Читайте также: Отчет о финансовой стабильности в Украине. Декабрь 2016 г. Часть 2
Низкое качество активов – главный фактор убыточности банков
Уменьшение отчислений в резервы позволило банкам улучшить финансовый результат и выйти на прибыль в мае, впервые за много месяцев. Однако это не переросло в устойчивую тенденцию. Доходы по системе пока очень волатильные из-за того, что отдельные крупные банки формируют резервы под проблемные кредиты, находясь на последнем этапе этого процесса. Формирование резервов значительно выросло в сентябре, поэтому в итоге за 9 месяцев банки получили убытки на сумму 11.6 млрд. грн.
Подобные перепады возможны до конца I квартала 2017 года. Во-первых, банки второй двадцатки, которые прошли диагностику, станут активно заниматься резервированием. Во-вторых, со следующего года начинают действовать новые правила оценки кредитного риска, поэтому некоторые банки могут сформировать дополнительные резервы. Признание дополнительного кредитного риска не обязывает доформировать резервы по МСФО, но отдельные банки пытаются выравнивать резервы и объем признанного кредитного риска.
В I квартале операционные доходы достигли минимума и росли в течение каждого следующего квартала. Операционная эффективность чуть хуже, чем в прошлом году, но постепенно повышается, что дает основания надеяться на значительно лучшие финансовые результаты банков в следующем году.
Процентная эффективность уменьшилась, но, вероятно, ненадолго
Ограниченное новое кредитование, финансовые трудности заемщиков и высокая стоимость депозитов привели к постепенному уменьшению чистого процентного дохода. За 9 месяцев он сократился на 16% в годовом измерении.
Процентные маржа и спрэд несколько снизились, в частности, в результате реструктуризации валютных кредитов в гривневые кредиты, которую проводили в основном без изменений процентной ставки.
Стоимость депозитов населения постепенно снижается. Это удешевит фондирование и будет способствовать росту чистого процентного дохода банковского сектора.
Потенциал роста комиссионных доходов ограничен
Сократив процентные доходы, банки попытались компенсировать потери более высокими комиссионными доходами. Особенно это касается банков с украинским частным капиталом. За 9 месяцев 2016 года объем чистого комиссионного дохода вырос на 7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это произошло преимущественно за счет доходов от расчетно-кассового обслуживания.
Но замещение процентного дохода комиссионным и торговым не будет продолжительным: из-за снижения темпов инфляции потенциал для увеличения комиссий крайне ограничен.
Регулятивный капитал постепенно восстанавливается
По результатам 9 месяцев текущего года 35 из 100 платежеспособных банков были убыточными. В 2015 году таких банков было 46 среди 117. Вдвое сократилось количество банков, которые получили операционный убыток из-за формирования резервов. Количество банков, показавших отрицательный чистый процентный доход, в течение года уменьшилось с 7 до 4.
В течение года банки по итогам диагностического обследования имели дефицит собственного капитала, проводили капитализацию согласно программ, согласованных с Национальным банком. Уставный капитал с начала года вырос почти на четверть, в частности, в результате конвертации субординированного долга. Объем последнего, который учитывается в регулятивном капитале, за 9 месяцев 2016 года уменьшился на 46%, а удельный вес в нем сократился вдвое – с 38% до 19%.
Показатель адекватности капитала начал расти. Капитал сейчас распределен неравномерно: на рынке есть банки, которые требуют дополнительного капитала, и такие, которые имеют его избыток. Вероятнее всего, показатель адекватности капитала по системе несколько снизится в первой половине 2017 года после того, как банки второй и третьей двадцаток приведут резервы в соответствие с результатами диагностического обследования, а оценку кредитного риска – к требованиям нового Положения.
В следующем году ожидается выход банковского сектора на прибыльный уровень
Формирование резервов крупнейшими банками практически завершено. Следовательно, подавляющее большинство негативных эффектов нынешнего кризиса уже отражено в финансовой отчетности. Постепенный рост кредитных портфелей увеличит чистый процентный доход. В отдельных банках еще будут проблемы с операционной эффективностью, а их отчисления в резервы могут превышать операционную прибыль. Тем не менее, сектор в целом в 2017 году должен стать прибыльным.
Предпосылки возобновления кредитования
Затяжной экономический кризис и низкое качество правовых институтов почти полностью остановили кредитную активность банков в 2014-2015 годах. Ключевым приоритетом НБУ и коммерческих банков в среднесрочной перспективе является восстановление кредитования. Однако оно не может произойти по команде регулятора. Национальный банк считает, что для активизации кредитования следует обеспечить ряд предпосылок.
Нормализация долговой нагрузки в корпоративном секторе. Обесценивание гривны обусловило ухудшение финансового положения многих компаний и значительный рост долговой нагрузки. В 2014-2015 годах в большинстве отраслей показатель “Чистый долг/EBITDA” превысил приемлемый уровень 2.5-3.0.
Благодаря оживлению экономики финансовые показатели улучшились: в сельском хозяйстве, транспорте, добывающей и легкой промышленности долговые метрики уже вернулись до приемлемых уровней. Однако в большинстве секторов уровень долговой нагрузки до сих пор остается высоким, что ограничивает кредитование.
Улучшение защиты прав кредиторов. В случае возникновения конфликта с заемщиками правовая защита кредиторов крайне слабая. Огромные убытки банков в значительной мере обусловлены недобросовестностью заемщиков. Без должных изменений законодательства и, что важнее, формирования конструктивной практики разрешения споров склонность банков к кредитованию (прежде всего, крупных компаний) будет крайне слабой.
Повышение прозрачности ведения бизнеса и отчетности заемщиков. Анализируя платежеспособность заемщиков, банки все чаще полагаются на их финансовую отчетность, а не на управленческую информацию или неофициальные оценки. Этого требует и новое положение НБУ об оценке кредитного риска: финансовое положение становится определяющим критерием оценки вероятности дефолта заемщика, а, следовательно, и его кредитного риска.
Переход бизнеса на более прозрачные стандарты работы существенно расширит перечень потенциальных качественных заемщиков. НБУ будет требовать, чтобы с 2018 года отчетность заемщиков по кредитам на сумму свыше 200 млн. грн. имела аудиторское заключение.
Появление реальных реструктуризаций. Банки лишь в редких случаях готовы на полноценную реструктуризацию долгов бизнеса, который попал в затруднительное положение из-за ухудшения экономической среды. Для отдельных компаний реальная реструктуризация, например, через значительное снижение процентной ставки или существенную отсрочку погашения “тела долга” является единственным путем выхода из затруднения.
Закон Украины “О финансовой реструктуризации” должен упростить и ускорить процесс реструктуризации долгов и облегчить заемщикам хозяйственную деятельность.
Снижение процентных ставок. Текущий уровень кредитных ставок до сих пор является слишком высоким для долгосрочного кредитования. Макроэкономическая стабилизация позволяет НБУ постепенно снижать учетную ставку. Как следствие, сокращаются коммерческие ставки. При отсутствии макроэкономических шоков Национальный банк и далее будет проводить политику снижения процентных ставок.
Режим инфляционного таргетирования, который позволит обеспечить низкую и стабильную инфляцию в Украине, уже сейчас позволяет банкам прогнозировать среднесрочные процентные ставки и принимать кредитные решения с учетом таких прогнозов.
Смещение фокуса кредитования на физических лиц и малый бизнес. Эти два сегмента имеют низкую или умеренную долговую нагрузку и создают потенциал для значительной кредитной экспансии банков в долгосрочной перспективе. После кредитного бума 2006-2008 годов остались миллионы заемщиков – физических лиц, которые полностью погасили свои ипотечные, автомобильные и потребительские кредиты даже в сложное время. Такие заемщики имеют хорошую кредитную историю и могут снова стать клиентами банков.
Малый бизнес является наиболее привлекательным сегментом корпоративного кредитования, потому что обычно финансировался из внутренних источников. Однако после кризиса многие компании планируют расширение и нуждаются в финансировании, в частности, в новых кредитах.
Изменения регуляторной среды в 2016 году
После публикации предварительного отчета Национальный банк Украины продолжил постепенную либерализацию валютных ограничений, введенных в период кризиса. Среди наиболее заметных нововведений – принятие законов, регулирующих финансовую реструктуризацию и потребительское кредитование.
Продолжается либерализация валютных ограничений
Благодаря макроэкономической и финансовой стабильности, НБУ продолжил смягчать ограничения, которые были введены в разгар кризиса в 2014 году. В течение последнего полугодия существенно повышены лимиты на снятие средств физических лиц с банковских счетов наличными, снижен уровень обязательной продажи валюты экспортерами и продлен максимальный срок расчетов по операциям экспорта и импорта, отменено требование акта ценовой экспертизы на подтверждение стоимости услуг нерезидентов и др.
НБУ также разрешил покупку валюты с целью репатриации дивидендов компаний за 2014-15 годы.
Начал действовать Закон Украины “О финансовой реструктуризации”
Он будет способствовать внесудебной реструктуризации долгов добросовестных заемщиков. Национальный банк принял ряд подзаконных актов, необходимых для полноценного функционирования этого закона. В частности, разработан и утвержден рамочный договор финансовой реструктуризации, сторонами которого могут быть банки и небанковские финансовые учреждения, ФГВФЛ.
В соответствии с рамочным договором арбитражное решение спора будет являться окончательным и обязательным для его участников.
Также утвержден порядок применения санкций к банкам за нарушение требований закона.
Усовершенствован контроль за валютными операциями
17 июня упрощен документооборот во время валютного контроля за экспортными и импортными операциями. Банкам предоставлена возможность использовать электронную форму сообщений для обмена информацией и контролировать экспортные и импортные операции, которые осуществляются с использованием электронных сделок.
Для получения индивидуальных валютных лицензий юридические лица и физические лица-предприниматели теперь не должны подавать в Национальный банк документы, которые размещаются в общем доступе, а именно выписки из регистра. Владельцы индивидуальных лицензий сейчас имеют возможность подавать в Национальный банк отчеты об операциях со счетами, открытыми за пределами Украины, в электронной форме вместо бумажной.
С 18 августа резиденты на свое усмотрение могут подавать в банки, как оригиналы, так и копии в электронной форме документов, необходимых для регистрации заключенных с нерезидентами договоров займа, проведения платежей по этим договорам, расчетов через корреспондентские счета банков-нерезидентов в гривне и др.
Упрощены условия привлечения внешнего финансирования от иностранных экспортных кредитных агентств и международных финансовых организаций.
Перечень признаков рисковой деятельности банков расширен
После обнаружения ряда видов “схемных операций”, которые не имели ни одного из действующих признаков рисковой деятельности банков, перечень таких признаков расширен.
К нему добавлены, во-первых, отсутствие документального подтверждения экономической целесообразности финансовых операций, которые проводят клиенты банка, и отсутствие информации в банке относительно того, имеет ли клиент ресурсы осуществлять определенные финансовые операции.
Во-вторых, участие банка в финансовых операциях, которые по внешним признакам могут быть связаны с конвертацией безналичных средств в наличность и осуществлением фиктивного предпринимательства.
В-третьих, использование счетов не по назначению, осуществление банком или его клиентами финансовых операций с использованием похищенных, недействительных документов.
В-четвертых, неоднократные авансовые платежи по внешнеэкономическим договорам, которые противоположная сторона нарушает или не выполняет вообще, о чем банку было (могло быть) известно, в частности из публичных источников или от других финансовых учреждений.
Налажено функционирование системы BankID
Утвержден порядок функционирования Единой национальной системы электронной дистанционной идентификации физических и юридических лиц BankID. Определены условия и порядок подключения к ней абонентов. Урегулировано взаимодействие банков с системой и поставщиками административных услуг.
К BankID уже подключили портал Министерства юстиции Украины, Единый государственный портал административных услуг Министерства экономического развития и торговли, а также портал администрации Львова.
С помощью системы BankID граждане смогут получать административные услуги через Интернет, что будет способствовать развитию электронного правительства в Украине.
Введены санкции в отношении международных платежных систем российского происхождения
Во исполнение указа президента и решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 16 сентября 2016 года “О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)” Национальный банк обязал банки и небанковские учреждения приостановить оказание услуг международным платежным системам, созданным резидентами РФ, завершить взаиморасчеты по осуществленным операциям и вернуть в НБУ свидетельства о регистрации участия в таких системах.
Под санкции попали шесть организаций. Через российские платежные системы в 2015 году в Украину было переведено свыше 1.2 млрд. долл., из Украины – 232 млн. долл.
Законодательно урегулировано потребительское кредитование
Принят Закон “О потребительском кредитовании”, который усиливает защиту прав заемщиков и устанавливает требования к условиям предоставления услуг банками, другими финансовыми учреждениями и кредитными посредниками.
Банки обязаны устанавливать порядок расчета переменной процентной ставки в кредитном договоре, изменить этот порядок им запрещено без согласия заемщика. Также банкам запрещено в одностороннем порядке изменять фиксированную процентную ставку по потребительскому кредиту.
Разрешено инвестирование в иностранные ценные бумаги
Национальный банк расширил возможности банков по управлению краткосрочной ликвидностью в иностранной валюте. Им по упрощенному порядку разрешено покупать высоколиквидные иностранные долговые инструменты с высоким кредитным рейтингом. А именно долговые ценные бумаги международных финансовых организаций или государственных органов стран “Большой семерки” с официальной рейтинговой оценкой не ниже “АА-”/“Аа3”. Срок между датой приобретения объекта инвестиции и окончательным сроком его погашения не может превышать пяти лет.
Регламентированы посреднические операции банков
Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно возмещения физическим лицам через систему гарантирования вкладов физических лиц вреда, причиненного злоупотреблениями в сфере банковских и других финансовых услуг” банкам запрещено привлекать средства физических лиц с целью их прямого размещения в кредиты без отражения в обязательствах и активах банка.
В то же время, выполнение банками функций посредников в рамках P2P-кредитования фактически узаконено. Но обязательным условием для привлечения средств физических лиц в пользу третьих лиц является предварительное письменное информирование о том, что такие средства не являются банковским вкладом физического лица, на который распространяются гарантии.
НБУ расширил возможности управления валютной ликвидностью украинских банков
Банки получили больше возможностей в управлении валютной ликвидностью: Национальный банк разрешил им покупать по упрощенному порядку иностранные долговые ценные бумаги с высоким рейтингом. Соответствующие изменения в “Инструкции о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу” начали действовать с 23 ноября 2016 года.
До сих пор банкам позволяли размещать свободные средства в иностранной валюте на корсчетах в банках-нерезидентах в форме депозитов или межбанковских кредитов. Наибольшие объемы приходились на корсчета. По состоянию на 01.11.2016 остатки составили 4.9 млрд. долл. в эквиваленте, до кризиса сумма была более чем в два раза выше. Однако основное назначение корсчетов – обеспечение клиентских расчетов, а не управление ликвидностью. Поэтому остатки на них в соответствии со стандартами Базеля III не принадлежат к высококачественным ликвидным активам.
Теперь украинские банки смогут покупать суверенные долговые инструменты государств “Большой семерки” и международных финансовых организаций. Ценные бумаги должны иметь рейтинг не ниже АА-/Аа3, присвоенный, по крайней мере, двумя мировыми рейтинговыми агентствами.
Это изменение позволяет банкам иметь высокий процент по собственным средствам в валюте при низких кредитных рисках. Высокая ликвидность государственных ценных бумаг стран “Большой семерки” означает, что их можно легко конвертировать в денежную форму, продав или заложив в сделке репо. В то же время, инвестирование в долговые инструменты связано с процентным риском, ведь их рыночная стоимость зависит от уровня рыночных котировок. Для того чтобы ограничить этот риск, НБУ разрешил покупать ценные бумаги, срок до погашения которых на дату приобретения не превышает 5 лет.
Инвестиции в государственный долг стран “Большой семерки” не будут вытеснять вложения в валютные ОВГЗ, поскольку последние имеют совсем другие степень риска и доходность. В отличие от валютных обязательств Украины долги развитых стран имеют очень низкую доходность, поэтому в украинских условиях их будут использовать не для длительных инвестиций, а как инструмент управления краткосрочной ликвидностью. Также не следует ожидать, что этот инструмент вытеснит валютное кредитование, ведь объемы последнего зависят исключительно от внутренней деловой активности, рисков валютного рынка и уровня защиты прав кредиторов.
Следовательно, полученная банками возможность покупать иностранные долговые ценные бумаги позволит эффективнее управлять ликвидностью в иностранной валюте. Лучшее управление ликвидностью будет способствовать повышению устойчивости банковской системы. Кроме этого, данное нововведение расширит перечень высококачественных активов, используемых для управления ликвидностью, что соответствуют требованиям Базеля III. Это станет значительным шагом в сторону введения коэффициента покрытия ликвидности (liquidity coverage ratio, LCR), что впоследствии также станет фактором дополнительной финансовой устойчивости системы.
Рекомендации
Одной из целей подготовки отчета о финансовой стабильности является разработка рекомендаций, направленных на минимизацию системных рисков финансового сектора. Также в этом отчете НБУ определяет собственные задачи и намерения на краткосрочную перспективу.
Рекомендации органам власти
Ускорить реформу государственных банков
В начале года правительство поддержало Стратегию развития государственных банков. Она предусматривает сужение специализации государственных банков, создание в них эффективных и независимых наблюдательных советов, приватизацию миноритарных пакетов акций Ощадбанка и Укрэксимбанка в 2018 году.
Укргазбанк должны приватизировать до конца 2017 года.
В течение текущего года темпы реализации Стратегии были крайне низкими. Самым заметным событием стало подписание Меморандума между ЕБРР, Ощадбанком и Правительством о введении программы трансформации Ощадбанка с целью частичной приватизации.
Следующим важным шагом должно стать принятие закона, который закрепит новые правила формирования наблюдательных советов государственных банков.
Принять закон о кредитном реестре
НБУ планирует в течение 2017 года создать централизованный кредитный реестр, который будет аккумулировать информацию о заемщиках: физических лицах с крупными кредитами и юридических лицах.
Ведение кредитных реестров является нормой для большинства развитых стран. Их данные дают возможность банкам устранить информационную асимметрию, более качественно оценивать платежеспособность потенциальных заемщиков и принимать взвешенные кредитные решения. Кредитный реестр не заменит информацию, которую собирают кредитные бюро о мелких кредитах физических лиц. Предоставление банкам доступа к кредитному реестру требует урегулирования на законодательном уровне.
Принять законопроекты, которые защитят права кредиторов
Ухудшение качества кредитного портфеля банков в течение последних лет было обусловлено скорее нежеланием многих заемщиков выполнять свои обязательства, чем отсутствием средств. Но парламент отклонил законопроект о стимулировании кредитования №4529. Он усиливает права кредиторов в спорах с недобросовестными заемщиками, что существенно уменьшит риски для банков.
Защите кредиторов должно способствовать и адекватное законодательство, которое исключит злоупотребления во время процедуры банкротства.
Однако законопроект №3132-д, зарегистрированный в Верховной раде Украины вместо предыдущего №3132, не решает проблемы кредиторов, которые берут взаймы под залог.
Обеспечить эффективный процесс финансовой реструктуризации
Закон Украины “О финансовой реструктуризации” внедрил механизм добровольной внесудебной реструктуризации корпоративных долгов. Он позволяет банкам в процессе реструктуризации ставить такие условия по кредиту, которые должник может реально выполнить в кризисный период. Это особенно важно для государственных банков и ФГВФЛ.
Обеспечить эффективный процесс финансовой реструктуризации должен Наблюдательный совет, сформированный из представителей Правительства, НБУ, участников финансового рынка.
Рекомендации банкам
Адаптировать или изменить бизнес-модели для выхода на устойчивые прибыли
Банки должны не только выполнить программы капитализации по результатам диагностического обследования, но и в случае необходимости откорректировать бизнес-модели.
Финансовые учреждения, которые генерируют отрицательный чистый процентный доход и операционный убыток до отчислений в резервы, должны изменить процентную политику, запустить новые продукты или существенно сократить операционные расходы. Такие банки будут под усиленным наблюдением до выхода на устойчивые операционные доходы.
Подготовиться к внедрению стандарта IFRS 9
С 2018 года начнет действовать стандарт IFRS 9 (Финансовые инструменты) вместо текущего стандарта IAS 39. Это будет означать переход на расчет резервов по активным операциям на основе ожидаемых убытков, вместо фактически понесенных. Стандарт IFRS 9 значительно сложнее, а его внедрение потребует от банков создания оценки ожидаемых убытков как на горизонте 12 месяцев, так и всего периода действия кредита.
Такие оценки среди прочего должны учитывать несколько альтернативных макроэкономических сценариев. По результатам тестовых расчетов западных банков переход на новый стандарт может привести к единовременному приросту резервов по кредитам.
Введение положения НБУ об оценке кредитного риска, которое тоже базируется на концепции ожидаемых убытков, облегчит банкам подготовку к внедрению нового стандарта финансовой отчетности IFRS 9.
В дальнейшем сокращать объемы кредитования связанных лиц
Кредитование связанных лиц длительное время было обычной практикой для многих банков. НБУ обязал банки существенно снизить объемы связанного кредитования в течение пяти лет. По оценкам Национального банка, 28 из 58 проверенных банков нарушают соответствующий норматив. Требования НБУ сократить связанное кредитование являются жесткими, а нарушение графика приведет к применению санкций.
Национальный банк проводит постоянный мониторинг клиентов банка для идентификации новых связанных лиц, ибо подобное кредитование постоянно приводит к накоплению системных рисков в банковском секторе.
Планы и намерения НБУ
Ввести новый инструмент поддержки ликвидности банков ELA
В следующем году НБУ планирует ввести инструмент ELA (emergency liquidity assistance – экстренная поддержка ликвидности). Его будут использовать для поддержки ликвидности жизнеспособных банков, у которых возник краткосрочный разрыв ликвидности. ELA будет доступным для банков, которые исчерпали все другие источники поддержания ликвидности. ELA ускорит и облегчит доступ банков к кредитной линии НБУ при условии предоставления ими приемлемого обеспечения. Он заменит механизм стабилизационных кредитов НБУ.
Повысить стандарты раскрытия финансовой и пруденциальной отчетности банков
В первом квартале 2017 года НБУ планирует обсудить с банками и внедрить более жесткие требования к раскрытию финансовой и пруденциальной отчетности. Национальный банк предлагает обязать банки раскрывать детальную структуру регулятивного капитала, качество кредитного портфеля, его распределение по периодам просрочки, объем непокрытого кредитного риска и др.
Также НБУ предложит банкам раскрывать балансы ежемесячно. Это увеличит объем информации о финансовом состоянии банков для внешних пользователей, включая клиентов, аналитиков, медиа.
Разработать дорожную карту гармонизации банковского регулирования с рекомендациями Базельского комитета и Директивами ЕС
Концепцию представят в первом полугодии 2017 года. Она определит направления и график адаптации требований к капиталу и ликвидности в среднесрочном периоде. Новые правила введут постепенно и в соответствии с общепринятыми международными нормами.
Предоставить к публичному обсуждению стратегию макропруденциальной политики
Это запланировано на первое полугодие. Стратегия призвана противодействовать накоплению системных рисков финансового сектора, и дополнит стратегию монетарной политики НБУ.
Разработать норматив LCR для его внедрения в 2018 году
НБУ в сотрудничестве с банками начал разработку нового норматива ликвидности LCR (liquidity coverage ratio – коэффициент покрытия ликвидностью). Он станет обязательным для исполнения банками в 2018 году. Соблюдение норматива потребует от банков держать ликвидные активы, которыми можно покрыть возможный отток средств из банка за период до 30 дней. Этот норматив будет жестче, чем те, которые сейчас существуют, и существенно усилит устойчивость банков к шокам ликвидности, связанных, например, с резким оттоком вкладов населения.
В течение переходного периода банки обязаны будут выполнять как новый, так и старый нормативы ликвидности.
Внедрить новый надзорный подход
Одним из ключевых текущих задач НБУ является внедрение нового риск-ориентированного надзора. Это означает, что фокус работы работников надзора смещается с формального отслеживания выполнения банками пруденциальных требований на идентификацию рисков, которые потенциально могут привести к потере ликвидности и капитала. Целевой моделью избран подход SREP (supervisory review and evaluation process), который используется в странах ЕС в рамках Единого надзорного механизма ЕЦБ.
Он предусматривает оценку деятельности банков по нескольким компонентам, среди которых качество бизнес-моделей, внутренних подходов к управлению ликвидностью и капиталом, стандартов корпоративного управления. Проект по внедрению новых надзорных подходов является долгосрочным и будет реализован в несколько этапов. Уже в начале 2017 года будет проведено тестирование новой системы надзора, основанной на имеющемся инструментарии (наблюдаемые данные, инспектирование, результаты диагностики активов).
В дальнейшем оценки будут дополняться и уточняться на основании внедрения новых требований и процедур (как и требований к системам риск-менеджмента). Национальный банк Украины планирует до конца 2018 года запустить основной массив изменений, а до 2020 года вступят в силу требования к буферам капитала, которые будут финальным аккордом в этом проекте.
Продолжить постепенную валютную либерализацию
Во втором квартале 2017 года НБУ представит законопроект “Об иностранной валюте”. Он учитывает европейские нормы и передовую практику и должен преодолеть сложность и зарегулированность валютного регулирования в Украине.
Принципы закона – прозрачность и понятность, четкое распределение полномочий регуляторов. Приоритетами является упрощение долгосрочных и прямых, а уже потом краткосрочных инвестиций, сначала для юридических, а впоследствии для физических лиц.
Период каждого следующего этапа либерализации будет зависеть от макроэкономической и финансовой стабильности и соблюдения других предпосылок, в частности надлежащего развития валютного рынка и адаптации принципов ОЭСР по противодействию уходу от налогообложения BEPS.
Сейчас идет “нулевой” этап либерализации, в рамках которого среди прочего предусмотрены поэтапное упразднение требования продавать валютную выручку и ограничения объема покупки наличной валюты, продление предельного срока экспортно-импортных операций, упрощение валютного лицензирования.
Дополнительные тематические материалы
Система гарантирования вкладов: ближе к практике ЕС
Система гарантирования вкладов в Украине переживает крупнейшие в своей истории нагрузки. Хотя по некоторым параметрам она соответствует лучшим образцам, но кризис выявил ее слабые стороны и она нуждается в трансформации. В частности, следует приблизить систему к европейским стандартам, расширить перечень категорий застрахованных вкладчиков, увеличить гарантированную сумму, дифференцировать взносы участников ФГВФЛ в соответствии с рисками их деятельности, обеспечить Фонду способность возвращать от реализации активов обанкротившихся банков больше средств, чем сейчас. Для этого нужна не только согласованная работа ФГВФЛ и других регуляторов финансового сектора, но и реформа судебной и правоохранительной систем.
Система гарантирования вкладов столкнулась с самым большим вызовом за свою историю и требует изменений
Система государственного гарантирования вкладов – важный фактор финансовой стабильности. Она защищает вкладчиков в случае вывода неплатежеспособных банков с рынка и предотвращает панику, которая обычно приводит к массовому оттоку средств из банков.
Фонды гарантирования вкладов существуют почти во всех развитых и новых рыночных экономиках, кроме Новой Зеландии, Грузии, Израиля (последние два государства рассматривают возможность их создания). Фонды гарантирования объединены в Международную ассоциацию страховщиков депозитов (IADI), членом которой является и Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ).
С начала кризиса до конца октября 2016 года в фонд было передано около 80 неплатежеспособных банков. Фонд выплатил вкладчикам этих банков 80.2 млрд. грн. На такую нагрузку не рассчитана ни одна система гарантирования вкладов в мире. Поэтому ФГВФЛ обращался за помощью к правительству и НБУ, займы, которых почти полностью компенсировали указанную сумму выплат. На сегодня фонд пытается возместить расходы, в том числе за счет продажи активов обанкротившихся банков.
Фонд в настоящее время благодаря разработанной эффективной системе возмещения вкладов довольно быстро возвращает депозиты в пределах гарантированной суммы 200000 грн. Согласно новых требований возмещение средств должно начинаться не позднее, чем за 20 дней после объявления банка неплатежеспособным, планируется срок сокращать и в дальнейшем. Это нововведение вместе с другими, введенными в течение последних лет, несколько приблизило украинскую систему гарантирования к лучшим мировым практикам. Преобразования следует продолжать.
С началом кризиса в Украине наблюдалось сокращение количества и суммы вкладов физических лиц на фоне незначительного роста средней суммы вклада. Последнее объясняется интенсивным снятием небольших вкладов в кризис, в то время как снятие крупных вкладов было затруднено из-за административных ограничений. Без надлежащего функционирования системы гарантирования вкладов восстановить полное доверие к банкам будет трудно. Систему нужно реформировать с учетом мирового опыта.
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС предусматривает, что страна в течение четырех лет должна согласовать национальное законодательство с Директивой 94/19/ЕС от 30.05.1994 о системе гарантирования депозитов. На замену этого акта в самом Евросоюзе принята Директива 2014/49/ЕС от 16.04.2014, которая действует до сих пор. Основные ее положения могут быть ориентиром для дальнейшей трансформации украинской системы гарантирования вкладов. Ниже проанализированы ключевые аспекты, которые требуют изменений.
Гарантированную сумму вкладов нужно постепенно увеличивать
На сегодняшний день сумма, гарантированная государством, в Украине самая низкая в Европе, если не учитывать Молдову. Она составляет 200000 грн., или менее 8000 долл. в эквиваленте. Директива 94/19/ЕС изначально предусматривала страхование вкладов до 20000 экю, позже сумму повысили до 100000 евро. Этот уровень сохранился и по сей день.
Гарантия государства охватывает 98.6% вкладов, что превышает 90-95% – уровень, рекомендованный Советом по финансовой стабильности Большой двадцатки и IADI в 2013 году. Следовательно, гарантированную сумму нужно повышать. Однако такое повышение должно происходить по графику, который будет учитывать темпы роста размеров депозитов и экономического восстановления.
Гарантированные депозиты составляют 54% от всех вкладов в Украине, 83% – в Хорватии, 91% – в Румынии. Но отношение гарантированной суммы к ВВП и на человека в Украине находится на уровне европейских стран, то есть оно соответствует уровню доходов населения.
Увеличение гарантированной суммы депозитов в странах Восточной Европы происходило поэтапно в течение 2007-2011 годов. Оно было одной из антикризисных мер. Застрахованная сумма выросла с 15-25 тыс. евро перед кризисом до 100 тыс. евро после него.
Перечень категорий вкладчиков, которых охватывает система гарантирования, следует расширить
В мире принято, что система гарантирования вкладов должна гарантировать возврат депозитов всем вкладчикам, которые не могут адекватно оценить риски их утраты. Вместе с этим перечень категорий владельцев депозитов, которых охватывает гарантия, отличается.
В Албании, Беларуси, Молдове, Турции гарантируют возврат вкладов только физическим лицам, не учитывая индивидуальных предпринимателей. В Австралии, Великобритании, Норвегии, Франции система гарантирования вкладов охватывает депозиты физических и юридических лиц, а также вклады общин или отдельных финансовых учреждений (пенсионных или страховых фондов).
В ЕС на сегодня гарантируют возврат депозитов физическим лицам и некоммерческим организациям, а также юридическим лицам (иногда только МСП). Гарантированная сумма одинакова для всех категорий застрахованных вкладчиков. Обычно за некоторыми исключениями система гарантирования вкладов не распространяется на вклады финансовых учреждений и органов государственной власти.
В условиях Украины система гарантирования вкладов должна, прежде всего, охватить депозиты неприбыльных организаций и малых предприятий. Поэтому решение о распространении гарантий на вклады физических лиц-предпринимателей с начала следующего 2017 года абсолютно оправдано. Позже можно рассмотреть аналогичные изменения в отношении других категорий юридических лиц.
Гарантирование вкладов в иностранной валюте и начисленных процентов практикуют в мире
Кроме членов ЕС, депозиты в иностранной валюте гарантируют еще, по крайней мере, более двух десятков государств. Такая практика соответствует рекомендациям IADI. В то же время, гарантированная сумма одинакова для депозитов в национальной валюте и в иностранной – в эквиваленте. Выплаты осуществляют в национальной валюте для того, чтобы система гарантирования вкладов не имела валютных рисков. По этим параметрам украинская система гарантирования вкладов соответствует мировым практикам. Правда, в Украине взносы в ФГВФЛ по валютным депозитам в пропорции к сумме депозитов выше, чем по гривневым, но в наших условиях это нужно для того, чтобы уменьшить уровень долларизации вкладов.
Большинство систем гарантирования вкладов страхуют как сумму вклада, так и проценты, начисленные на момент признания банка неплатежеспособным. Таким образом работают в странах ЕС и многих других странах мира. Также в отдельных случаях, например, в Аргентине, ограничивают максимальный объем начисленных процентов, охваченных системой гарантирования вкладов.
Нормы ЕС требуют от банков не только довести до сведения вкладчика информацию о системе гарантирования вкладов, но и получить от него письменное подтверждение, что он его получил и понял. Введение подобных норм может быть полезным и в Украине.
Стабильное наполнение фонда гарантирования вкладов должно стать приоритетом
В мировой практике существуют такие источники наполнения фонда гарантирования вкладов:
вступительные, разовые взносы участников системы гарантирования вкладов;
регулярные, обычно ежегодные взносы (премии). Базой расчета являются гарантированные вклады;
чрезвычайные взносы для фонда восстановления после значительных выплат. В ЕС их размер в год не может превышать 0.5% от суммы застрахованных вкладов;
активы обанкротившихся учреждений. Средствами от их продажи компенсируют выплаченные гарантированные суммы и расходы на организацию выплат. Если после этого еще что-то останется, то в первую очередь выплачиваются средства владельцам вкладов, которые превышают гарантированную сумму.
кредиты и кредитные линии правительства или центрального банка;
доходы от управления активами в некризисное время.
Целевой размер фонда гарантирования вкладов в Украине соответствует региональным стандартам. Он составляет 2.5% от объема застрахованных вкладов. Такой же процент в Хорватии, Литве, Эстонии.
В мире целевой размер фонда гарантирования составляет от 0.25% застрахованных депозитов в Гонконге до 10% от банковских вкладов в России. В Евросоюзе вновь созданный Фонд страхования вкладов аккумулирует 0.8% застрахованных депозитов, еще 1.0% поступает в Единый фонд урегулирования ЕС, созданный, в том числе и для обеспечения надлежащих гарантий вкладчикам.
Фонды наполняют как заранее, до кризиса, по принципу ex ante, так и после банкротства кого-то из участников, по принципу ex post, когда средства поступают от платежеспособных банков. Первый подход чаще всего применяемый в мире и соответствует принципам IADI, хотя второй – также случается, в частности, в Албании и Швейцарии. Возможна комбинация обоих: определенную часть собирают заранее, а другую – участники системы предоставляют в случае необходимости, как в Польше.
Регулярные взносы в фонд гарантирования вкладов каждого учреждения должны соответствовать его рискам
Ставки страховых взносов следует дифференцировать: чем более рисковую модель имеет банк, тем выше должны быть ставки взносов в фонд гарантирования. За риск должны платить те, кто принимает его, имея возможность должным образом оценить. Такой подход применяют в ЕС и многих других странах.
Дифференцированные системы премий различаются по сложности: от простых, например, в Сингапуре до сложных, в которых в рамках одной категории участников системы гарантирования вкладов разные ставки, например, в США.
Общей чертой является то, что институты с высоким риском платят по ставкам в несколько раз выше обычных. Из многообразия подходов к определению ставок в дифференцированных системах премий можно условно выделить два типичных. Первый использует формулу с взвешиванием риска учреждения. Его применяют в странах ЕС. Второй основывается на скоринге. Его употребляют в США, Канаде, Казахстане, Малайзии, Тайване.
Европейская система гарантирования вкладов дает возможность унифицировать подходы между странами – членами ЕС, оставляя одновременно достаточно полномочий национальным органам. Европейский орган по банковскому надзору (ЕВА) для расчета годового взноса вводит такую типичную формулу: С?=??∙????∙???∙?
где Ci – годовой взнос от учреждения;
CR – ставка взноса (одинаковая для всех учреждений определенной страны в конкретном году. В 2015 году составляла 0.14% от застрахованных вкладов в Венгрии, 0.3% – в Румынии, 0.03% – в Словакии; 0.2% – в Латвии);
ARWi – общий вес риска для учреждения;
CDi – депозиты учреждения, на которые распространяется гарантия;
μ – корректирующий коэффициент (одинаковый для всех учреждений в определенном году). Он дает возможность государству регулировать темпы приближения к целевому размеру фонда.
Хороший пример применения скоринга для дифференцирования ставок – система Канадской корпорации страхования депозитов. Она проще, чем в США, и дает возможность каждому участнику самостоятельно определять размер премий в текущем году. Максимальный размер почти в 10 раз превышает минимальный, но большинство учреждений платит взносы по низкой ставке.
Скоринговый рейтинг учреждения определяет ряд количественных и качественных показателей. Каждый из них имеет свой вес и методологию расчета. Качественные показатели позволяют надзорному органу откорректировать значение скоринга в целом.
Продажа активов обанкротившихся банков должна стать основным источником поступлений для фонда гарантирования вкладов
По оценкам Всемирного банка, доля средств, которые может получить фонд гарантирования вкладов от реализации активов обанкротившихся банков в Украине, одна из самых маленьких в мире. Она в несколько раз меньше, чем в европейских странах. Это вызвано низким качеством работы судов, правоохранительных и исполнительных органов.
Для эффективного функционирования системы гарантирования вкладов работа с активами обанкротившихся банков должна обеспечивать львиную долю ресурсов фонда. Без реформы правоохранительной и судебной систем этого невозможно достичь.
Индекс финансового стресса
Национальный банк Украины внедряет расчет Индекса финансового стресса. Это агрегированный показатель, измеряющий уровень напряжения финансовой системы и предоставляет комплексную количественную оценку ее состояния.
Для расчета индекса выделено четыре сектора финансового рынка: банковский, корпоративных ценных бумаг, государственных ценных бумаг и валютный, для каждого из которых рассчитывается отдельный субиндекс. Он имеет собственный вес и состоит из нескольких финансовых индикаторов, отражающих состояние данного сектора и значение которых зависит от поведения игроков рынка.
ИФС предоставляет возможность сравнения текущего состояния финансовой системы со значениями за предыдущие периоды и во время прошлых кризисов, оценки эффективности мер, направленных на смягчение системного стресса, также может служить индикатором окончания финансового кризиса.
Так, индекс, рассчитанный для Украины, после стремительного роста в начале кризиса в 2014 году в течение последнего года последовательно снижался, достигнув значений, близких к докризисным.
Попытки количественно отразить уровень финансовой дестабилизации начались с начала 2000-х годов, когда Банк Канады предложил показатель FSI (Financial Stress Index) и разработал методологию его расчета. Работа над агрегированными индикаторами состояния финансовой системы вызвала интерес и в других странах, что привело, в частности, к возникновению показателей CISS (Composite Indicator of Systemic Stress) ЕЦБ, индексов финансового стресса Нидерландов, Швеции, США. В их основе лежат разнообразные высокочастотные индикаторы, которые отражают тенденции в отраслях финансового сектора.
Индекс финансового стресса дает возможность:
Оценить уровень напряженности и рисков в финансовой системе страны.
Сформировать представление о глубине и продолжительности периода нестабильности на финансовых рынках, уровень стресса относительно кризисных ситуаций прошлого.
Установить характер напряжения финансовой системы и ее отдельных сегментов – системный или эпизодический.
Упростить принятие и внедрение решений, касающихся функционирования финансовой системы.
Оценить, насколько эффективными были антикризисные мероприятия, внедренные во время предыдущих кризисов.
Подходы к расчету упомянутых индикаторов с учетом доступности, регулярности и влиятельности отдельных показателей финансового рынка Украины были использованы при построении ИФС для Украины. Он состоит из четырех субиндексов согласно сегментов финансового рынка: банковского, рынков корпоративных и государственных ценных бумаг и валютного рынка. Каждый из субиндексов имеет в ИФС собственный вес, который определяется на основе размера сегмента финансового сектора относительно ВВП.
ИФС, рассчитанный для финансовой системы Украины, рос с начала 2014 года на фоне политического и экономического кризиса, достигнув своего пика в марте 2015 года. В течение второй половины 2015 – 2016 годов ИФС оставался на высоком уровне, но началось постепенное снижение рисков в той или иной степени во всех секторах финансовой системы. ИФС снижается в течение нескольких последних месяцев и практически достиг докризисного значения.
Методология расчета индекса
Каждый субиндекс рассчитывается как среднее значение ряда нормализованных базовых показателей. Всего для расчета ІФС использовано 14 показателей, динамика которых доступна с 2008 года.
Субиндекс банковского сектора (вес 0.3) состоит из следующих базовых показателей:
Индикатор межбанковского кредитного рынка – динамика кредитной ставки “овернайт” на межбанке. Источник – НБУ.
Ликвидность еврооблигаций украинских банков – отношение спреда к цене спроса на еврооблигацию, усредненное для всех евробондов украинских банков, которые есть на рынке на определенную дату (Ощадбанк, Укрэксимбанк, Приватбанк). Источник – Bloomberg.
Ликвидность банков – сумма всех отрицательных отклонений от норматива ликвидности Н4, увеличенного на 20 п.п., взвешенная на долю банка, допустившего отклонение, в тех пассивах банковской системы, которые берут для расчета Н4. Чем меньше ликвидность у банков и системы в целом, тем выше будет этот показатель. Источник – НБУ.
Доверие физических лиц к банкам – процентное изменение остатков депозитов физических лиц за 30 дней, предшествующих дате расчета, исчисленное отдельно по вкладам в национальной и иностранных (переведенных в долларовый эквивалент) валютах и взвешенных на их долю во всех депозитах. Чем больше изменение, тем выше доверие к банкам, поэтому этот показатель входит в субиндекс банковского сектора со знаком “минус”, чтобы низкое доверие соответствовало внушительному высокому значению ИФС. Источник – НБУ.
Субиндекс рынка корпоративных ценных бумаг (вес 0.1) – сумма следующих показателей:
Стоимость ресурсов на рынке корпоративных заимствований – разница между двумя индексами, рассчитанными информационным агентством Cbonds, которые показывают доходность украинских корпоративных и государственных еврооблигаций соответственно. Источник – информационное агентство Cbonds.
Индикатор Смах украинских акций (Cmax = 1 – Xt/max(XT)) показывает отклонение индекса акций на определенную дату от своего максимального значения за предыдущие 12 месяцев. Для расчета использован индекс ПФТС до 2011 года, а позднее – индекс WIG-Ukraine Варшавской биржи. Источники – ПФТС и Варшавская биржа.
Волатильность украинских акций – стандартное отклонение значений индекса акций за 30 дней, предшествующих дате, на которую рассчитывают. Для вычисления использован индекс ПФТС до 2011 года, а позднее – индекс WIG-Ukraine. Источники – ПФТС и Варшавская биржа.
Субиндекс рынка государственных ценных бумаг (вес 0.25) состоит из следующих показателей:
Суверенный риск – разница между средневзвешенной доходностью украинских государственных еврооблигаций и доходностью американских десятилетних казначейских облигаций (US 10Y Treasury). Источник – информационное агентство Cbonds.
Ликвидность украинских государственных еврооблигаций – отношение спреда к цене спроса на еврооблигацию, арифметически усредненное для всех выпусков, обращающихся на рынке на определенную дату. Источник – Bloomberg.
Динамика котировок кредитного дефолтного свопа. Источник – Bloomberg.
Субиндекс валютного рынка (вес 0.35) формируют следующие базовые показатели:
Девальвационные ожидания – разница между NDF (Non-deliverable forward) UAH/USD 3M и межбанковским курсом UAH/USD, скорректированным на разницу процентных ставок украинского межбанковского рынка KievPrime3M и лондонского $Libor3M межбанковского рынка, в процентах. Источники – НБУ и информагентство Cbonds.
Индикатор Смах межбанковского курса UAH/USD рассчитывается аналогично индикатора Смах украинских акций. Источник – НБУ.
Волатильность межбанковского курса UAH/USD рассчитана аналогично волатильности украинских акций. Источник – НБУ.
Несбалансированность валютного рынка – чистые объемы покупки/продажи валюты НБУ на межбанковском валютном рынке в день расчета. Источник – НБУ.
Для того, чтобы привести все 14 базовых показателей к общему знаменателю и тем самым получить возможность их агрегировать данные по каждому индикатору нормализуются методом минимаксной нормализации по формуле:
?′(?)=?(?)−min (?(?))max(?(?))−min (?(?))
Таким образом, как ИФС, так и все субиндексы приобретут значения от нуля до единицы.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.