Главное то, что с такой фискальной политикой в условиях деградации банковской системы и политической нестабильности Украина еще долго будет находиться в состоянии рецессии.
Риски ведения хозяйственной деятельности в Украине настолько велики, что даже украинские бизнесмены опасаются инвестировать, а западные инвесторы уже устали ждать улучшений и постепенно теряют интерес к Украине.
Однако без инвестиций и кредитов экономика расти не может. Поэтому Минфин должен ввести такую фискальную систему, которая даже в условиях продолжения существования угроз и рисков смогла бы привлекать инвестиции и кредиты, сначала украинских, а потом и иностранных бизнесменов.
Доходность бизнеса в Украине должна быть в три-четыре раза выше, чем в стабильных странах. Нужна такая доходность, которая будет стимулировать украинский и иностранный бизнес работать в Украине, несмотря на огромные риски.
Очевидно, что главным фактором увеличения прибыльности бизнеса и инвестиций является уменьшение налогового давления. Налоговую систему нужно упростить, а налоги радикально уменьшить. По моим расчетам, налоговый пресс надо уменьшить на 10% ВВП, а это означает, что и государственные расходы необходимо уменьшить на 10% ВВП.
Таким образом, начать необходимо с радикального уменьшения ВВП, перераспределяемого через бюджет и социальные фонды – до не более 45% ВВП. Такой шаг существенно увеличит оборотные средства бизнеса и доходы украинцев, что создаст дополнительные возможности для роста ВВП Украины и обеспечит экономический рост соответствующими финансовыми ресурсами.
Вторым шагом реформирования бюджетной политики должно стать перераспределение доходов в пользу молодежи – тех, кто создает национальное богатство.
Успех этого шага будет зависеть от того, приблизит ли он такое состояние общества, где господствует реальная социальная справедливость, а не привычный для «элиты» социальный популизм. Украинцы после двух Майданов «нутром» чувствуют социальную нечестность.
Я уверен, что они поддержат пенсионную реформу, в том числе увеличение возраста выхода на пенсию, при условии ее справедливой дифференциации за счет увеличения минимального размера пенсий путем ограничения максимальных пенсионных выплат.
Разумно проведенная пенсионная реформа должна создать стимулы для длительной и напряженной трудовой деятельности украинцев – 40-45 лет – и легального получения доходов. Более того, пенсионная реформа будет способствовать накоплению финансовых ресурсов для долгосрочных инвестиций в экономику Украины.
Третьим шагом должно стать перераспределение доходов в пользу местных бюджетов до 60% в 2017 году. Государство живет на налоги. Налоги должны платить все граждане. Налоговое давление уменьшается. Налоги не меняются в течение десяти лет за исключением их уменьшения. Это прописывается в изменениях к Конституции.
Социальный взнос ликвидируется вместе с пенсионным фондом. Налог на доходы физических лиц: 10% – на доходы, меньшие десяти минимальных зарплат, 20% – на доходы, больше десяти минимальных зарплат. Из них 50% поступает в бюджет, остальные 50% – на индивидуальные накопительные счета или в частные пенсионные фонды.
Налог на прибыль предприятий, который рассчитывается по международным стандартам бухгалтерского учета, составляет 20%. Налог на выплату дивидендов – 10%. Налог на продажу земли, жилья, другой недвижимости и транспорта – 2%. Налог на продажу иностранной валюты и ценных бумаг – 1%.
Налог на добавленную стоимость составляет 20%. Если НДС возвращается из бюджета, то государство удерживает за этот сервис 20%.
Предприятие, которое относится к малому бизнесу (валовой доход меньше 1 млн. евро), может заменить налог на прибыль налогом с оборота на уровне 2% и налог на добавленную стоимость налогом с оборота на уровне 3%.
Акцизы на бензин, табак, алкоголь, рентные платежи в течение пяти лет от начала проведения реформы возрастают до среднего уровня стран – членов Евросоюза. Налоги на землю, недвижимость и депозиты отменяются.
Максимальная зарплата государственных служащих не может превышать минимальную зарплату в десять раз, а работников государственных коммерческих предприятий – с долей капитала государства более 25% – в 20 раз. Бонусы руководству госкомпаний и организаций, которые генерируют доход, выплачиваются лишь в случае их прибыльной деятельности как процент от выплаченных государству дивидендов.
Максимальная пенсия, которая выплачивается за счет государственного бюджета, не может превышать минимальную пенсию более чем в пять раз. Размер пенсии из частных пенсионных фондов и индивидуальных накопительных счетов не ограничивается.
Я убежден, что стабильная и простая налоговая система приведет к экономическому росту более чем на 10% в течение длительного времени, пяти-семи лет, но главное – она будет стимулировать власти увеличивать зарплату украинским работникам.
Эта система позволит увеличить минимальную зарплату и пенсию до 3 тыс. гривен уже в 2017 году и довести ее до 6 тыс. гривен в 2020 году. Хочет министр финансов зарабатывать 100 тыс. гривен – нет проблем, но при условии, что пенсионер получит минимум 10 тыс. гривен.
Автор: Александр Савченко, ректор Международного института бизнеса, профессор
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.