонансных разоблачений фактов коррупции, прежде всего в оборонно-промышленной сфере.
Так, в июле задержаны пять должностных лиц Вооруженных Сил Украины и ГП «Львовский бронетанковый завод» по подозрению в растрате более 28 млн. грн. В августе – шесть человек (в том числе должностных лиц Государственной пограничной службы) уличены в растрате 16,6 млн. грн., выделенных из государственного бюджета на обустройство украино-российского границы (так называемый проект «Стена»).
Два месяца спустя разоблачили схему хищения средств Минобороны при закупке топлива на сумму более 149 млн. грн. Среди подозреваемых лиц – заместитель министра.
В конце октября 2017 года задержан экс-заместитель министра внутренних дел по подозрению в растрате 14 млн. грн. при закупке рюкзаков для нужд Национальной гвардии Украины.
Не остались без внимания детективов НАБУ и государственные предприятия, по которым в СМИ давно закрепился имидж коррумпированных структур. Прежде всего, речь идет о таких гигантах как ПАО «УЖД», ГП «НАЭК «Энергоатом», «Аграрный фонд» и др.
Среди лиц, подозреваемых детективами Бюро в совершении коррупционных преступлений, одной из самых многочисленных групп являются руководители государственных предприятий, в штатном капитале которых доля государства или коммунальной собственности превышает 50%: на них приходится 17,6% от общего количества подозрений.
КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ
14.07.2017 – задержаны пять человек – должностных лиц Вооруженных Сил Украины и ГП «Львовский бронетанковый завод» по подозрению в растрате 28,5 млн. грн. во время закупок двигателей В466.
19.07.2017 – впервые сообщено о подозрении на основании анализа данных, приведенных в электронных декларациях лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления. По данным следствия, подозреваемый – бывший председатель одного из городских судов Луганской области – не внес сведения об имуществе его бывшей супруги на общую сумму более 10 млн. грн.
01.08.2017 задержан главный врач Запорожской областной больницы по подозрению в организации незаконной процедуры закупки автомобилей скорой медицинской помощи, что причинило 13 млн. грн. убытков государству.
08.08.2017 – задержаны шесть человек по подозрению в растрате средств государственного бюджета во время реализации так называемого проекта «Стена». По результатам экспертиз, сумма установленных убытков, нанесенных государству, составляет 16,6 млн. грн.
30.08.2017 – направлен в суд обвинительный акт в отношении бывшего заместителя прокурора Киевской области и еще двух человек, которых детективы подозревают в хищении сахара на сумму 211,65 млн. грн., что хранился на складах государственного специализированного бюджетного учреждения «Аграрный фонд» в Черкасской области.
08.09.2017 – задержано три лица по подозрению в завладении и легализации более 40 млн. грн. средств государственного предприятия «Укрхимтрансаммиак».
13.09.2017 – задержан депутат Киевского городского совета и его предполагаемый сообщник по подозрению в завладении земельными участками в столице, ориентировочная рыночная стоимость которых на момент совершения преступления, по данным следствия, составляла 3,5 млн. грн.
20.09.2017 – направлен в суд обвинительный акт в отношении экс-директора и экс-заместителя директора государственного предприятия «Госвнешнеинформ», которые подозреваются в растрате 9,87 млн. грн.
11.10.2017 – задержаны четыре лица, в том числе заместитель министра обороны, сообщено о подозрении в растрате свыше 149 млн. грн. из государственного бюджета во время закупки топлива для Министерства обороны Украины.
25.10.2017 – сообщено о подозрении в завладении имуществом госпредприятия «НАЭК «Энергоатом» в размере 6,4 млн. евро экс-народного депутата Украины, бывшего председателя парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса и его вероятного сообщника, руководителя структурного подразделения упомянутого ГП.
31.10.2017 – задержали бывшего заместителя министра внутренних дел Украины и еще двух человек по подозрению в растрате 14 млн. грн. при закупках рюкзаков для нужд Национальной гвардии Украины.
01.11.2017 – задержали четырех человек, сообщено о подозрении в завладении более 20 млн. грн. государственного предприятия «Украинские железнодорожные поставки» (ныне – филиал ПАО «УЖД») при закупке метизов.
10.11.2017 – направлен в суд обвинительный акт в отношении председателя Государственной фискальной службы и руководителя департамента погашения долга ГФС, по данным следствия причастным к так называемой «газовой схеме».
24.11.2017 – разоблачили личность, которая предлагала сотруднику НАБУ неправомерную выгоду в размере 800 тыс. долл. США.
11.12.2017 – направлен в суд обвинительный акт в отношении пяти лиц в уголовном производстве по факту нанесения убытков ГП «Красный земледелец» в размере около 50 млн. грн.
12.12.2017 – задержаны четыре человека по подозрению в причастности к коррупционной схеме по хищению средств Госинвестпроекта и ГП «Государственная инвестиционная компания» в сумме 259,2 млн. грн.
13.12.2017 – сообщено о подозрении в декларации недостоверной информации одного из судей Высшего административного суда Украины. По данным следствия, служитель Фемиды не внес в декларацию сведения о 2 квартирах в центре Киева, владельцами которых являются члены его семьи.
19.12.2017 – задержали бывшего директора ГП «Луцкий КХП №2» по подозрению в растрате зерна на сумму более 58,81 млн. грн.
30.12.2017 – задержан директор одного из научно-исследовательских учреждений и его предполагаемого сообщника по подозрению в получении части неправомерной выгоды (300 тыс. долл. США), которая, по данным следствия, требовалась для передачи руководству Национальной академии аграрных наук Украины.
«Популярные» преступления связаны с присвоением, растратой имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (ст.191 Уголовного кодекса Украины): их признаки содержит более половины сообщений о подозрении.
Результативность действий детективов НАБУ в раскрытии коррупционных схем не осталась незамеченной. В течение 2017 года имели место неоднократные попытки пересмотреть отдельные положения закона Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» для избавления НАБУ институциональной независимости. Внесение этих изменений удалось избежать благодаря усилиям общественности и поддержке международных партнеров.
Осенью 2017 года существовал большой риск по вступлению в силу изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины, по которым несколько тысяч уголовных производств, расследуемых Генеральной прокуратурой, могли быть переданы Национальному бюро. В последний момент все же удалось сохранить норму, которая отменила временное ограничение в два года на расследование ГПУ дел экс-должностных лиц, начатых до начала работы НАБУ. Если бы этого не произошло, работа Национального бюро, в котором работает около 200 детективов, была бы заблокирована.
В конце года Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), вопреки положениям Уголовного процессуального кодекса, попыталось пересмотреть правовые основы расследования фактов внесения недостоверных данных в е-декларации. И незаконного обогащения, определив обязательным условием для уголовного преследования по ст.3661 и ст.3682 Уголовного кодекса Украины наличие результатов полной проверки электронных деклараций, которые, по закону, осуществляет исключительно НАПК.
Сейчас количество дел по указанным статьям, которые находятся в производстве детективов НАБУ, в десятки, раз превышают количество полных проверок, проведенных НАПК. В некоторых из этих дел уже есть подозреваемые лица.
Указанные попытки ограничить институциональную и функциональную способность НАБУ расследовать факты коррупции свидетельствуют о том, что новый правоохранительный орган успешно выполняет задачи по очищению власти от коррупции, возложенные на него украинским народом.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Нередко эффективное расследование уголовных коррупционных правонарушений, подследственных НАБУ, требует коммуникаций с компетентными органами других государств. Для выяснения обстоятельств совершения преступлений, в частности, нужна информация о конечных бенефициарах зарубежных компаний, задействованных в коррупционных схемах, направлении использования поступлений на счета субъектов хозяйствования и дальнейшую легализацию полученных средств.
Бывают случаи, когда в рамках расследований необходимо проводить процессуальные действия с участием граждан других государств. Все это достигается с помощью механизма международной правовой помощи.
Юридическое управление НАБУ наладило эффективную работу в этом направлении, о чем свидетельствует количество полученных ответов от иностранных коллег. Из 291 запроса о международной правовой помощи, присланных НАБУ в компетентные органы других государств, почти 130 выполнено, причем около трети – в II полугодии 2017 года.
Информация, которую получает НАБУ, таким образом, становится важной частью доказательной базы в уголовных производствах. Наиболее показательным примером этой работы является расследование фактов завладения средствами ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат» в размере 17,28 млн. долл. США и ГП «НАЭК «Энергоатом» – в размере 6,4 млн. евро (завершено в начале 2018 года). Для выяснения обстоятельств совершения указанных преступлений, детективы НАБУ направили в компетентные органы иностранных юрисдикций 53 запросы, что является рекордным количеством среди всех дел, которые расследует Национальное бюро.
Именно благодаря эффективному сотрудничеству в этом направлении была добыта информация о деталях сделок, путях легализации полученных средств. Эти сведения стали основой для сообщения о подозрении в совершении преступлений экс-главой Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса и другим лицам.
Не менее результативным оказалось сотрудничество с коллегами из компетентных органов других государств во время расследования уголовного производства по факту нанесения ущерба ГП «Объединенная горнохимическая компания» в размере почти 13 млн. долл. США. Для выяснения обстоятельств о преступлении в Австрии, Латвии и других юрисдикций было направлено 19 запросов.
В общем, география запросов НАБУ о международной правовой помощи охватывает 57 стран, и демонстрирует масштабы незаконной деятельности украинских топ -коррупционеров. Топ-5 стран, где подследственные компании НАБУ оставили свой «след». Они включают в себе следующие страны. Латвию, туда отправлено 58 запросов. Кипр (26 запросов). Австрию (19 запросов). Великобританию (19 запросов) и Швейцарию (15 запросов). Такое случается из-за того, что в упомянутых странах существует упрощенная регистрация субъектов хозяйствования, которые используются в коррупционных схемах, в особенности банки и др.
Стоит отметить, что во II полугодии 2017 года возросло количество запросов от детективов НАБУ в компетентные органы других государств в рамках расследования уголовных производств, начатых по фактам возможного незаконного обогащения и декларирования недостоверных сведений лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления (ст.3682, ст.366 1 Уголовного кодекса Украины).
Во время досудебного расследования и взаимодействия с иностранными юрисдикциями детективы используют современные эффективные инструменты международного правового сотрудничества: отдельные положения, предусмотренные вторым дополнительным протоколом к Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам (от 08.11.2001 года) и соответствующие положения Уголовного процессуального кодекса Украины.
В частности, речь идет о возможности проведения допросов в формате видеоконференции и возможности присутствовать во время проведения следственных действий (допросов) на территории других стран в рамках выполнения запросов НАБУ.
В течение отчетного периода юридическое управление Национального бюро разработало и направило в компетентные органы иностранных государств 5 запросов о выдаче лица (экстрадиции) – в общем, от начала расследований НАБУ (4 декабря 2015 года) было направлено 14 запросов об экстрадиции. В сентябре 2017 года одна из европейских стран осуществила первую в истории НАБУ экстрадицию подозреваемого в уголовном производстве, расследуемого детективами Национального бюро.
Также стоит отметить, что деятельностью украинских топ — коррупционеров интересуются и компетентные органы других государств, о чем свидетельствует поступление в НАБУ соответствующих запросов о международной правовой помощи. Всего с момента начала работы Национальное бюро получило 16 таких запросов.
ИСКОВАЯ РАБОТА
Материалы, собранные детективами НАБУ во время осуществления досудебных расследований, позволяют не только привлекать к ответственности виновных в уголовных коррупционных правонарушениях. Но они и становятся важной доказательной базой в исковой работе Национального бюро. Ее цель – устранять условия совершения преступлений и возмещать убытки, нанесенные государству в результате коррупционных схем.
Чаще всего речь идет о сделках на закупку товаров, работ и услуг за государственные средства и процедуры решения долговых вопросов, одной из сторон в которых выступают субъекты хозяйствования государственной формы собственности.
По состоянию, на конец 2017 года, Национальным бюро подано 35 исков. Из них признаны недействительными сделки на общую сумму более 6 млрд. грн. Из них – 28 удовлетворено, большинство – в полном объеме. В 23 исках решения суда в пользу НАБУ вступили в законную силу (в 13 исках окончательные решения приняты судом кассационной инстанции).
Знаковой тенденцией II полугодия 2017 года стала активизация исков Национального бюро в хозяйственных судах. Этому в большой мере способствовало разъяснение Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ), которое было отправлено хозяйственным судам в конце марта 2017 года. В нем, в частности, говорилось о том, что Национальное бюро имеет соответствующее право обращаться в суд с исками о признании недействительными сделок при исполнении обязанностей, возложенных на него законом Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины».
В своем письме ВХСУ, среди прочего, указал, что упомянутые иски, в том числе могут подаваться НАБУ для предупреждения, выявления, прекращения, расследования и раскрытия уголовных правонарушений, а также предупреждения совершения новых из-за последствий нарушения соответствующего уголовного производства. Это разъяснение подтвердило правовую позицию Национального бюро по пресечению действий коррупционных схем.
Так, в конце июля 2017 года суд первой инстанции – Хозяйственный суд Киева удовлетворил исковое заявление Национального бюро и признал недействительным дополнительное соглашение к договору поставки дизельного топлива на сумму более 90 млн. грн., заключенного весной 2016 года филиалом «Центр обеспечения производства» ПАО «УЖД» с ООО «Вог Аэро Джет». Данное решение в октябре 2017 года оставлено без изменений решением апелляционной инстанции.
Хозяйственные суды поддержали позицию Национального бюро относительно того, что пересмотр цены был безосновательным – соответствующие действия являются объектом исследования в уголовном производстве детективов НАБУ.
В начале августа 2017 года кассационной инстанцией (ВХСУ) оставлены без изменений решения хозяйственных судов, которыми в полном объеме удовлетворен иск НАБУ о признании недействительной сделку между ПАО «Азот» и ПАО «Черкассыоблэнерго». За этой сделкой, по мнению детективов НАБУ, интересам государства нанесен ущерб на сумму свыше 57 млн. грн.
В конце этого же месяца ВХСУ принял еще одно решение в пользу Национального бюро, признав недействительным договор между ПАО «Азот», Чао «ХК «Энергосеть» и ОАО «Черкассыоблэнерго», в результате которого, по данным следствия, интересам государства был нанесен ущерб в размере более 47 млн. грн.
НОРМОТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Национальное бюро приобщается к совершенствованию законодательства с целью повышения эффективности своей работы. Так, в 2017 году юридическим управлением Национального бюро проанализировано 27 проектов законов (из них 11 – во II полугодии 2017 года) и подготовлена обоснованная позиция относительно них. В частности, речь идет об изменениях в двух кодексах (Уголовно-процессуального и Уголовного), закона Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и принятие новых законов – «О финансовой полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности».
Специалисты НАБУ подготовили предложения и дали рекомендации по внедрению института уголовных проступков и дальнейшей разработки законопроектов по этому вопросу. Кроме того, наработан материал, который впоследствии может быть использован при разработке законопроектов, направленных на урегулирование отдельных аспектов деятельности не только Национального бюро, но и других правоохранительных органов Украины.
Во взаимодействии Национального бюро с органами власти, государственными учреждениями и организациями в 2017 году получено и обработано 44 проекта нормативно-правовых актов (из них 19 документов – во II полугодии 2017 года). В частности, НАБУ приняло активное участие в разработке проекта совместного приказа четырех государственных органов относительно взаимодействия по вопросам выявления и розыска активов (проект зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 2 ноября 2017 года).
Одной из задач Национального бюро, согласно закону, является выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению уголовных правонарушений, отнесенных к его подследственности. На выполнение этой нормы на протяжении отчетного периода детективы НАБУ подготовили и направили в органы государственной власти восемь соответствующих представлений, которые касались устранения коррупционных рисков при проведении тендеров на закупку за счет средств государственного бюджета, предоставления в аренду государственного имущества, условий работы на рынке энергетики.
К примеру, летом 2017 года детективы НАБУ информировали Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, что при существующем порядке и при определенных условиях есть риск безосновательного завышения «зеленого тарифа». Другой пример – осенью 2017 года НАБУ обратило внимание Министерства образования Украины на несоответствие требованиям законодательства договора аренды помещений одного из научных учреждений, которое относится к государственной собственности.
ЗАВЕРШЕНЫ РАССЛЕДОВАНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В СУДЕ
Свыше года понадобилось для того, чтобы назначить разбирательство по делу в отношении директора ООО «Запорожский титано-магниевый комбинат», которому Национальное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) инкриминируют злоупотребление служебным положением, что повлекло почти полмиллиарда убытков интересам государства.
Соответствующий обвинительный акт направлен в суд в ноябре 2016 года, однако первое рассмотрение по существу назначили только через 13 месяцев – в декабре 2017 года. За это время дело передали из Печерского районного суда Киева в Заводской районный суд Запорожья, а подготовительные заседания несколько раз переносились из-за неявки участников процесса. В целом эти бюрократические перипетии длились вдвое дольше чем, собственно, само расследование. И это только на этапе до подготовительного заседания суда.
Тем временем Фонд государственного имущества Украины, который владеет 51% акций в статном капитале предприятия, еще на год продлил контракт с упомянутым директором ООО «ЗТМК».
Приведенный пример наглядно демонстрирует, с какими вызовами сталкиваются вновь созданные антикоррупционные органы.
ПРИЧИНЫ ЗАТЯГИВАНИЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
В целом во II полугодии 2017 года из 29 дел, в которых детективы Национального бюро завершили досудебное расследование, а прокуроры САП направили обвинительный акт в суд, рассмотрение по существу началось лишь в четырех; еще в двух процессах утверждено соглашение о признании виновности.
Так, например, с августа 2017 года не может начаться рассмотрение дела в отношении лица, по данным следствия, причастного к хищению средств филиала «УЖД» в размере свыше 13 млн. грн., в том числе и из-за ходатайства стороны защиты о занятости в других процессах.
Не начато также рассмотрение производства по факту хищения сахара «Аграрного фонда» в Черкасской области на сумму 211,65 млн. грн. из-за рассмотрения апелляции на определение коллегии судей Сосновского районного суда г. Черкассы о возвращении обвинительного акта. Апелляционное рассмотрение назначили за три с половиной месяца (на конец января 2018 года) после принятия в начале октября 2017 года решения о возвращении акта.
Неутешительной является ситуация и с делами, рассмотрение которых назначили в относительно короткий срок с момента направления обвинительного акта. Да, к сожалению, из-за выхода на пенсию одного из судей коллегии Заводской районный суд г.Николаева в октябре 2017 года заново начал рассмотрение дела по факту получения неправомерной выгоды судьей Малиновского райсуда Одессы (известного в СМИ как «одесский судья-стрелок»), который применил огнестрельное оружие против детективов НАБУ.
Очевидны попытки затянуть рассмотрение еще одного резонансного дела – в отношении председателя Государственной фискальной службы Украины, материалы которого направлены в суд в ноябре 2017 года. Уже во время первого заседания по существу, 7 декабря 2017 года, сторона защиты подала ходатайство относительно зачитывания полного теста обвинительного акта, – это, несмотря на то, что подозреваемые и защитники знакомились с материалами расследования свыше трех месяцев. Объем этого документа составляет почти 800 страниц, из которых во время одного заседания прокурор успел зачитать около 30.
Следующее заседание назначили через полтора месяца – на январь 2018 года. Есть риск, что такими темпами, заслушивание обвинительного акта продлится несколько лет и настоящий «состязательный» процесс общество увидит нескоро.
Часто судебное разбирательство затягивается по объективным причинам, в частности из-за невозможности сформировать коллегию судов. По Уголовному процессуальному кодексу Украины, дела НАБУ и САП должны рассматривать трое судей, которые имеют профессиональный стаж работы не менее пяти лет. Системой автоматического распределения судебных дел в состав коллегии часто назначается служитель Фемиды без необходимого стажа, который вынужден брать самоотвод на первом же заседании.
Однако, даже после того, как «тройка» судей сформирована, заседания могут происходить с интервалами в несколько месяцев из-за запланированных отпусков, командировок или больничных работников суда.
Например, после трехмесячного летнего «перерыва» из-за запланированных отпусков судей коллегии в сентябре 2017 года наконец-то состоялось заседание по рассмотрению обвинительного акта по факту нанесения убытков ЧАО «Запорожский электровозный ремонтный завод» в размере более 1 млн. грн. Ему, по версии следствия, причиненный ущерб действиями должностных лиц этого предприятия и еще одной коммерческой структурой.
Среди обвиняемых НАБУ и САП есть немало работников органов прокуратуры и служителей Фемиды. Для того чтобы предотвратить возможное необъективное рассмотрения дел в суде, прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры, поддерживающие государственное обвинение, обращаются с ходатайствами о передаче производства в другой суд.
Так, например, дело в отношении помощницы судьи Соломенского районного суда г.Киева, которая обвиняется в распространении информации с ограниченным доступом с автоматизированной системы документооборота суда, в котором она работала, по территориальной подсудности направлено в тот же райсуд. Итак, начало рассмотрения дела будет перенесено из-за рассмотрения ходатайства САП.
Еще одной распространенной причиной затягивания судебного разбирательства является вынесение постановления о возвращении обвинительного акта, оно потом обжалуется прокурорами САП в апелляционной инстанции. Так, например, судебное разбирательство в производстве по обвинению должностных лиц Килийской районной государственной администрации Одесской области, которое было направлено в суд в октябре 2017 года, до сих пор не начато.
Сначала Апелляционный суд Одесской области определял подсудность по иным районом, потому что в Килийском райсуде не хватало судей для формирования коллегии. Впоследствии Белградский районный суд Одесской области, которому передали дело, вернул обвинительный акт. Это решение обжаловано прокурорами САП в апелляционной инстанции.
Часто сторона защиты откровенно злоупотребляет своими правами, не являясь в назначенные заседания или заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства. Например, в деле судьи Киевского апелляционного административного суда за последние полгода подготовительное заседание так и не состоялось: дважды – из-за ходатайства об отложении судебного разбирательства, дважды – из-за отводов судей.
ПЕРВЫЕ ПРИГОВОРЫ
По состоянию на 31 декабря 2017 года из 107 дел, находящихся в судебных инстанциях, лишь в четверти принятые решения. Причем, среди этих решений, сейчас есть лишь один обвинительный приговор, по нему лицо осуждено к лишению свободы. Речь идет о решении Рубежанского городского суда Луганской области. Он признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.3692 Уголовного кодекса Украины, и приговорил к лишению свободы на три года Алихмана Ахмедова, который выполнил роль посредника в получении неправомерной выгоды судьей Северодонецкого городского суда Луганской области. Приговор вступил в силу 1 сентября 2017 года.
В 2018 году вступит в силу еще один приговор по делу, открытому НАБУ. Работники Управления Службы безопасности Украины в Одесской области признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.15, ч.4 ст.190 УК Украины, и назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества, принадлежащего им на праве частной собственности, в доход государства.
Однако сразу после судебного решения, вынесенного в декабре 2017 года, прокурорами САП была подана апелляция. По мнению обвинения, суд первой инстанции оценил представленные доказательства как покушение на завладение чужим имуществом путем обмана, однако не принял во внимание доказательства о получении неправомерной выгоды обвиняемыми.
Остальные решения по делам от НАБУ и САП – это в основном соглашения о признании вины с второстепенными участниками коррупционных схем, заключенные следствием в обмен на ценные показания или компенсацию ущерба, нанесенного государству.
Отсутствие судебных приговоров позволяет избегать уголовной ответственности топ -коррупционерам, но справедливое наказание которых ожидает общество. Также это делает невозможным возврат в бюджет государства средств, арестованных во время расследований.
Сумма установленных убытков в процессах НАБУ и САП, направленных в суд, превышает 4 млрд. грн. При наличии приговоров появятся юридические основания для взыскания этих средств, в доход государства, в том числе и за счет арестованного имущества. В рамках завершенных расследований детективов Национального бюро кроме денежных средств по состоянию на 31 декабря 2017 года наложен арест на 77 объекта недвижимости (в том числе 4 – за рубежом), 96 земельных участка, более 70 транспортных средств, корпоративные права на сумму более 460 тыс. грн. и тому подобное.
Вполне очевидно, что при такой практике судебная система не может обеспечить объективное и быстрое рассмотрение дел, расследование которых осуществляли детективы Национального бюро. Из-за кадрового дефицита, который образовался во время реализации судебной реформы, местные судебные инстанции перегружены, поэтому часто затягивание рассмотрения дел в отношении топ — коррупционеров происходит по вполне понятным причинам – у судей нет возможности проводить заседания чаще, чем раз в месяц.
С другой стороны, очевидным является и нежелание некоторых служителей Фемиды рассматривать резонансные дела от Национального бюро, особенно, когда в зале судебных заседаний во время рассмотрения кроме адвокатов, прокуроров и обвиняемых кое-где присутствуют высокопоставленные чиновники и народные избранники.
Именно поэтому, по мнению Национального бюро, создание Высшего специализированного антикоррупционного суда, предусмотренное изменениями в законодательство, позволит поставить точку в делах относительно топ — коррупционеров.
ВОЗМЕЩЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Результаты работы детективов Национального бюро – это не только разоблачения, задержания, сообщение о подозрении или завершенные досудебные расследования уголовных коррупционных правонарушений. Они воплощаются и в возвращенные государству средства, которые были или могли быть украдены.
Так, за два года расследований благодаря деятельности НАБУ государству возвращено 253,3 млн. грн., хищение еще свыше двух млрд. грн. удалось предотвратить. В общем, в 2017 году усилиями Национального бюро возмещено 177,4 млн. грн., в частности 103,9 млн. грн. – в течение II полугодия прошлого года.
Основаниями возврата средств является как добровольное возмещение, так и решение суда. Сейчас государству могут быть возвращены еще 786,7 млн. грн. по механизмам конфискации по судебным решениям в отдельных производствах.
Одним из показателей эффективной работы Национального бюро является то, что во время досудебного следствия компании, причастные к расследуемым детективами НАБУ уголовным производствам, начинают самостоятельно возвращать незаконно полученные государственные средства. В частности, например, во II полугодии 2017 года в результате ряда следственных и процессуальных действий Национального бюро на счета ПАО «Укрнафта» добровольно возмещено 51,7 млн. грн.
Наибольшая сумма конфискации в результате решений суда составляет 712,4 млн. грн. В частности, по искам Национального бюро о признании недействительными 13 договоров об уступке права требования / перевода долга по расчету на рынке электроэнергии при посредничестве ЗАО «ХК «Энергосеть». Из этой суммы 38 млн. грн. уже уплачено в государственный бюджет. Дальнейшее выполнение этих судебных решений обеспечит поступление в бюджет средств на общую сумму 674,4 млн. грн. Сейчас начаты исполнительные производства по принудительной уплате этой суммы.
Однако встречаются и случаи, когда длительное время после принятия решения судом денежные средства не перечисляются в бюджет. Так, в частности, еще в марте 2017 года Соломенским районным судом г. Киева конфисковано 20,3 млн. грн. в результате утверждения соглашения о признании виновности лица в завладении денежными средствами ПАО «УЖД» в особо крупных размерах во время осуществления закупки древесины в 2014/2015 годах.
В процессе взыскания находятся и 92 млн. грн., на которые были завышены договора поставки топлива, заключенные филиалом ПАО «УЖД». 7 июля 2017 года Хозяйственный суд Киева удовлетворил исковое заявление НАБУ и признал эту сделку недействительной.
Однако задача НАБУ – не только обезвредить существующие коррупционные схемы, но и устранять предпосылки их появления. Так, например, хищение 75 млн. грн. во время закупки товаров, работ и услуг Министерством обороны удалось предотвратить благодаря оперативной работе детективов Национального бюро. Проверив информацию и обнаружив в ней признаки возможного хищения средств, НАБУ направило письмо министру, и соответствующая закупка была отменена.
Еще 242,5 млн. грн. остались в госбюджете благодаря своевременной реакции Национального бюро. В частности, как установили детективы НАБУ, служебные лица одного из предприятий агрохолдингов с сентября 2015 года по январь 2016 года искусственно сформировали отрицательное значение налогового обязательства и завладели средствами из государственного бюджета в качестве возмещения налога на добавленную стоимость.
Детективы Национального бюро направили письма в Государственную казначейскую службу Украины, в результате чего возмещение НДС данным компаниям было заблокировано. А уже в 2017 году предприятия подали расчет с уточнением, согласно которому самостоятельно сняли заявленную сумму бюджетного возмещения.
Во время осуществления детективами Национального бюро досудебного расследования, в уголовном производстве в отношении Службы автомобильных дорог в одном из регионов Украины. И в результате следственных действий подрядчики, которые победили в тендере на выполнение работ по завышенной, по мнению следствия, цене пересмотрели стоимость договора и подписали дополнительное соглашение, чем сэкономили государству 18,1 млн. грн.
Впрочем, наибольший экономический эффект от работы Национального бюро – почти 1,5 млрд. грн. прибыли госпредприятия ПАО «Укргаздобыча». Такую сумму компания получила на протяжении полтора года после разоблачения и ликвидации в июне 2016 года детективами НАБУ под процессуальным руководством прокуроров САП так называемой «газовой схемы». Для сравнения, в течение предыдущих трех лет, когда под контролем отдельных лиц еще действовали договоры о совместной деятельности с коррупционной составляющей, ПАО «Укргаздобыча» получило прибыль в размере всего 25 млн. грн.
Кроме того, детективам Национального бюро удалось предотвратить незаконное хищение более 60 земельных участков в Киевской области. Их ориентировочная стоимость составляет более чем десять млн. грн. Во время расследования ряда уголовных производств суды приняли ряд решений, согласно которым земли арестованы.
ПАРТНЕРСТВО
НАБУ наладило эффективное сотрудничество с гражданским обществом и международными партнерами. Консолидация усилий – залог результативной борьбы с коррупцией в Украине.
ПРОЗРАЧНОСТЬ И ПОДОТЧЕТНОСТЬ
Количество обращений в Национальное бюро и активность средств массовой информации в освещении антикоррупционной тематики указывают на то, что запрос на борьбу с коррупцией в обществе остается высоким.
Во II полугодии 2017 года НАБУ получило более 10,5 тыс. обращений, что на 30% больше, чем в первые шесть месяцев прошлого года. Это объясняется началом работы двух территориальных управлений Национального бюро (в июле – в Харькове, в августе – в Одессе), что дало возможность общественности на местах активнее подключаться к борьбе с коррупцией.
О повышении уровня доверия граждан к НАБУ свидетельствует и статистика заявлений о коррупционных преступлениях, поданных в Национальное бюро представителями бизнеса, общественных организаций и органов государственной власти. За последние шесть месяцев их количество выросло более чем вдвое – до 2 749. Примерно на четверть возрос объем обращений в общественную приемную и на почту НАБУ, на 60% чаще стали обращаться с запросами о доступе к публичной информации.
Почти вдвое, по сравнению с І полугодием 2017 года, выросло и количество запросов, отправленных СМИ в пресс-службы НАБУ, – со 111 до 209. Также возросло присутствие представителей НАБУ в телеэфире. Причем каждое второе телеинтервью освещало работу по разоблачению коррупции в регионах.
На протяжении ІІ полугодия 2017 года на официальном сайте НАБУ опубликовано 194 информационных сообщений, половина из которых касалась досудебных расследований. Этой теме также посвящено большинство из 252 размещенных в отчетном периоде сообщений на странице Ассоциации в социальной сети Facebook. Спрос на эту информацию является чрезвычайно высоким, о чем свидетельствует динамика аудитории: по итогам II полугодия в Facebook она выросла почти на 30% – до 68 тыс. пользователей, в Twitter – почти на 60% (до 45 тыс. пользователей).
Коммуникацию с обществом НАБУ строит по принципам объективности, сбалансированности и доверия, оперативно информируя общественность о ходе резонансных расследований. С этой целью в течение отчетного периода НАБУ обнародовало 17 графических материалов, которые подробно разъясняют суть коррупционных схем и злоупотреблений, раскрытых детективами Национального бюро.
Кроме того, постоянно обновляется информация в разделе «Дела в суде» на официальном сайте, благодаря чему можно получить сведения о ключевых аспектах более чем 100 уголовных дел, обвинительные акты в которых направлены в суд.
В конце 2017 года Бюро инициировало информационную кампанию в социальных сетях «Промедление = безнаказанность», цель которой – привлечь внимание общественности к проблеме недостаточной эффективности судебной системы при рассмотрении дел, переданных НАБУ и САП в суд. Короткие иллюстрированные заметки с фактами про дела, которые «заторможены» в производствах, и решениях судов, приобрели немалую популярность у пользователей – некоторые сообщения охватили более 250 тысяч человек.
В декабре 2017 года в Facebook и YouTube был опубликован социальный ролик о необходимости создания Антикоррупционного суда – его просмотрели более полумиллиона раз в Facebook и около 170 тыс. – в YouTube. Эту СММ кампанию поддержал проект «Антикоррупционная инициатива Европейского Союза в Украине».
ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И СОБЫТИЯ
Национальное антикоррупционное бюро Украины осуществляет свою деятельность по принципам открытости и прозрачности в постоянном диалоге с общественностью. Несмотря на то, что Кабинет Министров Украины принял государственную Стратегию коммуникаций в сфере предотвращения и противодействия коррупции только в августе 2017 года, на протяжении всего срока деятельности просветительские, учебные, дискуссионные и коммуникационные мероприятия Национального бюро отвечают заданным критериям и направлениям развития антикоррупционных коммуникаций.
СТУДЕНТЫ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
Осенью 2017 года стартовал второй этап информационно-просветительской кампании «Студенты против коррупции», которую Национальное антикоррупционное бюро Украины осуществляет совместно с Программой развития ООН в Украине (ПРООН).
Сотрудники Национального бюро вместе с экспертами ПРООН встретились с более 900 студентами восьми городов: Днепра, Запорожья, Николаева, Одессы, Сум, Харькова, Херсона и Чернигова. Дружеская атмосфера и никаких лекций – команда НАБУ и ПРООН выбрала формат интерактивной дискуссии, во время которой изучались кейсы на основе реальных коррупционных схем, демонстрировались познавательные видео, которые позволяли увидеть жизнь Национального бюро изнутри.
По отзывам студентов, такой формат является действенным инструментом информирования и мотивации. Анализ анкет и отзывов иллюстрирует это в цифрах: 65% опрошенных студентов в восьми городах Украины отметили, что доверяют НАБУ, а 81% – по результатам мероприятий отметили рост уровня своей осведомленности о работе антикоррупционных органов.
Во время встреч речь шла не только о деятельности Национального бюро – эксперты ПРООН давали оценку ходу антикоррупционной реформы, помогали студентам разобраться с особенностями подследственности и функционирования вновь созданных правоохранительных органов. Доступный интерактивный формат вызвал искренний интерес студентов к теме борьбы с коррупцией. Так, более половины опрошенных участников мероприятий отметили, что интересуются ходом антикоррупционной реформы, а почти 60% отметили, что желают и в дальнейшем получать информацию по этой теме.
Благодаря росту осведомленности растет и доверие к работе антикоррупционных органов в целом и Национального бюро в частности. 75% студентов отметили, что уровень их доверия к новосозданным антикоррупционным органам увеличился или не изменился, а более 35% проявляют интерес к информации о возможности привлечения к общественной деятельности в сфере борьбы с коррупцией.
Информационная просветительская кампания «Студенты против коррупции» началась весной 2017 года. За это время открыт офис НАБУ и Программа развития ООН в Украине. Они посетили 21 учреждение высшего образования в 17 городах Украины и встретились с более чем 3 500 представителями молодежи.
Национальное бюро всегда старается привлекать к антикоррупционной коммуникации как можно больше сторон. После бесед с молодежью команда НАБУ и ПРООН встречалась с представителями общественных организаций посещенных регионов. Активисты и общественные деятели имели возможность узнать об особенностях работы Национального бюро, получить информацию относительно расследования коррупции в регионах, услышать ответы на свои вопросы от руководителей территориальных управлений и детективов.
Впрочем, представители НАБУ не только рассказывают о своей деятельности, путешествуя по Украине, но и приветствуют гостей в Бюро. Так, за отчетный период НАБУ посетили 90 человек. Они увидели, как работают отдельные подразделения, ознакомились с техническими средствами и оснасткой, с которыми работают детективы и аналитики.
КОНФЕРЕНЦИИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПУБЛИКАЦИИ
Накануне международного дня борьбы с коррупцией Национальное бюро по поддержке проекта «Антикоррупционная инициатива Европейского Союза в Украине» и Института развития региональной прессы приняло участие во Всеукраинской конференции «Региональные аспекты противодействия коррупции в расследованиях НАБУ». Мероприятие состоялось 7 декабря 2017 года в Киеве и объединило более 70 представителей СМИ со всей Украины. В открытии конференции приняли участие руководитель проекта «Антикоррупционная инициатива ЕС в Украине» Эка Ткешелашвили и заместитель директора НАБУ Анатолий Новак.
Во время мероприятия обсуждались вопросы организации работы Национального бюро и особенности сотрудничества с журналистами в регионах Украины. В частности, детективы НАБУ обозначили определенную законом подследственность правоохранительного органа, и дали практические советы журналистам относительно того, как лучше оформлять свои материалы, чтобы они становились основаниями для начала расследования уголовных производств.
Также впервые за историю Национального бюро журналисты имели возможность встретиться и пообщаться непосредственно с руководителями всех ключевых структурных подразделений НАБУ. В конце мероприятия представители региональных массовых медиа в небольших группах обсуждали с руководителями территориальных управлений Бюро и детективами важные темы для своих областей.
«На моей памяти это впервые, когда правоохранительный орган работает так открыто и доносит до журналистов схему своей работы», – отметил один из участников конференции.
Национальное бюро принимает активное участие в просветительских проектах, организованных при поддержке европейских партнеров Украины. Так, сотрудники Открытого офиса НАБУ стали постоянными спикерами образовательной программы представительства Европейского Союза в Украине «EU Study Days», что дает возможность украинским студентам и выпускникам учреждений высшего образования больше узнать о Европейском Союзе и его взаимодействии с Украиной от ключевых экспертов в этой сфере. За отчетный период представители открытого офиса НАБУ приняли участие в 21й и 22й сессиях этой Европейской школы.
Еще одним направлением работы, с помощью которого обеспечивается прозрачность и подотчетность Национального бюро, является разработка информационных материалов. В частности, во II полугодии 2017 года была разработана двуязычная брошюра об особенностях деятельности НАБУ. Издание содержит информацию о ключевых аспектах работы учреждения и организационных процессах. Все разделы сопровождаются англоязычным переводом и авторскими иллюстрациями Национального бюро.
Кроме того, НАБУ подготовило иллюстрированное издание закона Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины».
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Национальное бюро открыто к сотрудничеству с общественностью. Оно, в частности, реализуется благодаря функционированию Совета общественного контроля при НАБУ (далее – СОК) – органа, который, согласно закону Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», обеспечивает прозрачность и общественный контроль над деятельностью Национального бюро.
Состав СОК избирается ежегодно по результатам рейтингового голосования в интернете. От начала работы Национального бюро СОК «обновлялся» трижды, последний раз – в мае 2017 года.
Новый (третий) состав СОК начал свою работу в июне 2017 года. На протяжении последних шести месяцев проведено три официальных заседания, во время которых члены СОК рассмотрели вопросы, связанные с деятельностью Совета общественного контроля НАБУ, его информационной политики; заслушали доклад директора Национального бюро по актуальным вопросам осуществления досудебного расследования детективами НАБУ и относительно отдельных аспектов коммуникации с другими правоохранительными органами.
СОК принимает активное участие в процессе наполнения штата НАБУ: представители Совета входят в состав трех конкурсных и дисциплинарной комиссии. Таким образом, общество контролирует ход кадрового наполнения НАБУ и соблюдения стандартов работы сотрудниками Национального бюро.
Во II полугодии 2017 года члены СОК приняли участие почти в 90 заседаниях конкурсных комиссий, провели собеседования с более чем 500 претендентами на должности в НАБУ, проанализировали информацию из открытых источников и реестров в отношении более 300 кандидатов. Это помогло найти «сомнительные» сведения о некоторых из них во время финального этапа конкурсного отбора (собеседования). Как результат, примерно каждого десятого кандидата члены СОК не рекомендовали к назначению на должности в НАБУ.
Также члены Совета общественного контроля приняли участие в семи заседаниях дисциплинарной комиссии Национального бюро. При их участии комиссия среди прочего приняла решение об увольнении двух детективов.
СОК активно отстаивает интересы антикоррупционной реформы в публичной плоскости. За последние шесть месяцев обнародовано девять официальных заявлений.
В отчетном периоде в СОК поступило более 10 заявлений, большинство из них – от адвокатов в отношении действий детективов НАБУ.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.