Перспективы развития экономической ситуации в Украине в 2016-2017 гг.

В 2016-2017 годах Национальный банк Украины ожидает ускорения экономического роста в странах – торговых партнерах Украины, однако несколько более низкими темпами по сравнению с предыдущим прогнозом центрального банка. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.

Ключевым фактором, повлиявшим на пересмотр внешних предположений в сторону ухудшения, были результаты референдума в Великобритании. Это привело к появлению неопределенности в мировой экономике в кратко- и среднесрочном периоде, прежде всего для экономики Великобритании и, в меньшей степени, для экономики ЕС.

Дополнительными внешними факторами влияния на мировую экономику будут более слабые, чем ожидалось, отклики глобальной торговли на позитивную динамику цен на сырьевых рынках и увеличение неприятия инвесторами рисков и, соответственно, уменьшение мобильности потоков капитала.

Так, рост экономики Великобритании замедлится вследствие уменьшения инвестиционной привлекательности из-за неопределенности и соответственно повышения риск-премии (снижение рейтингов уже произошло), а также из-за наличия существенного дефицита текущего счета платежного баланса.

В то же время, мягкая монетарная политика Банка Англии продолжит стимулировать экономику страны. Влияние Brexit на экономику Еврозоны будет несколько меньше по сравнению с Великобританией из-за отсутствия необходимых изменений в торговых отношениях с остальным миром в отличие от Великобритании.

Однако дополнительными факторами негативного влияния на Еврозону продолжат оставаться низкая инфляция, финансовые дисбалансы и массовые недовольства действиями правительства в некоторых странах (из-за трудовых реформ во Франции, пенсионной и налоговой реформ в Греции и др.).

Монетарная политика ЕЦБ также продолжит стимулировать экономику Еврозоны.

За исключением Еврозоны и Великобритании, экономическая активность основных торговых партнеров Украины (выраженная индексом UAwGDP) будет оставаться слабой в 2016 году и, несмотря на влияние Brexit, медленно будет улучшаться в 2017-2018 годах.

В частности, восходящий тренд цен на нефть и стабилизация обменного курса российского рубля к доллару США будут способствовать замедлению снижения ВВП России с последующим восстановлением экономической активности. Однако положительный эффект от такой динамики для Украины будет минимизирован имеющимися торговыми ограничениями со стороны России.

В

месте с тем активизация экономики России будет иметь положительный эффект на отдельные страны СНГ, в частности, Казахстан и Беларусь. Это косвенно отразится и на улучшении внешней конъюнктуры для украинских производителей.

Рост экономик стран Центральной и Восточной Европы в 2016 году несколько замедлится вследствие неблагоприятных внешних условий, а также резкого замедления финансирования из фондов развития ЕС. Последнее на фоне ожидаемой активизации процесса выхода Великобритании из ЕС окажет негативное влияние и в 2017 году.

В Китае будет продолжаться процесс трансформации экономики, который уже существенно сказался на его деловой активности: в этом году страна уступит по темпам экономического развития Индии.

Однако стимулирующие монетарные и фискальные меры, объявленные правительством, должны поддержать экономику в краткосрочной перспективе. Учитывая высокие темпы роста кредитования и задолженности корпоративного сектора, возрастает уязвимость экономики Китая к негативным шокам.

Индия и Турция будут продолжать расти устойчивыми темпами благодаря увеличению внутреннего потребления. В то же время, для Турции риски замедления экономического роста усилились, учитывая попытку военного переворота и снижение суверенных кредитных рейтингов.

Экономика США продолжит умеренно расти, хотя и меньшими темпами по сравнению с предыдущими годами. Основными причинами выступят: низкие темпы роста производительности труда, усиление неравенства в доходах различных слоев населения и слабый экспорт (вследствие сдержанного внешнего спроса, низких цен на нефть и сильного доллара).

В то же время, улучшение ситуации на американском рынке труда и восстановление инвестиционной активности приведут к незначительному оживлению экономики США в 2017-2018 годах.

На мировых сырьевых рынках из-за стремительного роста цен в апреле-мае, несмотря на определенную коррекцию в июне, ожидаемый уровень цен остается выше по сравнению с предыдущим прогнозом.

К концу 2016-2017 годов ожидается тенденция к сбалансированию спроса и предложения на мировом рынке нефти. Так, спрос на нефть в 2016 году вырастет на 1.1 млн. бар./сутки до 93 млн. бар./сутки по сравнению с предыдущим годом и окажет поддержку ценам.

Значительная часть прироста при этом будет приходиться на Индию. Производство нефти в 2016 году вне ОПЕК (в частности, в Канаде, Бразилии и Колумбии) снизится на 1.3% г/г до 56.4 млн. бар./сутки.

Вместе с тем, рост цен на нефть побудит к дальнейшему восстановлению сланцевой отрасли в США, а также добычи нефти в Великобритании, России и Азербайджане.

Одним из главных факторов влияния на цены на нефть может стать длительный выход Великобритании из ЕС, что окажет давление на спрос.

По оценкам НБУ, цены на нефть во второй половине 2016 году будут колебаться в диапазоне 45-50 долл./бар., в 2017-2018 годах – 47-55 долл./бар.

В среднесрочной перспективе динамика цен на сталь будет зависеть от политики ведущих производителей (Китай, Япония, Индия, США, Турция). Несмотря на политику снижения перепроизводства стали в Китае, объемы предложения на рынке будут оставаться довольно высокими. Однако увеличение спроса со стороны Индии, а также активное введение антидемпинговых пошлин отдельными странами будет удерживать цены от дальнейшего снижения.

В результате цены на сталь в 2016 году стабилизируются на более высоком уровне по сравнению с предыдущим прогнозом. Постепенное восстановление мировой экономики в 2017-2018 годах окажет дополнительную поддержку ценам на сталь.

Прогноз мирового производства зерновых в 2016-2017 маркетинговом году существенно улучшенный. По прогнозу International Grain Council (от 12.07.2016), мировой урожай может стать вторым по объемам производства за всю историю. В частности, повысились ожидания относительно урожая пшеницы – до 739 млн. т (в основном благодаря США, ЕС и России).

Объемы производства кукурузы впервые превысят 1 млрд. т. (в основном за счет благоприятных погодных условий в США и Аргентине).

Хотя ожидается, что потребление зерновых также возрастет, достигнув нового мирового рекорда, высокий урожай и значительные запасы будут сдерживать рост мировых цен на зерновые. При таких условиях внешняя ценовая конъюнктура для украинских экспортеров также постепенно улучшится.

Прогноз инфляции в Украине остается на уровне целевых ориентиров: 12% – на 2016 год, 8% – на 2017 год и 6% – на 2018 год.

Во втором полугодии текущего года большее, чем ожидалось ранее, повышение административно регулируемых цен будет компенсировано более быстрым замедлением инфляции по другим компонентам потребительской корзины: базовой инфляции и инфляции сырых продуктов.

Инфляцию сырых продуктов будут сдерживать факторы предложения – хотя мы продолжаем рассматривать их как временные, их действие продлится до конца года, а коррекция цен в сторону роста на украинском рынке продовольствия в основном произойдет в следующем году.

Более стремительное снижение базовой инфляции будет происходить под влиянием вторичных эффектов от снижения инфляции сырых продовольственных товаров, замедления импортируемой инфляции в условиях низкой волатильности обменного курса гривны и роста инфляционных ожиданий.

Расширение предложения продовольственных товаров на внутреннем рынке в условиях локальных минимумов мировых цен в первом полугодии обусловило значительно более низкую траекторию цен на сырые продовольственные товары во II квартале, чем предполагалось в предыдущем прогнозе.

Предложение продовольственных товаров продолжало находиться под влиянием переориентации товарных потоков из других стран (в частности, Турции) из-за торговых запретов РФ, а также трудностей с экспортом отдельных продовольственных товаров украинского производства в страны Ближнего Востока.

Большинство этих факторов рассматриваются, как временные, однако основной эффект от их устранения, который приведет к коррекции цен на украинском рынке продовольствия в сторону роста, не будет реализован в полной мере до конца текущего года, а частично будет влиять на динамику цен в следующем году.

Таким образом, прогноз инфляции продовольственных товаров в 2016 году снижен до 3,8% (с 6.5% в предыдущем прогнозе), однако увеличен до 6.6% (с 4.6%) в 2017 году, в том числе за счет возобновления роста цен на продовольствие на мировых рынках.

Предыдущие два года базовая инфляция в Украине (23% и 35% соответственно) отражала эффект стремительной девальвации гривны и приспособления экономики к новым условиям функционирования.

В 2016 году базовая инфляция снизилась до однозначного уровня, отражая влияние ужесточения монетарной политики и достаточно жесткой фискальной политики, сдержанного внутреннего спроса, низкой импортируемой инфляции и резкого падения реальных заработных плат.

Более стремительное, чем в предыдущем прогнозе (9.1%), снижение базовой инфляции до 5.5% определяется как влиянием вторичных эффектов от снижения инфляции сырых продовольственных товаров, так и снижением импортированной инфляции в условиях низкой волатильности обменного курса (благодаря улучшению условий торговли), усиленное улучшением инфляционных ожиданий.

В среднесрочном периоде ожидается достижение базовой инфляцией уровня 5%. Стабилизации базовой инфляции на этом уровне будут способствовать переход к нейтральной монетарной политике, возвращение внутреннего потребительского спроса на траекторию устойчивого роста и увеличения вклада от продовольственной инфляции.

Импортируемая инфляция на прогнозном горизонте будет оставаться относительно низкой, учитывая прогнозируемые достаточно низко темпы инфляции в странах – основных торговых партнерах (прежде всего, ЕС и России) и приемлемую волатильность номинального обменного курса гривны.

Тренд на усиление реального обменного курса гривны, то есть относительный рост украинских цен по сравнению с мировыми, будет довольно сдержанным из-за медленного роста производительности труда в базовом сценарии.

Рост цен на топливо на 19% в 2016 году обусловлен преимущественно частичным восстановлением мировых цен на нефть, эффект переноса на цены других товаров и услуг будет ограниченным.

В последующие годы рост цен на топливо будет базироваться на изменении мировых цен на нефть в гривневом эквиваленте. Прогноз повышения административно регулируемых цен на 2016 год пересмотрен до 32% по сравнению с предыдущим прогнозом (26%) в связи с решениями правительства относительно установления новых тарифов на природный газ для населения, которые не предусматривают предоставление скидок на отопительный сезон.

Одновременно существенное повышение стоимости природного газа для предприятий теплокоммунэнерго определило следующие решения НКРЕКП относительно изменения тарифов на отопление и горячее водоснабжение выше уровней, на которых формировались предположения предыдущего прогноза.

Также в прогноз заложены анонсированные повышения цен на холодную воду в августе и на электроэнергию в сентябре.

Завершение активной фазы конкурентной борьбы между производителями табачных изделий, которая, по оценкам НБУ, привела к снижению цен на табачные изделия в конце прошлого и начале текущего годов, на фоне повышения акцизных сборов с табачной продукции, определит общее повышение цены на эти изделия на 17% в 2016 году и на 16% – в следующем.

В целом во втором полугодии вклад административно регулируемых цен в изменение ИПЦ ожидается на уровне около 4 п.п., что компенсирует эффект от снижения прогноза на другие составляющие ИПЦ.

Достижение тарифами на основные жилищно-коммунальные услуги уровней, соответствующих полному покрытию себестоимости первичных энергоносителей, уже в текущем году определило пересмотр прогноза их повышения на следующий год. В результате рост административно-регулируемых цен в 2017 году составит 14.4% (17.3% в предыдущем прогнозе).

Реальная экономика

Прогноз экономического развития Украины остается неизменным, в том, что реальный ВВП в 2016 году вырастет на 1.1%, в 2017 году – на 3%, а в 2018 году его рост ускорится до 4%. Неизменность краткосрочного прогноза обусловлена взаимно сбалансированным влиянием улучшения внешних условий, укреплением реального эффективного курса гривны и задержкой с возобновлением сотрудничества с МВФ.

Стремительное снижение инфляции и ослабление девальвационных ожиданий на фоне роста экспортных цен и оживления внешнего спроса будут стимулировать бизнес и население к реализации отложенных инвестиционных и потребительских решений.

В то же время, на прогнозном горизонте ожидается более существенный рост инвестиций по сравнению с относительно медленным восстановлением потребления. Прогноз роста частного потребления в 2016 году увеличен до 1.6% (с 1%) за счет улучшения потребительских настроений населения во II квартале, роста прогноза объемов перечислений работающих из-за рубежа, а также с учетом фактических уровней I квартала, которые оказались значительно лучшими, чем прогнозировалось.

Одновременно весомым сдерживающим фактором является существенное повышение тарифов на коммунальные услуги, которое будет накладывать дополнительные ограничения на потребительские расходы домохозяйств.

Умеренная фискальная политика не сможет предоставить весомые стимулы к росту частного потребления в 2016 году.

В среднесрочной перспективе за счет реализации отложенного спроса и роста доходов населения ожидается ускорение роста частного потребления – до 4.2% в 2017 году и 3.2% в 2018 году.

Снижение процентных ставок в экономике будет способствовать восстановлению кредитования, что станет дополнительным фактором дальнейшего ускорения частного потребления.

Более высокие темпы роста инвестиций (по 6.3% в текущем и следующем годах) по сравнению с предыдущим прогнозом связаны с увеличением финансовых возможностей экспортеров на фоне лучших условий торговли, а также необходимостью переориентации на европейские рынки. Это уже нашло отражение в росте темпов инвестиционного импорта и внутреннего производства машин и оборудования, что в значительной степени свидетельствует об инвестиционных намерениях украинского бизнеса.

Одновременно рост мировых цен на энергоносители в условиях действия экономически обоснованных тарифов на теплоснабжение и природный газ будет стимулировать внедрение энергосберегающих технологий.

Вклад изменений запасов в ВВП в 2016 году пересмотрен с позитивного в предыдущем прогнозе, на отрицательный (-0.3 п.п.), в значительной степени, в связи с ожиданием существенного падения переходящих запасов зерновых (связано с рекордным экспортом прошлого маркетингового года) и частичным снижением оценки запасов природного газа в хранилищах и угля на складах энергогенерирующих предприятий по итогам года.

Падение объемов экспорта, по оценкам НБУ, снизится в текущем году до 2.1%, а в среднесрочном периоде возобновится его рост темпами не ниже 2% в год, преимущественно за счет улучшения условий торговли и оживления внешнего спроса со стороны стран – основных торговых партнеров Украины.

Увеличению физических объемов экспорта будут способствовать как повышение мировых цен на основные экспортные товары, так и рост выпуска экспортно-ориентированных производств (в том числе – в сельском хозяйстве) в результате ранее осуществленных инвестиций.

В 2016 году мы ожидаем продолжения снижения энергетического импорта, прежде всего, за счет сокращения объемов импорта газа. Этому будет способствовать значительно более низкий спрос на газ со стороны населения (из-за более стремительного, чем предполагалось ранее, роста тарифов на газ, централизованное отопление и горячую воду) и достаточно высоких переходящих запасов в хранилищах после прошлого отопительного сезона.

Рост мировых цен на импортируемые энергоносители и активное внедрение программ по энергосбережению будут сдерживать рост потребительского энергетического импорта на прогнозном горизонте. Увеличение неэнергетического импорта будет определяться преимущественно инвестиционной составляющей и поддерживаться оживлением потребительского спроса. В целом падение физических объемов импорта в 2016 году оценивается на уровне 3%, а со следующего года возобновится его рост с темпами свыше 2% в год.

Фискальный сектор

Фискальная политика в 2016 году будет оставаться сдержанной (структурное сальдо сводного бюджета будет близким к нулю) с последующим постепенным смягчением на прогнозном горизонте.

Все еще высокие объемы расходов на обслуживание долга (4.5% ВВП) будут определять необходимость выполнения сводного бюджета с положительным первичным сальдо в размере более 1.5% ВВП (текущая оценка – 1.9% ВВП).

Отношение доходов сводного бюджета к ВВП в 2016 году снизится на 1.4. п.п. по сравнению с предыдущим годом, в значительной мере за счет снижения перечислений Национальным банком прибыли (1.7% ВВП по сравнению с 3.1% ВВП в прошлом году) и двукратным снижением поступлений от налогов на международную торговлю (из-за отмены дополнительного импортного сбора).

Рост объемов субсидий населению на оплату услуг ЖКХ, которые существенно повысились в текущем году, а также направление из бюджета средств на покрытие дефицита Пенсионного фонда в связи со снижением ставки ЕСВ существенно сокращают доступную ресурсную базу на расходы развития, в частности, ожидается, что капитальные расходы не превысят уровень прошлого года.

Давление со стороны других квазифискальных потребностей существенно снизится. Рост тарифов ЖКХ до уровня покрытия себестоимости первичных энергоресурсов уже в текущем году будет способствовать исчезновению практики покрытия убытков НАК “Нафтогаз” из бюджета.

Завершение очистки банковской системы будет определять уменьшение квазифискальных потребностей со стороны банковского сектора и ФГВФЛ. В результате, по оценкам НБУ, реализация такой фискальной политики позволит удержать дефицит сводного бюджета в пределах минус 2.6% ВВП, а дефицит сектора государственного управления (без учета НАК “Нафтогаз” и потребностей на рекапитализацию банков) – в пределах минус 3% ВВП.

Платежный баланс

Прогноз дефицита текущего счета платежного баланса Украины в 2016 году снижен до минус 1.8 млрд. долл. Улучшение прогноза обусловили сокращение объемов импорта природного газа, более благоприятные условия торговли, повышение ожиданий относительно урожая зерновых и объемов частных денежных переводов в страну.

В то же время, ослабление административных ограничений на валютном рынке со стороны Национального банка, в частности, относительно репатриации дивидендов, в определенной мере сдерживает сокращение дефицита счета текущих операций.

Однако в 2017 году ожидается расширение дефицита текущего счета до минус 2.1 млрд. долл. именно за счет увеличения выплат дивидендов нерезидентам. Прогноз чистых поступлений капитала по финансовому счету платежного баланса в 2016 году снижен до 2.8 млрд. долл. из-за переноса части официального финансирования на 2017 год.

В то же время, в частном секторе в первом полугодии наблюдались более быстрые темпы сокращения наличной валюты вне банков, чем ожидалось в предыдущем прогнозе. Это частично будет компенсировано меньшими кредитами НАК “Нафтогаз” для покупки природного газа.

В 2017 году увеличение чистых поступлений по финансовому счету (до +3.8 млрд. долл.) будет предопределяться дополнительным размещением еврооблигаций под гарантии США на сумму 1 млрд. долл. и кредитом от ЕС, перенесенным с 2016 года.

В результате в 2016 году профицит сводного платежного баланса Украины (+1.3 млрд. долл.) вместе с получением официального финансирования от МВФ позволит увеличить международные резервы до 17.2 млрд. долл., или 4.3 месяцев импорта будущего периода.

В последующие годы продолжится накопление международных резервов благодаря дальнейшему формированию профицита сводного платежного баланса и получению кредитов от МВФ.

В 2016 году прогноз дефицита текущего счета сокращен до минус 1.8 млрд. долл. (с минус 2.3 млрд. долл. в предыдущем прогнозе), или 2% ВВП за счет снижения дефицита товарного баланса и роста частных денежных переводов в Украину.

Благодаря улучшению условий внешней торговли и росту физических объемов экспорта по основным товарным группам ожидается снижение темпов падения экспорта товаров в 2016 году до 8.8% (по сравнению с 12% в предыдущем прогнозе).

Более существенное восстановление экспорта будет сдерживать введение Россией с 1 июля 2016 года дополнительных ограничений относительно транзита товаров в Казахстан и Кыргызстан.

Рост цен на черные металлы в первой половине II квартала обеспечил благоприятные условия для постепенного возобновления внутреннего производства и повышения прогноза роста физических объемов экспорта черных металлов до 12.7%.

Также, благодаря улучшению конъюнктуры на рынке зерновых и повышению прогноза урожая в 2016 году, физические объемы экспорта зерновых были увеличены на 1.7 млн. т (до 35.8 млн. т).

Прогноз импорта товаров почти не изменился: в 2016 году ожидается его падение на 6.8% (в предыдущем прогнозе – 6.9%).

Снижение ожидаемых объемов импорта природного газа на 1.5 млрд. м3 (до 10 млрд. м3) почти полностью компенсировано повышением импорта инвестиционного назначения, прежде всего, продукции машиностроения.

В результате прогноз роста неэнергетического импорта увеличен до 5.5% (с 3.3%).

Вместе с повышением неэнергетического импорта товаров в 2016 году ожидается замедление снижения импорта услуг (до 1.1%). Это будет происходить как за счет увеличения импорта по статье “Поездки” вследствие укрепления обменного курса, так и за счет увеличения импорта транспортных услуг – из-за оживления деловой активности. Экспорт услуг остался на уровне предыдущего прогноза.

Темпы падения частных денежных переводов в Украину в 2016 году были уменьшены до 5.9% (с 18.5% в предыдущем прогнозе) из-за больших, чем ожидались, поступлений из стран ЕС и США.

Одновременно вследствие ослабления административных ограничений со стороны Национального банка ожидается увеличение выплат нерезидентам по дивидендам.

Прогноз дефицита текущего счета платежного баланса Украины в 2017 году увеличился до минус 2.1 млрд. долл., или 2.1% ВВП из-за ожидаемой репатриации дивидендов.

Однако темпы роста экспорта и импорта товаров и услуг (по 2.9%) снижены по сравнению с предыдущим прогнозом (5.7% и 4.2% соответственно) из-за введения Россией запрета на транзит товаров в Казахстан и Кыргызстан (в первую очередь, это негативно повлияет на экспорт продукции машиностроения), а также из-за введения адекватных ответных мер со стороны Украины.

Кроме того, снижение экспорта связано с сокращением спроса со стороны стран ЕС и Великобритании (из-за Brexit).

В 2017 году ожидается продолжение роста денежных переводов в Украину из стран ЕС и США.

В 2018 году прогнозируется дальнейшее расширение дефицита текущего счета до минус 2.3% к ВВП, или минус 2.5 млрд. долл.

Ожидается продолжение роста товарооборота более высокими темпами, чем в 2017 году: экспорта товаров и услуг – на 4%, а импорта – на 4.8% из-за восстановления внутреннего и внешнего спроса, а также улучшения условий внешней торговли.

Прогноз чистых поступлений капитала по финансовому счету в 2016 году уменьшен до 2.8 млрд. долл. (по сравнению с 3.3 млрд. долл. в предыдущем прогнозе) из-за переноса части официального финансирования на 2017 год.

В то же время, в частном секторе наблюдались более высокие темпы сокращения наличной валюты вне банков во II квартале.

Однако во второй половине текущего года ожидаются меньшие чистые поступления краткосрочных кредитов, в т.ч. НАК “Нафтогаз” для покупки природного газа, что частично компенсирует недооценку чистых поступлений по финансовому счету во II квартале.

Прогноз поступлений прямых иностранных инвестиций в 2016 году понижен до 2.4 млрд. долл. (по сравнению с 2.7 млрд. долл. в предыдущем прогнозе) из-за уменьшения средств, направленных нерезидентами на докапитализацию банковского сектора Украины.

Оборот частного сектора ожидается почти без изменений, на уровне 70%.

Привлечение официального финансирования в 2016 году снижено до 5 млрд. долл. (с 7.9 млрд. долл. в предыдущем прогнозе) из-за переноса последнего в 2016 году транша от МВФ и кредита от ЕС на 2017 год.

В 2017 году ожидается увеличение чистых поступлений по финансовому счету до 3.8 млрд. долл. (по сравнению с 3.4 млрд. долл. в предыдущем прогнозе), прежде всего, за счет запланированного размещения еврооблигаций под гарантии США на сумму 1 млрд. долларов.

Чистые привлечения частного сектора останутся почти без изменений по сравнению с 2016 годом.

Прекращение сокращения наличной валюты вне банков отчасти компенсируется ростом поступлений заемного капитала и соответствующим увеличением оборота частного сектора до 100%.

Также ожидается снижение поступления прямых иностранных инвестиций до 1.6 млрд. долларов. Однако в 2017 году в большей степени они будут направляться в реальный сектор, тогда как в 2016 году отражают конвертацию внешних кредитов банковским сектором в акционерный капитал банков.

В 2018 году прогнозируется рост чистых поступлений по финансовому счету платежного баланса Украины до +4.6 млрд. долл. Это будет происходить за счет повышения оборота частного сектора до 120% и увеличения поступлений от прямых иностранных инвестиций (до 3 млрд. долл.) вследствие постепенного восстановления благоприятного инвестиционного климата и продолжения снижения системных рисков в экономике Украины.

На прогнозном горизонте ожидается продолжение наращивания международных резервов – до 17.2 млрд. долл. на конец 2016 года и до 26.4 млрд. долл. на конец 2018 года. Такой уровень будет приближаться к оптимальному значению композитного критерия МВФ адекватности золотовалютных резервов. Соответствующее увеличение резервов будет происходить благодаря профициту сводного платежного баланса Украины в течение трех следующих лет, а также восстановлению поступлений траншей от МВФ по программе EFF.

Монетарный сектор и финансовые рынки

На прогнозном горизонте спрос на деньги будет восстанавливаться на фоне снижения инфляции и процентных ставок, усиления экономической активности, восстановления доверия к банковской системе. Учитывая снижение инфляционных и девальвационных ожиданий, повышен прогноз темпов прироста как наличной, так и депозитной составляющих денежной массы в 2016 году.

Аукционы Национального банка по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов будут оставаться основным источником насыщения ликвидностью банковской системы, которая будет продолжать находиться в состоянии профицита.

Восстановление доверия к банковской системе и экономической активности субъектов хозяйствования, увеличение реальных денежных доходов населения будут способствовать продолжению тренда по росту депозитов в украинских банках.

В 2016 году прогнозируется продолжение увеличения как денежной массы (11%), так и денежной базы (8%). Основным фактором прироста денежной базы будет рост корсчетов банков.

В условиях профицита ликвидности банковской системы основным инструментом ее регулирования Национальным банком будут операции по выпуску депозитных сертификатов.

Покупка Национальным банком иностранной валюты на межбанковском рынке для пополнения международных резервов будет оставаться основным источником снабжения гривневой ликвидностью банковской системы.

При этом плановое погашение правительством ценных бумаг в портфеле Национального банка будет выступать каналом ее изъятия.

Профицит ликвидности банковского сектора позволит банкам продолжать возвращать ранее полученные от НБУ кредиты рефинансирования.

Снижение рисков макроэкономической среды и уменьшение инфляционных ожиданий позволят Национальному банку продолжать смягчать монетарную политику. Это, соответственно, будет способствовать постепенному снижению процентных ставок по операциям банков.

Продолжение тенденции по стабилизации денежно-кредитной сферы ожидается и в 2017-2018 годах.

Дальнейшее замедление инфляции и ускорение экономического роста будут способствовать росту спроса на деньги при одновременном снижении стоимости ресурсов.

Рост денежной массы в 2017 и 2018 годах (на 16% и 17%, соответственно) ожидается за счет как депозитной, так и наличной составляющих. Развитие банковской системы и дальнейшее замещение наличных расчетов безналичными платежами будут способствовать росту мультипликации денежных средств в банковском секторе Украины (т.е. увеличению мультипликатора денежной базы).

При таких условиях годовой прирост денежной базы в течение этого периода будет несколько меньше (9%).

Риски прогноза

Основными негативными рисками прогноза для экономического развития, как и ранее, остаются возможная эскалация боевых действий на востоке Украины, падение мировых цен на сырьевые товары, сокращение внешней финансовой поддержки в случае торможения реформ, а также полное блокирование украинского экспорта через территорию России.

Существует вероятность того, что несовершенное проведение приватизационной кампании может повлечь за собой более осторожное отношение инвесторов к перспективам развития экономики и станет определенным индикатором ухудшения прогресса в проведении реформ.

Потенциальный рост политической напряженности, усиленный трудностями в преодолении эффектов экономического кризиса, будет ограничивать способность правительства к внедрению насущных, но непопулярных реформ, тем самым, еще больше снижая инвестиционный потенциал экономики.

А ускорение нарастания политической напряженности усугубит инфляционные и девальвационные ожидания, тем самым, усиливая инфляционное давление и вызывая проведение более жесткой монетарной политики, направленной на преодоление реализации инфляционных рисков.

Дальнейшее угнетение мирового спроса на фоне низкой эффективности мер, которые предпринимают мировые державы для разогрева экономической активности, вызовет ухудшение ситуации на мировых товарных рынках. Для украинской экономики это будет означать замедление экономической активности и снижение объемов валютных поступлений от экспорта товаров.

Учитывая то, что эти факторы будут оказывать противоположное давление на цены, реакция монетарной политики будет определяться балансом влияния этих факторов.

Сценарий более быстрого роста мировых цен на сырьевые товары, повышения спроса на украинскую продукцию и ускорения реформ рассматривается как “положительный шок”.

При таких условиях ускорение экономической активности будет сопровождаться укреплением гривны благодаря увеличению экспортной выручки и притока иностранного капитала по финансовому счету платежного баланса.

По сравнению с базовым сценарием это ускорит замедление инфляции, что даст возможность быстрее снижать ставки на финансовом рынке Украины.

В целом распределение рисков относительно дальнейшего инфляционного развития остается смещенным в сторону снижения в текущем году и в сторону повышения – в следующем.

Уровень потребительской инфляции на конец текущего года может оказаться ниже 12%, если реализуются предположения, отличные от заложенных в базовом макроэкономическом сценарии. Среди них более существенные эффекты со стороны слабого потребительского спроса и избытка предложения, связанные с высоким урожаем зерновых и других культур, а также с улучшением внешних экономических условий, реализацией анонсированных мораториев местных советов на повышение тарифов на отдельные коммунальные услуги в текущем году.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий