А географическое расположение буквально «кричит» о необходимости создания конкурентного локального рынка с ориентацией на экспорт.
Это и соседство с огромным европейским рынком и Польшей, которая смогла стать региональным лидером в выращивании плодоовощных культур, и выход к морю для дальних поставок (особенно на Ближний Восток и в Северную Африку).
Читайте также: Вадим Чагаровский: Украинец теперь потребляет в разы меньше молочной продукции, чем в советские времена
Гендиректор «Эпицентр К». Зачем Герегам аграрный бизнес
Семь тезисов об экспорте в Объединенные Арабские Эмираты
Национальные и международные эксперты называют Украину одним из будущих лидеров по производству продовольствия в мире, наряду с США, Канадой, Россией и Беларусью. Однако за почти 27 лет независимости хотя бы приблизиться к этому потенциалу пока так и не удается.
Причин того, почему нам все еще не удается выйти в лидеры, несколько и их можно разделить на две группы. Первая группа — причины общего характера, которые затрагивают не только овощеводство, но и другие сегменты агропромышленного комплекса.
Отсутствие рынка земли. Из-за моратория на продажу сельскохозяйственных земель, предприятия не имеют возможности самостоятельно скупать землю и развивать бизнес в долгосрочной перспективе. Тот факт, что Украина остается страной без рынка земли рядом с Кубой, Венесуэлой, Таджикистаном и Конго, говорит сам за себя. Без урегулирования прав собственности на землю в Украине мы вообще не можем говорить о каких-то перспективах в сельском хозяйстве.
Экономический кризис в стране. Конечно, кризис — комплексное понятие, но если говорить непосредственно о развитии предприятий, то главным его аспектом остается отсутствие доступного кредитования. Процентная ставка, которая и до 2013 года была достаточно высокой, в течение 2015 года и в начале 2016 года превышала 20%, что фактически убивало потенциал, который кредитование может дать отечественному бизнесу.
На сегодня НБУ вынужден держать ставку высокой. Это в условиях инфляционного таргетирования, а поэтому любой фактор, который может вызвать рост цен, автоматически отразится на потенциале привлечения кредитных ресурсов.
Вторым последствием экономического кризиса стала резкая девальвация национальной валюты и, как следствие, рост себестоимости выращивания овощей. Речь идет как об оборудовании для посадки, сбора и хранения, так и непосредственно о семенах и химикатах, которые в Украине в основном импортируются.
Отсутствие должной государственной поддержки. В нормальных условиях бизнес должен развиваться самостоятельно, однако аграрный сектор скорее исключение, поскольку он является ключевым в определении продовольственной безопасности государства. Поэтому государственные дотации аграриям ежегодно вызывают горячие обсуждения.
На сегодняшний день государственная поддержка в сегменте овощеводства ограничивается льготным кредитованием и отдельными программами финансирования, зачастую в сотрудничестве с международными донорами. Большая часть поддержки АПК идет на производителей зерновых и зернобобовых, что существенно ограничивает возможность для развития производства культур с более высокой маржинальностью.
Что же касается непосредственно узкоспециализированных факторов, то они во многом являются следствием действия первых факторов. Но их понимание необходимо для формирования целостной картины рынка и шагов для вывода овощеводства из глубокого застоя.
Подавляющее большинство украинских овощей выращиваются домохозяйствами и скупаются трейдерами и переработчиками. Согласно данным государственной службы статистики, предприятия выращивают менее 4% овощей в Украине. С одной стороны, это объясняется тем, что полноценное хозяйство, которое бы выращивало и сохраняло овощи, имеет достаточно высокий порог входа.
Скупать же готовый продукт у населения проще, снимая с себя расходы на содержание сотрудников и непосредственно аренду земли. Однако с другой стороны это не дает увеличивать технологичность производства, и крупные предприятия просто не будут появляться.
Низкое развитие рынка семян. По данным профильных ассоциаций, 96,7% семян овощей, сертифицированных в Украине, голландского происхождения. Доля украинских семян едва превышает 3%.
Понятно, что в домохозяйствах далеко не все семена сертифицированы, что отражается на теневой составляющей рынка. При этом развитие локального рынка семян остается критическим для обеспечения внутренних потребностей овощного сектора АПК, и тот факт, что подавляющее большинство семян импортируется, подтверждает слабое технологическое развитие рынка.
Отсутствие современных технологий хранения, упаковки и транспортировки. Эта проблема упирается в проблемы, вызванные экономическим кризисом в Украине. Длительное отсутствие стимулов, необходимых для развития отрасли, привело к тому, что оборудование для овощеводства в Украине не производится и нужно импортировать.
Играет роль и отсутствие возможности долгосрочного планирования на рынке, и девальвация гривны. А поскольку овощи быстро портятся, их невозможно перевозить на большие расстояния, не говоря уже об экспорте.
Результатом влияния этих факторов стало отсутствие лидеров рынка — крупных предприятий с полным комплексом производства овощей и продуктов переработки. А такие компании должны задавать тон всему рынку и создавать конкуренцию, которая является двигателем развития рынка.
Если говорить о показателях развития рынка овощей в Украине, то он развивался — не столько благодаря чему-то, сколько вопреки всем этим факторам.
На сегодняшний день в Украине выделяется 12 ключевых овощных культур. Это картофель, огурцы, помидоры. Капуста, свекла, морковь, лук, чеснок. Перец, кабачки, баклажаны и тыква. Из этих 12 культур 9 показали рост в период 2010-2016 гг., даже без учета неподконтрольных Крыма и Донбасса. Рост этот был обеспечен двумя ключевыми факторами:
— увеличение урожайности. Это стало возможным за счет улучшения качества посевного материала и природного технологического прогресса в обработке и применении СЗР.
— увеличение экспортного спроса на продукцию. Спрос, например, на украинскую морковь и лук вырос, а потому и возможностей для выращивания стало больше.
Наибольший прирост показали кабачки, морковь и чеснок.
Сокращение наблюдалось в сегменте огурцов, помидоров и капусты – во многом именно за счет того, что крупные хозяйства находились в Крыму, — компания «Крымтеплица» была одним из крупнейших овощеводов в стране.
С другой стороны — позитивную динамику показывают сегменты тепличных огурцов и помидоров. Каждый из них с 2010 года вырос более чем в два раза, и продолжает расти, поскольку теплицы обеспечивают более одного урожая в год, сглаживают влияние погодных условий и растягивают сезон для овощеводов.
Еще один сегмент, который показывал постоянный рост, — это органические овощи. Их выращивание для мелких фермеров не значительно дороже, чем выращивание обычных овощей, однако стоимость намного выше. Этот тренд продиктован увеличением спроса на здоровое питание и прослеживается как в Украине, так и за рубежом.
Предприятиям с лицензией «Органик» гораздо проще наладить экспорт своей продукции.
На сегодня по данным профильных ассоциаций емкость рынка органических овощей ежегодно растет на 10-15 процентов, и по состоянию на 2017 год составила около 40 миллионов евро.
Среди отраслей, которые показали рост, важно отметить значительный прирост в сегменте тыквы. Как раз на него больше других повлиял экспортный спрос. И речь идет не только о тыкве как плоде, но также и о семенах тыквы и масле.
Для активного развития отрасли в будущем будут нужны не только движения государства для регулирования отрасли, а и долгосрочное планирование для самих инвесторов, связанное с расширением ассортимента продукции овощеводства. На сегодня я вижу три перспективных тенденции на рынке, которые будут проявляться при любом сценарии.
1. Производство продуктов переработки. Я считаю, тыква будет таким образцом развития овощеводства, которое на сегодня может активно проходить в Украине. И это должно касаться не только тыквы.
Для полноценного развития отрасли необходимо развитие производства продуктов переработки. Первый и наиболее доступный вариант — это производство овощной консервации, консервированных овощей, паст и соусов, для картофеля — крахмал, для перца и чеснока — сегмент специй.
Также продуктами переработки можно считать овощи длительного хранения — сушеные и замороженные. Они могут храниться целый год и применяться в производстве самых разных продуктов питания.
2. Ориентация на экспорт. Для развития бизнеса, к успешной конкуренции не только на внутреннем рынке, но и за рубежом, нужно подходить более, комплексно — сертификация в странах ЕС гораздо жестче, а поэтому и семена, и химикаты, должны регулироваться, что также стоит денег.
Однако при благоприятной ситуации на валютном рынке появление экспортоориентированных овощеводов более чем возможно. Еще сильнее этот тренд выглядит в синергии с предыдущим — отправка продуктов переработки несет меньше рисков и имеет более высокую маржу.
3. Переход небольших фермеров в нишевые сегменты. Одним из нишевых является сегмент органических овощей. Однако этот вопрос нужно рассматривать в комплексе. Некоторые овощи приносят больше прибыли, однако, спрос на них не такой высокий, как на традиционные овощи, наиболее популярные в Украине.
Но, во-первых, нишевыми эти сегменты являются и за рубежом, и при успешном налаживании экспорта можно заработать больше, и, во-вторых, уникальное предложение всегда создает спрос и всегда можно найти новые рынки сбыта.
Этот уход не будет массовым, потому что для выращивания нишевых овощей все же нужны определенные знания и умения, но, как показывает мировая практика, такие сегменты всегда является уделом небольших фермерских хозяйств.
В ближайшие несколько лет мы ожидаем продолжения тех тенденций, которые наблюдаются на рынке на данный момент, и ключевым в развитии овощеводства в Украине будет увеличение объемов государственной поддержки и открытие рынка земли.
Дальнейший рост в целом возможный и без резких изменений в государственном регулировании отрасли. Однако для роста необходимы свои драйверы. Для всех них нужны инвестиции в случае с ориентацией на экспорт и логистикой — транспорт и овощехранилища, в случае с нишевыми культурами — знания и технологии.
Подводя итоги, можно сказать, что продовольствие будет развиваться, хотя бы за счет роста мирового населения и высокого потенциала Украины для выращивания овощей, поэтому на сегодня прогноз роста отрасли составляет около 3-5 процентов ежегодно.
Автор: Андрей Мокряков, ведущий аналитик компании Pro-Consulting
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.