Почему взрослые читают комиксы

18.12.2017 – Согласно The Comichron, ресурсу, который освещает цифры продаж комиксов, июнь 2016 года был самым продаваемым месяцем для индустрии с декабря 1997 года.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

Почему комиксы так популярны, что скрывает в себе этот жанр, как найти небанальную историю для себя и почему экранизация – не показатель качества этого жанра, рассказывает Максим Карповец, преподаватель Острожской академии, философ и один из немногих в Украине, кто коллекционирует комиксы.

Читайте также: Magnet Gaming запускает новую азартную игру Treasure Coast для онлайн казино VulkanStars

Пять сумасшедших вещей, которые можно приобрести за биткоины (BTC)

В комиксы тоже вкладывают деньги. Кто-то собирает марки, кто автомобили. Это один из видов коллекционирования вещей, которые также имеют и экономическую ценность.

Однако коллекционеры часто покупают комиксы, но не читают их. Я не такой сумасшедший, чтобы только и столько коллекционировать, поэтому не считаю себя заядлым коллекционером.

Хотя в Украине коллекционеры комиксов, особенно оригинальных изданий, друг друга очень хорошо знают. Иногда мне кажется, что я могу их посчитать на пальцах двух рук.

Сейчас у меня более 300 англоязычных позиций. Коллекционирую оригинальные издания, они имеют большую ценность. Хотя имею несколько десятков переведенных комиксов.

Есть коллекционеры переведенных комиксов. Понятно, что их значительно больше, потому что комиксы дешевле и купить их легче.

Также у меня есть синглы – это единичные выпуски. В общем, их более 500, хотя не считал все.

Наиболее интересным и ценным могу назвать Seven to Eternity #1 Рика Ремендера. Хоть комикс и вышел не так давно, но тираж первого выпуска быстро закончился, поэтому первый номер быстро стал раритетным и дорогим. Начальная его цена была 4$, а сейчас за него просят от 70$.

Конечно, все хотят иметь в своей коллекции что-то очень древнее и ценное. Часто это касается студий DC или Marvel.

Особо ценные комиксы, где впервые появляется герой, к примеру, Росомаха или Харли Квин или же Человек-паук в черном костюме. Это как рождение ребенка.

Выпуски 60-х и 70-х годов также пользуются большой популярностью.

Понятно, что первый номер «Супермена» или «Бэтмена» стоит миллионы долларов. Однако я охочусь не за первыми номерами, а за теми, которые для меня интересны и весомы.

Все подряд не скупаю, ориентируюсь лишь на собственное мировоззрение. Хотя некоторые привлекательные издания могут быть более личным интересом.

Популярность комиксов растет. Во-первых, потому что современная культура – это культура бегства и фантазий. Люди все больше ищут какие-то альтернативные пути для самореализации, собственных надежд и чаяний. Соответственно, комиксы предлагают один из вариантов побега, в частности переживания тех или иных проблем в неожиданных ситуациях.

Во-вторых, жанр активно развивается, появляется много интересных авторов и сюжетов, механизмы маркетинга позволяют лучше это продвигать.

Еще одна причина популяризации – экранизация. Мы прекрасно знаем, что кассовые сборы в DC и Marvel огромные. И многие читатели приходят к комиксам после просмотра фильмов.

Возможно, это также связано с клиповым мышлением, результатом большого информационного потока.

Я не слишком люблю большинство экранизаций, потому что они часто далеки от первоисточников и совсем не передают сущность комикса как вида искусства. Это подобно тому, как хрестоматийно переводят Шекспира.

С одной стороны, экранизации привлекают широкую аудиторию и популяризируют жанр. С другой – они отпугивают неподготовленных взрослых читателей, которые после фильмов из вселенной DC или Marvel еще больше убеждаются, что это несерьезный и «детский» вид искусства.

Возможно, я даже против фильмов как способа популяризации комиксов, хотя и понимаю ограниченность и уязвимость этой позиции. Но я за фильмы Тима Бартона, Кристофера Нолана, Зака Снайдера.

Трилогия Нолана о Бэтмене мне кажется довольно мощной.

Также появляются довольно серьезные сериалы от Netflix по комиксам Marvel, а именно «Даредевил», «Джессика Джонс» или «Каратель».

Комиксы часто являются средой авторских экспериментов и философских теорий. Не скажу, что в эту индустрию приходят чисто философы и интеллектуалы, но такое случается.

Недавно я прочитал французский комикс в русском переводе «Падающая девочка», сценарист которого – философ, исследователь комиксов. Там есть разные теории, которые касаются космоса, психологизма, психических архетипов, утопий.

Европейские комиксы, графические глубокие романы. Хотя, если говорить об американском пространстве, не о мейнстриме, а об андеграунде, там тоже есть много авторов, которые сумели достичь высокого уровня.

Философы обращаются к этому жанру, чтобы осмыслить важные сюжеты и темы. Многие авторы не просто рассказывают истории, а кодируют, показывают необычные грани обычных сюжетов.

