Платежный баланс и курсы валют в Беларуси в 1997 году

1) В начале 1997 г. Национальный банк Беларуси признал невозможным дальнейшее поддержание проводимой ранее политики курсообразования. Система множественных курсов была ликвидирована 7 февраля, и было допущено снижение официального обменного курса рубля более чем на 70% за первые четыре месяца 1997 г. В мае скорость девальвации замедлилась, а совокупная девальвация за последующие 4 месяца равнялась 2,6%.

2) Резкое снижение обменного курса белорусского рубля в начале 1997 г. предполагало значительное падение реального обменного курса рубля. Тем не менее, этого было недостаточно для полного восстановления утраченной в 1995 году конкурентоспособности. В августе 1997 г. реальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю все еще превышал 140%, то есть был на 40% выше уровня декабря 1993 года.

3) Беларусь испытала значительное ухудшение условий торговли, последовавшее за распадом Советского Союза, в то время как Россия извлекла пользу из улучшения своих условий торговли вследствие приведения цен на нефть и газ в соответствие с мировыми ценами.

Данный шок предполагал снижение устоявшегося уровня реального обменного курса белорусского рубля к российскому рублю по сравнению с уровнем до 1993 года. Поскольку существующий реальный обменный курс белорусского рубля по-прежнему превышает 100%, курс белорусского рубля завышен. Завышенный обменный курс сдерживает восстановление экономики, так как соответственное увеличение реальных доходов создает спрос на импортируемые товары, что ведет к ухудшению состояния текущего счета платежного баланса. По мере приближения экономики к состоянию полной занятости станет невозможным поддержание внешних счетов, что вызовет потребность в реальной девальвации белорусского рубля.

4) Завышение официального обменного курса белорусского рубля приводит к избыточному спросу на твердую валюту на МВБ. Объем предложения иностранной валюты на МВБ остается низким в сравнении с предыдущим годом, а в то время как избыточный спрос стимулируется низкой ценой на иностранную валюту. В результате, распределение твердой валюты при существующем спросе на МВБ осуществляется административно, путем предварительного отбора заявок на основе списка приоритетного импорта.

5) Необходимость отмены административного контроля на валютном рынке была признана органами управления экономикой в двух документах в 1997 г., а именно, в соглашении, подписанном с Центральным банком России (7 марта), и меморандуме, подписанным с Всемирным банком (18 июня).

В первом из них было заявлено, что, начиная со второго квартала 1997 г., официальный обменный курс должен устанавливаться на основе спроса и предложения, и что Центральный банк России будет производить интервенции на рынке в целях поддержания белорусского рубля. Несмотря на такие намерения, тем не менее, не было принято действительных шагов по осуществлению данного направления политики. Отсутствие прогресса в сфере либерализации валютного рынка привело к тому, что ЦБР отложил на неопределенное время дальнейшие переговоры с Нацбанком Беларуси.

6) Принимая во внимание то, как устанавливается в Беларуси обменный курс в настоящий момент, основной посылкой для рыночного обменного курса служит кросс-курс белорусского рубля к доллару США, основанный на рыночных равновесных обменных курсах Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Замедление скорости официальной девальвации после мая не позволило сократить разницу валютных курсов и сделать ее ниже 20%. Напротив, в июле 1997 г. вновь началось увеличение разницы валютных курсов, которая достигла 31% к концу августа.

7) В проекте Основных направлений кредитно-денежной политики на 1998 год от 5 сентября Нацбанк Беларуси вновь подтвердил свое намерение либерализировать валютный рынок.

В частности, проект предполагает отмену какой-либо принудительной продажи иностранной валюты, свободную продажу наличной и безналичной иностранной валюты по рыночному курсу и устранение ограничений на продажу иностранной валюты нерезидентам.

В то же время, тем не менее, он устанавливает ползущую привязку в целях поддержания реального обменного курса белорусского рубля к российскому рублю постоянным, что является просто неправдоподобным, принимая во внимание сложившуюся ситуацию. Если сценарий установления обменного курса на основе спроса и предложения на рынке является реалистичным, то после дальнейшей реальной девальвации появится возможность для начала защиты обменного курса.

8) Более того, в том же документе постулируется цель доведения реальной процентной ставки до того уровня, который существует в России, что не соответствует текущей политике курсообразования. Фактически, до тех пор, пока не произойдет корректировка реального обменного курса, только с помощью установления более высоких реальных процентных ставок в Беларуси, чем в России, можно будет остановить отток капитала.

9) Рассматривая динамику торгового баланса в Беларуси, мы видим, что хотя торговый оборот растет, и это положительное явление, увеличение объемов производства, начавшееся во второй половине 1996 года, не оказало положительного влияния на счет текущих операций. Так как во внутреннем спросе наблюдается перекос в сторону импорта, более быстрый рост доходов привел к резкому увеличению импорта в долларовом выражении. Хотя объем экспорта тоже растет, состояние счета внешней торговли ухудшилось.

10) Принимая во внимание такой резкий рост спроса на импорт, правительством разрабатываются меры сокращения импорта. Так как тарифы не могут быть установлены в одностороннем порядке в связи с соглашением о Таможенном союзе, используются некоторые административные протекционистские механизмы, например, обязательная регистрация или требование депозита, предшествующего импорту товаров.

11) Основными видами экспорта белорусской внешней торговли за первые 8 месяцев 1997 года были машины и оборудование (в основном в страны СНГ), химическая продукция и текстиль (в основном, в дальнее зарубежье) и транспортные средства (как в страны СНГ, так и за их пределы). Вместе эти 4 сектора составляют 56% общего объема экспорта.

Основные категории импорта включают в себя минеральные ресурсы и недрагоценные металлы (в основном, из России), машины и оборудование, продукты питания и химическую продукцию (в основном из дальнего зарубежья). Данные 5 секторов представляют 77% общего объема импорта.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий