В качестве положительного момента необходимо отметить, что с помощью сервиса быстрых онлайн кредитов можно в сжатые сроки и на приемлемых условиях получить кредит в режиме онлайн (в том числе кредит онлайн на любую банковскую карту любого украинского банка за 8 минут).
Как отмечается в отчете, в целом преодолена основная масса проблем прошлого, которые препятствовали здоровому развитию банковской системы Украины. В настоящее время украинские банки имеют достаточно капитала и ликвидности, чтобы возобновить кредитование экономики (включая население).
Основным риском для финансовой стабильности в краткосрочной перспективе является невыполнение отдельными крупными банками программ капитализации по результатам диагностического обследования. Реализация этого риска потребует немедленных жестких скоординированных действий НБУ и правительства. Решение проблем дефицита собственного капитала значительных по размеру банков необходимо для обеспечения стабильности финансового сектора в долгосрочном периоде.
Макроэкономическая среда извне и внутри страны была благоприятной для финансового сектора в течение последнего года. Рост ВВП возобновился, инфляция контролируема, находится в пределах целевого ориентира, определенного НБУ. В фискальном секторе значительно снижен дефицит государственных финансов, прежде всего, благодаря меньшей квазифискальной составляющей.
Ключевыми среднесрочными рисками остаются: возможность эскалации конфликта на востоке Украины, низкий темп структурных реформ, медленные темпы роста экономик торговых партнеров и задержки в сотрудничестве с международными финансовыми организациями, в первую очередь, с МВФ.
Продолжение сотрудничества с международными финансовыми организациями является критически важной предпосылкой финансовой стабильности. Попытки заменить финансирование из официальных источников средствами с частных рынков капитала от продажи еврооблигаций уже в 2017 году будут свидетельствовать о снижении заинтересованности властей в реформах. Опыт показывает, что прекращение сотрудничества с МФО непременно приводит к длительным перерывам в экономических преобразованиях. Полное выполнение программы МВФ должно быть ключевым заданием для всех органов власти. Задержки с предоставлением траншей неизбежно приведут к сокращению золотовалютных резервов НБУ и снизят уверенность населения и бизнеса в стабильности валютного рынка и ценовой стабильности.
В этом году НБУ завершил диагностическое обследование 60 крупнейших банков и определил графики докапитализации. Подходит к концу диагностика состояния кредитования банками связанных лиц. Таким образом, в ближайшее время НБУ завершит наиболее масштабную и детальную проверку состояния активов банков за всю историю независимой Украины. Это закладывает фундамент для развития хорошо капитализированного и ликвидного банковского сектора, эффективного выполнения банками функции финансового посредничества.
Фондирование банковского сектора было стабильным, благодаря возвращению депозитов населения и притоку средств бизнеса. Предприятия увеличивают остатки на счетах, благодаря оживлению экономической активности и росту прибылей. Темпы прироста вкладов домохозяйств были умеренными из-за низкой склонности к сбережениям в кризисный и посткризисный период. По ожиданиям НБУ, прирост депозитов в 2017 году незначительно ускорится по сравнению с темпами текущего года.
Восстановление кредитования – ключевая задача банковского сектора на 2017 год. Благодаря росту экономики многие предприятия увеличили продажи и улучшили доходность. Ожидается, что большинство компаний смогут нормализовать долговую нагрузку в течение следующего года и начать привлекать новые кредиты.
Наиболее привлекательными для кредитования являются отрасли, ориентированные на внутренний спрос, а также малый, средний и микробизнес, который имеет умеренную долговую нагрузку. Конкуренция за качественных заемщиков будет оставаться жесткой как по цене, так и по качественным параметрам. Стоимость кредитных ресурсов будет уменьшаться: при отсутствии существенных рисков для ценовой стабильности НБУ в течение 2017 года будет снижать ключевую процентную ставку.
Ожидается, что после трех лет убытков банковский сектор в целом в следующем году сработает прибыльно. Операционные доходы начнут расти благодаря удешевлению фондирования и увеличению банками объемов предоставляемых финансовых услуг. Отчисления в резервы сократятся, поскольку большинство банков полностью зарезервировали некачественные кредиты.
Главным изменением в банковском регулировании следующего года станет переход на новые правила оценки кредитных рисков согласно Постановлению НБУ №351. Новый подход вводит оценку рисков на основе убытков, ожидаемых в течение следующих 12 месяцев, а также устраняет ряд пробелов текущего регулирования, которые давали банкам возможность избегать признания кредитного риска, адекватного качества активов.
По расчетам НБУ, оценка кредитного риска по новым правилам даст результаты, очень близкие к полученным в процессе диагностического обследования. Новые правила будут способствовать подготовке банков к своевременному и полному введению нового стандарта финансовой отчетности IFRS 9 (финансовые инструменты) с начала 2018 года.
Ключевая задача для всех органов власти на 2017 год – усиление защиты прав кредиторов. Без него трудно надеяться на восстановление кредитования. Дальнейшее промедление с соответствующими изменениями в законодательстве и с реформированием судебной системы приведет к существенным потерям для экономики из-за недополученных инвестиций, объемов производства, доходов населения и бюджета.
Реформирование государственных банков Украины также следует ускорить: после обнародования Стратегии развития государственных банков в начале года движение в определенном направлении практически полностью остановилось.
НБУ планирует в течение первого полугодия 2017 года обнародовать макропруденциальную стратегию и дорожную карту гармонизации правил банковского регулирования с рекомендациями Базельского комитета и директивами ЕС. Также будет введен новый инструмент экстренной поддержки ликвидности банков (ELA) для замены действующего механизма стабилизационных кредитов. Кроме того, в течение следующего года НБУ также завершит разработку нового норматива ликвидности LCR (liquidity coverage ratio) в соответствии с рекомендациями Базель III и введет его в 2018 году.
Карта рисков банковского сектора Украины
Кредитный риск начал уменьшаться. Уровень отраженных проблемно классифицированных кредитов остается на самых высоких исторических значениях, а несущественный рост связан с запоздалым признанием проблем. В 2016 году началось восстановление платежеспособности корпоративного сектора и сектора домохозяйств, а потому оценка кредитного риска умеренно улучшилась.
Риск достаточности капитала остается высоким из-за существенных потерь банков от ухудшения качества активов. Однако он частично ослабел, благодаря увеличению несколькими крупными банками основного капитала в течение прошлых шести месяцев.
Риск ликвидности снизился из-за сохранения неравномерности распределения высококачественных ликвидных активов между банками. В системе остаются банки, для которых даже небольшой отток депозитов может создать серьезные проблемы с ликвидностью.
Юридический риск остается неизменным, поскольку большинство необходимых законопроектов для реформ финансового сектора Верховной Радой не принято. Судебная практика разрешения споров между заемщиками и кредиторами остается неблагоприятной для последних.
Валютный риск остается неизменно умеренным, поскольку некоторым банкам нужен еще длительный период для выравнивания открытой валютной позиции. Однако негативные эффекты резкой девальвации гривны на долговую нагрузку заемщиков и качество обслуживания кредитов уже практически реализованы.
Риск доходности постепенно уменьшается в результате существенного сокращения отчислений в резервы по активным операциям. Ожидается, что банковский сектор будет иметь возможность вернуться к прибыльной деятельности в 2017 году.
Кредитный риск – отражает перспективы изменения уровня негативно классифицированных кредитов в портфелях банков и необходимости дополнительного формирования резервов под такие кредиты.
Риск достаточности капитала – оценка возможности выполнения банками требований регулятора в отношении достаточности капитала.
Риск ликвидности – способность банков в полной мере и своевременно выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами.
Валютный риск – риск влияния тенденций валютного рынка на финансовый результат банковского сектора.
Риск доходности – способность банков генерировать чистую прибыль.
Юридический риск – возможность для банков эффективно использовать юридические инструменты для защиты собственных интересов.
Внешние условия и риски
В течение последнего полугодия внешняя среда была преимущественно благоприятной для экономики. В ближайшей перспективе ключевыми источниками внешних рисков являются геополитические тенденции, а также возможная неблагоприятная конъюнктура товарных рынков. Риск эскалации конфликта на востоке страны сохраняется, а угрозы торговых ограничений со стороны РФ практически полностью реализовались.
После выборов в США на рынках наблюдается неопределенность, результатом которой является подорожание доллара, отток капитала из стран, которые развиваются, и обесценивание их валют.
В перспективе мировые события формируют тенденцию экономического и политического изоляционизма, который, приобретя вес из-за результатов волеизъявлений населения в странах ЕС, может стать источником экономических рисков.
Существует возможность опережающего восстановления цен на энергоносители по сравнению со стоимостью металлов и продовольствия, что создаст риски для платежного баланса Украины в среднесрочной перспективе.
Риск эскалации военного конфликта остается ключевым
Несмотря на снижение интенсивности военного конфликта на востоке Украины, риски дальнейшей эскалации не снижаются. Октябрьские договоренности о прекращении огня и разведении войск, достигнутые на переговорах в нормандском формате, выполняются фрагментарно. Принципиальные расхождения во взглядах Украины и России на содержание “дорожной карты” ставят под сомнение своевременность ее разработки и реализации. Конфликт требует значительных государственных ресурсов и является постоянным источником рисков для страны и украинской экономики.
В то же время, риски, создаваемые российскими торговыми и экономическими ограничениями, практически реализовались, за период с 2014 г. экспорт украинских товаров непосредственно в Россию сократился более чем на три четверти.
Геополитические риски усиливаются из-за волны популизма и изоляционизма в развитых странах
Великобритания проголосовала за Brexit (выход из ЕС). Такой результат референдума стал полностью неожиданным. Поэтому риски Brexit не упоминались в предыдущем отчете, а глобальные финансовые рынки практически не закладывали их в прогнозы, что вызвало резкое повышение турбулентности после обнародования результатов голосования. На сегодня краткосрочные шоки на мировых рынках преодолены. Однако согласованный механизм выхода Великобритании из ЕС отсутствует. Все это порождает неопределенность и невозможность адекватно оценить риски, которые создаст Brexit для Украины в долгосрочной перспективе.
Ключевым событием текущего квартала для Украины и всего мира стала победа Дональда Трампа на президентских выборах в США. В течение следующих нескольких месяцев появится больше ясности относительно внешнеполитических приоритетов новой администрации. Возможные инициативы относительно перехода к политике американского протекционизма и уменьшение объемов политической и экономической поддержки ключевых партнеров могут создать дополнительные риски для группы развивающихся стран. Это касается и Украины, которая может ощутить снижение внешней политической поддержки в конфликте на Донбассе и финансовой помощи США в будущем.
С другой стороны, в Республиканской партии, которая выдвинула Трампа кандидатом в президенты, есть немало симпатизирующих Украине политиков, и некоторые из них войдут в новую президентскую администрацию или будут отстаивать интересы Украины в Конгрессе.
Brexit, победа Трампа и негативные результаты конституционного референдума в Италии стали важными вехами в глобальной тенденции экономического и политического изоляционизма. Если выборы в ряде европейских стран в 2017 году пройдут в таком же русле, то глобальные политические угрозы со временем могут превратиться в экономические, а внешние риски для Украины значительно вырастут.
Возможными долгосрочными последствиями для экономик, которые развиваются, станет ухудшение условий международной торговли, вызванное волной протекционизма в развитых странах, и отток иностранного капитала в безопасные гавани, как результат повышения неопределенности на глобальных рынках капитала и снижения склонности глобальных инвесторов к риску. Признаки такого изменения ситуации на рынках и настроений инвесторов наблюдались в первые дни после выборов в США. Присущим сугубо для Украины является риск потери позиций в конфликте на Донбассе с приходом к власти в развитых странах сторонников снятия санкций с России.
Темпы роста ведущих экономик мира умеренные, цены на сырье волатильные
Экономический рост в США ускорился в третьем квартале до 1.5% к соответствующему кварталу предыдущего года, однако в целом за год будет ниже, чем ожидалось весной. Вместе с тем, в октябре инфляция ускорилась до 1.6%. В сочетании с низким уровнем безработицы этот показатель дает основания ФРС для повышения учетной ставки, которое некоторые аналитики ожидают уже в декабре. На следующий год прогнозируют еще несколько повышений. Реализация этих прогнозов может стать одной из причин нового этапа подорожания доллара США.
Экономика ЕС три квартала подряд растет на 1.8%. Ожидания замедления экономики Великобритании вследствие Brexit не оправдались: в третьем квартале темп роста ускорился до 2.3%. Длительный негативный эффект выхода Соединенного Королевства из ЕС, если и возникнет, то только после того, когда станет понятным механизм Brexit. Стремительное обесценивание евро началось в ноябре и ускорилось после президентских выборов в США. Это может иметь негативное влияние на гривну, поскольку страны ЕС формируют львиную долю оборота внешней торговли Украины.
Рост экономики Китая замедляется, а ее структура изменяется. КНР пытается наращивать внутреннее потребление и удовлетворять его потребности собственными ресурсами. Это может привести к сокращению внешнего спроса и создавать риски для стран, значительная часть экспорта которых предназначена для Китая. Юань снова начал относительно быстро обесцениваться, и большинство экспертов прогнозирует, что тенденция будет продолжаться. Это будет создавать риски для платежных балансов и курсов валют стран – торговых партнеров КНР, среди которых и Украина.
В нашем регионе темпы экономического роста Чехии, Венгрии, Турции, Польши, по оценкам МВФ, замедлились по сравнению с 2015 годом на 2.1, 0.9, 0.7 и 0.5 процентных пунктов соответственно до 2.5%, 2%, 3.3% и 3.1%. Это ограничивает их спрос на товары украинского экспорта.
Глобальные цены на сырьевые товары очень волатильные. Среди прогнозов нет консенсуса, куда будут двигаться цены на сырье в кратковременной перспективе. Цены на нефть выросли больше, чем прогнозировалось многими экспертами в начале года. МВФ и Всемирный банк прогнозируют дальнейшее подорожание нефти. Решение правительств стран-членов ОПЕК ограничить добычу нефти усиливает риск повышения цен на энергоносители.
Опыт предыдущих мировых кризисов, в частности 1998-1999 годов, свидетельствует, что цены на энергоносители восстанавливаются после спада раньше и стремительнее, чем на другие сырьевые товары. Лаг может составлять год и более. Это создает риски для платежного баланса Украины и обменного курса гривны.
Макроэкономические условия и риски
После длительной рецессии возобновился экономический рост. Инфляция остается близкой к целевому уровню НБУ, однако появление новых инфляционных рисков заставило Правление НБУ оставить учетную ставку неизменной по итогам заседания 8 декабря 2016 года.
Восстановление внутреннего спроса приводит к постепенному росту дефицита текущего счета платежного баланса Украины. Это обусловливает потребность в стабильном внешнем финансировании, которое будет сохраняться в течение ближайших нескольких лет. В таких условиях нет альтернативы сотрудничеству с МВФ и другими международными донорами. Ее прекращение будет создавать большие риски для финансовой стабильности в среднесрочной перспективе.
Экономика медленно восстанавливается
В этом году началось восстановление экономики. В III квартале реальный ВВП Украины вырос на 1.8% в годовом измерении. За год ожидается прирост на 1.1%, основным его фактором станет увеличение внутреннего потребления и инвестиционного спроса. Но темпы восстановления недостаточно высокие. Ускорению мешает ряд факторов как внутренних, так и внешних.
Среди внутренних рисков ключевыми являются медленные темпы структурных реформ и неопределенность из-за военных действий на востоке страны.
Среди внешних рисков ключевыми являются низкие темпы роста экономик основных торговых партнеров Украины. НБУ ожидает, что в следующем году экономический рост ускорится вследствие увеличения потребления и инвестиций, вместе с тем, влияние чистого экспорта останется отрицательным.
Внешнеэкономические балансы генерируют ряд рисков
Отрицательное сальдо внешней торговли товарами станет ключевым элементом дефицита текущего счета платежного баланса, который, по оценкам НБУ, в следующем году вырастет до 2.9 млрд. долл. США с ожидавшихся 2.5 млрд. долл. США по результатам текущего года.
В этом году разрыв компенсировали поступлениями по финансовому счету, прежде всего, возвратом наличной валюты в банковский сектор и официальными внешними заимствованиями.
Прирост прямых иностранных инвестиций не имел существенного влияния на финансовый счет, поскольку львиная их доля не сопровождается притоком валюты, а эквивалентным уменьшением внешних обязательств.
В течение двух последних лет происходит масштабная конвертация долгов банков материнским компаниям в собственный капитал для выполнения требований по результатам диагностического обследования. В следующем году объем этих операций значительно сократится. Потенциально приватизация может поддержать объемы ПИИ, но за 10 месяцев 2016 года поступления от нее составляли 0.5% плана, поэтому предыдущий опыт не позволяет полагаться на существенные поступления в следующем году.
Учитывая то, что в следующем году дефицит текущего счета вырастет, сохранится потребность в высоких поступлениях по финансовому счету. К тому же, правительству и НБУ необходимо будет направить около 4.5 млрд. долл. на погашение и обслуживание валютных долгов (в т.ч. валютных ОВГЗ).
Без сотрудничества с МФО профинансировать потребности страны в валюте будет крайне трудно
В сентябре МВФ выделил Украине третий транш в рамках программы расширенного финансирования, объем которого составил 1 млрд. долл. Это стало положительным сигналом для иностранных партнеров и помогло Украине получить финансирование от других международных доноров. В частности, в конце сентября Минфин разместил пятилетние еврооблигации под гарантии правительства США на сумму 1 млрд. долл.
Благодаря внешнему финансированию международные резервы Украины выросли за последние 12 месяцев на 16%. Все это стало фактором спокойствия на валютном рынке и стабильности финансового сектора в целом, а также обусловило повышение агентством Fitch долгосрочного рейтинга Украины с ССС до В-. Дальнейшие пересмотры рейтинга возможны в случае ускорения темпов восстановления экономики, замедления инфляции и снижения валютных рисков.
Итак, продолжение сотрудничества с международными донорами, прежде всего, с МВФ, является ключевым фактором сохранения финансовой стабильности. Оно позволит финансировать дефицит текущего счета в ближайшей перспективе и возобновить доступ на международные рынки частного капитала в будущем. В частности, только в рамках программы расширенного финансирования Украина может получить от МВФ в течение следующих двух лет около 9.7 млрд. долл. Объемы финансирования от других доноров, которое станет доступным, если выполнять программу МВФ в полном объеме, будут также значительными.
В случае прекращения сотрудничества с МВФ возникнут существенные риски. Во-первых, частному сектору будет сложно привлечь финансирование на внешних долговых рынках. Во-вторых, даже если бы Украина нашла необходимый ресурс, процентная ставка по ним была бы значительно выше, чем та, которую мы платим за финансирование МФО. Обслуживание долга существенно выросло бы, и увеличило бы нагрузку на бюджет. Любые инициативы с переориентированием с официального финансирования на частные рынки капитала уже в следующем году, являются преждевременными. Ведь в таком случае появляется значительный риск потери якоря реформ, которым для Украины является меморандум о сотрудничестве с МВФ.
Фискальный сектор и связанные риски
С начала 2015 года правительство достигло заметных успехов в фискальной консолидации. Хотя дефицит бюджета в этом году вырастет, он будет оставаться в приемлемых рамках. Больше всего внимания будет уделено расходам на безопасность и оборону, пенсии, жилищные субсидии и обслуживание долга. Их значительный размер в ближайшие годы будет определять ограниченность ресурсов для нужд государства.
Несовершенство финансовой децентрализации приводит к неравномерному освоению средств местными бюджетами, порождая риски, которые требуют дополнительного внимания. Вопрос определения прогнозных объемов прибыли НБУ, перечисляемой в государственный бюджет, все еще не стал предметом исключительно технических дискуссий, и в проект бюджета закладываются суммы, основанные на оценках правительства, а не НБУ.
Дефицит сектора государственного управления под контролем
В течение двух прошлых лет Украина провела заметную фискальную консолидацию. Дефицит сводного бюджета был сокращен с 4.5% ВВП в 2014 году до 1.6% в 2015 году. Это стало основой для макроэкономической стабилизации и уменьшения рисков, в том числе связанных с государственным долгом, валютным и финансовым рынками.
Благодаря существенным инфляционным и девальвационным эффектам дефицит прошлогоднего бюджета оказался значительно меньшим, чем плановый, как в абсолютном измерении, так и в отношении к номинальному ВВП. В 2016 году темпы инфляции существенно снизились и приблизились к ожидаемым уровням. Государственный бюджет выполняют по графику, близкому к плану, и, по оценкам НБУ, дефицит за весь год не будет существенно отличаться от целевого показателя на уровне 3.7% ВВП.
Правительство планирует постепенное уменьшение фискального дефицита до 2.3% ВВП в 2019 году. Такая цель является достаточно амбициозной и потребует жесткой дисциплины. В целом же ожидаемые направление и динамика движения дают уверенность, что фискальная политика не создаст новых рисков для финансовой стабильности.
Скрытый дефицит государственного сектора существенно сократили
Квазифискальный дефицит сократился с 8,9% ВВП в 2014 году до 0.6% в 2016 году, благодаря сокращению расходов на поддержку НАК Нафтогаз, докапитализации банков и финансированию ФГВФЛ. С 2008 года он не опускался ниже 2% ВВП, а в периоды кризисов резко возрастал, что приводило к значительному увеличению государственного долга и, как следствие, умножению рисков государственных финансов.
Кроме того, НБУ был вынужден выкупать ОВГЗ, эмиссией которых финансировался квазифискальный дефицит. Это ограничивало независимость Национального банка и его возможность проводить эффективную монетарную политику, порождало значительные риски для финансового и валютного рынков.
Приближение тарифов к экономически обоснованному уровню и изменения в корпоративном управлении позволили НАК Нафтогаз преодолеть хроническую убыточность. Исчезла потребность в государственной поддержке, которую до недавнего времени компания получала как прямую компенсацию разницы в тарифах и вливании капитала в форме ОВГЗ. Механизм поквартального корректирования цены газа в соответствии с глобальной конъюнктурой (при условии изменения мировых цен более чем на 10%), который обязалось соблюдать правительство, окончательно устраняет проблему дефицита НАК Нафтогаз.
Выход украинской экономики из кризиса позволит в следующем году завершить докапитализацию государственных банков и полностью завершить расчистку банковского сектора. Ожидается, что в течение 2017 года на увеличение уставного капитала Укрэксимбанка и Ощадбанка, а также на поддержку ФГВФЛ будет направлена сумма, эквивалентная менее 1.0% ВВП.
В дальнейшем работа государственных банков должна стать прибыльной, а их кредитная политика – взвешенной. Это позволит избежать чрезмерных отчислений в резервы и дополнительных вливаний капитала.
Учитывая то, что НАК Нафтогаз избавился от убытков и финансовый сектор почти не нуждается в поддержке из бюджета, квазифискальные издержки существенно сократятся и перестанут существенно влиять на дефицит сектора государственных финансов.
Существенные структурные изменения расходной части является вызовом для правительства
Проведение структурных реформ, геополитические и военные риски, а также инициатива относительно повышения минимальных прожиточных стандартов и детенизации заработной платы неизбежно привели к изменению в приоритетах направлений бюджетных расходов. Ключевыми факторами, которые обусловили коренные изменения расходов бюджета, стали следующие:
принципиальное политическое решение обеспечивать в долгосрочной перспективе финансирование сферы безопасности и обороны на уровне не менее 5% ВВП. Это существенный рост по сравнению с менее чем 4% ВВП еще в 2013 году. Решение обусловлено необходимостью восстановления и поддержания обороноспособности страны и возрождения военно-промышленного комплекса;
резкий рост расходов на субсидии для компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги. Такой шаг призван компенсировать рост нагрузки на домохозяйства после того, как были введены рыночные коммунальные тарифы. По состоянию на начало ноября субсидии получало 5.5 миллионов семей, на что в бюджете 2016 года предусмотрено 40.3 млрд. грн.
В следующем году количество получателей, по предварительным оценкам правительства, может вырасти до 8.5 млн. домохозяйств, а в бюджете на их финансирование закладывают 47.1 млрд. грн. Таким образом, на субсидии через бюджет в 2016 и 2017 годах будет перераспределено почти 2% ВВП ежегодно, хотя ранее эти суммы не превышали 0.5% ВВП. Сумма значительная, но выгода государственных финансов, которая измеряется размером квазифискального дефицита, сокращенного в результате внедрения рыночных цен на коммунальные услуги, вдвое выше. Благодаря восстановлению экономического роста доходы украинцев будут увеличиваться, следовательно, расходы на субсидии будут снижаться;
резкий рост расходов на покрытие дефицита пенсионного фонда. В 2016 году расходы госбюджета на финансирование пенсий составят около 145.5 млрд. грн., что на 53% больше, чем в прошлом году. Резкое увеличение дефицита Пенсионного фонда обусловлено сокращением ставки единого социального взноса. В следующем году, по оценкам правительства, сумма незначительно уменьшится до 141 млрд. грн., однако будет оставаться весомой в среднесрочной перспективе.
В течение года после снижения ставки эффект детенизации заработных плат был умеренным, а потому не произошло существенного расширения базы начисления ЕСВ. Очевидно, что проблема значительного дефицита пенсионного фонда и связанных с ним дотаций из государственного бюджета не может быть решена в краткосрочном периоде, а потому эта составляющая затрат будет оставаться значительной в течение нескольких следующих лет.
Все три названных фактора будут доминировать в структуре расходов в течение ближайших лет. Смена приоритетов означает уменьшение расходов бюджета (относительно ВВП) на другие направления, в частности на образование и здравоохранение. Правительство должно тщательно выбирать приоритетные сферы, финансирование которых из бюджета будет иметь наибольший эффект. Только ускорение темпов роста экономики может смягчить бюджетные ограничения правительства в среднесрочной перспективе.
Инициатива правительства повысить с 1 января 2017 года минимальную заработную плату до 3200 гривен создает определенные фискальные риски. Однако положительные эффекты могут быть существенными – частичная детенизация заработных плат в частном секторе и повышение жизненных стандартов, а, следовательно, и усиление платежеспособности беднейших домохозяйств. В любом случае резкий пересмотр уровня минимальных зарплат в текущих условиях имеет вид эксперимента, и из-за успешного результата может в будущем быть повторенным в несколько меньших масштабах.
Децентрализация усиливает риск управления ликвидностью
Благодаря децентрализации местные органы власти получают больший финансовый ресурс. Но значительная его часть – фонд развития, из которого гораздо труднее тратить средства, чем из общего бюджета. На подготовку документации, утверждение проектов и проведение тендеров уходит много времени, в течение которого деньги лежат на ЕКС (единый казначейский счет) или (все чаще) на счетах в банках.
В последние недели года темпы расходования накопленных сумм обычно существенно ускоряются, как это произошло в прошлом году и может состояться в этом году. Резкий рост количества денег в обращении приводит к эпизодическому давлению на курс гривны и временной нейтрализации инструментов монетарной политики и, как следствие, росту ряда рисков для финансовой стабильности. Чтобы преодолеть этот недостаток децентрализации, нужно доработать механизмы внедрения проектов местными органами власти.
Одно из ключевых нововведений реформы децентрализации – местные органы власти получили возможность размещать временно свободные средства на счетах в коммерческих банках. В прошлом году этим пользовались не слишком активно, поэтому большинство средств местной власти размещались на ЕКС, а правительство имело возможность использовать их по собственному усмотрению. В этом году ситуация постепенно меняется и свободные средства все чаще размещают в банках в основном в форме депозитных линий. Местным органам это выгоднее: они могут получить значительные процентные поступления, пока проекты развития пройдут все стадии подготовки и дело дойдет до их финансирования.
Однако если местные органы государственного управления в дальнейшем будут осуществлять все расходы в последний месяц бюджетного года, то в придачу к давлению на курс национальной валюты появятся и риски ликвидности банковского сектора, когда неиспользованные средства возвращаются на единый казначейский счет.
Вопрос оценки прибыли НБУ все еще остается предметом торгов
В октябре заработал новый Совет НБУ, что позволило утвердить годовую финансовую отчетность Национального банка за 2015 год. Благодаря этому НБУ в течение октября-декабря перечислил в бюджет прошлогоднюю прибыль 38.2 млрд. грн. Платежи поступали тремя траншами (10, 14 и 14.2 млрд. грн.) в октябре, ноябре и декабре.
По осуществленным в ноябре оценкам, в текущем году прибыль НБУ может составлять около 35.5 млрд. грн., которая должна пополнить бюджет 2017-го года. Во время разработки проекта государственного бюджета на следующий год правительством предложена собственная оценка прибыли НБУ за 2016 год на уровне 45 млрд. грн.
Такая практика нарушает принципы независимости центрального банка и в дальнейшем правительство должно полагаться исключительно на оценки НБУ.
Реальный сектор и связанные риски
Доходность реального сектора растет со второго квартала прошлого года. В сочетании с ограниченным новым кредитованием это снижает долговую нагрузку на предприятия и повышает их платежеспособность. Новых проблемных кредитов уже почти нет, но де-юре доля негативно классифицированных долгов увеличивается из-за того, что банки постепенно признают проблемными те активы, которые перестали работать ранее.
Из-за сохранения макрофинансовой стабильности можно ожидать постепенное восстановление кредитования уже в 2017 году. Отдельные секторы экономики уже сейчас привлекательны для нового кредитования, прежде всего, предприятия отраслей, ориентированных на внутренний рынок.
Интересная ниша для кредитования – малые предприятия, которые демонстрируют убедительную динамику финансовых показателей.
Реальный сектор восстанавливает платежеспособность
Финансы реального сектора улучшаются со II квартала прошлого года. Рентабельность по EBITDA украинских предприятий в первом полугодии составила 10%. Это самое высокое значение за последние 4 года. Операционная прибыль рентабельных предприятий во II квартале 2016 года выросла на 3% – до 170 млрд. грн., в то же время убыток убыточных уменьшился на 63% – до 52 млрд. грн.
Основным фактором высокой операционной прибыльности стало снижение ставки ЕСВ. Средства, сэкономленные предприятиями благодаря меньшим начислениям в фонд оплаты труда, пошли в основном не на повышение зарплат, а на увеличение прибылей.
Основой для оживления экономики стала макроэкономическая стабилизация, один из показателей которой – стабильность валютного курса гривны. Именно отсутствие последней, приводило к огромным убыткам украинских предприятий от курсовых колебаний с начала 2014 года. Ее достижение позволило реальному сектору во II квартале выйти на чистую прибыль, впервые за 2.5 года.
Доля операционно прибыльных компаний составила 65% на конец первого полугодия 2016 года, на 7 п.п. больше, чем в середине 2015-го. Уменьшилась поляризация прибыльных и убыточных компаний: операционная прибыль прибыльных предприятий во II квартале 2016 года выросла до 170 млрд. грн. (+3% г/г), убытки убыточных уменьшились до 52 млрд. грн. (-63% г/г).
Задолженность предприятий существенно не изменилась
Прироста банковского кредитования в первой половине года фактически не было, доступ к внешнему финансированию оставался ограниченным, погашение части задолженности при реструктуризации проблемных долгов было сдержанным из-за слабой платежеспособности заемщиков. Совокупный долг предприятий перед банками за первое полугодие 2016 года сократился на 1% благодаря отдельным погашениям.
Произошли положительные изменения в структуре задолженности, в том числе доля валютной составляющей в заимствованиях корпораций снизилась с 80% на конец 2015 года до 76% на конец первого полугодия 2016 года. Основной причиной была реструктуризация внутренних долгов – конвертация валютных займов в гривневые. В III квартале кредитование несколько активизировалось: объем кредитов в гривне за три месяца вырос на 9% – до 369 млрд. грн. Прироста валютных заимствований не было.
Отношение долгов реального сектора к ВВП за первое полугодие уменьшилось на 8 п.п. – до 100.3% (по сравнению со 108.3% наконец 2015 года). Показатель все еще значительно превышает аналогичные показатели стран Центральной и Восточной Европы.
Негативно классифицированные кредиты выросли из-за запоздалого признания
За год с сентября 2015 года доля негативно классифицированных кредитов предприятиям выросла на 7 п.п. до 39%. Банки продолжают признавать те проблемные долги, которые заемщики перестали обслуживать ранее. Это создает предпосылки для расчистки банками балансов от неработающих кредитов. Продлится он предположительно до второй половины следующего года, так что к тому времени доля де-юре негативно классифицированных кредитов может вырасти.
Заметный рост доли проблемных долгов произошел в строительстве и металлургии – отраслях, которые сохраняют высокую долговую нагрузку. Зато в легкой промышленности доля уменьшилась. Меньше всего проблемно классифицированных кредитов в сельском хозяйстве и транспорте, которые имеют низкую долговую нагрузку.
Платежеспособность реального сектора восстанавливается
Рост прибыльности предприятий привел к увеличению их платежеспособности. Показатель покрытия процентных платежей операционной прибылью вырос с 0.6 на конец III квартала прошлого года до 2.2 в середине этого года. Это выше, чем в 2013 году перед кризисом. Для прибыльных компаний показатель превышает 4. Таким образом, операционных потоков подавляющего большинства нефинансовых корпораций достаточно для обслуживания процентов по кредитам в полном объеме. Благодаря этому риски увеличения объема де-факто проблемных долгов сводятся к минимуму. Банкам остается лишь признать де-юре проблемно классифицированными те обязательства, которые стали проблемными ранее.
Для легкой, добывающей отраслей промышленности, транспорта показатель покрытия процентных платежей операционной прибылью намного выше единицы, поэтому обслуживание долга не создает существенной нагрузки на финансы этих отраслей. Зато предприятиям строительства, пищевой промышленности и поставки электроэнергии, газа, воды и водоотведения в целом операционной прибыли не хватает для того, чтобы выплатить проценты по долгам.
В I полугодии 2016 года рентабельность по EBITDA выросла во всех основных секторах экономики, кроме пищевой промышленности, больше всего – в машиностроении, легкой промышленности и строительстве/недвижимости. В последнем секторе рентабельность вернулась к положительному значению: +12% по сравнению с -16% по итогам 2015 года.
Улучшение операционной эффективности позволило предприятиям большинства отраслей сократить относительную долговую нагрузку. Коэффициент Долг/EBITDA уменьшился в машиностроении, легкой и добывающей промышленности. Но, несмотря на положительную тенденцию в целом долговая нагрузка на реальный сектор достаточно высокая, отношение общего долга/EBITDA (за последние 12 месяцев) для ряда отраслей превышает “безопасный” уровень 3, а в строительстве она до сих пор отрицательная.
Самые слабые долговые метрики – в строительстве и девелопменте, металлургии и пищевой промышленности. Ухудшение платежеспособности пищепрома обусловлено сокращением экспорта, прежде всего в Россию и высокой конкуренцией с импортом из Турции, Польши и Италии. Слабой остается платежеспособность в энергетическом секторе и у поставщиков жилищно-коммунальных услуг – повышение тарифов на электроэнергию увеличило доходы тепловой генерации, но не повлияло на доходность распределительных компаний.
Наиболее финансово устойчивые сектора – традиционно сельское хозяйство и добывающая промышленность, а также легкая промышленность, которая в 2016 году значительно увеличила объемы экспорта (+7% г/г в первом полугодии, +9% г/г за 3 квартала), и транспортный сектор, где росту доходности способствовало повышение тарифов на перевозки.
Увеличение рентабельности также способствовало улучшению ликвидности в отдельных отраслях, в частности в транспортном секторе, добывающей промышленности, металлургии. Для транспортного сектора отношение чистого долга (уменьшенного на размер наличных средств) к EBITDA на конец второго полугодия составило 1.9, отношение общего долга к EBITDA – 3.9, соответственно, наличные средства предприятий отрасли покрывают более половины их имеющихся долгов.
Предприятия легкой промышленности и транспорта выглядят привлекательными для нового банковского кредитования
Сельское хозяйство – пока единственный сектор, который не имеет проблем с банками. Высокая рентабельность и низкая нагрузка по обязательствам, взятым ранее, делают его привлекательным для кредитования. На сегодня агробизнес в основном берет короткие кредиты на финансирование рабочего капитала.
Финансовые и долговые метрики отмечают привлекательность для нового банковского кредитования легкой промышленности и транспорта. Эти сектора характеризуются умеренной долговой нагрузкой, сравнительно высокой рентабельностью по EBITDA, имеют лучшую, чем большинство других секторов, кредитную историю – доли негативно классифицированных кредитов на конец первого полугодия составили 15% и 27% соответственно. В “безопасной зоне” для кредитования также находится добывающая отрасль, но сдерживающим для банков фактором является высокая доля проблемных кредитов, накопленных за прошлые годы (43%).
Предприятия почти всех отраслей сейчас имеют потребность в краткосрочной ликвидности. Добывающая промышленность, транспорт, легкая промышленность и машиностроение благодаря сравнительно высокой доходности выглядят наиболее привлекательными отраслями для короткого кредитования потребностей в оборотном капитале.
Наибольшие риски сосредоточены в металлургии, пищевой промышленности и строительстве
Металлургия сохраняет статус отрасли с высокими рисками: долговая загрузка не дает возможности привлекать значительные средства для модернизации, а собственные ресурсы ограничивает низкая доходность, на которую негативно влияет рост цен на руду и уголь. Большие предприятия отрасли расположены неподалеку от зоны активных боевых действий, что предопределяет операционные риски: у компаний регулярно возникают проблемы как с поставками сырья, так и со спросом, ведь во время сезонных его колебаний международные трейдеры сокращают в первую очередь закупки украинской продукции.
В зоне риска находится пищевая промышленность. Долговая нагрузка и доля негативно классифицированных кредитов сохраняются высокими. Рентабельность компаний отрасли снизилась из-за того, что экспорт в Россию уменьшился, продукция отрасли жестко конкурирует с импортом, а продвижение на европейские рынки является медленным, что обусловлено трудностями с соблюдением санитарных норм.
Отрасль поставки электроэнергии, газа и жилищно-коммунальных услуг также имеет заметные риски. Рентабельность компаний отрасли невысокая, а долговая нагрузка значительная. Повышение тарифов на электроэнергию увеличило доходы тепловой генерации, но не повлияло на доходность распределительных компаний. Значительной проблемой для поставщиков жилищно-коммунальных услуг является низкий уровень платежной дисциплины населения, который вероятно пока будет сохраняться.
Риски в машиностроении вопреки ожиданиям снизились, потому что потерю рынка РФ удалось компенсировать увеличением производства продукции военного назначения (компьютеры, электроника, оптика) и снижением затрат на персонал. Поэтому отрасль в целом рентабельная, но заметная долговая нагрузка и плохая кредитная история ограничивают ее привлекательность для кредиторов и инвесторов.
Минимальные риски в сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Цены на металлические руды после падения в конце прошлого года восстановились, и остаются высокими, несмотря на пессимистические прогнозы. Повышению доходности отрасли в 2016 году также поспособствовало снижение ставки налога на добычу газа с начала года – с 70% до 50% для государственной компании “Укргаздобыча” и с 55% до 28% для частных компаний. Возможно дальнейшее снижение рентных ставок в нефтегазовом секторе.
Потенциал к росту в 2017 году у отраслей, ориентированных на внутренний спрос
Основные риски реального сектора, в частности, падение экспорта в Россию, снижение глобальных цен на сырье, высокая зависимость от дорогого импорта, снижение платежеспособности потребителей реализовались в течение двух прошлых лет.
Из-за сохранения макроэкономической и курсовой стабильности стоит ожидать дальнейший рост доходности реального сектора в 2017 году. Правда, менее значительными темпами, чем в первом полугодии 2016 года – положительное влияние снижения ЕСВ на доходы корпораций уже исчерпано. Основным источником улучшения финансовых показателей будет оживление деловой активности.
Рост экономики обеспечит высокие доходы населения и потребительские расходы, что приведет к увеличению внутреннего спроса. Отрасли, которые работают на его удовлетворение, вероятно, будут демонстрировать самые высокие показатели роста в следующем году. Особенно те из них, которые мало зависят от импорта, в частности легкая промышленность, транспорт, строительство, в меньшей степени, добывающая и пищевая промышленности.
Для металлургии прогнозы на следующий год умеренно позитивные, благодаря ожидаемому (хотя и небольшому) росту цен и реконструкции железнодорожной ветки на Мариуполь, но внутренний рынок сбыта слаб, а конкурентоспособность на внешних рынках снижается из-за недостатка инвестиций в отрасль в течение последних лет.
Перспективы машиностроения в дальнейшем под вопросом – рынок России фактически потерян, новые экспортные возможности труднодоступны из-за монополистических позиций многопрофильных машиностроительных корпораций, наличия торговых ограничений и слабой конкурентоспособности украинской продукции.
Государственные компании – поддержка государства уже не нужна
За последние два года государственные компании, особенно крупнейшие, значительно увеличили доходы и улучшили финансовое состояние. Это дает им возможность своевременно обслуживать и погашать долги, а в среднесрочном периоде откроет перспективы привлекать внешнее финансирование. Потребности в их поддержке государством нет, риски нового появления квазифискального дефицита из-за необходимости финансирования госкомпаний минимальные. Государственным банкам целесообразно отказаться от практики кредитования госкомпаний, и привести собственные кредитные политики в соответствие с принципами и положениями Стратегии развития госбанков.
Компании государственного сектора до недавнего времени регулярно были убыточными. Но в прошлом году они начали получать прибыль и продолжили укреплять свое финансовое состояние в течение текущего года. В 2015 году госпредприятия сработали со средневзвешенной рентабельностью по EBITDA на уровне 13%, обеспечив 36% совокупного EBITDA реального сектора. Основные причины – повышение тарифов на услуги госмонополий и первые результаты реформы корпоративного управления, которая проходит в государственном секторе.
Ликвидность государственных компаний стремительно растет: объем свободных средств на счетах за 9 месяцев увеличился на 41% – до 90 млрд. грн. На конец сентября совокупные депозиты госпредприятий превысили их задолженность перед банками. Однако улучшение финансового состояния пока не повлияло на объем долговых обязательств большинства госкорпораций. Некоторые из них до сих пор не завершили реструктуризацию долгов и частично обслуживают их, оправдывая это нехваткой средств. Также некоторые государственные монополии перераспределяют свои обязательства по кредитам между государственными банками, компенсируя их погашение в одном банке новыми заимствованиями в другом банке.
На три монополии – Нафтогаз, УЖД и Энергоатом приходится 74% всего долга государственных компаний перед украинскими банками, что составляет 87 млрд. грн. Две из них в начале кризиса не могли должным образом обслуживать свои обязательства, как перед внешними кредиторами, так и перед внутренними, прежде всего – государственными банками. Текущие финансовые показатели трех крупнейших госпредприятий дают им возможность надлежащим образом обслуживать обязательства, а в перспективе – полностью погасить их.
Государственные банки должны снижать кредитование госкомпаний
Государственные органы и предприятия занимают высокую долю в активах и обязательствах государственных банков. Чрезмерное кредитование компаний государственного сектора, которое госбанки практиковали в течение многих лет, делает финучреждения заложниками этого процесса: вместо поиска новых, привлекательных частных заемщиков, они продолжают кредитовать госкорпорации. Это создает риски как для банков из-за высокой концентрации кредитов, так и для банковской системы в целом.
Ведь заемные средства не только неэффективно работают, не попадая в руки самых успешных заемщиков, но и не всегда вовремя возвращались из-за регулярного возникновения у государственных компаний трудностей с обслуживанием и погашением долга. Имея возможность получать от госбанков “кредиты до востребования”, руководство госпредприятий теряет мотивацию наращивать эффективность их работы для максимизации прибыли.
В начале этого года Министерство финансов Украины утвердило Стратегию развития госбанков. Она предусматривает, что каждое из трех крупнейших финансовых учреждений, которые принадлежат государству, будет иметь собственную специализацию и кредитовать государственные предприятия лишь с соблюдением пруденциальных требований НБУ, в частности, норматива концентрации. Госбанкам стоит начинать постепенно переходить от поддержки госпредприятий к кредитованию рыночного бизнеса и населения в пределах определенных целевых сегментов.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.