Читайте также: «Заграница нам поможет»: как украинский бизнес использует донорскую помощь
Практически во всем мире пиво признано алкогольным напитком. С 1 июля 2015 года – и в Украине. Следовательно, на него распространяются все законодательные ограничения, которые действуют в отношении крепкого алкоголя.
Так, согласно статье 22 закона «О рекламе», запрещается пропаганда алкогольных напитков:
– на радио и телевидении с 6:00 до 23:00;
– во всех печатных СМИ, кроме специализированных изданий;
– с помощью рекламных мероприятий;
– средствами внутренней и внешней рекламы;
– реклама на расстоянии менее чем 300 метров от территории школ, детских садов и других учебных заведений;
– распространение и продажа любых товаров с изображением бренда (торговой марки) производителя;
– размещение на первых и последних страницах газет, на обложках журналов и других изданий, во всех изданиях для детей и юношества, на страницах для детей и юношества всех печатных изданий.
Очевидно, что реклама и низкая цена – главные и эффективные стратегии привлечения потребителей. Не исключение – и пиво. Оно дешевое, а потому доступно для любого потребителя, даже самого младшего.
Когда инструмент рекламы забрали, крупные компании – производители пива – начали бить тревогу, потому что результатом для них стало падение прибылей.
В июне-июле 2015 года был разыгран прекрасно срежиссированный спектакль.
Под видом борьбы за выживание малых пивоваров (в части необходимости отмены платы за лицензию) в Верховной Раде зарегистрировали три законопроекта: 2971-д – Нины Южаниной, 2971 – Кабинета министров и 2971-1 – нескольких народных депутатов.
Все они схожи и касаются не только малых пивоваров. Крупные производители пива в части дерегуляции пролоббировали выгодные для себя положения, в том числе – относительно рекламы пива.
Все три проекта закона от 14 июля 2015 года были вынесены на первое чтение. Вероятно, лоббисты рассчитывали, что депутаты проголосуют хотя бы за один из трех проектов. Однако вмешалась общественность, провела ряд пресс-конференций и сделала несколько заявлений о недопустимости разрешения рекламы пива.
Во время голосования общественные активисты и сознательные народные депутаты из разных политических сил подпортили нервы лоббистам, которые, вероятно, надеялись на «блицкриг».
Законопроект 2971-д Южаниной после нескольких голосований с нарушением регламента (сигнальные голосования от спикера Владимира Гройсмана), все таки приняли, но с последующей доработкой в комитете его автора.
Чтобы исключить изменения в закон «О рекламе», которые содержатся в проекте 2971-д, была зарегистрирована поправка №81. Однако налоговый комитет ее отклонил.
Зато до марта 2016 года заседали рабочие группы с участием бизнеса и отдельных депутатов, во время которых принимались решения относительно учета представленных ко второму чтению поправок. Однако ни стенограмм, ни протоколов заседаний этих рабочих групп нам увидеть не удалось.
А 16 марта профильный комитет поддержал законопроект.
Почему прошло столько времени? Причина проста: на возвращение рекламы в зале не было голосов. Принятие же проекта 2971-д налоговым комитетом ко второму чтению и включение его в повестку дня сессии на 2 июня 2016 года может свидетельствовать лишь об одном: лоббисты «проработали» фракции и заручились их поддержкой.
Поскольку новым спикером Верховной Рады является Андрей Парубий, который до сих пор не нарушал регламента Верховной Рады сигнальными голосованиями, лоббисты решили убедить депутатов.
Парламентариям навязывают мифы, и если Верховная Рада проголосует за возвращение рекламы на радио, телевидение и в места продаж, то это будет означать только одно: главы фракций стали на сторону алкогольных лоббистов, предав здравый смысл.
Чем опасна реклама
Реклама пива в Украине на телевидении ограничена лишь частично. Разрешение на рекламу алкоголя установлено законодательством с 23-х до 6-ти часов утра. Однако 24 часа в сутки в нашем государстве разрешено спонсорство.
Именно под видом спонсорства алкогольные компании продолжают привлекать потребителей, часто нарушая действующее законодательство о спонсорстве и превращая его в рекламу.
По результатам социологического опроса в рамках международного проекта ВОЗ «Здоровье и поведенческие реакции учащейся молодежи – 2014», среди напитков, которые употребляют дети раз в неделю, пиво и слабоалкогольные напитки. В Украине потребление алкоголя начинается уже в 11 лет.
Зато, по данным отчета Европейской комиссии, реклама алкогольных напитков, включая вино и пиво, полностью запрещена на телевидении и радио во Франции, Норвегии и Швеции.
Страны, которые полностью искоренили рекламу алкогольных напитков на телевидении и радио, достигли наибольших успехов в сокращении негативных последствий потребления алкоголя.
По данным ВОЗ, во Франции, которая запретила рекламу алкоголя в 1991 году, потребление алкоголя уменьшилось с 16 литров на одного человека старше 15 лет в 1990 году, до 11,5 литра в 2007 году.
Норвегия и Швеция в конце 2000 года имели самые низкие показатели потребления алкоголя – меньше 7 литров на человека, при том, что средний показатель для Европы составил почти 11 литров.
В 1992 году Украина и Франция имели почти одинаковые показатели смертности от цирроза печени, развитие которого чаще всего обусловлено употреблением алкоголя: 16 случаев на 100 тыс. населения. В 2004 году во Франции этот показатель уменьшился до 11, а в Украине – вырос до 36.
Многочисленные европейские исследования подтверждают статистически значимое влияние рекламы на потребление и доказывают взаимосвязь между рекламой алкоголя и началом его потребления подростками. 12-летние дети, которые в исследовании больше подпадали под влияние алкогольной рекламы, через год после опроса начинали употреблять алкоголь на 50% чаще, чем те, кто меньше всего натыкался на алкогольную рекламу.
Реклама – действенный инструмент, и это подтверждают нарекания самих производителей, которые говорят о падении прибылей.
Показательно, что в июле-декабре 2015 года производство пива в Украине сократилось на 164 млн. литров или на 15% по сравнению с июлем-декабрем 2014 года. Ставки акциза на пиво в оба периода были одинаковыми, фактор оккупации части территории также почти не имел влияния.
Данные по реализации рассчитаны косвенно, по поступлениям акцизов на пиво – отечественное и импортное. За этот период поступления сократились на 17%. Это означает, что реализация уменьшилась примерно на 200 млн. литров.
Такие цифры свидетельствуют, что за последний год кто-то не начал пить, а кто-то бросил.
Кому выгодно возвращение рекламы
Возвращение рекламы, прежде всего, выгодно медиабизнесу, крупным компаниям-производителям и отдельным заинтересованным народным депутатам, которые активно лоббируют этот вопрос в Верховной Раде.
Ради справедливости отметим, что крафтовым пивоварам не нужна реклама на радио или телевидении, потому что они не имеют на это средств. Реклама выгодна крупным компаниям-производителям, которые готовы тратить миллионы, ведь знают, ради чего они это делают. Миллионные затраты на рекламу – миллиардные прибыли.
Лоббисты говорят, что хотят привести закон «О рекламе» в соответствие с Европейской конвенцией по трансграничному телевидению. Однако юристы Института медиа-права подготовили юридическое заключение, в котором показали, что это манипуляция.
В их заключении, в частности, говорится о том, что ни одно из положений конвенции не мешает сторонам применять строгие и подробные правила, по сравнению с теми, которые предусмотрены в этой конвенции, в программных услугах, транслируемых телевещателями, которые подпадают под юрисдикцию этого государства.
То есть конвенция не регулирует отношения по осуществлению вещания национальными теле — и радиоканалами. Более того, норма о суровых ограничениях распространяется и на иностранные программы, которые ретранслируются на нашу территорию.
При ратификации конвенции Украина сделала оговорку, которая оставила за собой право ограничивать на своей территории ретрансляцию программ, содержащую рекламу алкогольных напитков в части, которая не соответствует национальному законодательству.
Лоббисты также утверждают, что теперь нельзя транслировать международные соревнования, где спонсором являются алкогольные или пивные бренды. Однако юристы настаивают: трансляция международных спортивных мероприятий, где есть реклама или название алкогольного бренда не запрещается, поскольку подпадает под определение спонсорства, которое у нас разрешено 24 часа в сутки.
Если народные депутаты волнуются, что не смогут смотреть международные спортивные программы, пусть доработают законопроект и предоставят разрешение на рекламу и спонсорство специально для трансляции международных спортивных мероприятий.
Формулировки можно взять из статьи 14 закона «Об общественном вещании», там это разрешение прописано отдельно. Или, возможно, дело вовсе не в трансляции международных спортивных мероприятий?
Следовательно, интересы заинтересованных в рекламе пива на телевидении, радио и в местах продаж превалируют над интересами защиты здоровья граждан. Однако депутаты должны помнить, что этот вопрос не может быть разменной монетой в поддержке частного бизнеса.
Мы, как общественность, настаиваем на рассмотрении законопроекта 2971-д в сессионном зале с поправками. Мы требуем, чтобы народные депутаты во время голосования поддержали поправку №81, которая исключает все изменения к закону о рекламе.
Подчеркиваем, что наши замечания не касаются дерегуляционной части законопроекта. Если проголосовать за поправку и исключить изменения в закон о рекламе, законопроект может быть принят.
Автор: Юлия Солоха, координатор коалиции «За трезвую Украину», эксперт Реанимационного пакета реформ
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.