Первоочередные меры Правительства и Центрального банка России по стабилизации социально-экономического положения в 1998 г. Часть 2

Второй этап. Содержанием этого этапа является прежде всего решение проблемы неплатежей и нормализация обеспеченности хозяйственного оборота денежными средствами. Экономические меры должны опираться на институциональные преобразования, направленные на оздоровление предприятий и создание жизнеспособных рыночных структур (банковских и производственных).

Основными задачами второго этапа объективно становятся: формирование устойчивых банков и промышленных корпораций, оздоровление предприятий, снижение уровня неплатежей и расширение налоговой базы государства, восстановление организованных сбережений населения, снятие напряженности в платежном балансе страны. На этой базе необходимо добиться кардинального снижения трансакционных издержек, чрезмерный уровень которых стал важнейшим фактором недостаточной конкурентоспособности экономики России.

Переход ко второму этапу возможен после реализации целей первого при стабилизации производства и ограничении инфляции уровнем 1,5-2% в месяц (20-30% в год).

В краткосрочной перспективе снижение неплатежей и бартера остается единственным реальным источником повышения собираемости налогов (минимум на 25-30%). Это требует:

Реструктуризации накоплений задолженности предприятий и снижения налогового бремени;

Повышения ликвидности предприятий и их обеспеченности собственным оборотным капиталом;

Снижения кредитных рисков, в том числе за счет создания многоуровневой системы гарантий кредитов;

Снижения процентных ставок.

Непременным условием кардинального оздоровления экономики является повышение организующей роли государства в обеспечении эффективности производства при помощи объединения «проблемных предприятий в крупные корпорации, в том числе с государственным участием.

Ключевые функции указанных корпораций на данном этапе – улучшение менеджмента, упорядочение финансовых потоков, перепрофилирование незагруженных мощностей. Такие корпорации также должны взять на себя консолидированную ответственность по налоговым платежам, гарантированию взаиморасчета между предприятиями, своевременному погашению кредитов, поддержанию необходимого уровня ликвидности.

Формирование крупных хозяйственных структур качественно расширяет регулирующие возможности государства. В перспективе производственные предприятия, корпорации и крупные банки должны стать ключевыми партнерами правительства по решению всего комплекса задач, связанных с преодолением кризиса и организацией экономического роста. Именно они должны стать основными объектами государственной поддержки.

По мере оздоровления экономики ее субъекты увеличат собственный оборотный капитал. Только после этого появляется реальная возможность для кардинального расширения участия банков в кредитовании хозяйственного оборота. Для этого, в частности, необходимо:

Развитие вексельного обращения на базе системы гаранта контроля и переучета векселей в ЦБ;

Подключение сбережений населения к кредитованию предприятий (через банки, входящие в корпорации и аккумулирующие счета предприятий), поскольку единственным масштабным ресурсом кредитования в краткосрочной перспективе остаются сбережения граждан, на данном этапе необходимо обеспечить восстановление доверия населения к банковской системе и повышение его склонности к сбережению. В частности, на это направлено создание государственного страхования сбережений и определение объема вкладов, выплаты по которым гарантируются государством.

Третий этап. Содержанием третьего этапа является создание условий для поста производства, повышения его эффективности, повышения инвестиционной и инновационной активности и на этой базе – обеспечение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

К началу третьего этапа должны быть реализованы следующие основные условия:

Отработана технология решения текущих социальных и экономических проблем в рамках согласованной политики федерального центра и регионов;

Сформировано значительное количество крупных корпораций, способных стать стратегическими партнерами правительства в решении задач структурной и промышленной политики;

Расширена доходная база бюджета;

Решена проблема платежного баланса, в том числе за счет ужесточения контроля за вывозом капитала и увеличения валютных резервов (минимум до 18-10 млрд. долл.);

Остановлена инфляция на уровне не выше 20-30% в год.

Реализация этих условий обеспечит переход к решению задач третьего этапа: расширению государственного спроса и превращению его в «локомотив» оживления экономики.

Институциональной формой государственного спроса становятся программы развития, через которые реализуется государственная структурная и промышленная политика. Их главные приоритеты:

Импортозамещение в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;

Повышение конкурентоспособности отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;

Повышение качественного уровня отечественного машиностроения, создающее основу технической реконструкции экономики на базе отечественных машин и оборудования.

На выходе из данного этапа складываются следующие элементы системы государственного регулирования рыночной экономики:

Устойчивый и формализованный процесс выработки согласованных решений правительства, субъектов федерации, представителей местного самоуправления, товаропроизводителей и профсоюзов, ориентированный на функционирование социально направленной рыночной экономики;

Программы развития как основной инструмент реализации государственной структурной и промышленной политики;

Бюджетная система в качестве важнейшего средства реализации социально-экономической политики исполнительной власти;

Система корпораций стратегических партнеров государства, наряду с субъектами федерации и банковской системой, по реализации программ развития;

Российский банк развития как институт финансового управления государственными программами.

Оценка потерь Беларуси в результате финансово-экономического кризиса в России в 1998 г.

Снижение экспорта и валютной выручки

Кризис резко сузил долларовую покупательскую способность российского рынка и затормозил вариант постепенной модернизации белорусской экономики за счет наращивания поставок в Россию.

В результате кризиса начал сокращаться экспорт белорусских товаров и услуг и его валютной составляющей. Так, в целом экспорт товаров и услуг в августе текущего года снизился на 13,7% по сравнению с августом 1997 года, его валютная составляющая – на 17,4%. По отношению к июлю текущего года произошло снижение экспорта товаров и услуг на 9.8%, в том числе валютной составляющей – на 13%.

Экспорт в Россию в августе по сравнению с предыдущим месяцем т.г. сократился почти на 55 млн. долл. По отношению к августу 1997 года его величина составила только 80%. В сентябре потери экспорта в Россию составят порядка 75-80 млн. долл., а до конца года они могут возрасти до 600-700 млн. долл., что превышает полуторомесячный объем суммарного экспорта страны.

Значительными темпами начал сокращаться возврат валютной выручки от экспорта товаров и услуг. В июне темп снижения составил 16,2%, в июле – 32%, в августе – 45,6%. В целом за период с января по август 1998 года возврат валютной выручки сократился на 18,5%.

Обесценивание дебиторской задолженности белорусских экспортеров

Значительные потери для республики связаны с наличием задолженности перед белорусскими экспортерами со стороны России. По состоянию на 1 августа 1998 г. задолженность составила в долларовом эквиваленте 351,4 млн. долл. При этом основная часть задолженности была сформирована в российских рублях. После резкой девальвации российского рубля в августе-октябре текущего года белорусские экспортеры, которые фактически кредитовали российскую экономику, понесли существенные потери.

Рост цен на российские товары, сырье, материалы, комплектующие изделия, импортируемые в Беларусь, усилили инфляционные процессы. Уже в августе 1998 г. цены на потребительские товары возросли до 3,8%, цены производителей на промышленную продукцию – до 6,3%, в сентябре – на 17,6% и 10,7% соответственно. В последующие месяцы также прогнозируется значительный всплеск инфляции с вытекающими негативными последствиями.

В результате финансово-банковского кризиса в России осложнились платежи между субъектами хозяйствования Беларуси и России.

Потери банковской системы

На 15 августа 1998 г. белорусские банки сохраняли российских ценных бумаг на сумму 1,28 трлн. рублей, что эквивалентно 29 млн. долл. По официальному курсу НБ (15,7 по курсу Рейтера), 20% этих бумаг (государственные) подлежат реструктуризации, 58% бумаг (муниципальные Москвы, Оренбурга и др. городов) сохранили некоторую ликвидность; 22% бумаг (акции российских компаний) упали в цене за сентябрь минимум в два раза, а отдельные акции в 10 раз.

Кроме того, акции, номинированные в российских рублях, из-за девальвации потеряли до двух третей долларовой цены. На корсчетах, в депозитах и т.п. в российских банках находилось примерно 2,3 трлн. рублей, что эквивалентно 46 млн. долл. Из-за девальвации российского рубля утеряно две трети этой суммы. Суммы частных вкладов и средств на руках населения были не столь значительны.

Потери Беларуси можно оценить в размере 400 млн. долл. и до конца 1998 г. дополнительно в сумме 600 млн. долл. Таким образом, общая сумма потерь Беларуси до конца 1998 г. в результате финансово-экономического кризиса в России может составить около 1 млрд. долл.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий