Читайте также: Большие обещания: почему госпрограммы в Украине имеют такой низкий КПД
Обзор динамики процентных ставок финансового рынка Беларуси в январе-мае 2016 г.
Правительству Владимира Гройсмана потребовалось 57 дней, чтобы разработать, согласовать с общественностью и утвердить программу действий правительства на 2016-й год. Это почти вдвое дольше, чем рассчитывал новоназначенный премьер, – он обещал представить антикризисный план Правительства через месяц. Результатом стала довольно содержательная, но без революционных шагов программа, которую можно назвать планом действий правительства реформаторов. В некоторых разделах она даже менее амбициозная, чем у предыдущего правительства.
14 апреля во время назначения Премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал подготовить в течение месяца «четкий план, операционный антикризисный план, который четко помесячно определит, что будет сделано до конца года, и какие будут конкретные индикаторы его выполнения».
19 мая правительство обнародовало для обсуждения среди экспертной и профессиональной среды Проект плана приоритетных шагов правительства на 2016 год. На внеочередном заседании Кабмина 27 мая принят план приоритетных шагов правительства Украины на текущий год. Во время выступления на внеочередном заседании премьер-министр Гройсман заявил о получении предложений от экспертной среды. 10 июня Распоряжение КМУ «Об утверждении плана приоритетных действий Правительства на 2016 год» № 418-р было опубликовано на официальном сайте КМУ.
Мы попытались проанализировать более чем 200 страниц этого документа, чтобы понять, каким курсом планирует следовать правительство в этом году и стоит ли нам ожидать ускорения темпа реформ.
Можно говорить, что план действий правительства Гройсмана в целом соответствует курсу, начатому предыдущим правительством. Подавляющее большинство мероприятий направлено на продолжение начатых реформ. В то же время, план не содержит амбициозных целей, поэтому вряд ли можно надеяться на ускорение темпа реформ. Плану не хватает четкости формулировки задач и сроков выполнения.
7 преимуществ и 9 недостатков Плана правительства
Преимущества:
правительство едва ли не впервые перед принятием Плана действий обнародовало проект документа с целью получения предложений и замечаний от общественности и экспертной среды. Этим правительство продемонстрировало открытость, а также дало возможность критикам и оппонентам правительства предоставить (в том числе и публично) реальные предложения по совершенствованию действий правительства. По словам Гройсмана, было получено 12 страниц правок от активистов;
в отличие от предыдущих аналогичных документов План правительства Гройсмана больше напоминает программу действий, поскольку кроме обычного перечня мероприятий каждый раздел определяет проблему и содержит цели, анализ предыдущих действий, таблицу с ключевыми шагами с обоснованием, сроками и ответственными, а также видение дальнейших действий на среднесрочную перспективу;
в целом План действий соответствует курсу предыдущего правительства Яценюка и содержит шаги, направленные на дальнейшее внедрение начатых реформ;
в планах почти каждого министерства содержатся мероприятия по интеграции информационных систем или создание электронных реестров, что свидетельствует о намерениях развивать электронное управление;
в разделе социальной политики содержатся меры по монетизации льгот, правда, как пример приведен лишь «проезд» (без подробностей, о каком именно проезде идет речь);
план содержит мероприятия, направленные на выполнение рекомендаций МВФ, что свидетельствует о настрое правительства на дальнейшее сотрудничество с фондом;
правительство планирует уделять больше внимания коммуникационным связям с населением по внедрению реформ.
