1) В 1996 году ВВП Беларуси начал расти после длительного спада, начавшегося в 1990 году. Темпы роста реального ВВП составили 2,6% в 1996 г. и 11% за первые семь месяцев 1997 года. Согласно официальным данным Министерства статистики и анализа проявилась тенденция роста промышленного производства.
В январе-июле 1997 г. номинальный объем промышленного производства в рублевом выражении вырос по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. на 113,2%, реальный объем – на 14,6% (расчет Министерства статистики и анализа) или на 15,9% (в соответствии с рассчитываемым экспертами ВЕТ индексом реального промышленного производства, скорректированным на сезонность).
2) Возобновление роста объема производства в основном является отражением кредитно-денежной политики, проводившейся во второй половине 1996 г. и в начале 1997 г. Льготные кредиты, выдаваемые Национальным банком и направляемые на рост производства, привели в первой половине 1997 г. к накоплению товарно-материальных запасов.
Следует также отметить, что объем товарно-материальных запасов во втором квартале 1997 г. вырос на 11,1% и в реальном выражении, что отмечается впервые со второго квартала 1996 г. Затем правительством был принят ряд мер по стимулированию как внутреннего, так и внешнего спроса, после чего объем товарно-материальных запасов несколько сократился.
3) На внутреннем рынке отмечалось оживление личного потребления, вызванного ростом реальной заработной платы (12% за 1996 г.). Личное потребление фактически оказалось единственным компонентом внутреннего спроса, в отношении которого в 1996 г. был отмечен прирост (7,5% в реальном выражении). Показатель капиталовложений в основные средства, напротив, продолжал понижаться (4% в реальном выражении), что является отражением низкого уровня ожиданий в отношении роста производства. Данные об инфляции за 1997 год в настоящее время отсутствуют.
4) На внешнем рынке зарегистрировано оживление экспортных операций, которое объясняется заключением бартерных соглашений с РАО «Газпром» и рядом российских регионов (особенно в 1997 г.), использованием скидок при продаже белорусских товаров и снижением обменного курса в первом квартале 1997 г. Объем экспорта в первом квартале 1997 г. вырос на 12,7% в долларовом выражении (аналогичный показатель за весь 1996 г. составил 15%).
Тем не менее, рост реальных доходов вкупе с искусственным завышением обменного курса белорусского рубля спровоцировали серьезный рост объема импорта, так что в итоге имел место рост дефицита торгового баланса. Несмотря на использование ряда протекционистских мер, во втором квартале 1997 г. дефицит торгового баланса достиг уровня 15,5% ВВП.
5) Правительство Беларуси запланировало рост реального ВВП в 1997 г. на 5% (общий объем потребления +82,9%, валовые капиталовложения с +21,4%, чистый объем экспорта -4,3%). По сравнению с 1996 г. предполагается рост доли потребления и снижение доли капиталовложений. Это означает использование внешней задолженности в основном на непроизводственную деятельность в ущерб будущему потреблению, что, естественно, весьма нежелательно.
6) Национальный доход связан с распределением ресурсов, необходимых для производственной деятельности, и состоит из суммы валовых доходов факторов производства. ВВП по стоимости факторов производства, измеряемой на основе вышеуказанной концепции, можно представить в совокупном виде как сумму валовой заработной платы и сумму валовой прибыли / валового смешенного дохода.
Удельный вес эти двух форм дохода меняется: в 1990-1992 годах наибольшую долю в ВВП составляли валовая прибыль / валовый смешенный доход, а в то время как, начиная с 1993 г. и по настоящее время все большая доля приходится на валовую заработную плату. Это является отражением того факта, что значительный спад объемов производства, начавшийся в 1992 г., не привел к пропорциональному сокращению занятости.
Предприятия были вынуждены поддерживать «полную занятость» советского толка, не имея возможности проводить массовые увольнения рабочих. Результатом такой политики стало падение производительности труда, рост трудовых затрат на единицу продукции и, следовательно, доли валовой заработной платы в ВВП.
7) В 1997 г. в национальных счетах не отражено косвенное субсидирование экономики, осуществляемое посредством льготного кредитования субъектов хозяйствования через банковскую систему и продажи дешевой твердой валюты на минской МВБ. С 1993 г. отмечается значительное снижение объемов прямого субсидирования; тем не менее, если бы в национальных счетах отражались и косвенные субсидии, показатель чистого дохода от налогообложения был бы намного ниже, что подразумевало бы меньшую разницу между уровнем государственных доходов и расходов.
8) В период между 1993 и 1995 годами уровень государственного потребления в структуре ВВП снижался медленнее других компонентов в реальном выражении. Его доля в ВВП росла после периода спада, имеющего место в 1990-1992 годах. С другой стороны, показатель валовых капиталовложений, который повышался до 1993 г., затем начал понижаться, в результате чего складывается впечатление эффекта вытеснения: государственное потребление замещает капиталовложения в экономику.
Учитывая, что в то же время доля частного сектора в экономике была достаточно скромна, это замещение в общем отражает приоритеты правительства – рост объема государственного потребления в определенной степени компенсируется падением объема капиталовложений в государственные предприятия.
9) Вслед за значительным ростом в 1994 году доли как импорта, так и экспорта в выпуске продукции резко уменьшилось в 1995 году. С другой стороны, в 1995 г. отмечены высокие темпы экономической экспансии в долларовом выражении. Это противоречие объясняется завышением обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару, которое имело место в 1995 году.
Поскольку для расчета стоимости импорта и экспорта в белорусских рублях использовался официальный обменный курс, темпы роста их номинального рублевого объема оказались низкими по сравнению с темпами роста соответствующих внутренних компонентов ВВП, на основе чего наращивается неверный вывод о снижении степени открытости в экономике в 1995 году.
10) В теории чистый объем заимствований отличается от остатка на счету текущих операций в платежном балансе лишь на величину чистого притока капитала из-за рубежа. В Беларуси, однако, статистические данные национальных счетов и платежного баланса не согласовываются, в результате чего имеет место существенное расхождение между показателем внешних сбережений и счета текущих операций.
11) По той же логике показатель государственных сбережений в национальных счетах должен отличаться от дефицита государственного бюджета лишь на чистую величину капиталовложений (включая государственные капиталовложения и доходы с капитала), однако эти два агрегированных показателя существенно отличаются друг от друга с наличием различий между методологией, используемой Министерством статистики и анализа при составлении национальных счетов, и подходом Министерства финансов.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.