Потребительская инфляция в сентябре 2017 года ускорилась до 16,4% в годовом исчислении и превысила траекторию прогноза Национального банка, опубликованного в июльском Инфляционном отчете. В первую очередь это обусловлено ускорением роста цен на сырые продовольственные товары, повышением производственных затрат, а также некоторым оживлением потребительского спроса. С целью приведения инфляции к целевым показателям и с учетом обозначенных рисков Национальный банк считает необходимым повысить учетную ставку до 13.5% годовых.
В течение 10 месяцев 2017 года постепенно снижались средневзвешенные процентные ставки по депозитам. Средневзвешенная процентная ставка банков по депозитам корпоративного сектора в национальной валюте снизилась с 9,4% в декабре 2016 года до 8,1%, а в иностранной – с 3,8% до 2,2%. По депозитам физических лиц средневзвешенная процентная ставка в национальной валюте снизилась с 14,2% до 10,7%, а в иностранной валюте – с 5,1% до 2,9%.
Кредитование корпоративного сектора
По сравнению с началом года общий объем остатков задолженности по кредитам несколько снизился — на 0,9% — составив 989,21 млрд. грн. по состоянию на 01.11.2017. Остатки задолженности по кредитам корпоративному сектору сократились на 1,5% до 824,41 млрд. грн., а по кредитам домохозяйствам, наоборот, произошел рост – на 2,4% до 163,79 млрд. гривен.
В то же время, как свидетельствует статистика, в течение 10 месяцев 2017 года незначительное снижение остатков по кредитам в национальной валюте наблюдалось в январе-феврале (сезонный фактор) и в мае, а начиная с июня месяца, происходил их постепенный рост (до 455,89 млрд. грн., или на 6,3%).
Однако кредиты корпоративному сектору в иностранной валюте в долларовом эквиваленте не демонстрировали такой положительной динамики, как кредиты в национальной валюте, и снизились по сравнению с началом года на 8,5% до 13,74 млрд. долл. (в то же время в октябре наблюдался их рост на 1,8%).
Кредитование домохозяйств
В то же время, в Украине наблюдается активизация кредитования домохозяйств. В частности, остатки задолженности по кредитам в национальной валюте, предоставленные домохозяйствам, с начала года выросли на 23,9% до 92,35 млрд. грн., а в иностранной валюте в долларовом эквиваленте сократились на 15,3% — до 2,66 млрд. долл. (это связано с существующим запретом кредитования домохозяйств в иностранной валюте).
Общий объем депозитов в течение 10 месяцев 2017 года увеличился на 8,2% до 858,37 млрд. гривен. Остатки по депозитам корпоративного сектора в национальной валюте выросли на 1,6% до 231,97 млрд. грн., а в иностранной (в долларовом эквиваленте) — на 10,0%, составив 5,25 млрд. долл. по состоянию на 01.11.2017.
Остатки по депозитам домохозяйств в национальной валюте, в свою очередь, увеличились на 10,2% до 217,19 млрд. грн., в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) – уменьшились на 1,3% до 8,43 млрд. долл.
Восстановление экономики требует полноценного обеспечения финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования. Основными источниками поддержки субъектов хозяйствования выступают кредитные ресурсы отечественных банков и заграничные инвестиции и заимствования. И если крупные субъекты хозяйствования пытаются привлечь средства за рубежом, в том числе на иностранных фондовых площадках, то малый и средний бизнес вынужден ориентироваться в первую очередь на свои силы.
Банковские учреждения продолжают достаточно осторожно относиться к активизации наращивания кредитования. Объемы средств на корсчетах в банках, которые в текущем году колеблются преимущественно в пределах 35-58 млрд гривен, свидетельствуют о наличии потенциальных возможностей для кредитования. Это связано прежде всего с:
— высокими рисками кредитования, что в первую очередь определяется недостаточность платежеспособных заемщиков. По данным Госстата, в конце 2016 года 26,6% крупных и средних предприятий были убыточными, а по информации за январь-июнь 2017 г. их доля составила 31,2%. При этом, доля неработающих кредитов по состоянию на 01.10.2017 г. составляла 57,72% в корпоративном секторе и 55,41% среди кредитов, предоставленных физическим лицам (ФЛП);
— альтернативностью, которой пользуются банки, и которая касается возможности покупки депозитных сертификатов НБУ и вложения средств в государственные ценные бумаги по своей сути считаются не рисковыми. Например, начиная с середины августа 2017 г. объем государственных облигаций в портфеле банков стабильно превышает 300 млрд. грн.;
— несовершенной системой защиты прав кредиторов и «непредсказуемостью» решений судебных органов.
Другим проблемным вопросом, уже для заемщиков, при получении кредитов выступают достаточно высокие процентные ставки по кредитам. Хотя средневзвешенные ставки по новым кредитам в национальной валюте сектора нефинансовых корпораций в сентябре 2017 года составляли лишь 14,5% и в иностранной – 7,1%, доступ к кредитам имеют не все потенциальные заемщики. Поскольку процентные ставки определяются банками индивидуально для каждого заемщика.
Например, предприятиям в сфере сельского хозяйства кредиты в национальной валюте предоставлялись под 17,8% годовых, добывающей промышленности и разработки карьеров – 20,7% годовых, транспорта – 14,1% годовых, перерабатывающей промышленности – 14,0%, оптовой и розничной торговли — 14,4% годовых. Значит, банки могут предоставлять преференции в отношении кредитования конкретных заемщиков, рассчитывая на собственные кредитные возможности и учитывая финансовое состояние заемщика.
Кроме того, в последнее время активизировалось кредитование небанковскими финансовыми учреждениями. И хотя это кредитование касается в основном физических лиц – определенная доля «клиентуры» банками теряется. Например, по данным Нацкомфинуслуг, в конце I полугодия 2017 года, остаток задолженности по кредитам кредитных союзов составил 1,87 млрд. грн., объем выданных кредитов кредитными учреждениями юридических лиц общественного права – 8,76 млрд. грн., ломбардами – 8,38 млрд. гривен.
Таким образом, восстановление процессов кредитования по приемлемым процентным ставкам требует комплексного урегулирования и касается как необходимости поддержки реального сектора экономики со стороны государства, так и стимулирования банков к предоставлению кредитов. В этом направлении действенными могут быть следующие шаги.
2. Защита прав кредиторов. На рассмотрении Верховной Рады Украины находится законопроект, которым в очередной раз предусмотрена попытка комплексно урегулировать проблемные вопросы, возникающие в сфере защиты прав кредиторов, — это законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возобновления кредитования», рег.№6027-д. Его принятие устранит ряд пробелов в законодательстве, которые сдерживают кредитование.
3. Внесудебное урегулирование споров. Неотъемлемой составляющей системы взаимоотношений потребителей и кредиторов выступает внесудебное урегулирование споров. Это касается:
— финансовой реструктуризации. В первую очередь это касается полноценного внедрения принятого в прошлом году закона Украины «О финансовой реструктуризации». Им, в частности, определяются вопросы взаимоотношений между кредиторами и должником в ходе проведения процедуры финансовой реструктуризации; проведения непосредственно процедуры финансовой реструктуризации – определение кредиторов, объема обязательств, подлежащих реструктуризации; условий осуществления хозяйственной деятельности должником и получения им финансирования в ходе финансовой реструктуризации и тому подобное. Этот процесс нуждается в дополнительной популяризации, поскольку в настоящее время не в полной мере пользуется спросом – только 8 субъектов хозяйствования прошли процедуру финансовой реструктуризации;
— управление проблемными активами. Национальным банком анонсировано, что уже разработан законопроект «О деятельности по управлению задолженностью», которым предусматривается законодательно урегулировать в Украине деятельность компаний по управлению задолженностью, усовершенствовать правовое регулирование передачи прав требований по задолженности банков. При условии создания благоприятной среды для работы таких компаний, это может способствовать уменьшению объемов проблемной задолженности в банковской системе.
4. Реформирование системы бюро кредитных историй. Поднятый вопрос в контексте Украины базируется на двух «проблемах». Наличие единственного полноценного бюро (одно из требований МВФ) и усовершенствование самой системы работы бюро (например, получение в режиме реального времени информации из Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов и Единого банка данных о плательщиках налогов – юридических лиц о суммах доходов, выплаченных таким налогоплательщикам). На сегодня соответствующий законопроект — №№7114-п принят Верховной Радой Украины в первом чтении.
Справка: по информации Национального банка на сегодня в 96 странах мира существуют государственные кредитные реестры, которые созданы и управляются, как правило, центральными банками, причем в 44 из них такие реестры сосуществуют с частными бюро кредитных историй.
6. Государственная поддержка кредитования. Требует комплексного пересмотра механизмов предоставления льготных долгосрочных кредитов банками с использованием механизмов государственной поддержки (компенсация процентных ставок, погашение части тела кредита, предоставление денежных средств банкам для льготного кредитования) с целью кредитования реального сектора экономики в соответствии с соответствующими государственными программами развития.
Хотя в прошлые годы такой механизм использовался очень активно, сегодня государство больше ориентируется на предоставление прямых дотаций субъектам хозяйствования. Однако такой механизм должен быть временным. С другой стороны, государство может обеспечить стимулирование участия банков и граждан в программах кредитования доступного жилья (сегодня не достаточно развитого, хотя средства в государственном бюджете на эти цели предусматриваются).
7. Совершенствование работы с малыми банками. В Украине сформированы единые подходы по регулированию и надзору за банками. В то же время, в мировой практике существуют подходы, согласно которым дополнительное внимание уделяется именно малым банкам, которые занимают небольшие ниши на рынке, сосредотачиваясь на обслуживании небольшого количества клиентов и работая в отдельных регионах или секторах.
В Украине стоит проработать затронутые вопросы, в частности, закрепление на законодательном уровне особенностей создания, регулирования и надзора за малыми банками, начиная с того, какие именно банки следует считать малыми, до рассмотрения вопроса по внедрению отдельных нормативов их деятельности.
Стимулирование появления специализированных банков. В прошлые годы в законе Украины «О банках и банковской деятельности» определялась возможность работы в Украине специализированных банков. Однако, универсализация практической деятельности банков, нестабильность среды, в которой они работают, неразвитость других сегментов финансового рынка, как, например, фондового рынка, ограничивали возможность появления специализированных банков.
Стоит рассмотреть вопрос относительно внедрения изменений в законодательство с целью стимулирования появления специализированных банков, в том числе относительно определения отдельных показателей в их деятельности.
Автор: Антонина Дешко, эксперт по вопросам финансовой политики.
Источник: Институт социально-экономических исследований
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.