Обзор рынка облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) России в 1997 г.

Представляем вашему вниманию статью «Обзор рынка облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) России», впервые опубликованную в аналитических материалах Банка России в 1997 году. Апрель 1997 г. не принес значимых изменений в конъюнктуру рынка ОВВЗ. В течение всего рассматриваемого периода здесь господствовала колебательная динамика котировок без проявления какой-либо ярко выраженной тенденции.

В начале месяца положительная направленность котировок ОВВЗ (которая доминировала на данном финансовом сегменте в марте и была обусловлена аналогичной динамикой на рынке US Treasury Bonds) сменилась состоянием достаточного устойчивого равновесия. Некоторая стабилизация на рынке американских государственных долговых обязательств привела к тому, что участники торгов валютными облигациями Минфина стали обращать более пристальное внимание на внутрироссийские события.

К наиболее примечательным из них в первой декаде апреля 1997 г. можно отнести визит в Москву директора-распорядителя МВФ Мишеля Камдессю. Тот факт, что с М.Камдессю провели встречи практически все первые лица государства, свидетельствует о том, что российские власти придают особо важное значение взаимоотношениям с этой международной организацией.

И хотя вопрос о выделении РФ очередного транша кредита EFF будет рассматриваться только в мае, заявление главы МВФ о том, что он не видит каких-либо причин для задержек в выделении кредита, позитивно сказалось на настроениях участников рынка ОВВЗ. Это проявилось в единственном за первую декаду месяца всплеске котировок «вэбок» (в среднем на 0,42 процентного пункта).

Во второй половине апреля активность операторов рынка ОВВЗ постепенно снижалась, и никаких существенных изменений здесь отмечено не было. По мнению экспертов, это было связано с началом периода предъявления валютных облигаций Минфина к погашению очередного купона. Тем не менее, в этот временной интервал произошел ряд событий, реакция рынка на которые, может обнаружить себя уже после возобновления на нем полноценных торгов, т.е. в середине мая 1997 г.

Во-первых, обратила на себе внимание активизация взаимодействия в этот период российского правительства с международными финансовыми организациями. Помимо уже упоминавшегося визита в Москву М. Камдессю, в ряду аналогичных событий следует выделить двухраундовые переговоры (в Москве и Вашингтоне) главы Всемирного банка Д. Вулфенсона с высокопоставленными чиновниками РФ по вопросу расширения программ кредитования России данной финансовой структурой.

Итоги переговоров наблюдатели расценивают для РФ как успешные, что в свою очередь, в сочетании с достигнутой договоренностью о вступлении России в середине 1998 г. в ВТО, может и в будущем позитивно оказаться на настроениях инвесторов-нерезидентов, действующих на российских финансовых рынках, в том числе на сегменте ОВВЗ.

Во-вторых, в прошедшем месяце вырисовались ближайшие перспективы развития рынка российских еврозаймов. Так, было объявлено, что до конца первого квартала 1997 г. РФ намерена осуществить третий выпуск федеральных еврооблигаций (валюта выпуска – доллары США, объем – не менее 1 млрд. долл., процентная ставка не ниже 9% годовых, срок обращения не менее 7 лет).

Кроме того, указом президента «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области» фактически был дан зеленый свет еврозаимствованиям на региональном уровне. Согласно этому документу еврооблигации названных регионов будут освобождены от налогообложения при регистрации эмиссии.

Но при этом на региональные внешние займы налагаются некоторые ограничения: в частности, объем эмиссии не может превышать 30% от объема собственных доходов бюджета данного субъекта РФ, а затраты на обслуживание займа – соответственно 15% от этого объема.

Таким образом, государство недвусмысленно продемонстрировало намерение активизировать процесс привлечения средств зарубежных инвесторов – на данном этапе более дешевых по сравнению с ресурсами из внутренних источников. При этом основной акцент, будет сделан на федеральные выпуски, эмиссии же региональных еврооблигаций будут жестко контролироваться. Расширение внешних заимствований может существенно изменить конъюнктуру рынка ОВВЗ.

В целом по итогам месяца наиболее значительно выросла стоимость бумаг 7-го транша – на 0,37 процентных пункта. В течение всего апреля доходность к погашению данных облигаций была ниже аналогичного показателя для ОВВЗ 5-го и 6-го выпусков, которые погашаются раньше. Подобный интерес к облигациям 7-го выпуска, по мнению аналитиков, связан с некоторой их недооцененностью, а также относительной дешевизной (что было особенно актуально в преддверии купонных выплат).

Бумаги остальных траншей (за исключением 3-го, котировки которого за месяц практически не изменились) потеряли в цене от 0,1 до 0,5 процентного пункта, что явилось инерционной реакцией рынка на продолжительное падение цен в марте.

По традиции реальные торги на рынке ОВВЗ в мае возобновляются после погашения очередного купона, т.е. после 14 мая. Сомнений в том, что все купонные выплаты будут произведены эмитентом аккуратно, не возникает. После возобновления работы данного финансового сегмента в полном объеме на его будет оказывать сильное воздействие ситуация на рынке US Treasury Bonds.

Это предположение имеет тем более веские основания, если принять во внимание сообщения о возможном повышении учетной ставки ФРС США уже на очередном заседании Федеральной комиссии США по открытому рынку.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий