Почему и как крестьян превращают в маргиналов

17.04.2017 – Уже почти два года, как каждый, кто имеет высшее образование, фантазирует со своей моделью рынка земли. Съезды, круглые столы, конференции. Вместо того чтобы брать и быстро переносить в свое законодательство правовые нормы, которые выработаны в развитых странах столетиями, у нас говорят про какие-то украинские особенности.

Кажется, что весь мир, кроме наших экспертов и политиков, осведомлен о том, что рынок земли функционирует нормально только там, где работающему на ней гражданину оставляют с гектара вдвое втрое больше, чем гражданину, который сдает гектары в аренду или нанимает других для работы на них. Достигается это нулевыми или низкими налогами для первых и высокими – для вторых. Первое во всем мире трактуется как доход от трудового участия, второе, рентные доходы или дивиденды, — как доходы от капитала.

Я учился и бывал во многих зарубежных странах, другие изучал, но мало где встречал, чтобы доход от аренды за год был больше одного процента от стоимости земли. А даже если он где-то и близок к нему, то все равно существенно ниже, чем доход от банковского депозита. Поэтому рассматривать покупку земли для накопления капитала, в отрыве от приложения к ней своего труда в развитом обществе никто и не думает.

Я нигде не видел и ситуации, где после уплаты налогов и отнесения прямых выплат, сумма дивидендов от учредительства неработающего на земле гражданина, могла хотя бы приближаться к сумме доходов гражданина, который собственноручно хозяйничает на ней. Почти везде это не менее чем двукратная разница.

Только несколько богатых арабских стран обеспечивают такую дифференциацию бешеными по размеру адресными выплатами работающим на земле, удерживая нулевые или низкие налоги на землю и дивиденды. Как говорят европейцы: «Мы не такие богатые»…

Поэтому кто как, но все развитые страны обеспечили работающим на земле вдвое втрое выше способность купить новый гектар и окупить его вдвое втрое быстрее по сравнению с тем, который сдает ее в аренду или, не работая, получает только дивиденды.

Дифференциация в налогах и прямой поддержке является более весомым предохранителем против концентрации земли в руках горстки олигархов, чем административные ограничения. Особенно при таком уровне коррупции на административных должностях, как у нас. Да, такие ограничения в законодательствах многих стран еще сохраняются – требования к проживанию и занятости претендента, окончательное право общин разрешить продажу. Но они все больше рудиментные, чем современный инструмент современной аграрной и земельной политики.

Скажу больше. Все страны Новой Европы стимулируют приход в свои сельские общины лучшей фермерской «свежей крови» со знаниями, деньгами и желанием работать самостоятельно. Вызвать интерес со стороны состоятельного и обученного второго или третьего фермерского сына или дочери из Западной Европы ехать в глубинку, жениться, пускать корни, развивать сельскую местность и покупать землю для собственной трудовой деятельности считается вершиной совершенства политики любой страны. Но только, почему-то, не нашей.

Я видел десятки «смешанных» семей в разных странах Европы, счастливых и благодарных той стране, которая дала им возможность осесть на земле, работать и растить детей. Как и видел десятки местных богачей в столицах стран ЕС и не только, у которых сельскохозяйственная земля в своих странах не вызывает интереса, но есть желание заняться сельским хозяйством в Украине на условиях аренды земли, да еще и с перспективами получить ее в собственность через подставное лицо.

Определяющим в мире является не то, какое гражданство у человека, в декларации об имуществе которого эта земля значится, а то, что он может иметь с нее выгоду, только самостоятельно на ней работая. Собственность перекочевывает к выгоде, а не наоборот. Если хотим против семи миллионов продавцов в мире земли иметь несколько миллионов мотивированных и профессиональных фермеров, а не горстку богачей из своей и других столиц, надо дать именно им, собственноручно хозяйствующим, возможность иметь больше от этого выгоды.

Коммунистическая партия СССР в 20-х годах ХХ века существенно искривила правовое поле, прописав всю «выгоду» только под себя как единственного владельца всего на свете и отобрала у людей в 1927 году право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в первую очередь на земле. Миллионы семей украинских заможников индивидуалов, которых больше знают как кулаков, было вывезено в сотнях товарняков в Сибирь.

Правками в Хозяйственный кодекс запретили заниматься трудовой деятельностью для производства продукции на продажу без дополнительной регистрации. Уголовную статью за это в 90-х, правда, сняли, но сам по себе запрет – нет. Теплится такая себе «правовая щелочка», которая формально позволяет продавать сельским хозяйствам излишки собственного произведенного продукта только на базаре или посредникам, которые сразу же выдают их за свою продукцию. И продукция отнюдь не выравнивает их позиции на равных конкурировать на организованном рынке с другими.

Место же совхозов с их владельцем-государством тем временем быстро перезаняли агрохолдинги и юрлица. Именно их владельцы сегодня прилагают максимум усилий, чтобы сохранить диспропорцию экономических свобод – льготы для себя и неопределенность для простых людей. Одна форма хозяйствования, наследник колхозов и совхозов, такой себе марксистско-ленинский оборотень, сохраняет все, а другая, самая древняя, самая естественная, доминирующая во всех развитых странах, в Украине уже более 90 лет позорно находится вне правового поля.

В этом и кроется главный фактор украинской коллизии с земельным вопросом.

Некоторые лоббисты, например, выступают на заседаниях парламентских комитетов с заявлениями, что доходы владельцев паев, которые сдают их в аренду холдингам, нельзя облагать подоходным налогом… Не просто можно – нужно! Но только при одном условии: и арендующие структуры, и собственники земли, которые сдают ее в аренду, должны платить налоги государству, а нулевая ставка на доходы в пределах +/- 30 га на человека должна быть только индивидуальным или семьями хозяйствующих на своей или арендованной земле гражданам.

Только при этом условии самостоятельно хозяйствующие крестьяне смогут платить владельцам земельных паев вдвое втрое более высокую арендную плату, чем она сейчас является. И с которой, после уплаты налога на доход от недвижимости (на доход от сдачи земли в аренду), оставалось бы людям на порядок больше денег, чем сейчас они получают от агрохолдингов. Так во всем мире. Так в Европе.

Там граждане, а не «субъекты 4-й группы» имеют единый налог (нулевой до определенной достаточно значимой границы). Все остальные – обсчитывают каждый отдельно. Там граждане, а не юрлица, используют норматив для расчета доходов как процента от стоимости земли. Последние ведут бухгалтерию и платят на общих основаниях. С первого евро, фунта или франка. Там каждому самостоятельно работающему гражданину дают по 5-6 тысяч евро компенсации за пенсионные отчисления, медицинскую и социальную страховку. А учредители юрлиц ждут пока их хозяйственные образования сами, без компенсаций со стороны правительства, выплатят социальные начисления. На нанятых людей, налог на прибыль, налог на выплату дивидендов. Ждут своих 30-40% остальных по сравнению со всей суммой, которую оставляют гражданину.

Таким «старателям за крестьянские права» хотелось бы напомнить, что лоббирование уравниловки в налогообложении трудовых доходов и доходов от учредительства в политических и лоббистских кругах развитых стран издавна считается слабо скрытым проталкиванием интересов крупного капитала в борьбе за землю. Без их дифференциации земля быстро оказывается в руках узкого круга олигархов или их родственников.

Другие же утверждают, что все беды у нас от низких показателей валового производства и низкого удельного веса добавленного труда в нем. Мол, вон Польша с 1991 по 2012 год подняла валовое производство с каждого гектара с 177 до 439 долларов, Турция – с 403 до 840. А мы только восстановили 306 против 424, которые имели в 1991.

Этим экспертам отмечу, что при этом «вал с гектара» у нас, совокупный удельный вес у них, оплата труда и прибыли вначале 1990-х и начале 2010-х была примерно одинаковым, однако их распределение — 4:1 в пользу оплаты труда в 1991 и 1:4 в пользу прибыли в 2012. Когда все наращивали доходы своего среднего класса, мы – углубляли бедность трети населения, проживающего в сельской местности. Примитивно заменили богачей-партийцев богачами-олигархами.

Очередной раз именно потугами таких заказных экспертов нашу всегда очень умную нацию снова пытаются маргинализировать. Людям сейчас забивают в голову, что кто-то, а не они сами, должны их обеспечить – украинское государство, Киев, другие слои общества. Поэтому когда что-то идет в государстве не так, люди не себя обвиняют в бездействии, а ищут виновника, который должен решить все их проблемы.

Сейчас крестьянство упорно пытаются повести по «шахтерской дороге». Скользкой, ведь шахты закрывали и закрывают по всему миру и шахтеры выходят на забастовки повсюду. Но если их профсоюзные и политические лидеры в Польше, в Британии и других странах требовали для каждого уволенного с работы шахтера переподготовку на другую специальность в течение года-двух, выплат в течение этого периода субсидий на уровне их бывших зарплат на шахтах, многотысячные, а то и большие субсидии на открытие ими собственного бизнеса после переквалификации. Наши же «лидеры» давали в руки транспаранты и лозунги, в головы шахтерам вселяли совсем другое содержание. У них были ультиматумы сохранить льготные тарифы и освобождение от налогов владельцев шахт. Потому что они, мол, зарабатывают валютную выручку и народ кормят.

Во всех странах шахтерам возвращали достоинство в душе и экономическую способность в руки. Из них сделали средний класс. У нас же с ними сделали безвольную прослойку.

Сейчас в эту игру начали играть и с украинским крестьянством. Именно поэтому я против «аграрных беспорядков», когда выводят под стены правительства наемных комбайнеров и агрономов, и из дорогих джипов выпускают, впереди них, крашеных поросят. Под лозунги верните или сохраните владельцам сельскохозяйственных предприятий налоги, или дайте взамен эквивалентную прямую поддержку. Потому что только они, мол, платят зарплату, а сами по себе крестьяне – несостоятельны.

И никто ни слова о том, что крестьянские дворы, а не учредители юрлиц или сами юрлица должны иметь первичное и приоритетное право получать выгоду от своего труда на земле. Поэтому я категорически против таких протестов при сохранении «равных» прав всех форм хозяйствования на земле. Которые даже при поверхностном анализе оказываются как раз наоборот – очень неравными. Чтобы не иметь АТО по всей сельской Украине, крестьянам, а не кому-то другому, надо вернуть достоинство, состоятельность и свое дело в их руки. Чтобы не зависели от кого-то. Тогда и самая большая часть нашей земли будет независима от кого-то снаружи или внутри.

Слава богу, за последние несколько лет начал помогать украинцам МВФ, который «устал» давать деньги под правительственные обещания. Это международное учреждение получило свой опыт сотрудничества со многими странами «молодой демократии» и сейчас демонстрирует его в требованиях к украинским чиновникам: первый год – мягко, второй – жестко. В наших нынешних реалиях это выглядит так:

– 2015 год, мягко: «Уберите косвенную поддержку через автомат НДС, потому что это искажение конкуренции между украинцем, который работает и украинцем-учредителем»;

– 2016 год, жестко: «Убираете или будете отдавать транши?»;

– 2017, мягко: «Уберите свой феномен Фопов-упрощенцев и единщиков из четырех групп. Это барьер для индивидуальной трудовой деятельности граждан и щелочка для магнатов и мелких теневиков. Введите вместо этого упрощения и льгот для граждан налог, согласно требований 177-178 статей, 4-го раздела НК (налогообложение деятельности граждан. – Ред.) и срочно открывайте рынок земли. Работающие должны начать быстро становиться состоятельными. Это приостановит падение вашей экономики возобновлением массового спроса на продукцию других отраслей».

Второе требование украинская правящая элита услышала очень хорошо и начала проводить многочисленные съезды, круглые столы, конференции. Атмосфера нагнетается, потому что МВФ может опять жестко напомнить о возврате международных долгов. Однако на одном показательном мероприятии участникам не говорят об очень конструктивных советах МВФ относительно правовой коррекции налогового законодательства, которое будет способствовать восстановлению прав и развитию индивидуальной сельскохозяйственной деятельности и росту благосостояния простых граждан.

Это для нашей власти — «сверху». А «снизу» тоже уже очевидно, что и сам народ дал четко понять: ущемление прав украинцев не в том, что их меньшая часть не может продать свои паи, а в том, что их большая часть прошла генетическую селекцию в борьбе именно за землю. И также за право иметь с нее больше выгоды трудом, чем кто-то дивидендами.

Поэтому, по моему мнению, «так дальше будет». И будет быстрее, чем большинство об этом думает и не только в отдельно взятом земельном вопросе…

Автор: Виталий Саблук, заместитель директора Института аграрной экономики

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий