Читайте также: Долго, дорого, неэффективно: процедура банкротства в современных реалиях Украины
«Ответственным исполнителем» стал Минрегион Украины.
Прошло два года, а результатов до сих пор не видно, и будут они еще не скоро: два из пяти лет льготного периода, который предоставлен Украине, упущены.
Через три года наступит срок начала возврата средств займа предприятиями-участниками проектов, даже если они их не использовали и не достигли запланированных показателей эффективности.
Понятно, что предусмотренный срок на реализацию всех запланированных проектами мероприятий – пять-шесть лет – будет продолжен, поскольку уже сейчас отставание от первоначальных графиков составляет 1,5 года.
Это вызывает невероятное разочарование международного сообщества. Всемирный банк готов закрыть эти крайне важные для Украины проекты. Причины, по которым Украине пока это прощается, – война и отсутствие собственных или других средств для модернизации энергоемкой отрасли.
Почему же тормозится реализация проектов, а Минрегион продолжает говорить о своей успеваемости в сотрудничестве с финансовыми организациями?
«Второй проект развития городской инфраструктуры» стал логическим продолжением первого проекта «Развитие городской инфраструктуры» (заем Всемирного банка в размере 140 млн. долл., внедрение – 2008-2015 годы).
Его реализовывал Минжилкоммунхоз, впоследствии Минрегион, на 14 коммунальных предприятиях, водоканалах. Всемирный банк признал его успешным. Запланированные индикаторы результативности проекта были достигнуты и даже превышены.
Так, согласно окончательного документа по оценке проекта, который готовили специалисты ВБ и украинской стороны, по результатам внедрения проекта «Развитие городской инфраструктуры» потребление электроэнергии уменьшилось в среднем на 31,4%, было реконструировано 453 канализационные и водопроводные насосные станции, заменено 64,9 км сетей водоснабжения и канализации, закуплено 65 единиц спецтехники.
Самое главное достижение – эффективная работа систем водоканалов, которые охватывают своими услугами 3,6 млн. населения Украины. Также улучшилась экологическая ситуация в Одессе, Ивано-Франковске, Новой Каховке, установлено круглосуточное водоснабжение в Калуше, Коломые, Дрогобыче, Славянске.
За период подготовки и реализации проекта сменилось девять руководителей Минрегиона – в среднем министр находился в должности менее года, и семь ответственных заместителей министра – координаторов проектов.
Консультанты центральной группы реализации проектов, которая специально создается ответственным исполнителем на выполнение условий соглашений о займе, были едва ли не единственным островком стабильности и контактной группой при частых изменениях чиновников, обеспечивая институциональную память ответственного исполнителя.
Однако все пошло не так.
В начале 2016 года ВБ обратился к министру финансов Наталии Яресько как руководителю ведомства, которое представляет государство во всех отношениях с банком, по обвинению в коррупции и злоупотреблениях чиновника Минрегиона – заместителя министра – координатора проектов Романа Чуприненка.
Такой шаг банка стал следствием длительного внутреннего расследования и четким призывом принять незамедлительные действия в отношении ответственного лица в Минрегионе за внедрение проектов стоимостью 732 млн. долл. Во исполнение поручения тогдашнего премьера Арсения Яценюка рабочая группа с участием представителей Главгосслужбы провела служебное расследование. Его результаты были переданы лично тогдашнему руководителю Кабинета министров.
Украина смогла лишь отстранить Чуприненка от ответственности за координацию проектов и оставила его на должности. Официального ответа на обвинения ВБ, Украина до сих пор не предоставила. Такое отношение к одному из крупнейших международных кредиторов и отсутствие борьбы с коррупцией ставит под сомнение целесообразность поддержки предложенных Украине проектов кредиторами из Вашингтона.
Кроме этого, Минрегион в лице Чуприненка снова нарушил достигнутые с Мировым банком договоренности и приложил максимум усилий, чтобы центральная группа управления проектом прекратила свое существование с 1 января 2016 года. Следствием такой деятельности стал публичный конфликт между Минрегионом и консультантами.
Это парализовало работу проекта. Отставание от плана по его внедрению выросло на пять дополнительных месяцев. Выборка средств займа в рамках проекта в первом полугодии 2016 года не изменилась с декабря 2015 года – 5,6 млн. долл.
Украина уже уплатила единовременную комиссию Мировому банку за выделение средств на реализацию проектов в размере 1 млн. долл., продолжает дважды в год уплачивать проценты за использованную сумму займов и теряет льготный период на реализацию проектов.
Коммунальные предприятия не достигают максимальных показателей эффективности, которые бы позволили накопить средства для возврата и обслуживания займов ВБ.
Отличился Минрегион и в отношении «Проекта повышения энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения Украины».
Через несостоятельность министерства было аннулировано 66,5 млн. долл. из ранее выделенных 382 млн. долл. займа. То есть с ноября 2014 года до декабря 2015 года министерство не смогло найти пути сохранения финансов, на получение которых было потрачено много усилий и средств с обоих берегов Атлантического океана.
Таким образом, общая стоимость проекта была уменьшена с 382 млн. долл. до 315,5 млн. долл., а Украина тем временем заплатила единовременную комиссию со всей, «не уменьшенной», суммы проекта, которую никто никогда в государстве уже не сможет использовать.
Разницу – около 170 тыс. долл. комиссионных – Всемирный банк, конечно же, возвращать не будет. Это прямые потери для бюджета Украины. Это во времена, когда не хватает средств на лекарства, образование, энергоэффективные проекты. Это на фоне недавнего заявления Минрегиона, что сектор теплоснабжения требует 6 млрд. долл. инвестиций.
Не слишком ли дорого обходится Украине пребывание некомпетентных лиц среди чиновников, принимающих решения? Не говоря об имидже государства на международной арене в результате коррупционных скандалов.
Автор: Дмитрий Донец, Александр Жиганов, консультанты по вопросам осуществления проектов МФО (Second Urban Infrastructure Project)
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.