Недостатки:
несмотря на обещание Гройсмана подготовить четкий помесячный план, обнародованный План содержит достаточно размытые сроки выполнения тех или иных мероприятий, например, «II-III квартал 2016 года», или формулировка «до принятия (какого) документа». Отсутствует единый подход к написанию плана, а целевые показатели по некоторым направлениям сформулированы общими фразами, так что их выполнение невозможно проверить;
несколько несогласованной выглядит структура самого документа в части разбивки на блоки, что может свидетельствовать о спешке при его подготовке. В частности, непонятным является включение в раздел «Модернизация инфраструктуры» мероприятий по формированию рынка газа, электроэнергии, вопросам энергоэффективности, угольной промышленности, природоохранной сферы, а также борьбы с коррупцией и обеспечения прозрачности деятельности Минприроды»;
многие меры носят декларативный характер, как, например, разработка стратегии или другого документа. Такого рода меры не гарантируют решения существующих проблем или реформирования той или иной сферы;
ряд мероприятий предусматривает разработку и сопровождение законопроектов. Во-первых, по большому количеству таких мероприятий фактически будет оцениваться не работа правительства, а работа парламента. Во-вторых, такие меры, как сопровождение законопроекта является прямой обязанностью работников правительства (министерств) и не должны были бы быть отдельно предусмотрены в Плане действий;
некоторые блоки Плана является не комплексными и предусматривают лишь несколько мероприятий, в частности в сфере развития патрульной полиции предусмотрено лишь «Завершение обучения и доукомплектования личным составом управлений патрульной полиции». В свою очередь, в плане действий предыдущего правительства, было запланировано реформировать полицию в целом, этот раздел содержал детальные предложения относительно структуры органов МВД и функций, введение новой системы оценки деятельности полиции, создание подразделений специального назначения КОВД («Корпус оперативно-внезапного действия»); реформирования службы участковых офицеров полиции; создание службы приема информации и реагирования на события «102» и другие меры. Кроме того, в Плане работы правительства Яценюка была предусмотрена судебная реформа, которой нет в плане нынешнего правительства;
налоговая реформа выделена отдельным параграфом, но содержит преимущественно меры по улучшению администрирования налогов, в том числе реформу ДФС. Изменений в упрощенной системе налогообложения и других фундаментальных шагов в этом направлении на 2016 год не запланировано;
правительство изменило свои намерения относительно отмены моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения и планирует ограничить земельную реформу лишь законодательным обеспечением долгосрочной аренды с/х земель;
в плане задекларирован решительный переход к современной системе финансирования здравоохранения, но на самом деле запланировано лишь два шага, касающиеся сопровождения законопроекта, который уже прошел первое чтение в Верховной Раде, и утверждение Концепции, которая была разработана предыдущим правительством;
несмотря на текущий уровень индекса iMoRe, необходим был более амбициозный и структурированный план деятельности правительства с целью ускорить слишком медленный процесс осуществления реформ.
Далее представлен более детальный анализ Плана приоритетных действий правительства.
Новый план правительства состоит из 6 главных блоков:
Повышение качества государственного управления;
Макроэкономическая стабилизация и устойчивый экономический рост;
Модернизация инфраструктуры;
Социальная и гуманитарная политика;
Обеспечение верховенства права и безопасности граждан, противодействие коррупции;
Защита суверенитета Украины и международная политика.
Государство и власть: повышение качества государственного управления
В целом соответствует плану правительства Яценюка и содержит мероприятия, направленные на внедрение начатых реформ. Имеет название «эффективное государство» в Плане правительства Яценюка.
1. Новое правительство запланировало оптимизацию процедур разработки и принятия правительственных решений и ставит цель улучшить координацию внутри КМУ, а также отказаться от формального подхода и уделять больше внимания консультациям с общественностью. Правительство планирует сделать планы министерств четкими и понятными и внедрить показатели оценки их эффективности по единым стандартам, а также делегировать несвойственные КМУ полномочия органам исполнительной власти низшего уровня.
2. Правительство Гройсмана планирует продолжать работать над реформой государственной службы и снова ставит целью формирование Комиссии высшего корпуса государственной службы. Также запланировано создание единого веб-портала для государственных вакансий и проведение конкурсов на назначение госсекретарей в министерствах. В среднесрочной перспективе планируется повышение уровня оплаты труда госслужащих, но в плане на 2016 год мер для этого не предусмотрено.
3. Запланирована оптимизация структуры органов исполнительной власти и ликвидация лишних управленческих звеньев, но насколько именно планируется провести сокращения, не указано.
4. Отдельным пунктом выделено внедрение электронного документооборота с планом подключить в этом году к электронному взаимодействию не менее 60 приоритетных государственных реестров. Также правительство Гройсмана планирует ввести в 2016 году 10-15 электронных услуг, в отличие от правительства Яценюка, который обещал 20. Перечень таких услуг не приведен, но к реализации этого пункта плана привлечены Минэкономразвития, Минюст, Госгеокадастр, Госархстройинспекция и Минсоцполитики.
5. Есть намерение продолжить работу по направлению открытых данных. Правительство планирует открытие не менее 3000 наборов государственных данных в 2016 году.
6. Запланирован ряд действий по развитию территориальных общин, включающих в себя передачу полномочий с целью контроля за использованием земель, предоставления административных услуг через центры административных услуг (выдача паспортов, водительских удостоверений, регистрация транспортных средств и тому подобное).
7. Правительство признает существующую проблему коммуникационной поддержки реформ и планирует 3 пилотных проекта по единому офису коммуникаций в министерствах и 5 комплексных коммуникационных компаний на поддержку ключевых реформ КМУ (децентрализация, энергоэффективность, электронные услуги для населения, реформа образования и системы здравоохранения).
Экономика: макроэкономическая стабилизация и устойчивый экономический рост
В экономическом блоке Плана правительства преимущественно запланированы мероприятия, направленные на дальнейшую имплементацию начатых реформ, включая пункты, которые были рекомендованы МВФ в части реформы ДФС. Правительство не планирует кардинально менять налоговую систему, но намерено сосредоточиться на улучшении администрирования налогов, которое сейчас являются одним из крупнейших препятствий на пути развития бизнеса. Завершить земельную реформу правительство планирует только открытием рынка оборота долгосрочной аренды. Сельское хозяйство может рассчитывать на дополнительное финансирование в 2016 году. Приватизация ожидается без сюрпризов – согласно ранее утвержденного плана продаж. Правительство Гройсмана планирует перейти к среднесрочному бюджетному планированию и сформировать предпосылки для этого уже в 2016 году.
1. Правительство планирует бюджетную реформу, которая заключается в соблюдении среднесрочного бюджетного планирования. Модель должна быть сформирована до конца года с целью проведения предсказуемой государственной политики. Собственно внедрение среднесрочного бюджетного планирования состоится по планам правительства только в 2018 году. Есть план удерживать дефицит государственного бюджета в 2016 году на уровне 3,7% от ВВП Украины, 2017 – 3%, 2018 – 2,5%, 2019 – 2,3%.
2. В направлении налоговой реформы запланированы изменения в Налоговый кодекс для создания единого публичного реестра заявлений о возмещении НДС и урегулирования существующих несогласованностей при администрировании этого налога. Так же, как и у правительства Яценюка, остаются планы создать «кабинет налогоплательщика». Из декларации плательщика НДС планируют исключить лишние данные. Также к этому разделу снова включены рекомендации МВФ относительно реформирования ДФС и оптимизации ее территориальных органов.
3. Однако реформа ДФС еще и выделена отдельным параграфом, в котором запланированы следующие шаги: сокращение до июля 2016 года численности работников до 41178 человек (на конец 2015 года около 58 тысяч человек) – это соответствует новой организационной структуре, утвержденной правительством Яценюка. Кроме того, запланировано проведение полного аудита ДФС с целью оптимизации и устранения дублирования функций, проведение переаттестации персонала в отношении рисков коррупции (по рекомендации МВФ), интеграция информационных систем налоговой и таможенной служб, ликвидация налоговой милиции и создание службы финансовых расследований, интеграция баз данных ДФС, Минфина и Казначейства. Правительство планирует больше не измерять эффективность работы ДФС лишь планами сборов.
4. В направлении приватизации и реформы корпоративного управления правительство планирует до конца года максимально сократить перечень предприятий, не подлежащих приватизации, однако никаких количественных показателей не приводится. Запланировано совершенствование приватизации предприятий агропромышленного комплекса путем разработки соответствующего законопроекта. Предусмотрены мероприятия по приватизации предприятий, указанных в соответствующем плане на 2016 год. В сфере корпоративного управления планируется урегулирование процедуры создания наблюдательного совета, конкурсный отбор независимых членов наблюдательных советов, обнародование информации о деятельности государственных предприятий, утверждение концепции и плана действий по созданию государственной холдинговой компании.
5. Правительство планирует дальнейшую работу по созданию благоприятного бизнес-климата и развития МСП и ставит цель в течение 2016 года устранить не менее 50 административных барьеров для бизнеса и войти в число первых 50 стран мира по благоприятности условий для предпринимательской деятельности в 2017 году.
6. В процессе реформы государственных закупок планируется экономия в 2016 году 5 млрд. гривен, разработка методики риск-менеджмента, создание веб-портала для мониторинга публичных закупок, интеграция системы закупок с государственными реестрами, создание пилотной центральной закупочной организации, унификация стандартных закупок и внедрение курсов по вопросам публичных закупок.
7. Развитие и поддержку экспорта планируется осуществлять путем разработки Национальной экспортной стратегии, формирования институциональной базы, информационной и промоционной поддержки, шагов в направлении создания зоны свободной торговли Украина-ЕС и мер, направленных на упрощение процедур международной торговли.
8. Правительство признает проблему с привлечением иностранных инвестиций и отдельным параграфом выделило меры, направленные на активизацию такой политики, ставя цель к концу 2016 года увеличить на 3 количество проектов государственно-частного партнерства и на 30% – количество индустриальных парков.
9. Промышленное производство планируется увеличить не менее чем на 1,2% до конца года. Для этого правительство запланировало принятие ряда законодательных актов.
10. Обеспечивать развитие инноваций правительство планирует путем создания офиса высоких технологий (High Tech Office) с привлечением Всемирного банка к его деятельности.
11. Есть планы концептуально реформировать государственную систему охраны интеллектуальной собственности путем создания нового государственного органа.
12. На реформирование системы государственной поддержки сельского хозяйства правительство планирует дополнительно выделить не менее 450 млн. гривен финансирования. Средства пойдут, прежде всего, товаропроизводителям с площадью земель до 500 гектаров.
13. В плане правительства предусмотрен ряд мероприятий по приближению законодательства Украины к ЕС в сфере санитарных и фитосанитарных мер.
14. Правительство Гройсмана планирует завершить земельную реформу путем решения вопроса о введении оборота прав долгосрочной аренды на земли с/х назначения, их продажи и залога. До конца года планируется разработка законопроекта, однако сроки открытия земельного рынка не указаны. План Яценюка предусматривал начало продажи земель с/х назначения государственной собственности с 1 января 2017 года, а продажу с/х земель частной собственности с 1 января 2019 года.
15. Для развития рынка органической с/х продукции правительство планирует создать соответствующую нормативно-правовую базу.
Модернизация инфраструктуры
Раздел содержит несвойственные для понятия инфраструктуры направления: кроме реформирования и усовершенствования в сфере транспорта (автомобильного, грузового, железнодорожного, авиа, морского, речного), включает реформы на рынке газа, электроэнергии, угольной промышленности, а также борьбу с коррупцией и обеспечение прозрачности деятельности Минприроды.
Подавляющее большинство мероприятий соответствует плану предыдущего правительства в сферах рынка природного газа, угольной промышленности, транспорта, энергоэффективности и энергосбережения (правда сроки выполнения мероприятий в плане правительства Гройсмана продлены).
Существенные изменения претерпела природоохранная сфера, где план мероприятий сократился с 53 шагов до 8. Раздел состоит из 12 подразделений: реформа рынков природного газа, электроэнергии, реформа угольной промышленности, энергосбережение и энергоэффективность, восстановление сети дорог и формирование качественно новой системы управления и финансирования дорожного хозяйства, контроль за движением грузового транспорта на дорогах общего пользования, реформирование железнодорожного транспорта, присоединение Украины к Европейскому авиационному пространству, совершенствование системы государственного управления на морском и речном транспорте, гармонизация украинского природоохранного законодательства с законодательством ЕС, борьба с коррупцией и обеспечение прозрачности деятельности Минприроды, повышение уровня экологической безопасности в зоне отчуждения.
1. Целью реформ на рынке природного газа является «создание условий для устойчивого развития отрасли собственной газодобычи и внедрения прозрачных правил для всех участников рынка. Продолжение реформы по либерализации газового рынка Украины в соответствии с европейскими нормами. Обеспечение прибыльности газового сектора, направление прибыли для наполнения Фонда энергоэффективности для финансирования проектов по сокращению потребления энергии через объединение совладельцев многоквартирных домов или энергосервисных компаний». Это подраздел частично соответствует мероприятиям, предусмотренным в Плане действий Яценюка. Некоторые мероприятия повторяются, в частности «избрание (у Гройсмана – определение) модели отделения для газотранспортной системы», только Яценюк это планировал осуществить до 1 марта, Гройсман – в 2-3 квартале). Также «создание условий для торговли природным газом на биржах» Яценюк планировал осуществить до 1 декабря, Гройсман – в 4 квартале.
2. Больше мероприятий правительство Гройсмана запланировало в реформировании рынка электроэнергии. В частности, декларируется дальнейшая либерализация рынка электроэнергии, создание конкурентных условий, внедрение двусторонних договоров, рынка «на сутки вперед», внутрисуточного балансирующего розничного рынков и рынка вспомогательных услуг, интеграция энергосистемы Украины в европейские рынки электроэнергии и др. В отличие от плана действий Яценюка, у Гройсмана не предусмотрено никаких действий в сфере ядерного топлива.
3. В сфере угольной промышленности и нынешнее, и предыдущее правительства запланировали немного мероприятий и задекларировали лишь создание условий для начала реформ.
4. В сфере энергосбережения и энергоэффективности правительство Яценюка предусматривало больше мероприятий, а срок их выполнения ограничивался 1 полугодием 2016 года. В частности Яценюк планировал создать Фонд энергоэффективности в 1-м квартале, а Гройсман запланировал сделать это в течение года.
5. Реформирование в сферах транспорта (дорожного, железнодорожного, авиационного, морского и речного) было предусмотрено в плане Яценюка в подразделе «Развитие инфраструктуры». Некоторые мероприятия в обеих программах совпадают, особенно те, которые имеют общий характер, как реформирование железных дорог или присоединение к Совместному авиационному пространству.
6. В природоохранной сфере (в Плане действий Яценюка – «безопасная окружающая среда») предыдущее правительство более комплексно подходило к решению проблем: в отличие от 8 пунктов мероприятий в Плане действий Гройсмана, у Яценюка было предусмотрено 53 шага. Некоторые мероприятия в нынешний план переместились из предыдущего. В частности, такие как: разработка и представление КМУ законопроекта «Об Основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года», сопровождение проектов Законов Украины «О стратегической экологической оценке», «Об оценке воздействия на окружающую среду», «Об отходах», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения интегрированных подходов в управление водными ресурсами по бассейновому принципу» и др.
7. Оба правительства планировали реформировать систему государственного надзора (контроля) за устранением разобщенности и дублированием функций между органами исполнительной власти и определением единого контролирующего органа в этой сфере и передачи ему всех контрольных функций.
Социальная и гуманитарная политика
В целом соответствует курсу реформ, выбранному предыдущим правительством. Содержит мероприятия, направленные на углубление начатых реформ, но дальнейших революционных шагов не запланировано.
1. В этом разделе правительство запланировало введение эффективного адресного предоставления социальной помощи. Планируется ввести новые программы для автоматизации процессов назначения пособий, льгот, субсидий и создать 5 пилотных центров предоставления соцуслуг в формате «Прозрачный офис». Отдельные виды льгот планируется монетизировать (например, «проезд»). До конца года Минсоцполитики планирует ввести электронный документооборот.
2. Правительство также планирует усилить социальную защиту работающих граждан путем расширения базы плательщиков ЕСВ, изменение методологии определения минимальной зарплаты, реформирование системы управления фондами соцстрахования.
3. Реформирование системы пенсионного обеспечения предусматривает освобождение солидарной системы от несвойственных для нее расходов, восстановление дифференциации размеров пенсий в зависимости от заработка. Повышение пенсионного возраста в плане правительства не указано.
4. В этом году правительство планирует децентрализацию системы социальных услуг и их развитие на уровне территориальных общин – разграничение полномочий органов исполнительной власти и местного самоуправления, дальнейшую стандартизацию соцуслуг, реформирование интернатных учреждений, оптимизацию сети коммунальных учреждений и учреждений, предоставляющих социальные услуги в процессе объединения территориальных общин.
5. В 2016 году правительство планирует сделать «решительный шаг» к современной системе финансирования здравоохранения, но на 2016 год запланировано лишь два мероприятия в этом направлении: сопровождение проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения» и принятие распоряжения Кабинета Министров Украины «Об утверждении Концепции реформы финансирования здравоохранения».
6. Развитие системы общественного здоровья планируется за счет создания институциональных и законодательных основ: обеспечения функционирования Центра общественного здоровья и разработки соответствующего законопроекта, введение специальности «общественное здоровье» в ВУЗе, разработки и пилотирования электронной информационной системы наблюдения за заболеваниями.
7. Для реорганизации системы первичной и вторичной медицинской помощи планируется утверждение нормативно-правовой базы для обеспечения доступности первичной медицинской помощи в территориальных общинах, разработка нормативно-правовых актов по совершенствованию системы оказания специализированной (вторичной) медицинской помощи, улучшение ее качества, формирование госпитальных округов.
8. Отдельно выделена борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями с целью создания региональных реперфузийных сетей и увеличения доступности лекарственных средств, что планируется достичь за счет внедрения системы контроля стоимости основных лекарственных средств (пилотный проект на 2016-2017 годы), дерегуляции рынка лекарственных средств и реформирования принципа регулирования цен на лекарства.
9. Дерегуляция и дебюрократизация управления системой образования предусматривает мероприятия по упрощению лицензионных условий и отчетности учебных заведений.
10. Модернизация профессионального (профессионально-технического) образования предусматривает создание региональных советов профобразования, наблюдательных советов в учебных заведениях, обеспечение финансирования профобразования, упорядочение сети профтехнических заведений, разработку 15 государственных стандартов профтехобразования, реализацию пилотного проекта по модернизации подготовки рабочих наиболее дефицитных профессий.
11. Правительство планирует обнародование отчета о результатах проведения аудита научно-инновационной системы Украины с рекомендациями независимой группы европейских экспертов; утверждение Положения и персонального состава Национального совета по вопросам развития науки и технологий; обеспечение начала выполнения Национальным советом по вопросам развития науки и технологий своих функций, предусмотренных Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности».
12. Правительство планирует осовременить местные культурные заведения в рамках децентрализации: провести инвентаризацию и оценку состояния имеющихся культурных заведений в поселках, селах, поселках городского типа и внедрить новые модели их функционирования. Планируется разработать 3-5 типовых моделей и запустить их пилотные проекты.
13. В плане правительства предусмотрен ряд мероприятий по приближению законодательства Украины к ЕС в сфере санитарных и фитосанитарных мер.
13-18. Также в 2016 году правительство планирует создать электронный реестр культурного наследия Украины, образовать Украинский фонд культуры, представлять Украину в международных спортивных соревнованиях, заниматься национально-патриотическим воспитанием, предоставлять молодежи возможности для самореализации путем привлечения к различным проектам (в т.ч. путем обмена с другими странами, денежными поощрениями, проведениями тренингов) и провести дерегуляцию и децентрализацию сферы физической культуры и спорта (сохранение численности лиц, привлеченных к занятиям спортом в ДЮСШ).
Обеспечение верховенства, права и безопасности граждан, противодействие коррупции
Этот раздел в Плане действий правительства Гройсмана соответствует нескольким блокам, которые были представлены в плане правительства Яценюка. Однако в плане Яценюка более комплексно подходили к решению проблем. В частности, было запланировано реформировать полицию в целом, этот раздел содержал детальные предложения относительно структуры органов МВД, функций, введение новой системы оценки деятельности полиции, создание подразделений специального назначения КОВД («Корпус оперативно-внезапного действия»); реформирование службы участковых офицеров полиции; создание службы приема информации и реагирования на события «102» и другие меры.
Кроме того, в Плане работы правительства Яценюка была предусмотрена судебная реформа, которая отсутствует в плане нынешнего правительства.
Некоторые блоки переместились из Плана действий правительства Яценюка к плану действий правительства Гройсмана, в частности: создание и обеспечение работы пяти межрегиональных ресурсно-коммуникационных платформ в Киеве, Днепре, Львове, Одессе и Харькове. Также из предыдущего плана правительства было заимствовано одобрение Стратегии реформирования системы Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, в частности предусмотрев в ней поэтапную передачу базовых функций по тушению пожаров на уровень территориальных общин и другие мероприятия.
Антикоррупционной реформе предыдущим правительством также уделялось больше внимания, чем нынешним. В частности, правительством Яценюка предполагалось: совершенствование практического применения механизмов защиты свидетелей; уменьшение возможностей для коррупции путем усиления прозрачности принятия решений и предоставления доступа к информации; обеспечение осуществления чистки власти и другие мероприятия.
Планом предусмотрено несколько подразделений, а именно:
1. Развитие подразделений патрульной полиции, где предусмотрено завершение обучения и доукомплектование личным составом управлений патрульной полиции в 32 городах, в том числе в тех, которые расположены в районе проведения антитеррористической операции. Кроме того, запланировано внедрить новый порядок государственной регистрации транспортных средств.
2. Упрощение процедур предоставления услуг в сфере МВД. В этом разделе предусмотрено совершенствование процедуры обязательного технического контроля транспортных средств путем введения обязательной фотофиксации этой процедуры с последующей передачей данных в общегосударственную базу данных, а также уменьшение периодичности проведения обязательного технического контроля для отдельных субъектов.
3. В подразделе реформирования системы ГСЧС запланировано одобрение стратегии реформирования системы Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, внедрение мероприятий, апробированных в ходе реализации пилотных проектов по вопросам организации осуществления мероприятий гражданской защиты территориальных общин в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Львовской и Тернопольской областях, в других регионах Украины. Также правительство планирует осуществить реформирование государственных пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований ГСЧС.
4. Отдельным подразделом выделены расширение доступа к бесплатной правовой помощи и улучшение ее качества, где предусмотрено создание около 400 бюро правовой помощи в структуре местных центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи в районах и городах областного значения; обеспечение перехода к смешанной модели предоставления бесплатной вторичной правовой помощи – осуществление защиты в уголовных делах и представительства в суде адвокатами, которые работают в системе бесплатной правовой помощи, так и штатными адвокатами и юристами центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи.
5. Реформирование системы принудительного исполнения решений судов и других органов. Запланировано создание временной квалификационной комиссии частных исполнителей и временной дисциплинарной комиссии частных исполнителей.
6. В реформе пенитенциарной системы Украины предусмотрена ликвидация ГПТС, создание новой межрегиональной структуры из шести управлений вместо 24, повышение мотивации труда сотрудников; уменьшение количества учреждений исполнения наказаний до экономически обоснованного уровня.
7. Антикоррупционная реформа предполагает создание условий, материальное и финансовое обеспечение работы, формирование штатов НАЗК, ГБР, а также Создание и обеспечение функционирования Единого государственного реестра активов, на которые наложен арест в уголовном производстве.
Защита суверенитета Украины и международная политика
Мероприятия в этом разделе в основном совпадают с мерами, предусмотренными в Плане действий предыдущего правительства: в условиях военной агрессии власть должна заботиться о военных, их материальном обеспечении и военном обеспечении ВСУ. Среди приоритетов остается сотрудничество с НАТО.
Последним разделом Плана приоритетных действий Правительства на 2016 год предусматривается:
1. Завершение разработки документов оборонного планирования;
2. Реформирование Минобороны, Вооруженных Сил и органов военного управления с учетом принципов и ценностей, которые применяются в государствах-членах НАТО;
3. Повышение уровня социальных и правовых гарантий военнослужащим, в частности обеспечение жильем и упорядочение системы денежного обеспечения;
4. Обновление подходов к интеграции с НАТО;
5. Повышение эффективности выполнения Национальной гвардией задач по обеспечению национальной безопасности и обороны;
6. Создание эффективной модели институциональной основы деятельности по координации решения проблемных вопросов на территориях, подвергшихся негативному воздействию вследствие вооруженного конфликта;
7. Создание Целевого фонда многих партнеров для Украины для привлечения средств международных финансовых организаций и международной технической помощи для финансирования мероприятий, проектов и программ восстановления и развития мира;
8. Укрепление социальной устойчивости, развитие мира и общественная безопасность;
9. Информационная реинтеграция восточных, южных областей Украины и Автономной Республики Крым;
10. Завершение реформы иновещания Украины и начало работы по популяризации (брендированию) Украины в мире и продвижение интересов Украины в мировом информационном пространстве;
11. Модернизация консульской службы для защиты интересов граждан Украины за рубежом.
Предупреждение: авторы не являются сотрудниками, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования ни от одной компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны.
Авторы: Светлана Русакова, Dragon Capital, Олег Иванов, научный сотрудник Национального института стратегических исследований
Источник: VoxUkraine
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.