Образовательный бестселлер. Фрагмент из «Школы будущего» Кена Робинсона

В «Школе будущего» известный эксперт по вопросам образования сэр Кен Робинсон – чье выступление на TED имеет более пятидесяти миллионов просмотров – предлагает практические решения критической проблемы, стоящей перед современным миром: как изменить несовершенную образовательную систему.

В своем выступлении 2006 года Кен Робинсон затрагивает крайне важный вопрос: способствуют ли современные школы развития наших талантов, которые (по его мнению и мнению многих исследователей, преподавателей и философов) присущи нам от рождения? Он не дает однозначного ответа, но большинство людей самостоятельно приходят к очевидному выводу.

И еще один вопрос ‒ считаете ли вы себя творческим человеком? Считали ли себя таким до просмотра выступления Кена Робинсона? Задумывались ли вы над этими вопросами и собственным творческим потенциалом?

Что такое творчество? Автор этой книги дает меткое определение: творчество ‒ это процесс получения оригинальных идей, которые имеют ценность. И будьте уверены – вы по умолчанию обладаете этой чертой.

Возможно, вы об этом не знаете и не пользуетесь ею, но творчество присуще вам от рождения. Все дети творческие! Вопрос, который Кен Робинсон сформулировал в своем выступлении 2006 года, звучит так: способствует ли система образования развитию творчества? И эта книга – это ответ на этот вопрос. И не просто однозначный ответ «Да» или «Нет», а инструкция, как превратить наши школы, университеты и другие учебные заведения в те места, где будет развиваться человеческий потенциал.

На Форуме издателей во Львове, издательство «Летопись» представило перевод на украинский язык известной книги Кена Робинсона. Книга попала в ТОП-23 лучших книг Форума.

«Украинская правда. Жизнь» предлагает прочитать фрагмент из нее.

Наши сообщества зависят от самых разнообразных талантов, ролей и профессий. Высокое качество жизни трудно представить без электриков, строителей, сантехников, поваров, фельдшеров, столяров, механиков, инженеров, сотрудников службы безопасности и представителей других специальностей (с дипломами или без).

Немало таких специалистов обожают свою работу и получают от нее большое удовольствие.

Однако акцент на теоретических дисциплинах в школе приводит, в частности, к тому, что образовательная система игнорирует эти профессии, считая их второсортными, предназначенными для тех, кто плохо учится.

Традиционно считается, что умные дети поступают в университет. Все остальные покидают науку и ищут работу или идут в училище осваивать какое-то ремесло. Так или иначе, на образовательной лестнице они спускаются на ступеньку ниже. И это разделение на касты – тех, кто учится в университете, и тех, кто избрал прикладную специальность – одна из самых разрушительных проблем в области образования.

А теперь позвольте мне сделать короткое отступление и привести пример того, что мы теряем, допуская этот пробел.

В средней школе Анали в калифорнийском городе Себастопол, как и в большинстве школ в США, начали посвящать все меньше внимания урокам труда. Мастерская превратилась в склад. Администрация школы сосредоточилась на подготовке учеников к поступлению в университет и к стандартизированным экзаменам, тогда как программы профессионально-технической подготовки отошли на второй план.

Но Себастопол – это еще и город, где издается журнал Make, один из главных рупоров движения мастеров. И Make предложил группе учеников из школы Анали прийти в их мастерскую и попробовать собственноручно создать что-то на 3D-принтере или в программе компьютерного моделирования.

Эта программа стала так популярна, что Make не мог уместить всех желающих в своих мастерских и согласился подарить оборудование школе при условии, что та пообещает развивать программу трудового обучения.

Кейси Ши, учитель в школе Анали, охотно поддержал эту идею. Мастерскую освободили от хлама, привезли новое оборудование, а члены местной общины подарили материалы и дополнительное оборудование и оказали финансовую поддержку и консультации.

Очень скоро программа стала чрезвычайно популярна – и не только среди тех детей, которым «светит» училище.

«К нам приходит много разных ребятишек – от учеников, которые едва справляются с основами алгебры, до тех, кто углубленно изучает математику, – рассказывает Кейси. – По крайней мере, половина детей (если не больше) – это те, кого обычно представляют будущими студентами университетов. Думаю, так сложилось потому, что мы имеем кучу всяких крутых вещей: 3D-принтеры, электронные устройства роботов».

Программа имеет цель не просто показать детям, как пользоваться резаком для винила.

«Она воспитывает в них предпринимательский талант – вот что действительно важно. Не просто помогает им в будущем поступить в колледж, а показывает ученикам, что они могут превратить свои идеи в товары, которые можно продавать.

По моему мнению, это открывает для них совершенно новый способ мышления, а не просто: «Ну и пусть, буду работать в салоне видеопроката».

Дети изготовили очень стильные рождественские украшения, продали их и заработали свыше тысячи долларов.

Недавно сделали набор подставок для местной пивоварни. Здесь живет немало творческих людей и маленьких компаний, которые точно захотят заказать себе нечто подобное. Тогда дети пойдут к заказчикам, проведут презентации и подсчитают стоимость, проанализировав, сколько материалов и времени нужно, и, учтя все прочие расходы. Я уже говорил с учителем финансовой грамотности о том, чтобы разработать курс по основам предпринимательства, который будет базироваться на реальных заказах».

Здоровая экономика – та, где люди имеют идеи нового бизнеса и способность реализовать их и создать рабочие места.

Год 2008, компания IBM опубликовала результаты опроса руководителей организаций о том, какие черты они больше всего ценят в своих работниках. Опросили 1500 руководителей из 80 стран.

Как оказалось, вот две важнейшие черты: умение приспосабливаться к изменениям и творчество в генерировании новых идей.

И многим квалифицированным выпускникам их часто не хватает.

Стратегии, за которые так крепко ухватились реформаторы, почти не развивают умений, в которых нуждаются предприниматели.

Стандартизированное образование, напротив, может уничтожить творчество и инновации – именно те качества, на которых держится современная экономика. Как отмечает Юн Чжао, не удивительно, что страны, которые демонстрируют высокие результаты на стандартизированных тестах, – совсем не те, где процветает предпринимательство.

Я уже говорил, что, согласно последнему рейтингу PISA, самая эффективная школьная система в Шанхае. И, в отличие от всех остальных, сам Шанхай не так сильно удивляется собственным результатам.

Й Хоуцинь, чиновник в Шанхайской комиссии по образованию, недавно сказал, что он доволен тем, как хорошо ученики сдали тесты, но это его не удивляет.

В конце концов, система заставляет учеников зазубривать материал, который впоследствии будет на экзаменах. Но его речь не об этом.

Комиссар Хоуцинь сказал, что комиссия думает над тем, чтобы в будущем отказаться от тестирования PISA.

«Шанхаю не нужны так называемые «школы номер один», – говорит он. – Нам нужны школы, которые придерживаются разумных образовательных принципов, учитывающих физическое и психологическое развитие учащихся и закладывающих прочную основу для того, чтобы ученики развивались всю свою жизнь».

Год 1982, Уэйн Ґрецкий был лучшим хоккеистом в мире. «Секрет моего успеха – прост», – говорил он. Другие игроки обычно бросаются туда, где только что, была шайба. А Ґрецкий мчался туда, где она вот-вот должна была оказаться. Невольно хочется провести сравнение: в безумной гонке за стандартизацией, много стран бегут туда, где, по их мнению, шайба, вместо того, чтобы мчаться туда, где она скоро будет.

***

Стив Рос – архитектор из Канзас-Сити, отец уже взрослых детей. Однажды его пригласили на ярмарку карьеры в образовательный центр DeLaSalle – чартерную школу, которая заботится о нуждах учеников, находящихся в группе риска.

Идя на ярмарку, Стив знал, что немало учеников DeLaSalle до тех пор учились в других школах, но их оттуда выгнали, и что у многих из них – проблемное прошлое.

Но когда он туда пришел, то был приятно удивлен тем, что эти учащиеся имеют значительно более сильное желание заниматься чем-то в жизни, чем он себе представлял.

«Много детей не могли найти предмета, который бы их заинтересовал, – рассказал Стив мне. – У них были хлопоты с учебой, эмоциональные и социальные проблемы, но в них был потенциал».

Рос решил принять активное участие в жизни школы. Он разработал программу для старшеклассников DeLaSalle, которая давала им возможность одновременно заниматься по программе первого курса в колледже.

Кроме того, Стив инициировал наставническую программу, в рамках которой бизнесмены из Канзас-Сити приняли шефство над учениками DeLaSalle.

Они ходили с детьми на обед, приглашали их к себе в конторы, а затем обсуждали с ними специфику своей деятельности. Школьники имели возможность заглянуть в свое потенциальное будущее, а наставники наладили с ними тесный эмоциональный контакт, который для многих оказался неожиданным и чрезвычайно полезным.

Программа оказалась очень успешной, но Стив Рос чувствовал, что это только начало.

В ту пору он продал свое архитекторское бюро и уехал на два года за границу. Но Стив не забыл о DeLaSalle и о том, как повлияли на него дети. Они имели незаурядную выдержку и твердость характера, хотя иногда и применяли их не там, где надо.

Вернувшись в США, Стив пришел в DeLaSalle и спросил руководство школы, мог бы ли он преподавать курс творчества и основ предпринимательства. Школа сразу согласилась.

«Мы делали разные вещи: строили из зубочисток мост, размышляли над тем, как написать книгу или как заниматься тем или иным делом. Я просто хотел заставить их задуматься над процессом. Как это – иметь свою парикмахерскую? Как управлять ею, если вы хотите заработать за год 80 тысяч долларов? Дети читали друг другу статьи из деловой рубрики New York Times«.

Это был очень позитивный шаг, к которому активно присоединилось немало учеников. Но настоящий успех наступил немного позже. Стив, который называет себя «заядлым автомобилистом», предложил учащимся создать концепт автомобиля.

«Мы разрабатывали дизайн кузова, а не внутренних механизмов. Дети изготавливали собственные модельки, и тогда мы выбирали какую-то одну и делали из пенопласта модель реальных размеров. Тогда меня начали спрашивать: «А мы можем сделать настоящий автомобиль?» Они не боялись таких смешных вопросов. Но после того, как я в сотый раз повторил «нет, не можем», то подумал: «Эти дети мыслят нестандартно – надо придумать, как это сделать»».

Стив разыскал старый разбитый гоночный автомобиль Indy и договорился, чтобы его привезли к школе.

От мысленных мостов из зубочисток и пенопласта его подопечные перешли к значительно более реальному заданию: отремонтировать автомобиль. Тот весил очень мало, потому что раньше использовался для гонок. И Стив решил превратить гоночное авто на электромобиль, параллельно рассказывая ученикам об экологической ответственности и новых технологиях.

В то время программа требовала большего финансирования, чем школа DeLaSalle могла обеспечить, поэтому Стив создал неприбыльную организацию под названием Minddrive.

Спонсорскую поддержку оказала компания Bridgestone, которая, кроме того, взяла тот первый автомобиль на диагностику и определила, что он проезжает 445 миль по цене одного галлона топлива.

«Вдруг дети осознали, что они делают что-то важное. Они почувствовали свою силу. Реставрируя автомобиль, они узнали много всего о механике, технологии и о том, как создать надежную команду». На момент написания этой книги учащиеся – участники программы Minddrive, изготовили четыре автомобиля: отремонтированные Lola Champ Car 1999 года и Reynard Champ Car 2000 года, а Lotus Esprit 1977 года и Karmann Ghia 1967 года, полностью перевели на электричество.

Год 2012 дети отправились на своем Lotus из Сан-Диего до Джексонвилля, сорок раз останавливаясь по дороге на зарядку, во время каждой остановки они проводили презентации для школьников, студентов профессионально-технических училищ, общественных организаций и природоохранной организации (клуба Sierra).

В 2013 году уже на втором автомобиле – Karmann Ghia – ученики отправились из Акрона в Вашингтон.

На этот раз их авто имело специальное устройство, которое превращало упоминание о их проекте в социальных сетях в «социальное топливо».

Кампанию подхватил ряд общественных СМИ, о ней сообщили в новостях на нескольких зарубежных каналах, статьи о проекте опубликовали даже известные общественные деятели вроде Ричарда Брэнсона и Нэнси Пелоси.

Сегодня в проекте Minddrive принимают участие школьники из семи школ округа.

Автор: Издательство «Летопись»

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий