После финансового кризиса в марте 1998 года расчеты с нерезидентами в белорусских рублях были значительно ограничены. Основная масса потерь, вызванных такой ситуацией, пришлась на рынки России и государств Балтии, где белорусский рубль находился в обращении и признавался. Власти предприняли попытки контролировать обменный курс белорусского рубля на внешних рынках.
Последующее решение о запрещении котировок белорусского рубля на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), принятое по требованию руководства страны, только усугубило проблему конвертируемости белорусского рубля. На протяжении года почти все банковские операции с нерезидентами в белорусских рублях были либо заморожены, либо запрещены. Это привело к тому, что количество белорусских рублей, находящихся на счетах банков-нерезидентов, сократилось с 1,7 триллиона рублей в марте 1998 до 0,11 триллиона рублей к январю 1999 года.
В результате, приток капитала в страну, включая прибыль экспортеров и свободные ресурсы, сократился почти на две трети. Например, совокупный оборот иностранной валюты на Минской межбанковской валютной бирже (МВБ) составлял 135,5 млн. USD в апреле и только 53,7 млн. USD в ноябре 1998 года. Функция Национального банка как главного оператора рынка иностранной валюты снижает объективность в формировании обменного курса, однако это усиливает возможности Нацбанка в проведении интервенций на внутреннем и внешнем рынках иностранной валюты.
Искусственная изоляция белорусского рынка и белорусского рубля не позволила ему усилить свои позиции в отношении RUR в течение российского кризиса прошлого года, как этого можно было бы ожидать. Концентрация белорусского экспорта на российском рынке вынудила белорусских производителей накапливать запасы готовой продукции и привела к падению конкурентоспособности белорусских товаров. В то же самое время российский кризис подстегнул российских производителей производить продукцию на внутренний рынок для того, чтобы заменить аналогичную продукцию, поставлявшуюся из стран СНГ.
Невозможно создать единую финансовую систему России и Беларуси без развития единого финансового рынка вне зависимости от средства платежа. Первым шагом в этом направлении должно быть достижение взаимной конвертируемости национальных валют по отношению друг к другу и по отношению к новой валюте союза. Необходим свободный доступ профессиональных агентов на рынок капитала союза.
Обменные курсы иностранных валют МВБ являются завышенными из-за административного контроля за спросом на иностранную валюту. Несоответствие спроса и предложения на иностранную валюту приводит к значительным расхождениям между валютными курсами, формируемыми на различных сегментах валютного рынка. Либерализация валютного рынка может привести к единому курсу в краткосрочном периоде. Отсутствие единого обменного курса является основным препятствием на пути подписания соглашений Беларуси с МВФ и ЦБ России.
В течение 1998 года динамика двухсторонних реальных обменных курсов и реального эффективного обменного курса различалась в зависимости от вида валюты. В частности, по сравнению с четвертым кварталом 1997 года наблюдалось падение реального обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару США и немецкой марке. Это – индикатор растущей конкурентоспособности белорусских товаров vis-à-vis стран дальнего зарубежья. Вместе с тем двухсторонние обменные курсы в отношении российского рубля и украинской гривны увеличились, что, принимая во внимание высокий удельный вес России и Украины в белорусской внешней торговле, привело к удорожанию эффективного реального обменного курса.
Торговый дефицит в третьем квартале 1998 года достиг отметки 10,8% ВВП по сравнению с 9,7% ВВП в третьем квартале 1997 года и 7,8% ВВП в третьем квартале 1996 года. Рост экспорта в страны дальнего зарубежья в четвертом квартале 1998 года (119,8% по сравнению с четвертым кварталом 1997 года) привел к некоторому улучшению торгового баланса и торговый дефицит в 1998 году составил 10,1% ВВП – столько же, сколько и в 1997, но значительно выше уровня 1996 года (8,6% ВВП).
Географическая структура внешней торговли Беларуси
Доля стран СНГ в общем экспорте Беларуси за девять месяцев 1998 года выросла относительно конца 1997 года на 1,5%, но сократилась в четвертом квартале, что привело к снижению доли экспорта, направляемого в эту торговую зону в 1998 году по сравнению с 1997 годом на 0,3% и составило 72,8% общего объема экспорта.
Рост импорта из стран СНГ в четвертом квартале 1998 года привел к незначительному увеличению доли этих стран в белорусском импорте по сравнению с предыдущим кварталом (на 0,3%). Однако уровень 1997 года все же не был достигнут (66,8%). Доля стран дальнего зарубежья как в экспорте, так и в импорте выросла в 1998 году по сравнению с 1997 годом на 0,3% и 2,1% соответственно. Основными партнерами Беларуси как со стороны экспорта, так и со стороны импорта продолжали оставаться Россия, Украина, Германия и Польша.
В 1998 году Россия продолжала оставаться основным торговым партнером Беларуси, занимая 51,9% от совокупного внешнеторгового оборота республики. В 1998 году экспорт в Россию составил 64,9% всего белорусского экспорта (по сравнению с 64,7% в 1997 и 66,7% в январе-сентябре 1998 года), а импорт – 54,3% (53,6% — в обоих периодах, используемых для сравнения).
Во второй половине 1998 года по сравнению с первым полугодием 1998 года экспорт в Россию упал на 19,6%, а импорт – на 9,7%. Объемы экспорта и импорта в Россию в 1998 году составили соответственно 95,3% и 98,7% их объемов в 1997 году. Тем не менее, это сокращение произошло за счет сделок за деньги, а в то время как бартерная торговля интенсифицировалась. Так, во втором полугодии 1998 года по сравнению с первым полугодием 1998 года объем бартерных операций по экспорту и импорту увеличился на 3,6% и 6,3% соответственно. В целом за 1998 год бартерный экспорт в Россию составил 117%, импорт – 79,6% от их уровней в 1997 году.
Интересно, что рост бартерных операций был особенно высок в торговле со странами дальнего зарубежья. Согласно официальным статистическим данным в 1998 году по сравнению с 1997 годом в торговле со странами дальнего зарубежья наблюдался рост бартера как со стороны экспорта (43,8%), так и со стороны импорта (78,7%), в то время как бартер со странами СНГ со стороны экспорта вырос (15,6%), а со стороны импорта – сократился (-15,9%). Рост бартера в целом, и со странами дальнего зарубежья в частности, может быть объяснен несколькими причинами.
Движущей силой для использования бартера для экспорта представляется желание избежать обязательной продажи части валютной выручки экспортеров. Что касается использования бартера для импорта, его рост по большей части был обусловлен растущими проблемами с конвертированием белорусских рублей в иностранную валюту на протяжении 1998 года и ужесточением правил, регулирующих расчеты в белорусских рублях с нерезидентами. Более того, во многих случаях бартер являлся своего рода прикрытием для денежных транзакций (наличными), однако определение доли такого «псевдо-бартера» в общем объеме бартерных операций представляется исключительно сложным.
Несмотря на отмеченную выше тенденцию, доля бартера в торговле со странами СНГ (и особенно с Россией) по-прежнему выше, чем в торговле со странами дальнего зарубежья. Это свидетельствует о том, что российское кредитное сжатие является важным фактором, способствующим росу бартера. Бартер не представлял бы из себя большую проблему, если бы торгующие предприятия были независимы и ориентированы на получение прибыли (каковыми и являются частные предприятия). В таком случае бартер был бы взаимовыгодным.
Бартер становится проблемой, когда он осуществляется государственными предприятиями, субъектами указаний и давления производить и экспортировать любой ценой, которые не руководствуются мотивом прибыли (или исключительно мотивам прибыли). Тогда бартер (так же, как и обмен за деньги в тех же самых условиях) может быть невыгодным для одной из сторон и, более того, обоюдоневыгодным.
Товарная структура внешней торговли Беларуси
По сравнению с соответствующим периодом 1997 года товарная структура внешней торговли осталась приблизительно неизменной как со стороны экспорта, так и со стороны импорта. Наиболее значительные изменения произошли в экспорте транспортных средств, доля которых в общем экспорте сократилась на 2,3% в основном за счет сокращения экспорта в страны дальнего зарубежья (доля этой товарной группы в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья сократилась с 16,7% до 8,2%). Доля экспорта недрагоценных металлов в общем объеме экспорта увеличилась на 1,5% (для обеих торговых зон).
Основными статьями экспорта были транспортные средства, минеральные продукты, машины и оборудование (в основном в страны СНГ), химическая продукция и текстиль и текстильные изделия (в основном в страны дальнего зарубежья). В целом доля этих пяти товарных групп составила 62,6% общего объема экспорта.
Со стороны импорта в январе-сентябре 1998 по сравнению с аналогичным периодом 1997 года произошло уменьшение доли импорта минеральных продуктов в общем объеме импорта (с 28,9 до 24,9%), но за счет сокращения их импорта из России, в то время как импорт этой категории из стран дальнего зарубежья немного вырос.
Импорт машин, оборудования и механизмов увеличился из обеих торговых зон, что привело к росту доли импорта этой товарной группы в общем объеме импорта на 2,4%. Основными статьями импорта были минеральные продукты и недрагоценные металлы (в основном из России), машины и оборудование, продукция пищевой промышленности и химическая продукция (в основном из стран дальнего зарубежья). Импорт продуктов этих пяти товарных групп составил 75,2% от общего объема импорта.
Выявленные сравнительные преимущества
Индексы «выявленных сравнительных преимуществ» (RSA) по секторам рассчитаны на основе данных о внешней торговле за девять месяцев 1998 года (положительные величины индексов свидетельствуют о «выявленных сравнительных преимуществах», а отрицательные значения – о «выявленных сравнительной невыгодности»).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что Беларусь обладала сравнительными преимуществами в торговле транспортными средствами, текстилем и текстильными изделиями, строительными материалами и древесиной как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья.
По таким позициям, как машины и оборудование, пластмасса, каучук и резина, продукция пищевой промышленности были выявлены сравнительные преимущества Беларуси в торговле со странами СНГ, но сравнительная невыгодность в торговле со странами дальнего зарубежья. И наоборот, по таким позициям, как минеральные продукты, химическая продукция и недрагоценные металлы сравнительные преимущества были выявлены в торговле Беларуси со странами дальнего зарубежья и сравнительная невыгодность в торговле со странами СНГ.
Результаты, полученные на основе расчета RSA, необходимо интерпретировать с осторожностью, принимая во внимание высокий уровень агрегирования данных, а также наличие тарифов и нетарифных торговых бартеров. В дополнение к общим перечисленным выше недостаткам индексов RSA применительно к Беларуси также должны приниматься во внимание искажения в торговых потоках, обусловленные связанными с внешней торговлей видами экономической политики и особенно – валютной политикой.
Другим примером является различный подход к различным торговым партнерам в отношении косвенного налогообложения внешней политики. Так, Беларусь применяет различные принципы взимания налога на добавленную стоимость в торговле со странами СНГ и со странами дальнего зарубежья: принцип «страны происхождения» с первыми и принцип «страны назначения» со вторыми. Это приводит к коррозии конкурентоспособности товаров, происходящих из различных торговых зон, а также создает проблему двойного налогообложения белорусских товаров из-за ситуации, когда партнеры Беларуси по СНГ не используют такой же принцип взимания налога на добавленную стоимость с товаров, импортируемых из Беларуси.
Ситуация должна измениться в 1999 году: с февраля 1999 г. Беларусь намеривается перейти на принцип «страны назначения» в торговли с Украиной, и вскоре после этого – с Казахстаном. Все перечисленные проблемы служат иллюстрацией того факта, что заключения и рекомендации для экономической политики, основанные на оценке постторговых данных в присутствии множественных искажений, также могут быть искаженными. Тем не менее, определение структуры торговли (как географической, так и товарной), улучшающее благосостояние страны, имеет огромное значение.
Счет текущих операций
Эксперты проекта ВЕТ оценивают дефицит текущего счета в 1998 году в размере 6,8% ВВП по сравнению с 5,9% ВВП в 1997 году. После значительного улучшения в 1995 (с минус 10,9% до минус 4,5% ВВП) баланс текущего счета постоянно ухудшался. Размер дефицита текущего счета относительно умеренный. Для сравнения: по предварительным оценкам в странах Балтии в 1998 году дефицит текущего счета будет значительно выше – 10,5% ВВП в Эстонии, 8,6% ВВП в Латвии и 15,1% ВВП в Литве.
Однако ухудшение внешнего баланса происходит в Беларуси в условиях ограниченных возможностей для внешнего финансирования и исключительно небольших размеров валютных резервов. Отсутствие конвертируемости затрудняет финансирование дефицита текущего счета, но вместе с тем затрудняет спекулятивные атаки и финансовые кризисы. К концу третьего квартала 1998 года внешний долг Беларуси составил 1,022 миллиарда долларов или 7,2% ВВП. Внешний долг Беларуси очень низкий по сравнению как с промышленно развитыми, так и с развивающимися странами, и экономические агенты легко могли бы принять более высокий уровень инвестиций, если инвестиции в Беларуси станут более привлекательными с экономической точки зрения.
Торговля услугами
В 1998 году баланс услуг оставался положительным на уровне 437,5 миллиона USD, но по сравнению с 1997 годом экспорт услуг сократился на 7,4%, а импорт увеличился на 13,2%, что привело к сокращению нормы покрытия дефицита текущего счета профицитом баланса услуг с 70,3% до 44,8%. Транспортные услуги (услуги грузового транспорта) традиционно являются основными статьями экспорта в обе торговые зоны.
Тем не менее, возможности роста доходов от этих услуг далеко не исчерпаны. Выгоды от стратегического месторасположения Беларуси и инфраструктуры возрастут многократно, если Беларусь завоюет больше доверия посредством проведения последовательной политики рыночных реформ. С этой точки зрения также очень важным является экономическое развитие России, поскольку Беларусь является транзитным путем с запада на огромный российский рынок.
Инвестиции
Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 1998 году был очень низким – 107,6 миллиона USD (менее 0,8% ВВП). Как с точки зрения этого показателя, так и по показателям ПИИ на душу населения Беларусь остается аутсайдером по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы.
Макроэкономическая стабильность и создание соответствующей среды для ПИИ являются базовыми условиями для привлечения устойчивого притока ПИИ. Соглашения с международными организациями о программе макроэкономической стабилизации и прогресс в крупномасштабной приватизации были бы положительными сигналами для инвесторов.
Возобновление переговоров с МВФ и выраженное стремление проводить более здоровую кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику, позитивные сдвиги в сфере приватизации предприятий республиканской собственности, произошедшие в четвертом квартале 1998 года, могут послужить такими сигналами. Однако прежде чем эти сигналы будут трансформированы в действие инвесторов, Беларусь должна будет доказать, что эти положительные сдвиги являются частью долгосрочной стратегии, и что обратное движение невозможно. Завоевание доверия со стороны международного сообщества является сложной задачей, но и возможные выгоды от этого очень велики.
Вопросы экономической политики
Российский рынок снова высветил важность переориентации торговой политики Беларуси и обострил вопрос обоснованности дальнейшей интеграции с Россией на чисто экономических основаниях. Сокращение экспорта в Россию и сложности с переориентацией торговли на другие рынки подчеркнули торговоотклоняющие эффекты Таможенного Союза.
В соответствии со стандартной теорией таможенного союза возможные выгоды от его создания будут тем больше, чем больше экономическое пространство союза и чем большее количество стран он в себя включает; чем ниже средний уровень тарифа по отношению к третьим странам после создания союза по сравнению с ситуацией до его создания; чем более конкурентными в настоящее время, но более комплементарными потенциально являются экономики стран союза; чем выше разница в удельных издержках на одинаковые продукты до создания союза. Большинству этих условий Таможенный Союз Беларуси и России не удовлетворяет.
Более того, Россия может попытаться решить некоторые свои проблемы средствами торговой политики, и в этом случае разница промышленных и торговых интересов двух государств станет более очевидной.
Соглашения, подписанные Президентами Беларуси и России 25 декабря 1998 года, призванные ускорять дальнейшую интеграцию двух стран в направлении денежного союза, должны еще получить экономическое обоснование. С политической точки зрения не вполне понятно, как в новом Союзе будет осуществляться процесс формирования и принятия решений. Представляется сомнительным, что Россия поступится интересами своих регионов и согласится на равную с Беларусью силу в процессе принятия решений. Если это не случится, то Беларуси придется пожертвовать гораздо большей частью своего суверенитета, чем она намеревается.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.