Переживет ли Верховная Рада осень. Взгляд изнутри

07.09.2017 – Праздник приближается. Уже 5 сентября стартует новая сессия Верховной Рады – и вместе с ней новый «политический сезон». Политические эксперты и аналитики разных мастей предрекают парламенту кардинально разные сценарии: от спокойной работы и тотальной победы, до краха, распада и перевыборов.

Собственно, такая ситуация не является неожиданной, ведь внутри самой Рады ситуация не менее поляризована. Разные лагеря зашли в столь острый клинч, что ожидать от них можно действительно всего.

Поэтому «Украинская правда» решила выяснить мнение ключевых действующих лиц Рады и задала несколько вопросов всем лидерам парламентских фракций и групп: чем будет заниматься ВР, какой будет судьба правительственных реформ, возможные ли изменения в правительстве и ожидать ли перевыборы.

КАКИЕ ТЕМЫ БУДУТ ГЛАВНЫМИ В РАДЕ ЭТОЙ ОСЕНЬЮ?

Игорь Кононенко, заместитель главы фракции БПП:

Одним из ключевых приоритетов должно стать продолжение работы в части образовательной, медицинской, пенсионной и судебной реформ. На необходимости принятия соответствующих законов постоянно подчеркивают чиновники, и среди депутатов от коалиции есть понимание, насколько эти реформы важны для Украины.

Насколько мне известно, сейчас готовится к подаче законопроект о реинтеграции Донбасса, подготовленный и согласованный СНБО. Приоритетным является пакет законопроектов относительно реформирования парламента и законопроект об отмене депутатской неприкосновенности.

Кроме этого, есть ряд важных евроинтеграционных законопроектов, в том числе и законопроект о бухгалтерском учете, принятие которого упростит жизнь бухгалтерам, и законопроект об электронных доверительных услугах, который позволит гражданам получать от органов власти административные услуги через электронные средства коммуникаций.

Также хочу напомнить, что с 15 сентября мы должны запустить бюджетный процесс.

Этой осенью должны решить и важные кадровые вопросы: назначение новых глав Нацбанка и Фонда госимущества, избрание омбудсмена, изменение состава ЦИК и Счетной палаты. Также Рада должна назначить двух своих представителей для выбора членов НКРЭКУ (Национальной комиссии госрегулирования энергетики и коммунальных услуг).

И, наконец, Рада должна определиться с кандидатом на должность аудитора НАБУ.

Максим Бурбак, глава фракции «Народный фронт»:

Главная задача парламента – укреплять обороноспособность Украины, принимая необходимые законы. Речь идет, с одной стороны, об уточнении важных правовых аспектов обороны, борьбе с терроризмом и враждебной пропагандой. С другой стороны, о ритмичном увеличении финансирования армии и оборонной промышленности. Правительство Яценюка повысило зарплаты военным в три раза – но этот результат надо повторять регулярно. Пока военная карьера не станет престижной для большинства украинцев, прежде всего, для образованных людей, как это есть в США.

Этой сессией необходимо завершить судебную реформу. Вновь созданные органы по борьбе с коррупцией все чаще жалуются уже не на Верховную Раду, которая якобы оказывает какое-то сопротивление – а именно на суды. Дела поступают в суды, а суды их не пропускают. Возможно, здесь также есть вопросы к квалификации следователей, если подготовленные ими дела разваливаются в судах.

Фракция «Народного фронта» также поддерживает необходимость реформирования деятельности самой Верховной Рады. Слишком много советских пережитков в деятельности парламента.

Бюджетный процесс – это тоже один из приоритетов осенней сессии парламента. Приоритеты «НФ» – это финансирование национальной безопасности и обороны на уровне не менее 5% ВВП, увеличение расходов на образование, здравоохранение, ремонт дорог.

Кроме того, необходимо в достаточном объеме финансировать жизненно важные антикризисные механизмы, созданные Яценюком: программу жилищных субсидий и программу «теплых кредитов» направленные на энергетическую модернизацию жилья. В этом году были перебои с финансированием этих расходов. Сбалансированный бюджет развития страны парламент должен принять до конца декабря.

Можем прогнозировать, что уже следующей весной в Украине начнется президентская кампания. Так традиционно сложилось. Поэтому ближайшая осенняя сессия парламента – это фактически последний шанс продолжить крайне необходимые для страны реформы.

Юрий Бойко, сопредседатель фракции «Оппозиционный блок»

Приоритетные вопросы – мир на востоке страны, выполнение Минских соглашений, возвращение наших людей, выход из социально-экономического кризиса, запуск реального сектора экономики, решение социальных проблем…

Но в первую очередь, правительству необходимо, наконец-то, представить свою программу выхода из кризиса, который продолжает углубляться во всех сферах.

А задача парламента – рассмотреть и принять пакет законов, которые обеспечат выполнение этой программы. В противном случае кризис в стране будет только усугубляться.

Олег Березюк, лидер фракции «Самопомощь»:

Бесспорно, основной задачей была и остается оборона страны.

Но на повестке дня постоянно стоят еще два вопроса: развитие государства и разрушение олигархического режима управления. Без этих двух кардинально противоположных процессов государству не выжить.

Сегодня позвоночником олигархата является коррупция. Принятие закона об Антикоррупционном суде должно стать ультимативным условием работы парламента. Без этого закона деятельность НАБУ, какой бы она не была, теряет смысл и обесценивается.

Серьезной угрозой для олигархической клики является и сильное местное самоуправление. Именно поэтому оно постоянно под ударом, ведь гораздо проще управлять зависимыми людьми – раздавать привилегии «угодным» и наказывать, слишком самостоятельных.

Отношение центральной власти к местному самоуправлению, думаю, проявится в бюджете на 2018 год, когда мы можем увидеть попытку еще больше закабалить города и села.

Олег Ляшко, лидер фракции Радикальной партии:

Основная задача такая же, как и раньше – обеспечить украинцев работой и зарплатой, на которую можно нормально жить, а не выживать.

Для этого наша команда инициирует принятие законов на восстановление отечественной экономики, поддержку промышленности и науки, медицины и образования, культуры и современных технологий, фермеров и шахтеров, молодежи и предпринимателей, а также социально незащищенных слоев населения. Поддержку законов, которые помогут поднять экономику, обеспечить людям достойную жизнь и социальную справедливость.

Это то, ради чего нас избирали в парламент. Разработкой и внедрением в жизнь этих законов и занимается Радикальная партия. Кстати, я и мой заместитель по экономике Виктор Галасюк являемся рекордсменами по внесенным и принятым законопроектам. Будем держать эту высокую планку и в дальнейшем.

Сергей Власенко, фракция «Батькивщины»:

Мы уже третий год живем в государстве, где все перекручено с ног на голову. Тренды, которые задает новая власть, находятся внутри их видения мира. Но у нас с ними мировоззренческий конфликт. Когда они вводили налог на пенсии, то мы считали, что это идейно неправильно. Точно так же, как и когда они с Радой и Кабмином поднимали тарифы.

И этой осенью власть будет продолжать делать такие идейно неприемлемые для нас вещи.

Думаю, они продолжат процесс «приватизации» Порошенко Верховного суда. Они попытаются пропихнуть издевательство над пенсионной сферой, над медициной, которые они называют реформами.

Ярослав Москаленко, глава группы «Воля народа»:

Нынешняя осень будет весьма напряженной в работе парламента. Во-первых, мы должны принять во втором чтении и в целом образовательную, пенсионную и медицинскую реформы. Это очень кропотливый процесс, ведь основная задача – на финише не выхолостить саму суть реформ, а наоборот – максимально доработать принятые за основу законопроекты.

Во-вторых, осень – традиционный сезон для принятия государственного бюджета следующего года. В прошлом году Кабмин впервые в истории вовремя подал проект сметы в парламент. Хотелось бы верить, что это станет традицией.

В-третьих, мы должны активнее работать над реализацией дорожной карты по реформе парламента, наработанной миссией Кокса. Впечатление, что эта тема стала разменной монетой в кулуарных переговорах между различными политическими силами. Так не должно быть, ведь на кону – эффективность работы высшего законодательного органа государства.

И конечно – кадровые вопросы, в частности обновление состава правительства, назначение Главы НБУ, омбудсмена.

Виталий Хомутынник, лидер группы «Возрождение»:

Среди первоочередных задач, по моему мнению, это – законодательное урегулирование вопроса о реинтеграции Донбасса, доработки или отклонения начатых реформ, работа над проектом Государственного бюджета на 2018 год, в котором должны быть обеспечены все социальные гарантии для граждан.

За последние три года правительство пыталось экономить и значительно урезало финансирование социальной сферы, а инфляция и девальвация гривны привели к тому, что социальные выплаты сегодня являются просто мизерными.

Также парламент должен рассмотреть кадровые вопросы в отношении министров, которые написали заявления на увольнение, главы Нацбанка, ЦИК, председателя и членов Счетной палаты, Уполномоченного Верховной Рады по правам человека.

КАКОВА СУДЬБА ИНИЦИИРОВАННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕФОРМ: ПЕНСИОННОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ, ЗЕМЕЛЬНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ?

Игорь Кононенко, заместитель главы фракции БПП:

По моему мнению, среди коллег по коалиции есть осознание важности этих реформ для дальнейшего социального и гуманитарного развития Украины. Поэтому я имею основания надеяться на то, что в первую очередь образовательная, медицинская и пенсионная реформы будут вынесены в сессионный зал и проголосованы.

Относительно земельной реформы, вокруг которой ведется больше всего споров среди депутатов разных фракций и групп, пока сложно спрогнозировать. Результаты голосования будут зависеть, в том числе и от того, насколько сильными будут аргументы правительства, и министрам удастся убедить депутатов.

Также хочу напомнить, что уже давно пора завершения судебной реформы.

Максим Бурбак, глава фракции «Народный фронт»:

«На этой сессии будет рассматриваться реформа образования, которую инициировала и воплощает представительница «Народного фронта», министр образования и науки Лилия Гриневич. Стандарты отечественного высшего образования должны соответствовать европейским стандартам.

Пенсионная реформа. Важным ее элементом должна стать отмена так называемой уравниловки. Во время встреч с гражданами в своем округе часто слышу жалобы от людей на уравниловку в пенсиях. Это когда те, кто проработал по сорок лет, и те, кто не работал ни одного дня, получают почти одинаковые пенсионные выплаты. Реформа должна положить конец такому положению вещей. Будем тщательно обсуждать законопроект перед голосованием во втором чтении, анализировать все правительственные расчеты и поправки депутатов.

Относительно земельной реформы. Правительство отложило ее, но она не снята с повестки дня. Позиция НФ заключается в том, что содержание реформы необходимо обстоятельно объяснить гражданам.

Некоторые политические партии на демагогии критики земельной реформы строят, чуть ли не всю свою деятельность. Как депутат — мажоритарщик, который постоянно общается на эту тему с избирателями, могу утверждать: люди готовы к изменениям. Но необходимо объяснить им смысл предлагаемых изменений, рассказать о предохранителях.

Медицинская реформа. Надеюсь, что Минздрав хорошо поработал над поправками, учел предложения народных депутатов – и мы, наконец, сможем найти консенсус и принять законы единым пакетом, чтобы запустить медицинскую реформу.

Юрий Бойко, сопредседатель фракции «Оппозиционный блок»

Если спросить у учителей, видел ли кто из них образовательную реформу, то практически никто ее не видел, кроме руководителей министерства, которые ее придумали. Реформа должна пройти широкое обсуждение в обществе, ведь она коснется 4 миллионов учеников. Мы не поддерживаем ее в таком виде, в котором она подается. Она ухудшает условия учащихся.

Если примут эту реформу, ребенок будет оканчивать школу в 19 лет. А отказ от углубленного изучения основных базовых предметов приведет к снижению уровня знаний и сокращению числа учителей. Поэтому за такие «изменения» голосовать нельзя.

Медицинская реформа – это еще более проблемная реформа. Она противоречит двум нормам прямого действия статьи 49 Конституции (это гарантированная государством бесплатная медицина) и запрет на закрытие медучреждений. Непонятно, как депутаты, которые готовы за нее голосовать, будут разъяснять ее своим избирателям. Вся медицинская реформа свелась к двум вещам – введение платной медицины и создание организации в рамках министерства, которая в ручном режиме будет распределять 90 миллиардов бюджета медицины.

Так называемая «пенсионная реформа» – это уменьшение количества пенсионеров и завуалированное увеличение пенсионного возраста. Это очередной обман людей, потому что есть попытки уменьшить количество пенсионеров за счет страхового стажа.

Правительство должно начинать пенсионную реформу с проблемы дефицита Пенсионного фонда и поиска путей его наполнения. Этот дефицит нужно уменьшать не за счет уменьшения выплат пенсионерам. Нужно восстановить рабочие места, вернуть в Украину большинство из 5 миллионов трудовых мигрантов, увеличить зарплату в промышленности и за счет этого уменьшить дефицит ПФ.

Поэтому позиция нашей фракции неизменна – эта так называемая «пенсионная реформа» вредна для страны, и она возмутит много людей.

Также люди категорически против открытия рынка земли, и поэтому мы будем настаивать на продлении моратория на ее продажу. Иначе это приведет к большой катастрофе.

Поэтому, конечно, мы не будем поддерживать в таком виде ни медицинскую, ни пенсионную, ни реформу образования.

Олег Березюк, лидер фракции «Самопомощь»:

Пенсионной реформы правительство пока не подготовило. Украинцы говорят о ней с горькой иронией: «Хочешь помочь государству – умри до пенсии»… Но Кабмин нужно заставить осовременить пенсии и отменить 15% налогообложения (которое, напомню, вводилось предыдущим правительством как временная необходимость на год!).

Не надо обманывать людей, надо совместно с ними разработать пенсионную реформу, в которой бы ПФ наполнялся не из людских карманов, а с таможни и прозрачной экономики.

Безусловно, важным является принятие закона об образовании. В нем хорошо прописана концепция новой школы. Но она имеет большой шанс остаться на бумаге, если не будет четкого понимания ежедневных образовательных проблем. Я знаю, что дети из-за удаленности школы в селе до сих пор идут пешком до нее часами, потому нет новых или отремонтированных школьных автобусов, нет дорог, однако традиция показательно, как в советские времена, открывать школы – так и осталась.

Есть ли смысл говорить о важности медицинской реформы? Нет. Но если олигархат разрушит попытки реформирования медицины – она окончательно исчезнет. Медицинская услуга держится на деньгах пациентов, иногда местной власти, совсем иногда предпринимателей и энтузиазме врачей и медсестер. Кстати, последние все больше и чаще едут на заработки.

Олег Ляшко, лидер фракции Радикальная партия:

Надеюсь, что все эти «реформы» канут в лету.

Ведь «пенсионная реформа» вместо увеличения пенсий приведет к увеличению пенсионного стажа и возраста. «Медицинская реформа» вместо повышения качества и доступности гражданам медицинских услуг приведет к переводу их на платную основу, к закрытию больниц и масштабному сокращению врачей. «Земельная реформа» власти – это обезземеливание крестьян в интересах агрохолдингов — монополистов и транснациональных корпораций.

Взамен мы предлагаем дать крестьянам возможность стать успешными фермерами – настоящими хозяевами на украинской земле. Именно поэтому мы категорически против продажи земли – и зарегистрировали изменения в Конституцию, которыми предлагается сделать основой аграрного строя государства фермерские хозяйства.

Сергей Власенко, фракция «Батькивщины»:

«Все эти «реформы» неприемлемы по определению. Давайте мы разрушим дом и скажем, что это «реформа дома». Это абсурд. У нас уже дошло до того, что правительство Яценюка – это реформаторы.

Продажа сельскохозяйственной земли в нынешних условиях – это сделка, а не реформа. Они попытаются это протянуть, потому что в этих «реформах» заинтересован лично президент Порошенко.

Поэтому будут попытки пропихнуть реформу на уничтожение медицинской сферы, и изменения в законодательстве об образовании, которые вообще неприемлемы. Потому что, скажем, получение среднего специального образования на языках меньшинств не может быть допустимым. Им следует дать возможность развиваться – но обучение должно быть только на украинском языке.

Ярослав Москаленко, глава группы «Воля народа»:

Моя личная позиция – парламент должен принять озвученные реформы на этой сессии, кроме разве что, земельной. Пока что группа «Воля народа» не видит путей ее принятия в нынешнем видении без нанесения вреда Украине – поэтому мы выступаем за сохранение моратория на продажу сельскохозяйственной земли.

Если смотреть реалистично на шансы принятия реформ осенью – то пока что все будет зависеть от того, до чего парламент придет в вопросе состава правительства, а также от консенсуса отдельных групп влияния по конкретным реформам.

Не всегда позиция руководства фракции, которую мы слышим на совещаниях, имеет поддержку абсолютного большинства. Это факт. На сегодня наибольшие шансы на прохождение имеет образовательная реформа. За ней уже идут пенсионная реформа и медицинская.

Виталий Хомутынник, лидер группы «Возрождение»:

Проведение реформ возможно только при условии, что правительство начнет полноценно работать с парламентом и учитывать идеи и предложения депутатов.

Взять медицинскую реформу, которую депутатская группа «Партия «Возрождение» не будет поддерживать во втором чтении. Сегодня немало депутатов из других фракций, которые голосовали за медицинскую реформу в первом чтении, и не будут ее поддерживать – потому что понимают, что правительство фактически вводит платную медицину в стране.

Свои предложения в пенсионную реформу мы уже подготовили, и будем настаивать на их соблюдении во время ее рассмотрения во втором чтении. По моему мнению, пенсионная реформа, при условии ее доработки, имеет шансы быть принятой.

В отличие от земельной и образовательной реформ. Голосов для проведения земельной реформы, как видим, в парламенте нет.

Проблема образовательной реформы – неготовность правительства финансировать ее проведение.

КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ЗАКОНА О РЕИНТЕГРАЦИИ ДОНБАССА?

