Читайте также: Карел Хирман: Европа ждет ответа от Украины, что будет с транзитом, но его нет
Куда исчезают миллиарды из энергетического рынка Украины?
Законодатели предлагают выход из патовой ситуации, они предлагают законодательно переложить всю ответственность за ситуацию на президента, предоставив ему полномочия вне конкурса назначить временный состав регулятора на период прохождения отопительного сезона. Соответствующий законопроект №4372 (авторы – депутаты Виктория Войцицкий и Алексей Рябчин) был зарегистрирован в парламенте 29 ноября.
Но не исключено, что до начала сессии появятся еще несколько подобных документов. И чем больше будет таких инициатив, тем ожесточенней будут споры под куполом, а решение проблемы, вероятно, будет заблокировано.
«Президент Украины является должностным лицом, указом которого была создана НКРЭКУ и назначены действующие члены регулятора. Одновременно президент назначил своих представителей в состав Конкурсной комиссии для избрания обновленного состава регулятора только 17 ноября 2017г., зная, что уже с 26 ноября регулятор становится неправомочным. В связи с этим усматривается, что именно президент должен получить всю полноту полномочий для выхода из кризиса», — сказано в пояснительной записке к законопроекту №4372.
«Пусть президент назначит этих людей (временный состав членов НКРЭКУ) — пока не выберут новых кандидатов на вакантные должности, и пусть берет полную ответственность за те вещи, которые творятся в энергетике», — заявил депутат Алексей Рябчин.
Под «вещами, которые творятся», депутат имел в виду правовой коллапс, возникший из-за потери кворума при принятии решений на заседаниях НКРЭКУ – такой кворум должны обеспечивать минимум 4 члена из 7 действующих (включительно с председателем Комиссии).
Однако депутат Рябчин признает, что «все политико-правовые варианты, включая и предложенные в законопроект №7342, так же, как и полное бездействие, ведущие к ухудшению. Но отсутствие любого решения — это худшая из возможных опций, — написал в социальных сетях Алексей Рябчин. — Президент завел ситуацию с НКРЭКУ в цугцванг».
Итак, президента обвинили в искусственно созданном кризисе – якобы для того, чтобы «снять с энергорынка миллиардный гешефт, который должен пойти на финансирование избирательной кампании 2019-го…». О гешефте – чуть позже, а вот чтобы опровергнуть или подтвердить выдвинутые обвинения, стоит сделать детальный анализ ситуации вокруг создания Конкурсной комиссии и ротации членов НКРЭКУ.
Кто заблокировал ротацию членов НКРЭКУ?
26 ноября 2016 года вступил в действие закон «О национальной комиссии», осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. С этой даты и начался отсчет к моменту освобождения всех семи действующих членов НКРЭКУ.
Согласно закону, в состав регулятора входят семь членов, в том числе и председатель НКРЭКУ, решение принимается большинством голосов, значит, голосовать должны, по меньшей мере, четыре члена регулятора.
Когда депутаты принимали этот закон, они декларировали полное обновление состава членов НКРЭКУ – с целью создания органа, независимого от политически-олигархических влияний. Именно поэтому в переходных положениях этого закона четко определено:
Для председателя и членов регулятора, которые находятся на посту по состоянию на день вступления в силу этого закона, президентом Украины применяется ротация, согласно которой члены регулятора подлежат освобождению в следующие сроки:
три члена — не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу закона (26 мая 2017-го);
два члена — не позднее 12 месяцев со дня вступления в силу закона (26 ноября 2017-го);
два члена — не позднее 18 месяцев со дня вступления в силу закона (26 мая 2018-го).
Соответствующий план ротации с поименным списком утверждается президентом Украины.
Итак, согласно узаконенным планом ротации должны быть подготовлены новые кандидаты в члены НКРЭКУ. Но почему, же была заблокирована ротация новых членов регулятора?
Выполняя норму закона, в марте 2017 года президент своим указом №78/2017 от 23 марта утвердил план ротации членов НКРЭКУ. В течение первых 6 месяцев, значит, не позднее 26 мая, должны быть уволены Юрий Голляк и Владимир Евдокимов – и они были уволены в последний день определенного срока.
Еще через полгода, 26 ноября, подлежали освобождению еще двое членов НКРЭКУ – Виктория Морозова и Борис Цыганенко (он был уволен в ноябре). В последний срок ротации – 26 мая 2018 года — подлежат освобождению председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк и член Комиссии Руслан Машляковский.
В соответствии с законом, назначения новых членов НКРЭКУ должны осуществляться на условиях открытого конкурса. В течение года в экспертных кругах, в открытых дискуссиях власти неустанно напоминали о необходимости создания Конкурсной комиссии для назначения новых членов НКРЭКУ. Но ответственные за это лица переводили все на потом и ситуация искусственно доведена до патовой.
Согласно статье 8 закона о НКРЭКУ, членов НКРЭКУ назначают по результатам открытого конкурса. Его организует Конкурсная комиссия, в состав которой входят: два человека, которых определяет президент; два — от Верховной Рады (одно лицо — по представлению комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, второе лицо — от комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства). Еще одно лицо определяет правительство.
Конкурсная комиссия (на общественных началах) считается полномочной в случае утверждения в ее составе не менее четырех человек. Срок ее полномочий — три года. К ее работе могут привлекаться с правом совещательного голоса — представители Еврокомиссии, Секретариата Энергетического Сообщества, других международных организаций, которые сотрудничают с Украиной в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Конкурсная комиссия представляет на рассмотрение президента кандидатуры из расчета два человека на одну должность члена регулятора. И уже глава государства выбирает кого-то из них и назначает на должность не позднее месячного срока со дня внесения представления.
Срок полномочий членов регулятора составляет шесть лет. При этом обеспечивается периодическая ротация состава регулятора. Одно и то же лицо не может быть членом регулятора более двух сроков.
Схемой ротации членов регулятора предполагается, что не более двух новых членов регулятора назначают в течение каждого календарного года, кроме случаев, когда более двух членов регулятора освобождаются досрочно от должности в течение этого периода.
В случае досрочного увольнения членов регулятора новые назначения производятся на остаточный период пребывания на должности уволенных членов регулятора. Председатель НКРЭКУ избирается членами регулятора путем тайного голосования каждые два года после дня утверждения первого состава регулятора.
Должностной оклад председателя НКРЭКУ – 50 размеров минимальной заработной платы, члена НКРЭКУ – 40 размеров. За отличное выполнение служебных обязанностей — месячная или квартальная премия – не более 50% фонда должностного оклада за год.
Кто виноват?
Следовательно, в течение года должна быть создана Конкурсная комиссия из пяти человек. В начале октября парламент утвердил двух своих членов Конкурсной комиссии – Светлану Голикову и Василия Яструбинского. Чуть позже правительство утвердило Николая Ницака, значит, в ноябре было только три члена комиссии, для начала конкурса нужно минимум четыре полномочные члены.
С 26 ноября НКРЭКУ стала нелегитимной, и это продлится, по мнению экспертов, до весны, ведь закон отводит на прием заявок, на конкурс 45 дней, плюс еще 30 дней конкурсная комиссия оценивает кандидатов на должности членов НКРЭКУ.
«Главком» уже писал о том, что сейчас собираются подписи по изменению закона «О НКРЭКУ» об уменьшении кворума с четырех до трех человек. «Это означает, что на 6-9 месяцев продлен срок, в течение которого регулятор будет находиться в восторженном состоянии», — считает директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, акцентируя, что именно президентская ветвь власти делает все, чтобы сохранить нынешнее положение вещей в НКРЭКУ.
Согласно действующему закону, заседание НКРЭКУ является правомочным в случае, если на нем присутствует, по меньшей мере, четыре члена Комиссии, но начиная с 27 ноября 2017 года, в составе регулятора работает только три члена (в ноябре президент уволил только Бориса Циганенко, но оставил работать уже нелегитимную Викторию Морозову). На самом же деле закончился срок полномочий пяти из семи членов комиссии, с полномочиями работает только два.
Почему это выгодно? Потому что НКРЭКУ перестает быть коллегиальным органом, и тогда фактически одно лицо будет принимать решения, которые, как подозревают независимые эксперты, принесут выгоду олигархам.
Регулятор для Ахметова
Итак, для того, чтобы не обновлять состав НКРЭКУ, планируется внести изменения в действующий закон о НКРЭКУ. «Суть такая: кворум для деятельности регулятора. Решения могут приниматься двумя голосами, тогда как согласно действующему закону требуется согласие четырех из семи членов НКРЭКУ… На первом месте – как можно быстрее поднять цену на электроэнергию с целью создать новый денежный поток объемом плюс 12,5 млрд. грн.», — говорит энергетический эксперт Андрей Герус.
Действительно, в конце ноября НКРЭКУ объявила о плане повысить тариф для тепловой генерации на 25% на 2018 год. И это принесет дополнительно 12,5 млрд. грн.
«В материалах Комиссии относительно пересмотра оптовой цены электроэнергии на 2018 год, цену угля в тарифах на электроэнергию планируется увеличить с $66 до $82,4 за тонну. Также стоимость фрахта (транспортировки морем и перевалка в порту) угля из порта Роттердама в Украину регулятор планирует увеличить на 28,5% — до почти $19 за тонну. И это притом, что ни одной тонны угля в Украину из Роттердама не поставлялось, а совокупные поставки морем составляют менее 5% от общего объема потребления угля. Значит, в тарифе будут заложены несуществующие затраты и так произойдет завышение цены электроэнергии», — сообщает Ассоциация потребителей энергетики и коммунальных услуг.
По расчетам Ассоциации, «учитывая, что в 2018 году в Украине будет сожжено около 25 млн. т угля, такое повышение даст тепловой генерации дополнительно более $475 млн., или те же 12,5 млрд. грн. Более 75% тепловой генерации владеет компания ГТЭК Рината Ахметова, чуть больше 15% контролирует ПАО «Центрэнерго», а остальные (менее 10%) — ПАО «Донбассэнерго». Мы считаем такое решение необоснованным и несправедливым, ведь оно приведет к повышению тарифов на электроэнергию для бизнеса и бюджетных учреждений», — утверждают в Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг.
Конечно, рост тарифа на 25% для тепловой генерации приведет к уменьшению конкурентоспособности предприятий, ведь вырастут цены на товары и услуги, где заложена стоимость электроэнергии, в частности — тарифы на воду. Также возрастет объем перекрестного субсидирования (разница в тарифах для бизнеса, бюджета и населения), к концу этого года может достигнуть 50 млрд. грн. Принятый недавно закон о энергорынке Украины предусматривает запуск рынка прямых контрактов с июля 2019 года. Но до того времени нужно полностью урегулировать долговые проблемы энергорынка и ликвидировать перекрестное субсидирование.
Чтобы не допустить роста тарифа, Ассоциация потребителей энергетики и коммунальных услуг обратилась к президенту. «Крупнейшим приобретателем выгоды станет самый богатый олигарх страны, компания которого (речь о ГТЭК Рината Ахметова) может получить дополнительно около 10 млрд. грн. за счет дальнейшей тарифной нагрузки на малый и средний бизнес, всю украинскую экономику».
До конца года Секретариат Энергетического сообщества, по просьбе руководства НКРЭКУ, завершит детальный анализ деятельности регулятора. К такому соглашению стороны пришли после того, как в августе работники НАБУ провели обыск в НКРЭКУ в рамках уголовного производства в интересах генерирующих компаний при утверждении формулы Роттердам+. Тогда и станет известно, справедливы ли обвинения регулятора в описанных грехах.
Автор: Наталка Прудка
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.