Наталья, в четверг состоится саммит «Украина-ЕС». Стоит ли ждать позитивных новостей?
Если говорить о нашем торговом сотрудничестве, то у меня позитивные ожидания от саммита. Мы готовы на саммите рассказать, как идет имплементация соглашения Украина – ЕС в части зоны свободной торговли. Также будем информировать наших европейских партнеров о торговых и транзитных ограничениях со стороны России, которые продолжаются. И именно для уменьшения последствий этих ограничений собираемся вести диалог об ускоренном предоставлении Украине всеми органами ЕС дополнительных торговых преференций. Это то, чего от меня ожидает глава государства в рамках предстоящего саммита.
Сейчас Еврокомиссия обнародовала проект регламента относительно дополнительных преференций. Мы сейчас работаем как с Европарламентом, который будет принимать этот регламент, так и со странами-членами ЕС, которые утвердят его в рамках Совета ЕС.
Уточните относительно дополнительных преференций. О чем идет речь? О расширении квот?
Не только. О проекте Регламента обнуления или снижения пошлин на некоторые промышленные товары и предоставления дополнительных квот для беспошлинного ввоза некоторых аграрных товаров.
Но поступает информация, что не стоит рассчитывать на хорошие новости с саммита…
Я не хочу комментировать все вопросы, которые выносятся на саммит, поскольку они не находятся в моей компетенции. Что касается моей части – у меня есть позитивные ожидания. Ведь мы давно ведем разговор с европейскими партнерами о помощи для компенсации потерь, которые несет Украина от торговой войны и транзитных ограничений со стороны России. Наши потери немалые – только в этом году около 900 миллионов долларов.
Конечно, предложенные преференции не компенсируют этих потерь, но, по нашим оценкам, мы можем увеличить наш экспорт в ЕС на 100-150 млн. долларов.
Кроме саммита внимание приковано к Нидерландам. Какие могут быть экономические последствия для Украины, если будет сорвана ратификация этой страной Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС? Будет ли работать Зона свободной торговли вообще?
Следует начать с того, что сейчас происходит временное применение Соглашения о свободной торговле. Такой механизм в ЕС предусмотрен для всех соглашений ЗСТ до момента их ратификации странами-членами. Так или иначе, а сейчас мы де-факто имеем полноценное выполнение Соглашения о зоне свободной торговли. Сейчас правительство Нидерландов и ЕС заявляют о поиске решения относительно сделки. Думаю, решение будет найдено.
Евросоюз сейчас для Украины – главный торговый партнер. Только за первое полугодие экспорт в страны ЕС увеличился на 6,8% — до 6,5 миллиардов долларов. Какие прогнозы у министерства – экспорт и дальше будет расти?
Рост есть и будет. Причем, рост происходит не только по сырью, но и в отношении товаров с добавленной стоимостью. Например, товары легкой промышленности, бумажной, машиностроения (запчастей для автомобилей, в частности) и др.
Но довольно часто можно услышать, что потенциал ЗСТ в значительной мере не используется из-за незавершенности реформ систем технического регулирования и стандартизации промышленной продукции, санитарного и фитосанитарного надзора. Кстати, во время круглого стола #EUkraine руководитель торгового сектора Представительства Еврокомиссии в Украине Николас Бердж так и сказал, что Европейский Союз не признает украинские сертификаты качества продукции за ненадлежащее функционирование государственных органов в сфере контроля за соблюдением техстандартов в Украине. То есть в ЕС нет доверия к нам?
Это странно сформулировано. Соглашением об ассоциации предусмотрен ряд наших обязательств, которые мы должны выполнить, чтобы получить беспрепятственный доступ промышленных товаров на европейский рынок. Мы должны гармонизировать общее (горизонтальное) законодательство, принять стратегию развития технического регулирования, что мы и сделали в прошлом году. Утвердили план реализации стратегии, а сейчас выполняем ряд заданий, чтобы заключить с Европейским Союзом Соглашения АСАА (Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров). Эти соглашения дадут возможность беспрепятственного доступа для украинских промышленных товаров к определенным секторам рынка ЕС.
Когда эти соглашения заключим?
Сейчас мы выходим на тот уровень, когда приглашаем европейскую сторону для предоставления оценки выполнению Украиной требований для заключения сонглашений АССА. Хотя тему технических стандартов лучше прокомментировал бы мой коллега Максим Нефедов.
Хочу только отметить – все понимают важность технического регулирования. А эта сфера не является легкой в реформировании. Ведь нужно не только реформировать стандарты, но и сами органы, которые за них отвечают. В целом скажу, что это – процесс не одного дня, но мы видим прогресс.
По товарообороту с Россией. Несмотря на ее действия, различные запреты, экспорт в РФ сохраняется и является достаточно значительным…
Безусловно. Здесь все понятно. Россия позволяет экспортировать только те товары, которые крайне нужны для ее промышленности или для функционирования производства. Поэтому в основном это экспорт сырья и некоторых товаров. Надо помнить, что сказывается и советское прошлое, когда производственные цепочки были разбросаны по многим предприятиям, которые находятся как в Украине, так и в России. Но это вовсе не означает, что предприятия, которые ранее были зациклены только на российском рынке, сейчас не переориентируются. Многие предприятия ищут себе другие рынки сбыта.
Ярким примером могут быть украинские предприятия, которые производят различное оборудование для железнодорожного транспорта. Как известно, Россия для них была главным рынком сбыта. Но когда РФ необоснованно закрыла свой рынок, эти предприятия начали искать другие рынки – начиная с Ирана (локомотивы и вагоны), заканчивая Африкой. Да, эти рынки не такие близкие и естественные, но это может быть выходом из затруднительного положения. Также для них очень важен внутренний рынок.
Кажется, пример с вагоностроителями не совсем удачный. Действительно, после российского запрета они оказались в трудном положении. На многих предприятиях произошло массовое сокращение рабочих. И все они уже два года ждут, когда «УЖД» договорится по этим вопросам. Тем более что это еще и вопрос национальной безопасности.
Уже есть заказ. Заказ нужно делать исключительно украинским производителям, конечно, при условии конкурентной цены. Увеличение производства будет удешевлять экспортную продукцию, и создавать новые рабочие места. Азы экономики – если больше производим, то имеем более дешевую себестоимость продукции.
Как вообще сейчас работает офис поддержки экспорта?
Первое, что сразу стоит отметить: офис по продвижению экспорта – это проектная команда в составе 6 экспертов, которые финансируются за счет технической помощи. Все началось еще год назад. Сначала было два человека, которые помогали нам проводить бизнес форумы за рубежом, в том числе с участием экспортеров. Впоследствии мы поняли, что украинскому экспортеру нужны не столько форумы, сколько информация об определенных рынках, знакомство с потенциальными контрагентами.
Во-вторых, офис организовывает b2b контакты, в-третьих, работает подход единого окна, куда бизнес может обратиться за информацией, консультацией и получить контакты потенциальных партнеров.
Сейчас мы команду перепрофилировали и с помощью проектов технической помощи доукомплектовываем экспертами. Думаю, в команде будет до 15 экспертов.
Понятно, что офис не является полноценным аналогом зарубежных структур, где работают более 200 человек, и они имеют представительства за границей…
Есть приоритетные рынки?
Работа должна быть сосредоточена на приоритетных рынках. Они будут определенной дорожной картой Национальной экспортной стратегии, работу над которой мы завершаем. Однако мы не сидим, сложа руки, а уже работаем с рынками, с которыми у нас есть действующие или заключенные соглашения ЗСТ.
Из того, что сделано: например, был проведен бизнес-форум в Канаде, где мы сделали две вещи для украинских экспортеров – b2b встречи с потенциальными контрагентами и шоу-кейс (выставочная площадь) #FollowUkraine, где были представлены наши уникальные товары. После форума у некоторых украинских компаний начались переговоры с канадскими партнерами.
Какие это компании?
Пока компании не хотят разглашать информацию. Думаю, когда будет уверенность на все сто процентов в присутствии продукта на канадском рынке, то тогда они сами расскажут.
Также интересно, что был запрос одной канадской торговой сети, что она хочет закупать украинские товары. Запрос был отработан совместно с проектом технической помощи и оказана соответствующая информация нашим экспортерам и канадской сети. Сейчас продолжаются переговоры.
Из интересных реализованных проектов – помогли в организации национального стенда на выставке легкой промышленности в Латвии. Здесь мы тоже ожидаем определенных результатов. Другой пример. Во время бизнес форума во Франции в октябре было организовано более 50 b2b-встреч. Надеемся, что не сразу, но результат непременно будет.
Из наших новых проектов – с 3 по 10 декабря вместе с пулом украинских компаний планируем осуществить секторальную торговую миссию в Кению и Танзанию. Скорее всего, будут представлены аграрные, фармацевтические компании и машиностроение.
А в следующем году?
Планируем на следующий год ряд торговых миссий, которые будем планировать исходя из приоритетов.
Кроме выездных миссий, есть еще так называемые inboundmission – когда в Украину приезжают потенциальные покупатели товаров и услуг или трейдеры. Сейчас по этому вопросу мы работаем с торговыми агентствами ряда стран. Так, уже в марте мы ожидаем представителей японского бизнеса…
Что мешает украинскому бизнесу находить партнеров за рубежом? Причиной может быть недоверие?
Недоверие – вряд ли. Дело в том, что не все украинские компании вкладывают ресурс даже в то, чтобы предоставить хорошие маркетинговые материалы. Начиная с перевода, заканчивая нормальным визуальным оформлением презентации своего товара. В настоящее время это очень важно.
Хотя и государство должно больше делать для продвижения украинских товаров и услуг. К сожалению, мировые СМИ ассоциируют Украину с не лучшими событиями. Поэтому еще одна задача Офиса по продвижению экспорта – продвижение Украины как государства, которое имеет много инновационного, нового, качественного и современного. Кстати, про такую цель должен был снят по нашей инициативе ролик «Ukraine. OpenforU» и ролик про IT индустрию. Мы также выпустили серию рекламных печатных материалов на разных языках.
Многие эксперты считают, что существенной преградой для поиска украинским бизнесом зарубежных партнеров является то, что они продолжают работать в тени.
Это не совсем так. Я с этой проблемой сталкивалась, когда работала в юридическом бизнесе. На самом деле, крупные зарубежные компании перед тем, как иметь дело с украинским бизнесом, просят последних предоставить утвержденную аудитором отчетность, где должна быть информация и о производстве, и о соответствии продукции международным стандартам, и о закупках, и анализ финансов компании и др. Почему это так важно? Ответ очевиден: если международная сеть планирует подписать контракт с украинским производителем товаров, то она хочет быть уверена, что контракт будет выполнен.
Хотя, в Украине с каждым годом становится все больше компаний, которые способны удовлетворить требования иностранных партнеров.
Вернемся к Национальной экспортной стратегии – когда она будет подготовлена?
Надо начать с того, что это первый документ такого плана с инклюзивным подходом подготовки. В написании Стратегии принимают участие все ведущие бизнес-ассоциации, промышленники, научная среда и все органы власти, которые работают в рамках сессий за круглыми столами.
В целом Национальная стратегия будет состоять из самой стратегии, секторальных и региональных стратегий. Первым документом, который подготовят, будет Стратегическая дорожная карта. В этой дорожной карте определим приоритетные кластеры для экспорта, приоритетные рынки, план действий и ответственных за их воплощение. До конца года должны выйти на публичное обсуждение документа. Поэтому документ сейчас находится на стадии финальной доработки.
В Верховной Раде время от времени раздаются призывы к созданию агентства или банка по поддержке экспорта. Какова ваша позиция по этому вопросу?
Мы исходим из того, что Украина ограничена в финансовом ресурсе. В связи с этим мы совместно с Проектом технической помощи с привлечением немецкого агентства KfW и консалтинговой компании PWC разработали концепцию деятельности экспортно-страхового агентства, которое требует меньше финансовых ресурсов и будет более эффективным. Была разработана концепция агентства, услуги, финансовая модель и оценка, план дальнейших действий по его созданию. Мы также разработали соответствующий законопроект.
К сожалению, депутатский соответствующий законопроект не имеет ни финансовой оценки, ни финансовой модели, ни плана реализации.
Я все еще очень надеюсь, что мы сможем найти поддержку нашего законопроекта со стороны народных депутатов, понимая, что на данный момент это наиболее оптимальная модель.
Мое резюме следующее – если мы хотим, чтобы агентство работало, то финансовая модель должна быть очень жизнеспособна, прозрачна и соответствовать международным стандартам.
Может ли испортить наши отношения с Евросоюзом существование моратория на экспорт древесины? Планирует ли Минэкономразвития подать в Раду проект закона об отмене моратория?
Да, данный вопрос является раздражителем в отношениях Украины и ЕС.
Позиция министерства давно известна: мы должны защищать отечественного товаропроизводителя, но этот механизм защиты должен соответствовать нашим международно-правовым обязательствам. В то же время, все спекуляции на тему, что или Министерство, или Микольская лично хочет «сдать интересы» деревообрабатывающей отрасли – полная чушь.
Вместе с тем, действительно есть большое количество вопросов относительно эффективности мер по запрету экспорта и достижению ими целей, которые ставили перед собой авторы законопроекта. Хотя на эту тему лучше разговаривать с коллегами из Минагрополитики и Гослесагентства.
Понимая, что инициаторами запрета экспорта древесины выступили народные депутаты, мы сейчас предоставляем соответствующим комитетам подробную экспертную информацию, что позволит им найти другие механизмы поддержки национального производителя и несколько по-другому подойти к решению этого вопроса.
То есть, если они запрет на экспорт ввели, то и должны его отменить?
Моя задача как торгового представителя в том, чтобы донести народным избранникам все возможные формы поддержки украинского товаропроизводителя, как в рамках ВТО, так и в рамках Соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС и других соглашений. А также, чтобы выбранная форма поддержки не создала возможность применения нашими торговыми партнерами антисубсидийных мер против украинской перерабатывающей продукции в будущем.
Напоследок, как обстоят дела с исками в ВТО против России?
По состоянию на сегодня у нас есть два дела против России. Первое – касается ограничений в отношении вагонов и железнодорожного оборудования. Мы уже провели консультации с РФ и направили запрос в ВТО по созданию панели. То есть уже переходим в стадию рассмотрения дела.
Второе дело по ограничениям Россией украинского транзита. Здесь тоже провели консультации с российской стороной и будем решать, как двигаться дальше, поскольку не видим желания со стороны России отменять существующие ограничения.
Третье дело, над которым мы сейчас работаем, касается ограничения Россией доступа к украинским продуктам питания. По третьему делу мы почти готовы к инициации, сейчас завершаем работу с нашими производителями и юридическими советниками по сбору доказательств.
Рассмотрение дела в ВТО – это достаточно длительный процесс…
Да, дело могут рассматривать от 9 до 18 месяцев. Но для нас принципиально получить подтверждение, что наша продукция является качественной, соответствует всем требованиям. Россия ввела незаконные ограничения. Выигрыш в таких делах будет означать не только нашу правоту, но и будет предупреждением и для других наших торговых партнеров. Мы не будем сидеть, сложа руки, а будем защищать наших производителей всеми возможными средствами в случае введения ограничений на поставки украинских товаров и услуг.
Автор: Николай Бабич
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.