Игорь Кононенко, заместитель главы фракции БПП:

Авторы проекта закона о реинтеграции Донбасса говорят, что он полностью готов к рассмотрению в парламенте. Впрочем, многие депутаты еще не видели полный текст – и поэтому не определились, готовы ли они его поддержать.

Думаю, уже после первого чтения мы увидим, кто из нардепов поддерживает территориальную целостность страны, официальное признание неподконтрольных территорий.

Вопрос временно неподконтрольных территорий Донбасса крайне сложный и важный, ведь речь идет о миллионах украинских граждан.

Реинтеграция – это не военное возвращение Донбасса в состав Украины, а мирный процесс ради безопасности украинцев.

Максим Бурбак, глава фракции «Народный фронт»:

Закон о восстановлении территориальной целостности Украинского государства необходимо принять на этой сессии. Это будет определением последовательных шагов и условий жизни неподконтрольных территорий, установлением там полного контроля Украиной.

Сегодня основная проблема отношений с неподконтрольными территориями – правовая неопределенность статуса этих территорий. Уточненный законопроект должен быть представлен на рассмотрение Рады в ближайшее время. Его должен внести президент, и только он знает, когда это произойдет.

Юрий Бойко, сопредседатель фракции «Оппозиционный блок»

Никакими отдельными законами вопрос реинтеграции Донбасса не решить. Необходимо двигаться в рамках Нормандского и Минского форматов, согласовать «дорожную карту», обеспечить безопасность, принять пакет политических решений.

Эти законы должны создать основы решения политических, экономических, социально-культурных, гуманитарных проблем, возникших в ходе конфликта.

Мы требуем немедленного прекращения блокады Донбасса и поэтапного восстановления, нарушенных хозяйственных и гуманитарных связей с регионом страны, который находится в сложном положении. Государство должно реализовать свои обязанности по социальной защите и обеспечению гуманитарных прав граждан Украины – а не втягивать народ провокациями в новый виток кризиса.

Опоблок настаивает, во-первых, на обязательной предварительной презентации и публичном экспертном рассмотрении текста законопроекта. Прекращение конфликта – это не тема для политических интриг и пиара отдельных политиков.

Во-вторых – к рассмотрению закона провести парламентские слушания относительно выполнения Украиной своей части Минских соглашений. Мы считаем, что в результате слушаний должна быть создана межфракционная депутатская группа, которая будет работать над пакетом документов по политическому урегулированию.

В-третьих – создать межфракционную депутатскую группу для участия в переговорах и консультациях в рамках Минского формата.

В-четвертых, перед тем, как определиться относительно любого закона, мы будем учитывать публичную позицию наших европейских партнеров по данной инициативе. Только в этом случае наши шаги будут вести к миру, а не уводить от него.

Олег Березюк, лидер фракции «Самопомощи»:

Необходимо ввести гражданский парламентский контроль над оборонными расходами: государственные расходы на оборону постоянно растут, а воин на передовой и дальше остается с оружием 70-80 годов прошлого века и без санитарного транспорта.

Олег Ляшко, лидер фракции Радикальной партии:

Единственно верный путь к победе – это не торговля национальным суверенитетом, Конституцией и будущим Украины, а выполнение гарантий нашей безопасности от подписантов Будапештского меморандума, заключение прямого военного соглашения с США и признание Украины основным военным союзником Штатов вне НАТО.

Сергей Власенко, фракция «Батькивщины»:

К сожалению, все, что делает Порошенко с Турчиновым, они делают следующим способом: сами что-то пишут, в последнюю ночь что-то правят, хоть никто не видит, ни что они пишут, ни что они правят. После этого продукт этого писания вбрасывается в сессионный зал – и они делают попытку ломать всех через колено.

Пока мы этот закон не видели. Но если они предлагают базироваться на «минском договорняке», то это – тупик.

За три года не удалось достичь даже первого пункта соглашений – полной остановки огня. То о чем можно говорить? Это неработающий механизм.

Ярослав Москаленко, глава группы «Воля народа»:

Перспективы этого законопроекта будут зависеть от того, в каком именно виде мы увидим его после внесения в Верховную Раду. Представитель президента уже пообещал быструю регистрацию.

Парламент, рассматривая этот законопроект, должен учитывать внешний фактор. Сейчас является очевидным, что формат «Минске-2» недееспособный. Путем консультаций на международном уровне продолжается поиск если не полностью нового формата, то точно той формулы, которая позволит выполнять ранее взятые на себя обязательства, направленные на решение конфликта.

