Новые вызовы, новые возможности: как производителям картофеля увеличить прибыльность бизнеса

Текущий год нельзя назвать удачным для украинских производителей картофеля. Холодное начало сезона совпало во времени с засильем импортируемой продукции на внутреннем рынке. Последний фактор удерживает закупочные цены на низком уровне, а погодные условия и развитие болезней растений подталкивают картофелеводов к дополнительным инвестициям в производство.

И если с объемом выращивания у хозяйств складывается все более-менее удачно, то достижение надлежащего качества, которого требуют торговые сети, остается под вопросом.

Именно для того, чтобы получить ответ на вопрос, как вырастить достаточный урожай картофеля надлежащего качества при оптимальных затратах, компания «Сингента» пригласила производителей на очередную встречу Картофельной мастерской, проводимой в рамках Клуба стратегических партнеров.

Впрочем, обсуждение во время встречи было намного шире и коснулось всех или почти всех вопросов, возникающих у фермеров, от общих технологических рекомендаций и методов предотвращения резистентности к рентабельности установки капельного орошения участков с картофелем.

О развитии клуба стратегических партнеров

Руководитель Клуба стратегических партнеров Ольга Вербицкая кратко напомнила участникам и гостям картофельной мастерской, для чего компания «Сингента» инициировала в 2018 году создание клуба, который объединил производителей плодоовощной продукции, переработчиков, торговые сети, HoReCa, инвесторов и тому подобное.

К этому подтолкнули постоянное снижение объемов профессионального производства картофеля и овощей в Украине, падение качества, что вызвало нарекания сбытовых сетей и рост доли импортируемой продукции на полках.

Общей целью, которую поставила перед клубом «Сингента», было внедрение стандартизации продукции, создание нового клубного бренда для производителей овощей и фруктов, введение упаковки и многое другое. Буквально в течение года, благодаря протоколам применения средств защиты растений, техническому сопровождению экспертов компании, помощи в подборе сортов, клуб стал гарантом качества для овощей и фруктов, производимых хозяйствами-участниками.

Осуществляется постоянный контроль продукции на остатки пестицидов и других препаратов, и, если урожай соответствует стандартам, «Сингента» предоставляет компании-участнице право использовать логотип клуба как знак проверенного качества. На упаковке размещен QR-код, ведущий на сайт, где размещена информация о поле выращивания, технологии, производителе, результатах тестов и тому подобное.

Сейчас клуб предоставил право логотипа пяти производителям овощей и фруктов (с прошлого года программа расширена и на ягоды), к нему присоединились несколько крупных торговых сетей.

А на этот год компания поставила себе амбициозную цель – продвижение идеи безопасной плодоовощной и ягодной продукции среди конечных потребителей и поощрение их к потреблению именно отечественной качественной продукции.

«Сингента» мыслит в этом вопросе глобально и задает вопрос: почему средний возраст европейца значительно превышает такой показатель украинского жителя? И одна из составляющих долголетия заключается именно в потреблении продуктов производителей, прошедших сертификацию GLOBALG.A.P., частью которой является как раз соблюдение протоколов выращивания.

О предотвращении резистентности

Собственно, тому, как именно получить качественную продукцию и достичь высокой урожайности, традиционно посвятил свое выступление ведущий технический эксперт компании «Сингента» Владимир Борисенко. На этот раз он уделил внимание такой знакомой всем аграриям проблеме, как резистентность, и рассказал о способах ее избегания. Специалист поделился данными последних исследований ученых Германии, которые уже были применены на практике фермерами ЕС.

Картофель за период вегетации сталкивается с рядом проблем: болезни, вредители, развитие сорняков, присущие именно этой культуре. Существуют определенные агротехнические приемы борьбы с ними, и все аграрии знают, что на самом деле решить проблему возможно только путем химической обработки посевов.

Но здесь кроются два опасных момента. Во-первых, проблему надо четко идентифицировать – выявить, какая именно болезнь поразила картофель, определить фитопатоген. На разных полях проблемы могут быть разными, что затрудняет принятие решения. И в соответствии с полученным результатом уже выбирается конкретный препарат.

Во-вторых – что следует из первого пункта — если проблема идентифицирована неправильно, производитель начинает применять различные препараты, устраивая на поле настоящий винегрет из различных действующих веществ со всеми последствиями для урожайности и качества полученной продукции.

Но даже положительным результатом обработки успокаиваться рано – патогены, вредители, выжившие при обработке, начинают образовывать формы, устойчивые к определенному примененному действующему веществу, то есть возникает резистентность. Нельзя одно и то же действующее вещество вносить раз за разом в течение сезона – это только усугубит ситуацию. И это касается не только болезней растений – у сорняков появляется больший слой воскового покрытия, вредители образуют новые устойчивые формы и тому подобное.

К тому же стремительные климатические изменения уже запустили эволюционные механизмы болезней или вредителей – поэтому и традиционные препараты, которые прекрасно себя зарекомендовали, также надо постоянно пересматривать.

Особое внимание нужно обратить на химический класс, например, пестицида. Если препарат имеет моносклад (на основе одного действующего вещества), готовьтесь к образованию резистентных форм. Более эффективными будут препараты сложных составов, хотя они и могут стоить дороже.

Второй момент – надлежащее качество химических обработок как с учетом особенностей рельефа поля, так и с точки зрения правильности подготовки рабочего раствора. И, наконец, следует помнить об опасности заниженной дозировки. Если обрабатывать посевы «понемножку», то это – прямая дорога к возникновению резистентности.

Кроме того, при выборе препарата имеет значение не только действующее вещество, это на рынке не является большим секретом, и применяются всеми производителями агрохимии, но и формула. Например, дисперсность раствора будет напрямую влиять на качество обработки, поскольку имеет прямое влияние на равномерность покрытия растения раствором. И для каждой формулы нужно правильно выбирать тип распылителя – неправильный тип снижает качество обработки до 20% и усиливает возможность возникновения резистентности.

Напоследок надо учесть, какой препарат будет следующим в химической обработке — не стоит только из-за бренда применять препараты с одним действующим веществом, следует учесть мощность действия препаратов и не распылять более слабый препарат.

Впрочем, как отметил Владимир Борисенко, всем производителям доступны протоколы, по которым следует действовать – в них есть и рекомендации по составу препаратов и концентрации раствора, что поможет предотвратить превышение норм остатков агрохимических препаратов.

Эффективность капельного орошения 

О необходимости технологических изменений в выращивании картофеля участникам мастерской рассказал генеральный директор «Агрико Украина» Николай Гордийчук на примере внедрения компанией капельного орошения.

По его словам, несмотря на то, что хозяйство расположено в благоприятной по климатическим условиям Киевской области, нехватка влаги в последние годы ощущается все сильнее. Тем более для такой влаголюбивой культуры, как картофель.

Поэтому в этом году «Агрико» ввела капельный полив на 20 га картофеля, рядом располагалось контрольное поле 10 га без орошения. Кроме того, для контроля была установлена метеостанция – с начала сезона до начала августа выпало 200 мм осадков, что является аномально низким уровнем. И только 3 августа в течение нескольких часов выпало еще 40 мм дождя.

Ранее хозяйство применяло полив барабанными дождевальными установками и тратило 150-180 м3 воды на гектар за один полив. Это было неэффективно – поверхностный полив приводит к стеканию воды во впадины, а сам процесс на 20 га растягивался на две недели. Капельное орошение, во-первых, снизило норму расхода воды до 50-80 м3 на гектар, а увлажнение стало равномерным – кусты картофеля получали воду непосредственно в гребень.

Во-вторых, полив осуществлялся по 10 га в день, то есть картофель получал необходимое количество воды раз в два дня и постоянно находился в комфортных условиях. В-третьих, вместе с водой можно вносить отдельные удобрения и средства защиты растений, что снижает затраты как на сами препараты, так и на эксплуатацию техники.

Но главными для «Агрико» были результаты сравнения с контрольным участком. Для чистоты эксперимента высаживались одинаковые сорта с одинаковой густотой – 63 000 клубней на гектар. При капельном поливе количество картофелин на кусте составляло 18, а на контрольном участке без орошения – 14. А вот оценка валового сбора вообще поражает.

На капельном орошении она составляет около 42 т/га, а без полива – 24 т/га. По семенному картофелю — 34 т/га (орошение) и 20 т/га (контрольный участок). Комментарии просто излишни.

Что говорят люди 

Михаил Папченко, фермер, Черниговская область: 

– Хозяйство у нас небольшое – под картофелем задействовано 10 га, и это около 10% всех наших площадей. Но мы думаем расширять именно картофельные насаждения – на наших песчаных почвах и при достаточной увлажненности эта культура очень рентабельна. Поэтому я и приехал на Клуб стратегических партнеров «Сингента» узнать о возможностях новых технологических решений.

Тем более что всю систему защиты мы берем именно у «Сингента», а посадочный материал – от «Агрико». Очень интересные доклады, полезная информация об испытании новых сортов, которые были зарегистрированы в 2021 году. А цифры, что услышал, просто поражают: получить лишь за счет капельного орошения вдвое большую урожайность картофеля даже без перехода на другую, более высокую технологию!

Мы уже давно думали переводить наши посевы на такой тип полива, но тут я наглядно убедился, что это нужно делать немедленно. Мы уже посчитали, что при удачном сезоне вернем инвестиции в капельное орошение всего за год. Поэтому клуб — это очень удачный формат для таких производителей, как наше хозяйство.

Богдан Вашека, менеджер по закупке фруктов и овощей локальных производителей компании Good Wine: 

– Наша политика закупок плодоовощной продукции предусматривает наличие всей необходимой документации, подтверждающей качество. Соответственно, мы готовы, например, платить производителям за проведение анализов остатков пестицидов и учитываем затраты в закупочной цене. Да, это повышает ценник на полке, но наш клиент всегда уверен в товаре, который он приобрел.

Кроме того, для нас критическая стабильность поставок продукта определенного подтвержденного качества. К сожалению, большинство локальных производителей предпочитают продать тот же картофель прямо с поля, получить меньший доход, но не нести дополнительные расходы на проведение исследований, хранение, сортировку и тому подобное.

Следующий шаг, которого мы ждем от производителя – стабильность качества сорта картофеля в течение года. У нас есть рестораны, где важна стабильность вкусовых характеристик.

Плюс к этому критическим является четкое разделение сортов для варки и жарки – нельзя допускать ни смешивания, это испортит блюдо. И здесь для нас важно сотрудничество с такими компаниями, как «Агрико», что на отдельных участках выращивают определенные сорта именно для наших нужд, а затем должным образом обеспечивают хранение.

Для нашей сети мы пока выбрали ее сорта Аризона, Пикассо и Констанс. Во время сезона мы полностью выводим импортный картофель из ассортимента — работать с локальными производителями удобнее и быстрее. А импорт на полках и в ресторанах появляется в межсезонье, главным образом из Франции – это те сорта, которые в Украине непопулярны, например, Franceline.

Елена Сучик, категорийный менеджер, категория фрукты и овощи компании «МЕТРО Кэш энд Кэри Украина»: 

— Простор для развития есть всегда в любом виде деятельности. На плодоовощном рынке остро не хватает системных поставщиков, с которыми можно было бы сотрудничать, как говорится, с закрытыми глазами.

Есть вопросы к качеству продукции отечественной плодоовощной группы, стабильности работы компаний, готовности гарантировать стабильный объем. Так что поле для сотрудничества с сетями просто огромное.

Притом что в сезон наш фокус – на локальных производителях ягод, фруктов или того же картофеля. Наша политика такова, что между локальным производителем и импортом при равном качестве и системности в работе «МЕТРО» всегда выберет местного поставщика. Ведь для нас это проще: быстрее, не надо выстраивать сложную логистику, проводить партию товара через таможню и еще много аргументов.

Поэтому будущее для сотрудничества сетей и локальных производителей – за объединениями хозяйств или крупными хозяйствами. Здесь есть положительные сдвиги, многие производители уже калибруют продукцию, моют, фасуют и уделяют большое внимание качеству. Не хватает системности в работе.

Сергей Калантаевский, директор компании «Веснодар», Киев: 

— Наша компания работает как оптовый посредник и продает семенной картофель домохозяйствам через интернет. У нас уже тысячи клиентов, а посадочный материал закупаем у разных поставщиков, в том числе и «Агрико». Именно «Агрико» является главным нашим партнером, ее семена пользуются наибольшим спросом.

Лидер наших продаж — ранний сорт Ривьера. Хотя сейчас по темпам роста реализации очень заметно прибавил ранний сорт Аризона. Также одним из наших хитов являются семена среднепозднего сорта Пикассо. Мы постоянно следим за новыми сортами, и Клуб стратегических партнеров — отличная площадка для общения и получения информации о качественном посадочном материале.

Качество — это наша фишка, позволяющая нам, расти ежегодно на 30% в продажах. И именно сотрудничество с «Агрико Украина» гарантирует возможность получить качественные семена и предложить их клиентам.

Об испытании полем

В убедительности аргументов, которые были озвучены в рамках Картофельной мастерской, участники Клуба стратегических партнеров имели возможность наглядно убедиться во время полевой части мероприятия – на демонстрационных участках «Агрико Украина».

Хозяева пригласили их на то самое поле картофеля, где было внедрено капельное орошение, и не пожалели выкопать добрую сотню кустов двух десятков сортов клубней, что находилась на разных ступенях вегетации – от полной «готовности» раннего сорта Ривьера до средней степени формирования корнеплодов среднепоздних Пикассо или Рудольф.

Разница действительно была заметна даже непрофессионалам, не говоря уже о фермерах, которые собрались вокруг специалистов «Агрико». Кусты формировали несколько большее количество клубней, но главным был их размер, полностью соответствовавший заявленным для сорта параметрам. Урожай с каждого выкопанного куста сразу тщательно взвешивался.

Даже для среднепоздних сортов, которые еще не закончили формирование, вес картофелин уже не был ниже 1,2–1,5 кг, а для ранних сортов, которых на поливе, кстати, можно собирать по два урожая на сезон, значительно превысил 2 кг.

В придачу эксперты компании «Агрико» ознакомили участников с детальным протоколом возделывания, внесения средств защиты растений и удобрений на примере участка со среднеранним сортом Алюетт.

Поэтому Картофельная мастерская превратилась в настоящий картофельный мастер-класс теории и практики от компаний «Сингента» и «Агрико Украина».

Источник: Landlord

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий