Миссия МВФ передала правительству России свои замечания по поводу программы экономических мер. В них эксперты миссии предложили запланировать бюджет 1999 г. с первичным профицитом на уровне 3,5% ВВП при резком сокращении государственных расходов и увеличении налоговых доходов в денежной форме.
Эксперты МВФ выразили несогласие с тем, что в плане почти полностью отсутствуют меры по сокращению обязательств по расходам федерального бюджета. В частности, МВФ настаивал на уменьшении числа занятых в госсекторе, реформировании силовых министерств и сокращении их штатов.
В письме критиковалось намерение правительства увеличить в ряде случаев расходы бюджета путем государственной поддержки промышленности, расширения программ общественных работ, выплаты увеличенных социальных пособий. Правительство, по мнению экспертов фонда, должно немедленно прекратить использование всех зачетов, включая правительственную программу целевого финансирования.
МВФ предостерегал при этом от немедленного снижения ставок налогов без одновременного совершенствования механизмов сбора налогов.
В части реструктуризации банковской системы экспертам МВФ представляется нереальным число банков, которым предлагается оказать господдержку. При этом они считают нецелесообразной практику предоставления банкам долгосрочных стабилизационных кредитов.
Озабоченность вызывали также предложения по структурной перестройке российской промышленности при более активном участии государства. За этими предложениями, по мнению представителей фонда, стоит в корне неверное представление, что «рыночная система была опробована в России и потерпела неудачу». Между тем, утверждали представители МВФ, в стране так и не была создана нормально функционирующая система рыночных отношений.
Предлагаемое же правительством более активное введение зачетов и расчетов в товарной форме не поможет снижению неплатежей, а только усугубит ситуацию, были уверены в МВФ. Напротив, надо прекратить осуществление платежей в товарной форме за услуги естественных монополий, а также сократить список «стратегических потребителей», которым могут быть прекращены поставки энергоносителей.
Критику экспертов МВФ вызывают планы правительства поддерживать относительно неблагополучные предприятия за счет создания крупных корпораций с государственным участием, а также создания Российского банка развития для направления инвестиций в избранные предприятия.
Миссия МВФ считает, что план правительства не содержит программы макроэкономической стабилизации, в нем нет четкого разъяснения мер экономической политики, которые потребуются для поддержания заданных темпов инфляции (25% в 1999 г.). Между тем неудача в решении проблемы бюджетного дефицита и попытка его финансирования за счет эмиссии большого количества денег приведут к ускорению темпов инфляции. В частности, в 4 квартале 1998 г. дефицит бюджета, по мнению экспертов МВФ, не может превышать 50 млрд. рублей.
План «в целом является значительным шагом назад в процессе продвижения к рыночной экономике», считал руководитель миссии МВФ.
Миссия МВФ в своем заявлении дала понять, что решение о выделении России новых кредитов может быть принято Фондом после предоставления правительством экономической программы, «которая могла быть поддержана мировым сообществом». Приоритетом для российского правительства в течение ближайшего времени МВФ считало разработку «реалистичного бюджета на 1999 год».
Миссия, завершавшая свою работу, готова вернуться в Москву для обсуждения экономической программы.
Прогноз социально-экономического развития России до конца 1998 г.
Министерство экономики Российской Федерации подготовило прогноз основных макроэкономических показателей России на 4 квартал и до конца 1998 года. Согласно прогнозу объем реального ВВП сократится в 4 квартале 1998 г. по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 10-12%, а в целом за год – на 5-5,4%.
Потребительские цены возрастут в 4 квартале предположительно на 13,6 – 23,6%, или 4,3 – 7,3% в среднем за месяц. В целом за 1998 год потребительские цены возрастут на 70-85%, или 4,5 – 5,3% в среднем за месяц.
По оценкам Минэкономики РФ, объем промышленной продукции в сопоставимых ценах в 4 квартале текущего года сократится по отношению к соответствующему уровню прошлого года на 13,7%, а в целом за год спад промышленного производства достигнет 6,5%.
Наиболее существенный спад по итогам 1998 года ожидается в инвестиционных отраслях машиностроении и металлообработке (11%), в химической и нефтехимической промышленности (9%), в нефтеперерабатывающей (8%), черной металлургии (8%), промышленности строительных материалов (6%).
В нефтедобывающей промышленности и электроэнергетике ожидаются несколько меньшие темпы спада – в пределах 2%.
Рост производства прогнозируется только в газовой промышленности, который оценивается в пределах 2%. В отраслях, производящих преимущественно предметы потребления и продукты питания, также ожидается значительное падение производства по отношению к уровню 1997 года. Так, производство продукции легкой промышленности сократится на 10% и пищевой – на 4%.
В целом за 1998 год падение производства продукции сельского хозяйства к уровню 1997 года ожидается не менее, чем на 10%. При этом в 4 квартале производство сельскохозяйственной продукции сократится на 12%.
Инвестиции в основной капитал составят в 1998 году к уровню предыдущего года только 85-88%. Это создает базу для дальнейшего падения производства и в 1999 году. Так, в 1999г. даже при стабилизации промышленного производства на сложившемся уровне объем его в 1998 г. будет ниже ожидаемого уровня 1998 года на 8-10%. В результате следует ожидать дальнейшего снижения спроса со стороны российских потребителей на продукцию тяжелой промышленности Беларуси.
Экспорт российских товаров, по оценке Минэкономики РФ, сократится в 1998 г. против уровня 1997 г. на 11,9%, в том числе за пределы СНГ – на 12,2%. Импорт в Россию сократится соответственно на 12,6%, в том числе из-за пределов СНГ – на 12,8%. При этом, по расчетам импорт из стран СНГ сократится на 12,1%. Сальдо экспорта-импорта ожидается положительным в размере 17,9 млрд. долл. США. Однако абсолютные его размеры снизятся к уровню 1997 г. на 10%.
Реальные располагаемые доходы населения снизятся в 1998 году к уровню 1997 г. не менее чем на 20%, а прожиточный минимум возрастет на 21-24,3%. Уровень безработицы по отношению к экономически активному населению возрастет в 1998 г. до 11,6% в среднем за год против 10,8% в 1997 году.
Таким образом, Россия входит в 1999 год в состоянии глубокого системного кризиса, который вызван не только ошибками экономической политики, но и накапливающимися структурными диспропорциями системы воспроизводства, падением эффективности производства и конкурентоспособности продукции, масштабным ростом внутреннего и внешнего долга, слабостью системы государственного управления.
Ряд аналогичных недостатков присущ и экономике Беларуси. В частности, это касается структурных диспропорций системы расширенного воспроизводства экономики страны, низкой, относительно развитых стран, эффективности производства, а также конкурентоспособности продукции. Эти негативные стороны экономической жизни Беларуси являются основными сдерживающими факторами для проникновения продукции белорусских производителей на мировые рынки и служат сдерживающими моментами для развития страны в русле общемировых тенденций.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.