Виталий Хомутынник, лидер группы «Возрождение»:

Законопроект о реинтеграции Донбасса принимать необходимо, это добавило бы аргументов власти в проведении дипломатической работы на неподконтрольных территориях, и, что важно, позволило бы украинским гражданам понимать, что у власти есть план решения этого вопроса.

Но пока что мы слышим только о намерениях властей внести такой законопроект. Официального текста еще нет.

ВОЗМОЖНЫ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ИЛИ ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ВЫБОРЫ ЭТОЙ ОСЕНЬЮ?

Игорь Кононенко, заместитель главы фракции БПП:

Я буду поддерживать любые изменения в правительстве, если они будут к лучшему для Украины. О возможной ротации в правительстве, здесь я опираюсь не на слухи в СМИ, а на слова Владимира Гройсмана. Он заявил, что правительство должно работать в штатном режиме и в действующем составе. Поэтому у меня нет оснований не доверять действующему премьер-министру.

В информационном пространстве заметна активность некоторых политических игроков, которые хотят перевыборов, но говорить об этом преждевременно. По закону, только президент имеет полномочия объявлять досрочные выборы, и Петр Порошенко однозначно заявил, что не поддерживает идею досрочных парламентских выборов.

Любые другие заявления – не более чем спекуляции некоторых игроков, которые готовы дестабилизировать ситуацию в Украине только ради реализации своих политических амбиций.

Максим Бурбак, глава фракции «Народный фронт»:

НФ не поддерживает инициатив об отставке правительства Владимира Гройсмана. Мы не видим для этого оснований, и не будем голосовать за подобные проекты постановлений. Голосов за отставку не было, нет, и не будет.

Сейчас внутренняя борьба в украинской власти является недопустимой. Для успеха мы должны работать вместе.

Относительно следующих выборов парламента: они однозначно должны быть очередными. И «Народный Фронт» будет принимать участие в этих выборах.

Юрий Бойко, сопредседатель фракции «Оппозиционный блок»

Кресла шатаются под всем составом правительства. Дошло до того, что они просто боятся выйти к трибуне ВР, и отчитаться про свою работу. Я не понимаю, кто, кроме двух правящих фракций, сегодня может поддерживать нынешнюю экономическую политику правительства.

Это правительство не просто боится отчитываться про свою работу – у них нет никакой конкретной программы по выводу страны из кризиса. Нет четкой программы действий правительства. А проведение этих так называемых «реформ» – это имитация работы и отвода внимания общества от тотального обнищания граждан. Это правительство является недееспособным и неспособным быстро и эффективно вывести страну из кризиса.

Сегодня правящая коалиция и власть как никогда боятся внеочередных выборов Верховной Рады. При нынешнем уровне доверия к их политическим силам не все попадут в парламент. И поэтому они держатся за свои должности, за нынешний созыв парламента, хотя оно имеет доверие общества 4%.

Парламент с настолько низким уровнем доверия людей, который отделился от реальных потребностей граждан, должен быть переизбран. Ничего в этом страшного нет, и разговоры о перевыборах – это не «расшатывание ситуации в стране», как придумывают представители власти. Все понимают, что нынешний созыв парламента не дает обществу ответы на ключевые вопросы, которые его беспокоят. Будущего у этой Верховной Рады нет.

Большинство граждан Украины, в опросах высказались за поддержку досрочных выборов. И если бы провести их в октябре, то можно получить ответственную власть уже в декабре. К сожалению, сегодня мы видим, что эта власть будет держаться за свои кресла до последнего.

Но если власть проигнорирует наши требования по урегулированию конфликта на Востоке и примет провокационное решение по Донбассу – то она сделает все, чтобы уже этой осенью состоялись досрочные парламентские выборы.

Олег Березюк, лидер фракции «Самопомощи»:

Если досрочные выборы пройдут по ныне действующим законам, это будет победа олигархов, которые получат на очередной срок страну на разграбление. Поэтому, опять же, ультимативным решением должно стать принятие закона о выборах в Верховную Раду на пропорциональной основе по открытым спискам.

Если этого не произойдет, а действующая клика пойдет на развал парламента и досрочные выборы – смысла жить в этом государстве будет мало. Это также гибридная форма реколонизации.

Олег Ляшко, лидер фракции Радикальной партии:

Наша задача – заставить всю власть – и правительство, и президента – работать в интересах Украины и каждого украинца. Если они этого делать не будут, смена власти – очевидность, которой они не избегут. Мы будем первыми, кто будет выносить эту власть на вилах.

Но досрочные выборы без изменения избирательной системы, ЦИК – это зря выброшенные на ветер народные миллиарды гривен, потому что мы получим в итоге, то, же самое. Поэтому больше всего за досрочные выборы без изменения избирательной системы ратуют те политические силы, которые, воспользовавшись моментом, хотят просто дорваться до власти, а не провести реальные изменения в Украине.

Несмотря на то, что согласно опросам, рейтинг партии растет и сейчас мы бы провели в парламент гораздо больше депутатов, чем имеем сегодня – мы четко осознаем, что политическая дестабилизация повлечет за собой дестабилизацию на фронте. Именно по этим причинам досрочные выборы мы инициировать не будем.

Если же они все-таки состоятся, мы, безусловно, примем в них участие – и победим.

Сергей Власенко, фракция «Батькивщины»:

И парламент, и премьер, и вся страна поделена между двумя людьми – Петром Порошенко и Арсением Яценюком. Они, как сиамские близнецы: с одной стороны, ненавидят друг друга, а с другой стороны, если кто-то из них отойдет, то придется идти на перевыборы.

Если так произойдет, то это катастрофа для «Народного фронта», у которого 0% поддержки. В БПП поддержка тоже постоянно падает. Поэтому они будут держаться друг за друга, искать компромиссы и все такое.

Но это, опять же, разговор не о стране, а только об их личном обогащении.

Ярослав Москаленко, глава группы «Воля народа»:

Сегодня более вероятной является «перезагрузка» правительства заменой отдельных министров, работа которых не удовлетворяет. Плюс на сегодня уже есть министры, которые по полгода ждут удовлетворения своих заявлений об отставке, а Минздрав вообще полтора года без министра. Глава правительства, скорее всего, сохранит свою должность в краткосрочной перспективе.

Фактически, мы идем на повторение сценария с двумя правительствами Яценюка.

Виталий Хомутынник, лидер группы «Возрождение»:

Переформатирование правительства вполне возможно, как минимум, от 5 до 8 министерств могут получить новых руководителей. Не исключаю и назначения нового премьер-министра, если действующий глава Кабинета министров не сможет выполнить заявленные планы по принятию реформ, что является важным критерием работы не только внутри страны, но и для международных партнеров.

А вот досрочных выборов парламента осенью не будет. Скорее всего, стоит ждать очередных выборов в 2019 году. В основном этот вопрос зависит от позиции президента, который имеет право роспуска парламента, и на сегодня имеет наибольшую фракцию в Верховной Раде.

СМОЖЕТ ЛИ РАДА ЭФФЕКТИВНО РАБОТАТЬ? КАКОВА СУДЬБА КОАЛИЦИИ? ВОЗМОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОППОЗИЦИИ?

Игорь Кононенко, заместитель главы фракции БПП:

Я убежден, что коалиция и дальше будет работать над принятием важных законов, ведь это вопрос персональной ответственности каждого из ее членов.

Пока я не вижу объективных причин сомневаться в эффективности работы Верховной Рады во время новой сессии. Поэтому, как и вы, надеюсь, что она будет результативнее предыдущей.

Относительно объединения оппозиционных фракций, лучше всего спросить у самих лидеров этих политических сил – кто из них и ради чего готов объединиться. Если только ради проведения досрочных парламентских выборов, то вполне возможно. Я не вижу других причин для их объединения в ближайшей перспективе.

Максим Бурбак, глава фракции «Народный фронт»:

Коалиция существует юридически и фактически. Сегодня разговоры о переформатировании коалиции – фантазии и выдумки. Коалиция считается несуществующей, если о прекращении ее существования заявил Председатель ВР – а он такого заявления не делал.

Разговоры о не существовании коалиции ведутся не для улучшения работы, а для дискредитации украинского государства.

Верховная Рада показала, что работает. Законы принимаются, воплощаются важные реформы. Уверен, в этой сессии парламент будет эффективно работать.

Не знаю, о каком объединении оппозиционных фракций идет речь. Надеюсь, формального объединения «Батькивщины» и «Оппозиционного блока» все же не будет.

Юрий Бойко, сопредседатель фракции «Оппозиционный блок»

Парламент этого созыва за два года доказал, что является нетрудоспособным. Политический кризис усугубляется, ВР живет отдельной от реальных потребностей людей жизнью и не отвечает вызовам современности.

Позиция руководства Верховной Рады также не конструктивная. Они отстаивают узкие интересы коалиции и не отвечают на вопросы, которые беспокоят все общество.

Например, людей волнует вопрос тарифов. В этой ситуации парламент должен принять законы, которые позволили бы людям выжить с этими грабительскими тарифами. Но Верховная Рада этим не занимается, они голосуют по какой-то декларации или пытаются протащить очередную псевдореформу правительства после кулуарных договоренностей.

Кроме того, надо наконец-то провести реформу парламента. В прошлом году миссия Европарламента во главе с Пэтом Коксом пришла к выводу, что реформа украинского парламента практически заблокирована.

С того времени ничего по сути не изменилось.

Олег Ляшко, лидер фракции Радикальной партии:

Я могу отвечать за свою фракцию. Только у нас – порядок и железная дисциплина. В других – бардак! Мы настроены на серьезную, конструктивную и результативную работу. Наша дисциплинированность четко видна по посещению заседаний, особенно пятничных, когда в рядах других фракций пусто.

Мы призываем все патриотические настроенные силы, объединиться вокруг предложенного нами Антикризисного плана, и готовы голосовать за все законы, которые реально улучшат жизнь украинцев.

Чрезвычайно важным для нашей команды является максимальное укрепление обороноспособности и безопасности государства. А что на уме у других – это к ним вопрос.

Сергей Власенко, фракция «Батькивщины»:

Скажем честно – никакой коалиции не существует. Они рассказывают мантру, что коалиция нужна только для избрания премьера. Но я хочу спросить, для чего тогда в Конституции есть норма, что Рада должна быть распущена, если коалиции нет 30 дней?

Понятно, что БПП и НФ сейчас покупают себе голоса – или в «Воли народа», «Возрождении», или «Оппозиционном блоке». Значит, сейчас не существует какой-либо идеологической коалиции – а есть лишь группа людей, которая за различные коррупционные интересы готова голосовать за определенные законы.

И хуже всего, что парламент перестал быть парламентом, потому что решения принимаются не там, а на встречах Яценюка и Порошенко. Удастся ли им дальше контролировать Раду – на самом деле вопрос.

А относительно объединения оппозиции, надо понимать, что есть разные формы. Кроме объединения партий, есть же еще и, скажем, совместная координация действий и тому подобное.

Ярослав Москаленко, глава группы «Воля народа»:

Эффективность работы Верховной Рады зависит, по сути, от одного-единственного фактора – существования фактической коалиции. Не на бумаге. Что мы имеем на сегодня? Договоренность двух фракций, которые «на двоих» определяют курс всего государства. Но самостоятельно реализовать этот курс они не могут – потому что реальных голосов не имеют. И украинский народ становится заложником этого всего.

Конечно, депутатская группа «Воля народа», как единая группа, состоящая исключительно из мажоритарщиков, не может не реагировать на это. И за те вопросы развития страны, особенно, которые касаются реформ в социальной сфере – мы за них голосуем. Но тот формат работы, который был до этого момента, исчерпал себя.

Из-за такой неопределенной работы Рады срываются правительственные реформы, срываются инициативы президента. Хотя именно институту президента люди оказали наибольший уровень доверия в 2014 году.

Какой имеем результат на сегодня? Никто не несет ответственности за принятые решения, страной правит коллективная безответственность. Но что сегодня для Украины важнее – дееспособный парламент или полный хаос? Мы уверены, что дееспособная Рада.

Поймите правильно. Здесь проблема не в персоналиях. Я активно общаюсь и с руководством БПП, и премьером Гройсманом, министрами и с лидерами «Народного Фронта», с Арсением Яценюком. Наши взгляды очень часто совпадают – поэтому на уровне идеологии мы не имеем никакого конфликта.

Наша позиция однозначна – необходима полная перезагрузка коалиции. Но мы не будем играть роль парламентских официантов, которые по щелчку пальцев приносят тарелку голосов, когда коалиция в своей стратегии нуждается в наших голосах. Мы рассматриваем только реальное участие в процессе. Мы готовы брать на себя ответственность за ход реформ. И реальных реформ, а не на бумаге, какими бы болезненными они не были. Это и медицинская, и образовательная, и пенсионная реформы, это и децентрализация.

«Воля народа» – это мажоритарщики, мы знаем, чем живет страна от маленьких сел до больших городов. Мы люди, которые создали себя сами. Мы имеем серьезный кадровый потенциал высококвалифицированных специалистов и готовы предложить коалиции людей на определяющие государственные должности, нести за этих людей публичную ответственность перед украинским народом.

Виталий Хомутынник, лидер группы «Возрождение»:

Действующая коалиция сегодня существует только на бумаге, де-факто коалиции нет.

Могут быть ситуативные голосования.

Относительно объединения оппозиционных фракций – это еще менее возможно, чем создание нормальной коалиции. Ведь каждая оппозиционная фракция считает, что она особенная.

Автор: Роман Романюк

Источник: Украинская правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий