Первый заместитель главы правления Пенсионного фонда: Мы остановили выплату пенсии Азарову, потому что он лично ее не получал более 6 месяцев

02.10.2016 – Завершение пенсионной реформы является одним из пунктов меморандума о сотрудничестве Украины с Международным валютным фондом. МВФ настаивает на решении вопроса дефицита Пенсионного фонда, а также установлении единых правил назначения пенсий, кроме военных. Также не утихают слухи о том, что международные партнеры требуют повышения пенсионного возраста. Подтверждения этому пока нет, поскольку правительство до сих пор не обнародовало текст меморандума, ссылаясь на отсутствие официального перевода.

УНИАН встретился с первым заместителем главы правления Пенсионного фонда Николаем Шамбиром, чтобы узнать, чего требует МВФ, какие существуют предложения по уменьшению дефицита фонда, а также кто же сегодня имеет право на спецпенсии.

На момент записи интервью отсутствовал текст законопроекта о государственном бюджете, а, следовательно, Пенсионному фонду были неизвестны основные прогнозные финансовые показатели на следующий год. Также не был окончательно сформирован прогноз собственных поступлений средств в фонд и дотации из государственного бюджета.

Впоследствии, когда текст законопроекта о госбюджете появился на сайте парламента, стало известно, что Министерство социальной политики не подало проекты бюджетов и смет фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования на 2017 год.

Однако, как указывается в пояснительной записке к законопроекту, дотация Пенсионному фонду в следующем году прогнозируется на уровне 156,2 млрд. грн. против 144 млрд. грн. в 2016 году.

Также предлагается продлить до конца 2017 года действие нормы об ограничении выплат работающим пенсионерам на уровне 85% размера пенсии. Но, как выяснилось во время интервью, в Пенсионном фонде сомневаются относительно существенного положительного эффекта от этой нормы.

Недавно Международный валютный фонд принял решение выделить Украине очередной транш. И сразу начались разговоры о том, что якобы МВФ требует поднятия пенсионного возраста для украинцев. Действительно ли есть такие рекомендации в меморандуме о сотрудничестве с Фондом?

Там не сказано отдельно о повышении пенсионного возраста, а говорится о продолжении пенсионной реформы. Сейчас идут консультации с МВФ, и мы вместе с Министерством социальной политики нарабатываем предложения по привлечению к уплате единого взноса тех категорий граждан, которые не охвачены социальным страхованием. Также работаем над проблемой легализации заработной платы, занятости, увеличением минимальной заработной платы. Это – мероприятия, которые направлены на увеличение поступлений в Пенсионный фонд. И, исходя из того, какие из вышеназванных вопросов нам удастся решить, будет рассмотрена возможность осовременивания пенсий, что также стоит на повестке дня.

То есть в качестве одного из путей уменьшения дефицита Пенсионного фонда, на чем настаивает МВФ, вы видите расширение базы плательщиков единого социального взноса?

Привлечение тех, кто не охвачен страхованием. У нас есть категории граждан, которые могут платить ЕСВ добровольно, например, фермеры. Также есть работники, которые работают дома, мы также думаем, как их привлечь к пенсионному страхованию. То есть, есть такие категории, которые сегодня ЕСВ не платят, но при достижении пенсионного возраста им нужна будет пенсия, и об этом сегодня надо подумать.

Каково количество тех, кто платит ЕСВ на добровольной основе?

Где-то около 5,6 тысячи.

Сколько тех, кто может платить ЕСВ добровольно и не делает этого?

Относительно фермеров, то таких примерно 40 тысяч человек. Есть еще те, кто занимается личным подсобным хозяйством. Их значительно больше, и сейчас мы определяем, кто из них уже охвачен пенсионным страхованием, потому что они могут одновременно быть и наемными работниками. Тех, кто работает дома, примерно 162 тысячи человек.

А сколько на сегодня вообще плательщиков ЕСВ в Украине?

Сейчас 12,7 млн. человек платят взнос ежемесячно. В 2015 платили взнос примерно 14,6 млн. человек, возможно и за неполный год.

То есть, их количество примерно равно количеству пенсионеров?

Примерно так.

Сколько плательщиков ЕСВ уплачивают взнос в минимальном размере — с минимальной зарплаты?

Если брать сугубо минимальную зарплату, то количество невелико. Потому что часто есть какие-то выплаты, надбавки, тогда доход, из которого исчисляется ЕСВ, будет выше минимального, но около 45% уплачивают взносы с заработка до 1,5 минимальной заработной платы. Тех, кто получает меньше средней зарплаты, – около двух третей от всего количества плательщиков.

Сейчас Министерство соцполитики прорабатывает вопрос повышения минимальной зарплаты, отвязав ее от прожиточного минимума.

Мы также сотрудничаем с Государственной службой по вопросам труда и Государственной фискальной службой для выявления случаев, когда в компаниях выплачивают зарплату в конвертах. Уже давно обсуждается вопрос введения минимальной индикативной или гарантированной зарплаты в соответствии с профессией. Например, если руководитель предприятия получает минимальную заработную плату, то это вряд ли соответствует действительности.

Недавно глава правления Пенсионного фонда Алексей Зарудный сообщил, что в ведомстве вводится единая автоматизированная система управления финансами фонда. Это, по его словам, позволит бороться с теневой занятостью. Объясните, как это будет происходить?

Эта система контролирует не только средства фонда. Она также отвечает за централизованное назначение пенсий, а еще связана с учетом уплаты единого социального взноса. Это будет единая автоматизированная система.

Анализируя информацию по уплате взносов, можно обнаружить много случаев, где есть риски недобросовестной уплаты. Это может касаться людей, занимающих высокие должности, те же руководители предприятий, которые платят минимальный взнос.

Законом предусмотрено, что уплата единого взноса должна быть не ниже, чем с минимальной заработной платы, даже если человек работает неполный месяц. Но мы находим такие случаи, когда доплата до этого уровня не осуществляется компаниями.

Такие случаи и им подобные мы выявляем и передаем в Государственную службу по вопросам труда и Государственную фискальную службу.

Когда единая автоматизированная система будет задействована полностью по всей стране?

Она уже внедряется, думаю, что до конца года мы ее запустим в основной части. На сегодня уже объединена информация относительно учета уплаты взносов. То есть сейчас мы уже имеем данные по уплате единого социального взноса всех граждан, передаем эти данные тем службам, которые осуществляют проверки.

Также говорилось, что новая система будет предусматривать возможность обратиться за назначением пенсии не только в отделение Пенсионного фонда, но и на почту или в банк. Это делается для сокращения штата фонда?

Речь идет, в первую очередь, о государственных банках и «Укрпочте». И главная цель — не сокращение людей. Конечно, сокращение будет, но оно будет лишь тогда, когда мы увидим, что действительно определенный объем функций Пенсионного фонда уже полностью охвачен.

Этот шаг, как и разработка централизованной системы, делается для улучшения обслуживания, это и есть основная цель. Мы, например, будем вести прием независимо от того, где человек прописан. И даже если человек пришел в отделение, получил консультацию, но остался чем-то недоволен, то он сможет обратиться к любому другому управлению.

Также при переезде людям не нужно будет идти в Пенсионный фонд и делать запрос пенсионного дела, чтобы сменить место пребывания на учете. Это даст возможность избежать в будущем таких ситуаций, которые возникли на востоке Украины, когда в результате боевых действий большинство местных управлений остались недоступными, и мы не можем с ними работать. Если бы у нас была единая база на тот момент, то даже перевод пенсий на подконтрольные территории происходил бы гораздо проще.

Кроме того, будет расширено предоставление услуг в электронном виде и доступ граждан к их персональным данным относительно пенсионного обеспечения. Уже сегодня человек может получить много такой информации, не выходя из дома.

Вы сказали, что сейчас идет поиск путей дополнительных поступлений в Пенсионный фонд. А думаете ли над тем, как можно уменьшить расходы фонда? Было упомянуто о сокращении штата работников. Даст ли это существенный эффект?

Существенного эффекта это дать не может, потому что расходы Пенсионного фонда на управление составляют 1% от общих расходов. Поэтому даже, если мы полностью сами ликвидируемся, то особой экономии это не даст.

Мы оптимизируем штат для более эффективного обслуживания. Мне говорили, например, что при штате в 20 человек у маленького управления в районе было 9 начальников. Это не есть эффективность, больше усилий нужно направлять на обслуживание людей. Поэтому мы сокращаем численность штата за счет руководящего состава там, где небольшой контингент обслуживания. А высвобожденные средства направляем на модернизацию и внедрение новых технологий, чтобы упростить людям доступ к услугам фонда.

Но хочу отметить, что даже там, где мы провели сокращение, наши отделы обслуживания граждан остаются. Мы с клиентами постоянно общаемся. И могу сказать, что ухудшения обслуживания не произошло, в большинстве случаев оно даже улучшилось.

Вы создаете автоматизированную электронную базу пенсионеров, вводите доступ через интернет, а в то же время у нас до сих пор значительное количество людей получает пенсию через почтовые отделения. Не планируете стимулировать людей получать пенсии через банки, это бы дало возможность лучше контролировать выплаты?

По поводу увеличения контроля, то здесь все как раз наоборот. Если почтальон доставляет пенсию человеку, то он вручает ее лично и видит этого человека каждый месяц. В то же время, когда человек получает пенсию на карточку, то его никто не фиксирует. Получает ли человек деньги сам, или отдает эту карточку кому-то другому, хотя это и запрещено законом, мы этого не видим.

А вопрос увеличения перехода на услуги банков при получении пенсий зависит от развития банковской системы. Если у нас сегодня разваливаются банки, если сегодняшние пенсионеры помнят, как в Сберегательном банке СССР сгорели их вклады, то все это не способствует доверию к банковской системе. А там где нет доверия, там пенсионер не будет получать деньги.

Наша основная задача, чтобы пенсионеру было удобно получать пенсию. Если в селе нет ни одного банковского отделения или даже банкомата, то мы не будем заставлять людей получать пенсию через банк. Но там, где есть банки, мы с ними по этому вопросу сотрудничаем, чтобы они предоставляли качественные услуги, и люди сами к ним шли получать пенсии.

Кстати, у нас еще есть маломобильные группы пенсионеров,  которые к банкам вообще не доберутся. Хотя у банка есть обязанность доставлять им пенсию, но это — несвойственная функция для банков. Поэтому эту функцию должна выполнять почта, которой мы платим за это средства. По моему мнению, это оправдано.

В то же время, мы работаем над уменьшением недоверия пенсионеров к банкам. Сейчас с Минфином разрабатываем новые критерии отбора банков, которые могут заниматься выплатой пенсий. Но, на мой взгляд, без мощного развития банковской системы не будет полного перехода пенсионеров на обслуживание в банки.

Даже в развитых странах с мощными банковскими системами от 7 до 10% пенсионеров получают деньги не через банки. Это тот показатель, к которому можно идти. Сегодня в Украине пенсию через банки получают 60% пенсионеров. И чтобы довести показатель до 90%, необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность банковской системы.

Получается, что в этом году 40% пенсионеров получают пенсии через «Укрпочту». Сколько это стоит Пенсионному фонду?

Примерно 1,1 млрд. грн.

Подольский суд Киева недавно постановил пересмотреть решение о приостановке выплаты пенсии экс-премьеру Николаю Азарову, который скрывается в России. Это действительно был неправомерный отказ в пенсии и что вы будете теперь делать?

Мы не стоим на месте, мы уже подали апелляцию на это решение. Вопрос в том, что человек должен получать пенсию лично, он не может это никому перепоручать. В законодательстве есть нормы в отношении того, когда человек может оформить доверенность на получение пенсии. Но в случае с Азаровым я точно могу сказать, что мы действуем согласно законодательству. Есть простая норма – если человек не получает пенсию в течение 6 месяцев, то мы прекращаем выплату. Человек должен после этого появиться, написать заявление на продление выплат.

А Азаров этого не сделал и не оформил поручение?

Как раз пенсия с его стороны и не получалсь более 6 месяцев, поэтому выплата была прекращена. Согласно закону, теперь Азаров должен подать заявление, если это будет сделано, то далее будет приниматься решение о возможности возобновления выплат.

Уже были подобные прецеденты?

Похожий случай был недавно с гражданкой из Киева. Она год не получала пенсию с карточки, была приостановлена выплата. Она к нам обратилась. Поскольку сама прийти не могла, ей 90 лет, то мы направили к ней специалиста, который получил от нее заявление, мы возобновили выплату. То есть, сказать, что ситуация с Азаровым – какой-то исключительный случай, нельзя.

Все пенсии сейчас назначаются согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», или есть еще категории граждан, которым пенсии назначаются по специальным законам на более высоком уровне?

Прекращено назначение пенсий по некоторым специальным законам, но при этом «Закон о государственной службе», который был принят Радой в конце прошлого года, предусматривает отдельный механизм назначения пенсий госслужащим, которые на момент вступления документа в силу должны были иметь 10 или 20 лет стажа на госслужбе.

Кроме этого, было принято решение Конституционным судом о незаконности прекращения назначения специальных пенсий судьям. Соответственно мы выполняем это решение.

Также остаются действовать законы о специальном порядке назначения пенсий научным работникам, чернобыльцам и военным.

Кто же тогда лишен спецпенсий?

Приостановлено сейчас назначение спецпенсий народным депутатам, прокурорам, чиновникам местного самоуправления.

На какой срок приостановлено?

Приостановлено, пока не будут внесены соответствующие противоположные изменения в пенсионное законодательство.

Как отличается методика назначения спецпенсии от обычной пенсии?

Спецпенсия рассчитывается в соответствии с заработком человека. Но есть специальная норма: размер пенсии, например, госслужащего – 60% от заработной платы, если есть 10 лет стажа на госслужбе на момент вступления в силу закона, или 20 лет стажа на госслужбе на момент выхода на пенсию.

А в случае выхода на пенсию по общему закону?

Зависит от стажа и может быть даже больше 60%, до 75%.

Таким образом, сейчас прокуроры и депутаты при выходе на пенсию будут получать ее в соответствии с тем же законом, что и простые рабочие?

Да.

Сколько сегодня пенсионеров, которые получают минимальную пенсию?

Минимальную пенсию получают около 300 тысяч человек. Но, вы же понимаете, что если сумма хоть на 1 гривну выше, то это уже не минимальная пенсия. Более показательным является количество тех, кто получает пенсию до 1500 гривен, их подавляющее большинство – около 7,4 млн.

Также около 8 млн. пенсионеров имеют основной размер пенсии меньше прожиточного минимума (1130 грн. для лиц, утративших трудоспособность, – УНИАН). Это не значит, что они столько же и получают, потому что в них есть еще какие-то доплаты и надбавки. Например, инвалид войны может иметь основной размер пенсии по стажу меньше прожиточного минимума, но как инвалид II группы он будет получать 285% прожиточного минимума.

Нам нужно решать вопрос осовременивания пенсий. У «старых» пенсионеров показатель основной пенсии очень долго не менялся. Когда мы его пересмотрим, то названная цифра в 8 млн. человек уменьшится. Это не значит, что они будут получать гораздо больше, но мы добьемся одинаковых подходов относительно определения пенсий и большей зависимости размера пенсии от заработка и стажа человека. Даже для тех, кто уже на пенсии. Это увеличит доверие к пенсионной системе.

Не получится ли так, что кому пересчитают пенсию по стажу и заработку, и он получит меньшую пенсию?

Нет, потому что обычно с таким решением принимается соответствующая норма закона о том, что пенсия не может уменьшиться.

Сколько сегодня тех, у кого пенсия меньше прожиточного минимума?

На сегодня таких около 400 тыс. – это люди, которые не имеют страхового стажа 30-35 лет, что гарантирует пенсию на уровне прожиточного минимума. Отдельно еще есть категория женщин, которые имеют стаж 30 лет, но вышли на пенсию до 2015 года. Есть норма, что женщина, которой повышен пенсионный возраст, могла выйти на пенсию раньше, но при этом размер пенсии уменьшается. Мы сейчас думаем, как этот вопрос решать, но это сознательное решение человека, она сама пошла на снижение пенсии. При этом законодательством предусмотрено для таких случаев, что женщина может получить пенсию, а потом устроиться на работу, доработать стаж и получить перерасчет пенсии на уровне не ниже прожиточного минимума.

А не планируется, когда будет решен вопрос осовременивания пенсий, дотянуть до прожиточного минимума пенсии тем, у кого не хватает стажа?

Если будет решен вопрос осовременивания пенсий, то увеличится их размер. В таком случае автоматически может случиться, что люди получат пенсии выше прожиточного минимума.

Сегодня у нас действует понижающий коэффициент для работающих пенсионеров, они получают 85% своей пенсии. Будет ли это продолжено на следующий год?

Будет ли это продолжено в следующем году – вопрос Верховной Рады. Если депутаты не примут иного решения, то с нового года эта норма действовать не будет.

Пенсионный фонд выступает за или против этого? Ведь прекращение действия этой нормы увеличит ваши расходы на выплату пенсий и дефицит вырастет…

Конечно, дефицит увеличится. Но эта норма не дает очень существенного финансового эффекта. При этом, на мой взгляд, мы хоть и сэкономили, но потеряли на рынке труда. В результате введения этой нормы очень много пенсионеров уволилось, соответственно они перестали платить ЕСВ.

Мировые тенденции сейчас идут в другом направлении. Весь мир сегодня пытается привлечь пенсионеров к более активной жизни. Чем дольше человек остается работающим, тем больший эффект имеет пенсионная система в целом. То ограничение, что есть у нас – вынужденное, потому что финансовая ситуация в стране тяжелая.

Относительно налогообложения пенсий, которые превышали 4350 грн., а потом этот порог подняли до 10740 грн. Сколько людей уплатили налог с суммы превышения до поднятия порога и после?

Уплатили налог около 350-400 тысяч человек, а сегодня – около 10 тысяч.

Есть ли сейчас смысл в этом?

Налогообложение пенсий на бюджете Пенсионного фонда не сказывается, потому что мы или перечисляем налог, или выплачиваем человеку. Сейчас облагаются налогом пенсии, которые превышают максимальный размер, то есть пенсии, которые были ранее назначены.

Где-то с 2006 года начали вводиться ограничения максимальных размеров пенсий. Окончательно это было сделано в 2011 году. Но те большие пенсии, которые были назначены до этого, уменьшены не были. Думаю, что эта норма имеет не столько налоговый характер, сколько направлена на социальную справедливость.

Какой максимальный размер пенсии был установлен в 2011 году?

Тогда был установлен 10 прожиточных минимумов.

Сейчас уже установили четкую предельную сумму?

Да, 10740 гривен.

Это только для пенсий, назначаемых по закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»?

Для всех.

То есть, если сегодня на пенсию выходят, например, чернобыльцы или президент, то они все не получат более 10740 гривен?

Не получат. Эта норма прописана в законе «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» и она есть во всех законах, согласно которым назначаются пенсии.

Автор: Дмитрий Сидоренко

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий