Читайте также: Как заработать миллионы на органическом производстве. История компании «Этнопродукт»
Герои бизнеса. Как бывший директор по маркетингу производит под Киевом органические крупы
Золотая голубика: как построить выгодный ягодный бизнес на малом участке
Директор «Агроэкологии»: В Европе небывалый интерес к органическому нуту
Площади органических земель и количество операторов
В 2017 году Офис поддержки реформ при Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины собрал данные оперативного мониторинга об основных показателях органического сельского хозяйства среди органов сертификации, которые сертифицировали органическое производство и торговлю органическими продуктами в Украине в соответствии с органическим законодательством ЕС.
По этим данным, по состоянию на 31.12.2016 года:
Площадь сельскохозяйственных земель с органическим статусом составляет 289,551 тыс. га;
Площадь сельскохозяйственных земель переходного периода – 91,622 тыс. га;
Общая площадь сельскохозяйственных земель с органическим статусом и переходным периодом – 381,173 тыс. га;
Доля органических земель от общей площади сельскохозяйственных земель – 0,89%;
Общее количество операторов рынка – 426, в том числе 294 сельскохозяйственных производителя;
Общее количество органов по сертификации в рамках данного мониторинга – 19.
Большинство органических операторов в Украине сертифицированы по органическим стандартам ЕС, что является эквивалентным Регламентам ЕС 834/2007 и 889/2008 и применяется как для экспорта органической продукции, так и на внутреннем рынке.
Украинские органические операторы также часто сертифицированы в соответствии с Национальной органической программой США (NOP). Другие органические стандарты, которые используют в Украине: Bio Suisse (Био Свисс, Швейцария), Bioland (Биоланд, Германия), Naturland (Натурланд, Германия), COR (Канада), Soil Association (Великобритания) и KRAV (Швеция).
Экспорт органической продукции
За последние несколько лет Украина стала важным поставщиком органической продукции на западные рынки. Основная органическая продукция, которая экспортируется из Украины – это зерновые, масличные и бобовые культуры, дикорастущие ягоды, грибы, орехи и лекарственные травы.
По данным ведущего органа сертификации «Органик Стандарт», в 2017 году главными органическими продуктами (по объему), которые экспортировали его клиенты из Украины, были следующие. Это кукуруза, пшеница, соя, ячмень, пшеница спельта, подсолнечник, пшено, рапс. Черника (замороженная), овес, просо, люпин. Яблоки (свежие), гречка, горчица, бузина (плоды). Семена тыквы, березовый сок, лен, хлопья, рожь, грецкий орех (ядро). Облепиха (замороженная), ежевика (замороженная). Шиповник (замороженный), кориандр, горох. Цвет бузины (замороженный), земляника (замороженная), клюква (замороженная). Яблочный концентрат, боярышник (замороженный). Жмых подсолнечника, мука твердой пшеницы. Брусника (замороженная), арония (замороженная). Ромашка (сушеная), конопля, малина (замороженная) и подсолнечное масло.
Все чаще украинские операторы стремятся продавать за границу не только сырье, но и органическую наполовину переработанную и переработанную продукцию.
В 2016 году объем органической продукции, экспортируемой из Украины, составил около 300 тыс. т на сумму свыше $65 млн. (оценочные данные опроса всех украинских экспортеров органической продукции, проведенного органом по сертификации «Органик Стандарт»).
Экспортеры органической продукции из Украины пользуются преимуществами Соглашения об ассоциации, подписанного в июне 2014 года между ЕС и Украиной, которое уменьшило торговые барьеры для экспортеров из Украины. С января 2016 года ЕС и Украина применяют углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли, что является частью Соглашения об ассоциации. В то же время, украинские экспортеры страдают от руководства ЕС относительно применения дополнительных мер официального контроля к продукции из Украины, которые применяются с января 2016 года.
По данным органа сертификации «Органик Стандарт», 11 главными странами-импортерами (по объему) украинской органической продукции, являются операторы, сертифицированные всеми органами сертификации. Ими являются Нидерланды, Германия, Великобритания. Италия, Австрия, Польша, Швейцария. Бельгия, Чехия, Болгария и Венгрия.
Украинские производители также экспортируют в США, Канаду, Австралию и некоторые страны Азии. Украина следует мировому тренду «местный + органический» и уже имеет несколько историй успеха украинских экспортеров продукции, которая имеет маркировку «органическая» и «региональная» (из Украинских Карпат).
Внутренний рынок
Внутренний рынок органической продукции начал зарождаться в начале 2000-х годов, в 2008 году первые украинские маркированные органические продукты появились на полках украинских магазинов. Главными каналами сбыта являются супермаркеты и специализированные магазины в крупных городах. Ассортимент органической продукции на полках магазинов все еще неполный.
Потребители могут приобрести в магазинах такие категории украинских органических продуктов. Это молочные и мясные продукты, бакалейные продукты и хлебобулочные изделия. Мука, макаронные изделия, растительные масла. Напитки (фруктовые/овощные/ягодные соки, березовые соки, травяные чаи). Консервированные продукты (например, ягодные пасты, сиропы, джемы), некоторые овощи и фрукты и тому подобное.
Самым большим вызовом для внутреннего рынка является низкий уровень осведомленности об органических продуктах среди потребителей. Органы сертификации, семнадцать органов сертификации, аккредитованных на международном уровне, включены в официальный перечень органов сертификации в органической сфере для Украины в соответствии с Регламентом ЕС 1235/2008 (по состоянию на 14.12.2017).
Это такие органы сертификации: Органик Стандарт, Bio.inspecta AG, Ecocert SA, CERES Certification of Environmental Standards GmbH, Control Union Certifications, Kiwa BCS Öko-Garantie GmbH, Ecoglobe, Istituto Certificazione Etica e Ambientale (ICEA), Lacon GmbH, Suolo e Salute srl, Agreco R. F. Göderz GmbH, Bioagricert S. r.l., Ekoagros, A CERT European Organization for Certification S. A., Letis S. A. CCPB Srl и Valsts SIA “Sertifikācijas un testēšanas centrs”.
Единственный украинский орган сертификации – ООО «Органик Стандарт»; все остальные – иностранные или их местные филиалы. С 2015 года большинство органов сертификации, которые активно работают в Украине, принимают участие в Платформе «Украина» в Европейском совете органов сертификации (EOCC).
Участники органического рынка
Органический сектор Украины представлен такими ключевыми участниками органического рынка. Консультационный орган «КьюС», орган сертификации «Органик Стандарт». Информационный центр «Зеленое досье», Общественный союз производителей сертифицированной органической продукции «Органическая Украина». Федерация органического движения Украины, Львовская городская общественная организация «Екотерра». ООО «ВИП Групп», Органик Бизнес, ООО «Сиб-Агро». ООО «НПО «Институт органического производства», Международная общественная организация «Ассоциация участников биопроизводства «Биолан Украина». Натур Бутик, общественный союз «Украинский органический кластер», а также активные органические производители, переработчики и трейдеры.
Первопроходцы по созданию системы обучения органической тематике в высших учебных заведениях – Житомирский национальный агроэкологический университет, Ильинецкий государственный аграрный колледж, Липковатовский аграрный колледж и т.д.
Научные исследования в органической сфере в Украине еще находятся на начальной стадии и не систематизированы и еще нет онлайн — доступа для всех заинтересованных организаций и лиц.
Международная поддержка
Украина получает международную поддержку для развития органического рынка:
Швейцарии:
Государственного секретариата Швейцарии по экономическим вопросам (SECO) по проекту развития органического рынка в Украине (2005-2018), который внедряется Исследовательским институтом органического сельского хозяйства (FiBL, Швейцария);
Швейцарского агентства развития и сотрудничества (SDC)/ Бернского университета прикладных наук (BFH) (2002-2010).
Германии:
Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства (BMEL);
Agriculture & Finance Consultants (AFC);
IAK Agrar Consulting, с 2016 года.
США:
Агентство США по международному развитию (USAID) через проект «Агроинвест» в 2011 — 2016 годах и проект «Развитие сельского хозяйства и сельских территорий» (ARDS) с 2016 года.
Western NIS Enterprise Fund (WNISEF), с 2017 года.
Канады:
Министерство иностранных дел Канады;
Менонитская ассоциация экономического развития (MEDA) через Украинский проект бизнес — развития плодоовощеводства (UHBDP) с 2014 года;
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO);
EU4Business;
Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 2016 года.
Политика в органической сфере
Развитие органического рынка в Украине является одним из приоритетных направлений в плане стратегии реформ в аграрном секторе «3+5», что базируется на Единой комплексной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015-2020 годы. Эту стратегию инициировало и разработало Министерство аграрной политики и продовольствия Украины в сотрудничестве с местными участниками органического рынка и международными партнерами. Эксперты органического приоритета Стратегии начали свою работу в мае 2017 года в Офисе поддержки реформ при Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины.
3 сентября 2013 года был принят закон Украины «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья» № 425-VII, однако он не внедрен. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины инициировало и разработало новую редакцию проекта закона в органической сфере в сотрудничестве с местными и международными партнерами, имея своей целью гармонизацию с органическим законодательством ЕС.
Этот проект закона Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обороту и маркировке органической продукции» был зарегистрирован в Верховной Раде Украины за № 5448 от 24.11.2016 года и в настоящее время он дорабатывается в комитете по вопросам аграрной политики и земельных отношений Верховной Рады Украины.
Государственный логотип Украины для маркировки органической продукции был официально зарегистрирован как торговая марка, является собственностью Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.
Некоторые областные государственные администрации (например, Житомирская, Полтавская, Львовская, Одесская и др.) поддерживают развитие органического производства в этих областях.
Авторы: Ольга Трофимцева, заместитель аграрного министра по вопросам европейской интеграции и Наталья Прокопчук, проект Organic In Ukraine
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.