С того времени органы местного самоуправления получили право ограничивать продажу алкогольных напитков и табачных изделий на время проведения массовых мероприятий, а следовательно – лишь временно.
С 2009 года преимущественно по инициативе городского населения – подписание петиций, обращений к местной власти – на муниципальном уровне было принято решение, которым ограничивалась продажа алкоголя ночью.
Жители городов начали бить тревогу преимущественно из-за того, что ночные компании в подпитии нарушали общественный покой ночью. Это сопровождалось преступностью в нетрезвом состоянии, асоциальным поведением, а также неконтролируемой круглосуточной продажей алкоголя несовершеннолетним.
В период с 2009 по 2017 годы свыше 34 города и Херсонский областной совет с разным интервалом приняли соответствующие инициативы по запрету продажи алкоголя ночью.
Бизнес, который зарабатывал на ночных и утренних продажах алкоголя и привык получать свои сверхприбыли, восстал в указанных городах против таких решений. Антимонопольный комитет также подал иск в суд для отмены принятых инициатив, что, по их мнению, нарушали условия конкуренции.
Такие потуги со стороны предпринимателей и производителей алкоголя с одной стороны и государственных органов с другой привели к тому, что в подавляющем большинстве городов принятые решения были отменены судами.
Читайте также: «Ты меня уважаешь?», или как отказ от алкоголя и сигарет меняет жизнь
В чем суть принятого закона?
Нужно заметить, что принятый Радой законопроект полностью соответствует политике децентрализации Украины, однако он не является идеальным и имеет свои недостатки.
Он дополняет статью 15-3 закона «О государственном регулировании производства и обращении спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».
Принятая парламентом инициатива вводит право муниципалитетов самостоятельно, по собственному усмотрению устанавливать ограничения именно на продажу алкоголя в магазинах, киосках и тому подобное.
Закон «О местном самоуправлении в Украине» дополняют новым пунктом, в котором закрепляют такие функции за органами местной власти. Ведь суды в своих решениях довольно часто ссылались на нормы именно этого закона, где не предусматривались необходимые функции.
Депутаты также дополнили статью 156 Административного кодекса Украины новой статьей об ответственности за торговлю алкоголем в запрещенное время суток решением соответствующего органа местного самоуправления.
Эта норма устанавливает ответственность не для владельца торгового пункта, а для продавца. Она является самой слабой из всех принятых. Ведь, согласно Административному кодексу, процедура привлечения к ответственности лица является достаточно медлительной.
Главная сложность заключается в том, что нужно будет как-то доказать, что продавец отпускает алкоголь в запрещенное время, который там действительно работает. И если с магазинами может быть легче, то с МАФ – сложнее, ведь не все продавцы, которые там работают, делают это официально.
А, следовательно, привлечь к ответственности лицо, что нарушает запрет, будет достаточно сложно.
Владелец места торговли, по сути, ничем не рискует. Должностные лица контролирующих органов имеют право составлять протокол только на работника предприятия торговли в размере от 500 до 1700 гривен.
Достаточной ли является эта сумма – покажет практика.
Авторы проекта закона должны были бы позаботиться о том, чтобы продумать действительно ли действенный механизм контроля над соблюдением принятых органами местного самоуправления ограничений, а также установить существенное наказание вплоть до лишения субъекта хозяйствования лицензии.
Поэтому норма об ответственности в этом законопроекте является скорее формальностью, чем чем-то действенным.
Следовательно, будет ли выполняться принятое на муниципальном уровне ограничение, будет зависеть от политической воли и готовности приложить усилия для обеспечения его выполнения.
С точки зрения защиты общественного здоровья, принятая парламентариями законодательная инициатива является победой и позволит положительно повлиять не только на уровень совершения преступлений в нетрезвом состоянии, но и сократить спонтанную покупку и уменьшить уровень потребления в целом.
Однако есть одно «но». Чтобы этого достичь – нужно обеспечить надлежащий контроль над соблюдением действующих и будущих ограничений.
Результаты ранее принятых ограничений в Украине
В конце 2017 года волонтеры коалиции общественных организаций «За трезвую Украину» отправили запросы в управления МВД и прокуратуры в те города, где действовали запреты на ночную продажу алкоголя. Ниже приводим данные из официальных ответов.
В ноябре 2014 года в Чернигове запрещена продажа алкоголя в промежутке с 22.00 до 08.00 часов ежедневно, учитывая выходные дни и праздники. Из предоставленных данных мы видим, что уровень преступности ежегодно уменьшался именно после принятия ограничения.
Если в 2013 году было зафиксировано 118 преступлений в нетрезвом состоянии, то после установления ограничений началось стремительное сокращение таких случаев, и в 2017-м их намного меньше, всего 40. Нужно отметить, что суд в Чернигове оставил решение в силе, и оно продолжает работать.
С июня 2014 года в Луцке местным решением запрещена продажа алкоголя и сигарет в объектах торговли и заведениях ресторанного хозяйства на вынос; размещенных в радиусе 100 метров от главного входа в помещение общеобразовательных учебных заведений; а также с 22.00 до 08.00 часов (кроме продажи сигарет). Решение продолжает действовать и до сих пор.
Приведенные ниже данные показывают, что количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, начало стремительно сокращаться именно после принятого запрета. Если в 2013 году, когда запрет не действовал, было зафиксировано 250 нарушений, то в 2016-м – 151, а в 2017 году – 109.
В сентябре 2011 года в Житомире введено решение о запрете реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива на предприятиях торговли, кроме заведений общественного питания — с 23.00 до 08.00 часов ежедневно.
Стремительное снижение показателей преступности мы видим и здесь. Если в 2010 и 2011 годах было зафиксировано 168 и 151 преступление соответственно, то в 2016 году – 32, а в 2017-м ≈ 17 (данные не включают декабрь 2017 года).
В апреле 2011 года принято решение об ограничении продажи алкогольных напитков и пива на территории Каменца-Подольского. Согласно этому решению, на территории города запрещается продажа алкоголя в заведениях торговли, кроме заведений ресторанного хозяйства, с 23.00 до 8.00 часов.
Указанные ниже данные указывают на то, что уровень преступности в нетрезвом состоянии в 2012-2017 годах является существенно меньшим, чем соответствующий уровень в 2010 и 2011 годах, когда запрета не было. Решение не было отменено и действует до сих пор.
Ограничения относительно времени и мест продажи алкогольных напитков, как на национальном, так и местном уровнях введены во многих странах. В Финляндии, Франции, Ирландии, Литве, Латвии. Швеции, Швейцарии, Германии, Нидерландах, Норвегии. Италии, Израиле, Турции, Индонезии, Португалии. Австралии, Венгрии, в отдельных штатах Канады и Америки и так далее.
Исследования, проведенные в этих странах, подтвердили действенность мероприятий. Украина в этом, как видим, не является исключением.
Автор: Юлия Солоха, эксперт по вопросам защиты общественного здоровья.
Источник: Украинская правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.