Читайте также: Качество нефтепродуктов: кто и почему безнаказанно продает «бодягу»
Суть операции – в смешивании базового компонента топлива с различными присадками, которые могут значительно сократить жизнь машины или увеличат расходы владельца.
Кустарное производство топлива приводит к колоссальным потерям в экономике страны.
Во-первых, некачественное топливо вредит автомобилям, как частных, так и государственных собственников. Во-вторых, государственный бюджет недополучает поступления от уплаты налогов. В-третьих, это вредит конкуренции на рынке, поскольку позволяет необоснованно снижать цену. В-четвертых, это существенный источник коррупции, ведь нелегальное производство не может происходить без «крышевания» со стороны государственных органов.
Насколько масштабным стало это явление сегодня? Проверяют ли качество топлива государственные учреждения, которые осуществляют оптовые закупки? И как исправить ситуацию? Вопросов много.
История вопроса
Кустарное производство бензинов на мини НПЗ и нефтебазах – это «золотая жила». Налоги на бензин в разы выше, чем на дизтопливо, а «вырабатывать» его технологически проще.
Объемы производства «кустарного» топлива значительно выросли в 2013-2014 годах. Еще тогда подакцизный бензин можно было выпускать, используя не акцизные компоненты, движение которых в страну не ограничивалось.
«Бодяжат» бензин, обычно, не на АЗС, а на небольших нефтебазах. Там в топливо добавляют различные присадки. Почему такие смеси являются опасными?
Например, тот же самый титраетил свинец, который любят «бодяжники», повышает октановое число смеси до стандарта, но со временем убивает поршневые кольца и клапаны. В свою очередь, нафталин приводит к образованию нагара в топливной системе. От него страдают шланги, бензонасосы и форсунки инжектора.
Так же ранее шла ожесточенная борьба на аукционах за так называемый «стабильный газовый бензин», который производила государственная компания «Укргаздобыча». Такой бензин используется в химической промышленности, но часто его использовали как основной компонент для фальсификата.
Также законно импортировались увеличительные октановые присадки антидетонаторы и другие компоненты бензина.
До конца 2015 года масштабы проблемы стали угрожающими. По расчетам аудиторов Счетной палаты, объемы потребления бензина в Украине превышали объемы легального производства и импорта этой продукции в 2013 году – более чем на 1 390 тыс. тон, в 2014 году – на 463 тыс. тон.
Значит, продажа нелегально произведенного бензина для автомобилей составила в 2013 году – 35-38%, в 2014 году – 15-20% от общего объема потребления этой продукции.
Однако, по данным ГФС, специальный фонд государственного бюджета потерял от недопоступления акцизного налога с бензина около 3,2 млрд. грн. – в 2013 и 1,9 млрд. грн. – в 2014. По итогам 2015 года потери государственного бюджета от нелегального оборота нефтепродуктов в виде недополучения акцизных налоговых отчислений составили 1,2 млрд. гривен.
2016 год стал переломным. В рамках бюджетного процесса были введены акцизы на компоненты моторных топлив – на уровне с бензинами. Кроме этого, была внедрена электронная система администрирования акцизного налога с нефтепродуктов, которая полноценно заработала с 1 апреля 2016 года.
Новый механизм создал сквозной контроль над уплатой акциза и сделал крайне проблематичной легализацию «левых» объемов, которые ранее возникали по документам буквально ниоткуда.
Результаты не замедлили сказаться. Объемы теневого оборота дизельного топлива, по данным консалтинговой группы «А-95», достигли показателей, которые можно не учитывать: в первом полугодии 2017 года они оценивались на уровне 1% рынка.
С бензинами ситуация также улучшилась. Если в 2015 году объем теневого рынка бензина составил 440 тыс. тон, то после законодательных изменений в 2016 году – 200 тыс. тон. В первом полугодии 2017 года «не акцизные» объемы бензина оценивались экспертами в 70 тысяч тонн, что составляет до 8% рынка.
Однако, даже 8% – это очень существенные потери для государственного бюджета и для владельцев автомобилей.
После пожара на Васильковской нефтебазе
Один из крупнейших в украинской истории пожаров произошел на Васильковской нефтебазе компании БРСМ. Этот пожар начался 8 июня 2015 года, и продолжался трое суток. Погибло 6 человек, 15 пострадало.
Читайте также: Инструкция по противопожарной безопасности
Тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк, а также министр внутренних дел Арсен Аваков и председатель ГСЧС Николай Чечеткин на фоне горящих резервуаров заявили, что пожар возник в процессе изготовления топливного фальсификата.
О кустарном производстве в Василькове знали задолго до пожара. По железной дороге сюда поступали и «стабильный газовый бензин», и октановые увеличители, и антидетонационные присадки, и многое другое.
После потери Васильковской нефтебазы, по словам собеседников на рынке, эти грузы переместились на новые терминалы в Казатине (Винницкая обл.), Гадяче (Полтавская область), Голованевске (Кировоградская обл.) и Переяслав Хмельницком.
«В Украине продолжают работать десятки нефтебаз с массовыми нарушениями», – констатирует представитель одного из импортеров топлива.
Это свидетельствует о том, что дело, которое стало причиной Васильковской трагедии – кустарное производство топлива – живое, трагедия никого ничему не научила, а виновных так и не привлекли к ответственности. Да, владельцы БРСМ до сих пор не наказаны.
Важно знать. ООО «Стейт Оил» – сеть АЗС, работающая под брендом «БРСМ». Руководитель – Василий Корь, конечный владелец – Игорь Ревко, который живет в Нью-Йорке, США. Журналисты связывают компанию с семьей экс-министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого (правительство Азарова), хотя сама БРСМ это опровергает.
«Наказанием им пока стала потеря 20-25 млн. долларов сгоревшего имущества. Облава силовиков и распределение бесчисленного количества взяток всем: от следователей, прокуроров – министров. Досталось и разного рода «периферии», в частности экологическим институтам. В прошлом году один из них отрапортовал, что пожар не нанес ущерба прилегающим территориям, хотя там за семь дней сгорело месячное потребление нефтепродуктов всей Киевской области. Расходы, похоже, большие, потому что ни копейки семьям погибших и искалеченным владельцы БРСМ не дали», – говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
В ООО «Стейт Оил» отмечают, что слова эксперта – это лишь предположение.
«ООО «Стейт Оил» как компания, осуществляющая операционное управление хозяйственной деятельностью сети автозаправочных комплексов под ТМ «БРСМ-Нафта», заявляет, что у нее нет никакого отношения к возникновению 8 июня 2015 года пожара на упомянутой нефтебазе.
Предположение же господина Куюна относительно причин возникновения пожара являются безосновательными и бездоказательными. ООО «Стейт Оил» считает, что виновные в этой трагедии лица будут выявлены и наказаны в соответствии с действующим законодательством», – прокомментировали в ООО «Стейт Оил».
Две особенности, которые отличают БРСМ от других игроков рынка. Во-первых, эта сеть АЗС постоянно продает гораздо больше топлива, чем закупает. Речь идет о пятилетнем периоде 2013-2017 годов.
Во-вторых, в корзине реализованных бензинов на заправках, по данным консалтинговой группы «А-95», 35% приходится на марку А-95, которую БРСМ, якобы, не закупает – ни по импорту, ни на внутреннем рынке. Только А-92. Откуда БРСМ принимает отсутствующий продукт и бензин А-95?
В конце 2016 года на БРСМ обратили внимание Генпрокуратура и Государственная фискальная служба, обвинив сеть в неуплате более 1 млрд. грн. налогов. Со 175 АЗС было закрыто до 100 комплексов.
Это нашло отражение в статистике реализации: за четыре месяца 2017 года объемы БРСМ упали вдвое, фактически сеть держится на станциях Киева и Киевской области, которые избежали санкций. Но и это не смогло изменить подходы БРСМ: пусть и в меньших объемах, но поставки компонентов бензина продолжаются.
Как и ранее, в номенклатуре закупок БРСМ только бензин А-92 и ни тонны А-95.
Группа компаний, связанных с БРСМ, является крупнейшим получателем специфических грузов.
«Формально БРСМ, а точнее фирма «Стейт Оил», которая владеет этими заправками, «белая и пушистая», а всю грязную работу выполняют другие компании этой группы. К началу 2016 года очень мощным производителем «бодяги» была Мироновская нефтебаза, которая находится в Киевской области. Но ее деятельность свернулась после введения акциза на компоненты моторных топлив в начале 2016 года», – объясняет Куюн.
В ООО «Стейт Оил» убеждают, что бензин марки А-95, который реализуется на автозаправочных комплексах под ТМ «БРСМ-Нафта», производится на румынских нефтеперерабатывающих заводах Rompetrol-Rafinare группы KMG International, откуда и закупаются для продажи в Украине.
«Информация господина Куюна об отсутствии в портфеле импорта ООО «Стейт Оил» оптовых закупок бензина этой марки является недостоверной, а его мотивы неизвестны. Дополнительно информируем, что с 2015 года все виды топлива, которые реализуются в Украине через наши автозаправочные комплексы, ежегодно проходят экспертизы Института потребительских экспертиз. По их выводам качество топлива проверялось, в том числе бензина марки А-95, оно полностью соответствуют европейским стандартам», – заявили в ООО «Стейт Оил».
«Мачмала» от ООО «Ю А Р»
Государственное предприятие «Дирекция Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд» летом провело закупку горючего. В условиях тендера была прописана ожидаемая стоимость в сумме 3,559 млн. грн. с НДС за 157 тыс. л бензина и дизтоплива.
Победитель тендера, по результатам торгов, дал предложение на 1,259 млн. грн. ниже от ожидаемой стоимости – 2,3 млн. грн. Это на миллион ниже, чем предложение еще одного участника – ЧП «ОККО-Бизнес Контракт».
Местное интернет-издание «Кировоград24» предположило, что ООО «Ю А Р» занимается кустарным производством топлива, обосновывая свои подозрения низкой ценой. В издании считают, ничто не может обосновать 35-ти процентное снижение предложения от ожидаемой стоимости, а, следовательно, на предприятии «колотят мачмалу».
По просьбе автора еще один энергетический эксперт, директор специальных программ «Психея» Геннадий Рябцев, провел расчет реальной стоимости топлива на момент проведения тендера на примере дизтоплива. Минимальная розничная цена на то время составляла 19,94 грн. за литр. Без условных постоянных затрат АЗС и наценки – 17,54 грн.
По условиям контракта компания имеет право повысить цены на 10%, следовательно, реальная стоимость составляет 15,94 грн., а это меньше, чем предложенная компанией сумма 16,57 грн. С бензинами ситуация аналогичная.
«Арифметика Пупкина» показывает, что теоретически эта компания могла найти дешевый ресурс, хоть и низкокачественный, и получить прибыль от его реализации по тендеру», –говорит эксперт.
«Низкая цена – необходимое, но недостаточное доказательство фальсификата или контрабанды. Все же нужна экспертиза», – считает Куюн.
«Вот, например: есть такая скандально известная фирма «Трейд Коммодити». Она всех побеждает на тендерах УЖД и Минобороны, дает самую низкую цену. Мы видим, откуда они поставляют, и имеем все аргументы, чтобы утверждать, что они «бодяжат» дизтопливо с авиакеросином и горючим низкого качества. Но чтобы их обвинить, надо иметь результаты анализов. Их нет. А потому они идут в суд и нас с вами там «раздевают». Вот и все. Поэтому надо быть очень осторожным в высказываниях», – добавляет эксперт.
По версии Кропивницкого издания, ООО «Ю А Р» на своей нефтебазе смешивала менее качественное топливо с более качественным. В доказательство своего тезиса издание обнародовало вывод Криворожской испытательной лаборатории, принадлежащей ПАО «Концерн Галнафтогаз» (сеть «ОККО»).
Согласно заключению, топливо не соответствует техническому регламенту, ведь доля серы в опытном образце топлива превышала норму в 30 раз.
В концерне «Галнафтогаз» отказались ответить на запрос о заключении, сославшись на коммерческую тайну. Такой ответ, по нашему мнению, свидетельствует о подлинности документа. В противном случае лаборатория могла бы ответить, что этот вывод – подделка, или, что он не касается предприятия, о котором идет речь в статье.
В самой ООО «Ю А Р» отказались прокомментировать ситуацию.
После упомянутой публикации в «Кировоград24», предприятие «забыло» в пятидневный срок направить справку об отсутствии судимости у должностного лица участника, подписавшего предложение. Именно это формальное основание стало поводом для признания победителем тендера ООО «Белый Медведь», ценовое предложение которого не слишком отличалась от предыдущего.
Кому принадлежат вышеупомянутые предприятия? По данным аналитической платформы «YouControl», ООО «Белый Медведь» принадлежит Николаю Грицаю, директор – Татьяна Радионова.
Ранее часть предприятия принадлежала городскому главе Кропивницкого Андрею Райковичу (БПП «Солидарность»). Однако, после коррупционного скандала он вышел из состава учредителей фирмы, переписав ее на бизнес-партнера. Предприятие до сих пор постоянно выигрывает тендеры, поставляя продукцию государственным и коммунальным учреждениям на миллионы гривен.
Успехи ООО «Ю А Р», по информации портала «Е-дата», значительно скромнее – лишь сотни тысяч гривен. Это предприятие с уставным капиталом всего 2 тыс. грн. принадлежит жителю города Знаменка Юрию Ковальчуку.
По словам исполнительного директора ГП «Дирекция КГОКОР» Валерия Зинченко, контроль над качеством топлива осуществляется собственной специализированной аналитической лабораторией путем отбора проб из автоцистерны поставщика.
Однако не много государственных предприятий и учреждений имеют возможность проверять качество закупленного топлива. Сколько же некачественного топлива закупает государство?
Скандал с «Трейд-Коммодити» и другие сомнительные госзакупки
Недавний громкий коррупционный скандал вокруг закупок Минобороны заставил задуматься по объемам «бодяги» в государственных закупках.
Напомним, компания ООО «Трейд Коммодити» (ТК), которая за последние два года выиграла государственные тендеры на 7,11 млрд. грн., закупает значительную часть топлива у фирмы, которая фигурирует в уголовном производстве за незаконное изготовление нефтепродуктов – ООО «Рус Петрол».
Про эту фирму вообще ничего неизвестно, кроме уголовного производства за незаконное производство топлива. Сейчас Нацполиция проводит досудебное расследование по фактам незаконного изготовления нефтепродуктов и введения в оборот опасной продукции.
Следствие установило, что в 2015-2016 годах группа лиц начала противоправное изготовление и сбыт топлива без получения соответствующих разрешений и уплаты налогов. Под видом бензинов марок А-80, А-92, А-95 и дизельного топлива дельцы продавали «смеси нефтяных фракций, содержащие опасные химические вещества».
В целом, по информации Единого государственного реестра судебных решений, в Украине уже есть 5475 судебных решений, связанных с кустарным производством горючего.
Автор отсеял дела, связанные с вышеупомянутыми группой компаний «БРСМ», ООО «Рус Петрол», с мелкими предпринимателями, которые «гоняли» небольшие объемы топлива в гаражах, а также случаи самовольного «бодяжничества» сотрудников АЗС.
За последние два года были обнаружены судебные постановления в отношении предприятий. Таких как ООО «Петролеум Ойл Групп» и ООО «Альянс Синтез» (г. Днепр). ООО «Триумф» (Кировоградской обл.), ООО «МЕЛАР» (г. Николаев). ООО «Инвестцентр» (г. Ивано-Франковск).
Ни одно из этих предприятий не выигрывало тендеры на поставку, однако выигрывали тендеры предприятия, через которые, согласно материалам дела, «бодяга» реализовалась.
Все упомянутые юридические лица фигурируют в деле о кустарном производстве топлива в Днепре как предприятия, через которые был организован, сбыт незаконно изготовленных горюче-смазочных материалов.
В итоге, только по материалам одного дела следует, что государство закупило, вероятно, некачественное топливо на сумму 36,38 млн. грн.
Как можно исправить ситуацию
Вопиющие случаи кустарного производства горючего доказывают, что необходимо и дальше ужесточать контроль над перемещением подакцизных товаров, прежде всего на нефтебазах и при транспортировке бензовозами.
Сейчас создан алгоритм для нефтебаз. Все нефтехранилища с 1 января 2018 года должны быть оборудованы счетчиками и уровнемерами, которые будут передавать информацию непосредственно в ГФС. Постановление, которое подробно описывает требования к системам учета топлива на складах, в ближайшее время может быть утверждено Кабмином.
Сложнее с бензовозами, здесь решения пока нет. С места нелегального производства и контрабандного ввоза продукт едет в автоцистерне по поддельным документам, и проверить легальность груза никто не может.
Должна быть система выдачи акцизных накладных, чтобы в любой момент, имея условный штрих-ридер, можно было проверить, есть ли этот груз в учетной базе. Такая система успешно работает в Европе.
Контролирующим органам и самим покупателям стоит следить за обязательным применением регистраторов расчетных операций при розничной реализации топлива на АЗС.
Текст подготовлен в рамках проекта USAID «Прозрачная энергетика». Позиция автора может не совпадать с позициями Агентства по международному развитию США и аналитического центра DiXi Group. В случае перепечатки расследования, перепечатка дисклеймера обязательна.
Автор: Дмитрий Синченко
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.
Комментарии
13 октября 2018, 17:10 Андрей
Перезвоните мне, пожалуйста, (Андрей).