Координатор космических программ группы проектов Noosphere Наталья Боротканич рассказала УНИАН о вариантах космических путешествий для состоятельных туристов, чем строить космический отель невыгодно и как развитие космического туризма «для развлечения» может изменить жизнь на Земле.
20 июля основатель Amazon и аэрокосмической компании Blue Origin Джефф Безос поднялся в космос, написав очередную страницу в истории космического туризма. Неделю назад похожий полет совершил его конкурент в вопросе частного освоения космоса – предприниматель, основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон. Оба игрока космического туристического рынка планируют в скором времени организовывать регулярные суборбитальные полеты для туристов.
В то же время Илон Маск планирует предоставить космическим путешественникам возможность погрузиться в жизнь Международной космической станции, а затем организовать туристическую миссию на Луну. В обоих случаях места на первые рейсы уже проданы.
Больше о том, как космос открывается для непрофессиональных астронавтов, с чего вообще начинался космический туризм и куда должен нас привести, УНИАН расспросил координатора космических программ группы проектов Noosphere, кандидата исторических наук Наталью Боротканич.
Первым космическим туристом был Деннис Тито, который заплатил 20 млн. долларов за место на российском космическом корабле «Союз» и побывал на МКС в 2001 году. Почему первыми коммерческое космическое путешествие реализовали русские, а не американцы?
В 1990-х годах прошлого века, когда возникли главные ныне игроки космического туристического рынка, на постсоветской территории в космической отрасли царил хаос, поэтому эти технологии были очень дешевыми. Опасаясь, что их будут продавать странам, которые до этого не имели космических технологий и не должны были их получить, Соединенные Штаты приветствовали сотрудничество постсоветских стран именно с американцами.
Поэтому, когда компания Space Adventures решила запускать космический туризм, воспользовавшись услугой российского корабля «Союз» (кстати, его спроектировал наш земляк Сергей Королев), в США это поддержали. Это было дешево и соответствовало их концепции освоения космоса. Это первая причина.
Во-вторых, тогда NASA не думало о коммерции космических полетов. Непрофессиональные астронавты, люди разных профессий летали на американских шаттлах в космос. Там выполняли профессиональные задания. Но туристами они не были, за полет не платили. Видимо, NASA не хотело открывать космос для развлечения, «опускать планку».
Несколько лет назад они пересмотрели свою политику, решив отдать частникам ниши, которые можно применить в коммерции. Сегодня это вся низкая орбита — все, что вокруг Земли.
11 июля миллиардер Ричард Брэнсон совершил туристический суборбитальный полет, поднявшись на высоту почти 90 километров. Граница земной атмосферы с космосом — на высоте 100 километров, поэтому есть споры, был ли он в космосе. Какова ваша позиция?
Есть разные подходы, что считать космосом. В мире считается условной границей между земной атмосферой и космосом линия Кармана, высота в 100 километров. NASA при возвращении своих «космических челноков» Space Shuttle полагали, что на высоте 124 километра заканчивается космос. А для военно-воздушных сил США космос начинается на высоте более 80 километров, то есть по этим подходам полет Брэнсона был «космическим».
На мой взгляд, самое важное здесь – побывать в условиях невесомости. Почувствовав это, можешь сказать: «Я прикоснулся к космосу». Ведь воссоздать невесомость на Земле не можем. На фотографиях мы видели, что Ричард Брэнсон и другие пассажиры корабля почувствовали невесомость – они левитировали.
Какие варианты космических путешествий для туристов сегодня возможны?
Сегодня туристу могут быть предложены три варианта космического путешествия. Первый суборбитальный полет без облета вокруг орбиты. Это многочасовой подъем на высоту около 100 километров, чтобы несколько минут побыть в невесомости. Такое путешествие можно назвать «тур выходного дня». Сложная подготовка не нужна, достаточно инструктажа.
Можно полететь с компанией Ричарда Брэнсона Virgin Galactic. Сейчас полет стоит 250 тысяч долларов. Известно, что компания уже продала 600 билетов. Или с компанией Джеффа Безоса Blue Origin. Сейчас есть информация, что полет будет стоить где-то 500 тысяч. Разница в том, что Virgin Galactic предлагает полет на ракетоплане, который похож на самолет. А Blue Origin использует более привычный космический транспорт — ракету New Shepard. Ожидается, что регулярные суборбитальные полеты начнутся в начале 2022 года.
Второй вариант — «космический отпуск», который предусматривает более длительное время пребывания в космосе с облетом Земли. Можно полететь на космическом корабле «Союз», который снова предлагают для туристов, или на корабле Илона Маска Crew Dragon. Космические туристы смогут около недели летать вокруг Земной орбиты без длительной остановки или осуществить стыковку с Международной космической станцией (МКС), когда там будет создан космический отель.
В прошлом году NASA заключила соглашение с компанией Axiom Space на строительство на борту действующей МКС первого жилого коммерческого модуля (должны быть небольшие обустроенные комнаты).
Вскоре после этого Axiom Space объявила о подписании контракта с компанией Илона Маска SpaceX. Соглашение предусматривает запуск на МКС корабля Crew Dragon с четырьмя пассажирами – одним сотрудником Axiom Space и тремя туристами. В общей сложности они проведут на борту станции восемь дней. Миссия состоится не раньше января 2022 года, места уже проданы. Одна ночь на МКС обойдется в 35 тысяч долларов. Но стоимость места на космическом корабле — 55 миллионов долларов.
Самый высокий в иерархии космический тур — тур с облетом Луны. В 2018 году Илон Маск рассказал о намерении организовать туристическую миссию на Луну на корабле Starship. Первым лунным туристом станет японский миллиардер Юсаку Маедзава. Известно, что он полностью выкупил рейс и намерен взять с собой шесть-восемь людей творческих профессий, для которых полет будет бесплатным. Ориентировочно рейс должен состояться в 2024 году. Пока акция разовая, но надеюсь, что наше поколение застанет регулярные туры на Луну.
После полета Брэнсон выразил желание, чтобы путешествия в космос стали более доступными для всех. Как думаете, сколько времени должно пройти, чтобы стоимость космических путешествий «демократизировалась»?
Сложно предсказать, учитывая стоимость существующих технологий. Сегодня является дорогим и сам полет, и его подготовка. 90% ракеты являются бустером для старта, нужным для отправки груза в космос. Земное притяжение пока не позволяет что-то принципиально изменить.
С другой стороны, когда-то авиационные перевозки тоже были только для богачей, но со временем полеты смогли удешевить, появилась конкуренция. Сегодня авиация уже связала украинские города. Возможно, по аналогии космические полеты станут более доступными.
Как думаете, состоятельные украинцы будут активно пробовать освоить космос? Мэр Днепра Филатов уже сообщил, что является членом команды Virgin Galactic, готовится стать космическим туристом.
Почему нет? В Украине есть достаточно людей, которые могут себе позволить потратить 250 тысяч долларов на прихоть. Интерес к теме космоса у нас растет. Сужу даже по книгоиздательству — на украинский язык все больше переводят книг о космосе.
Что думаете об идее построить отдельный космический отель?
Была идея открыть в космосе отель из надувных модулей. Кстати, ракета украинской разработки «Днепр» выводила в космос один из таких модулей, их тестировали. С точки зрения технологий вариант был рабочий, но содержать МКС ужасно дорого. На сегодня Международная космическая станция — самое дорогое сооружение в истории человечества, которое строили около двадцати лет. Большой вопрос, оправданно ли строить отдельный отель, отправлять персонал, когда один билет будет стоить, как минимум, 50 миллионов? Многие ли туристы готовы за это платить?
Начиная с 2000-го года, не все земляне в один момент, находятся на Земле. По меньшей мере, трое всегда в космосе — на МКС. Конечно, к ним можно полететь в гости. И вот скоро к ним полетят туристы. Это самый простой вариант — сделать длительную остановку и погрузиться в космические будни.
Возможно, когда МКС завершит свой срок эксплуатации, частные застройщики превратят ее в космический отель. Советскую орбитальную станцию «Мир» в конце 1990-х годов хотели преобразовать, но не смогли это технически организовать, станцию увели с орбиты, и она затонула в океане.
Вы упомянули, что для путешествия, как с Брэнсоном или с Безосом, особая подготовка не надо. Надо ли будет готовиться к «космическому отпуску» на неделю?
Эти полеты потребуют подготовки. Космические туристы будут готовиться к экстренным ситуациям во время взлета и посадки, тренироваться, должны уметь заменить астронавтов. В космосе надо быть готовым ко всему, потому что помочь никто не сможет.
Кто точно не сможет стать космическим туристом? Существуют ли требования, возможно относительно минимального роста человека или других физических данных?
В первый отряд космонавтов выбирали ребят ростом не более 1.70, потому что космические корабли были маленькими. К счастью, сегодня в космос можно полететь с любым ростом, нет ограничений по физическим параметрам тела. Некоторые ограничения могут быть связаны с конструкцией стандартного кресла космического корабля. Например, на New Shepard принимают туристов весом от 50 до 101 кг и ростом от 152 до 193 см.
Так же в ряды первых астронавтов и космонавтов выбирали ребят со 100% здоровьем (даже пломбы в зубах были запрещены), поэтому возник миф о «космическом здоровье». На сегодня этих требований нет. У космонавта может болеть голова, он может в определенные периоды жизни иметь проблемы со здоровьем. Европейское космическое агентство сейчас набирает в астронавты людей с инклюзивностью. Знаю случай, когда к работе в космосе вернулся астронавт после операции по удалению опухоли.
Кстати, если бы в космонавты продолжили брать людей со 100%-м здоровьем, не было бы космонавта, который летал в космос хотя бы дважды. Потому что в космосе у людей ухудшается зрение.
Конечно, есть какие-то ограничения. Например, не могут лететь люди с астмой, те, кто недавно перенес операцию на сердце. Простыми словами, что на момент полета надо иметь здоровье, чтобы выдержать нагрузку.
Как думаете, организация туристических космических полетов – рентабельный бизнес?
Конечно, это долговременная игра, где не может быть быстрых денег. Но думаю, что владельцы компаний подсчитали выгоду. Мнение, мол, космические технологии не могут быть прибыльным бизнесом – распространенный миф.
В общем, какие эмоции вызывают у вас новости, связанные с космическим туризмом? Это для вас что?
Преодоление стереотипа, что космос — нечто далекое и касается лишь избранных стран. На самом деле это бизнес с огромным потенциалом.
Например, до недавнего времени космические корабли, отправлявшие людей в космос, принадлежали только государствам. А теперь есть частная компания SpaceX, у которой заказывают услуги туристы и NASA (собственного космического корабля у NASA нет). Они решили, что дешевле заказать услуги по перевозке своих людей на МКС, чем содержать парк кораблей.
Также в США уже на подходе космический корабль компании Boeing. Ввиду этого, начинают появляться космические туристические операторы. Как и на Земле организуют туры, договариваются с перевозчиком.
Спрос на космический туризм, который сейчас развивается больше для развлечения и «фана», будет побуждать развитие технологий. Думаю, что начнем использовать космические путешествия как средство транспортировки. Возможно не на Марс, но ракета способна связать и континенты на нашей планете. Тогда полет с одного на другой континент продлится не 12 часов, а 40 минут.
Автор: Ирина Петренко
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.