Например, один из моих любимых художников Джон Уильямс Третий писал известных персонажей, однако делал это необычно. Читать и разглядывать его работы невозможно линейно, потому что там могут быть круги, квадраты, спирали, которые ломают привычную для нас логику восприятия. Они подобны принципам кодирования.

Можно вспомнить Криса Вайра, одного из самых оригинальных авторов в индустрии. Его работы требуют немалого интеллектуального бекґраунда и фантазии.

Европейские комиксы также достаточно интеллектуальные. История Тинтина вообще отображает сложную культурную ситуации середины прошлого века. Она до сих пор животрепещущая, ведь первый выпуск, где остро критикуется СССР, во многих странах так и не выпустили.

Впечатляют работы Жана Жиро, известного как Мебиус. Это известный французский автор, у которого много неоднозначных философских работ. Они перевернули понимание комикса, повлияли на киноиндустрию, моду.

Также можно вспомнить Алехандро Ходоровского, испанского автора и режиссера, в частности его работы «Инкал», «Последний Инкал», «Метабароны». С ним даже связан «ходоровский верс», подобно «мультиверсу» (несколько параллельных вселенных).

Уилл Айснер, например, тоже автор серьезных работ, который даже пытался презентовать комикс в русле графического романа.

Сегодня даже обычные авторы пытаются рассказать что-то большее, чем просто историю.

Также существуют комиксы, которые невозможно понять без знаний математики, физики и лингвистики. Кто-то их сразу не поймет. Но если вы готовы к путешествию, борьбе с текстом, с автором, который написал, или с художником, который изобразил, тогда их можно читать. Это о работах Гранта Моррисона, хотя можно также Алана Мура, Фрэнка Миллера.

В итоге чтение даст вам много интересных переживаний и смыслов.

Почти в каждой крупной индустрии, как Marvel, DC, Dark Horse или Image, есть хорошие авторы и истории. Просто нужно найти классную подачу. Сбалансированные картинки, рисунок и сценарий – основные показатели качества комикса.

Хотя кое-кто может обходиться без сценария и текста, как Шон Тан, австралийский автор известного «Прибытия». Здесь только картинка, нет ни одного текста или звука, но от этого комикс не менее талантливый.

Это основные критерии, хотя внутри этих составляющих есть ряд других: хорошо построенная композиция, плавный переход от одной панели к другой, детализация, шрифт, звуки, убедительность образов – все это составляет скелет истории.

Комикс очень сложный механизм, над которым часто работает добрый десяток специалистов. Если одна деталь слабая, то это влияет на всю работу.

Между детскими и взрослыми комиксами есть определенная разница. Но для тех, кто уже в теме, она очень условная.

То же самое касается современной детской и взрослой литературы. Мы прекрасно знаем, что «Муми-троллей» Туве Янссон можно читать как моральные истории о жизни, а «Гарри Поттера» уже давно читают не только дети.

Мне нравится комикс «Дровосеки» (Lumberjanes), который больше должен быть интересным для девочек подросткового возраста, но сама история, героини и палитра не может оставить равнодушным.

Из детских комиксов спокойно читаю «Над садовой стеной» (Over the Garden Wall), где прекрасно переосмысленная американская южная готика, но в исключительно детской атмосфере.

Конечно, существует разница между взрослыми и детскими комиксами, как и в любом искусстве, поскольку существуют серьезные графические романы на тему СПИДа («Голубые таблетки» Фредерика Питерса), эпилепсии («Священная болезнь» Давида Б.) или Холокоста («Маус» Арта Шпигельмана).

Есть ли смысл сейчас давать детям эти тексты? Поймут ли они их?

В общем, если история интересная, хорошие авторы и художники – граница между взрослой и детской аудиторией является очень условной. И нет ничего зазорного в том, чтобы читать что-то наивное.

Демократичность этого жанра позволяет делать что угодно. Например, Уильямс Третий рисовал о Бетвумене в линейке «New 52» в DC, которая была перед Rebirth. Его уволили, потому что в одном из выпусков он женил Бетвумена с ее любовницей. Для DC это провокационно и рискованно, ведь подростки, так или иначе, остаются основной целевой аудиторией.

По-моему, в жизни есть разные истории, так почему о них не писать? И почему бы их не изображать так же, как это делают кино, литература или фотография?

Например, комикс «Маус» Арта Шпигельмана посвященный Холокосту. Там основные фигуры – животные, где свиньи являются нацистами, а мыши – евреями. Уже в этом есть провокация и возможна дискриминация, но это очень точный и убедительный визуальный ход, который был оправдан. Это первый и единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию.

Комиксы также любил Умберто Эко. Он был семиотиком, исследовал знаки и символы. Для него было интересным построение самого сюжета благодаря этим образам и символам. Он также исследовал массовую культуру, а с этой точки зрения комикс является очень интересным собирательным образом того, что происходит с большим количеством людей в культуре.

Существует энциклопедия DC, где последовательно рассказывается о появлении важных выпусков, а с ними рядом ключевые исторические события. Например, существует рассказ о каком-то выпуске про Супермена и одновременно с ним об определенном историческом событии, как бомбардировки Хиросимы и Нагасаки или конец Холодной войны.

Комиксы могут писать про феминизм, сексуальную революцию. С точки зрения исследователя массовой культуры комиксы являются едва ли не лучшим медиумом, который говорит разными способами о нас с вами.

Образ женщины чрезвычайно меняется в комиксах. Мне кажется, что жанр все-таки более мужской, если учесть круг людей, с которыми я общаюсь. Но недавняя статистика показала, что читательская аудитория комиксов в основном женская – преобладает мужская где-то на 10%.

Конечно, индустрия на это активно реагирует. Они придумывают новых женских персонажей, новые женские команды. Например, «Мисс Марвел», один из последних популярных комиксов во вселенной Marvel, создал необычную героиню, которая является мусульманкой.

Жанр реагирует на изменения в обществе, даже очень часто опережает их. Появление «Чудо жены», например, является опережением феминизма на несколько лет вперед. Поэтому мне кажется, что это хорошая платформа для любых идей.

О том, как читать комиксы, написана прекрасная книга «Понимание комикса» Скотта МакКлауда. Это больше научный трактат, который был написан больше 20 лет назад, но до сих пор актуальный.

Он раскладывает комикс на атомы. Вряд ли есть объективная схема или гид, которые научат правильно читать комиксы. Каждый чувствует это на себе, подстраивает под собственные биоритмы и духовные ориентиры.

Единственный закон и особенность комикса в том, чтобы читать и вглядываться в него нужно одновременно. Вы не можете прочитать текст на странице, а затем вернуться и рассмотреть картинки, или же наоборот. Это должно происходить синхронно. Это кажется очевидным, но до настоящего катарсиса и эстетического наслаждения надо, как не странно, приложить немало усилий.

Получается удивительный парадокс, когда такой быстрый и легкий вид искусства читать/смотреть нужно достаточно долго.

Что читать для размышлений и для отдыха. Начну с тех, которые находятся на грани.

Это «Персеполис» Марджан Сатрапи. Он рассказывает про девочку-мусульманку из Ирана, которая была вынуждена мигрировать сначала в Германию, а затем во Францию, где с ней происходят разные жизненные события. Это наивная и в то же время очень искренняя, местами смешная и трагическая история.

Вместе с тем там поднимается много политических, социальных, культурных, гендерных вопросов. Существует также хорошая экранизация, к которой была привлечена сама автор.

По серьезным комиксам, рекомендую уже упоминавшегося Гранта Моррисона. Он интересен технически и сюжетно, но, в, то же, время он пишет мейнстримные вещи.

У Морисона много различных кодов, загадок, его надо читать с книжкой, отыскивать аллюзии, цитаты. Для многих читателей это трудно, но кто сделает эту работу, получит определенное просветление.

Например, его работа «Джо Варвар» (Joe The Barbarian) про больного мальчика сахарным диабетом, который вынужден во время приступа спуститься со второго этажа своего дома на первый, чтобы достать инсулин в холодильнике. Привычные несколько шагов для нас превращаются в целое психоделическое приключение, ведь когда Джо теряет сознание, то перед нами появляются мифологические, исторические и вымышленные персонажи, размывая границу между реальностью и бредом.

Также из серьезных авторов можно Крейга Томпсона, Дэйва Маккина, Джеффа Лемира, Нила Ґеймана. Из наших авторов, которые стали всемирно известными, можно также почитать Игоря Баранько.

Если из развлекательного, тогда «Хоукай» от Marvel. Это такое себе хипстерское переосмысление супергероики.

«Мисс Марвел» тоже можно, «Бэтмена» Скотта Снайдера.

Нужно также почитать «Надзирателей» Алана Мура, которые считаются классикой, хотя это универсальный комикс, который может быть как серьезным, так и развлекательным.

На самом деле, есть множество советчиков, гидов, которые помогут выбрать нужный комикс. Если вам интересна, например, мифология – читайте «Чудо жену» Брайана Азарелло, если нуарный детектив – «Затмение» Эда Брюбейкера, мифология – «Песочного человека» Нила Ґеймана.

Сразу надо определиться с жанром.

Если что-то серьезное, тоже есть определенные форумы и гиды. Максимально очерчивая свои интересы, вы сможете найти подходящий для вас текст.

Если же просто без цели прийти в магазин, то можно наткнуться на нечто действительно для вас далекое и разочароваться в комиксах. Вы будто идете в ресторан и примерно знаете, что любите мясо или овощи, французскую или японскую кухню.

Автор: Максим Карповец, коллекционер комиксов, преподаватель Острожской академии, философ

Записала Екатерина Хорощак

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий