Подняться со дна. План системных реформ для Украины

Наступил второй этап системной трансформации национального хозяйства. Его необходимость вызвана искажениями в ходе экономических трансформаций, которые происходили в Украине после 1991 года, после перехода от социалистической командной экономики к свободной рыночной, и которые привели к потере нашей экономикой конкурентоспособности и возможности роста.

Двигаясь по этому ложному пути, мы будем только терять и терять.

Реформы призваны изменить базовую экономическую модель и создать возможности для глубокой модернизации страны, подъема производства и уровня жизни населения.

Исполнителем этих реформ станет новая украинская власть, изъятая из бермудского треугольника ограбления Украины, хотя пока непонятно, когда мы сможем ее сформировать.

Представим всю совокупность нужных изменений планом системных экономических реформ, который можно осуществить в ближайшие годы. Согласно такого плана надо действовать одновременно в четырех направлениях, которые дополняют друг друга.

1. Трансформировать систему макроэкономического и финансового регулирования.

Это касается достижения устойчивости денежной и валютной систем, балансировки и структурной оптимизации расходов бюджета, минимизации банковских процентных ставок, стимулирования профицита внешнеторгового оборота, отказа от административного повышения цен.

Нужно избавиться от язв функционирования системы государственного управления: высокой инфляции, девальвации обменного курса гривны, роста государственной задолженности, непроизводительных расходов бюджета, дефицита банковских кредитных ресурсов, оттока капитала за границу.

На этой основе можно будет восстановить рост производства в краткосрочной перспективе и в дальнейшем не допускать случаев глубокого его падения.

2. Превратить коррупционно-олигархическую систему функционирования экономики в рыночно-конкурентную.

На этом направлении ликвидируются государственные монополии и олигархические холдинги, теневая элитарная приватизация государственных предприятий, коррупционное использование государственных средств, монополистические злоупотребления ценами и тарифами, искажения в налогообложении и ручном управлении банковско-кредитной сферой.

Благодаря таким трансформациям повысится уровень конкуренции на рынках, увеличится доля инновационных производств, вырастут доходность экономики, накопления на банковских счетах и инвестиции в производство, появятся новые отрасли и производства на основе расширения малого и среднего бизнеса.

Следствием будет рост ВВП Украины в среднесрочной перспективе.

3. Осуществить технологическую и структурную модернизацию общественного капитала, исходя из внедрения новейших базовых технологий.

Внедрение новых технологий обеспечит кратное снижение энергоемкости и трудоемкости национальной экономики, динамичное увеличение доли отраслей глубокой переработки, высокую долю добавленной стоимости, а, следовательно – высокую конкурентоспособность наших производств в мировой экономике.

Будет обеспечиваться положительное сальдо внешней торговли, интенсивная капитализация экономики, качественное обновление производства, высокие темпы его роста.

4. Обеспечить условия ежегодного прироста чистых инвестиций, числа работников и освоенных в производстве научно-технологических разработок.

Это направление будет обеспечивать развитие экономики масштабными ресурсными возможностями внутреннего и внешнего происхождения.

Оно требует существенных изменений во внутренней и международной экономической политике, которые бы способствовали реинвестициям и ввозу капитала, уменьшению внешней государственной задолженности, приросту рабочей силы, увеличению внедряемых научных разработок и росту численности креативных предпринимателей.

Без этого не могут быть достигнуты высокие темпы долговременного роста экономики.

Совокупность макроэкономических, институционально-рыночных, структурно-технологических модернизаций, необходимых для быстрого и эффективного преодоления кризиса, а также условий максимального долговременного роста экономики, показана на схеме.
Интегрированная схема действий властей Украины в рамках стратегического плана экономических реформ:

Эта совокупность действий отражена в развернутой пространственной структуре плана системных реформ. Она построена по методологии стратегического планирования, которая будет позволять эффективно внедрять реформы.

Все нововведения следует начинать в ближайшее время, с приходом нового профессионального правительства, и осуществлять их параллельно. Продолжительность преобразований по каждому направлению разная, но начинать их надо одновременно, чтобы осуществить как можно быстрее – последующие правительства могут сойти с намеченного пути.

Кроме того, реформы будут реализовываться в определенной последовательности, поскольку отдельные из них находятся в причинно-следственной связи и являются продолжением предыдущих реформ. Так, макроэкономические реформы способствуют совершенствованию и осуществлению рыночных и институциональных реформ и структурно-технологическому обновлению экономики.

В то же время, структурно-технологическая модернизация будет происходить только в условиях рыночно-конкурентной системы, которую следует создать. Конечно, длительный рост экономики возможен только после осуществления преобразований в рамках трех предыдущих направлений трансформации экономики Украины.

Реформационные шаги можно разделить на две группы.

Первые способствующих созданию рынков и расширению действующих рынков. Они закрашены на схеме зеленым цветом. Вторые – те, что вызывают прирост, модернизацию и реструктуризацию национального капитала, закрашенные красным.

Только осуществление шагов обеих групп приведет к увеличению выпуска товаров и услуг, при котором ежегодный прирост ВВП будет не ниже 10-12%. Благодаря этому будет расти количество рабочих мест и средняя зарплата работников.

Такая динамика роста будет закладываться, как минимум, на срок функционирования нового по структуре и базовыми технологиями общественного капитала.

Этот срок может достигнуть 10-15 лет. Такой долгий срок объясняется значительным отставанием в развитии базовых технологий, а поэтому переход к их современным видам и уровням будет иметь большой и длительный эффект – так называемый эффект запаздывания.

Полученная в результате реформ первых трех направлений институциональная восприимчивость рыночно-конкурентной системы к структурным и инновационным преобразованиям при эффективном функционировании макроэкономической системы позволит пролонгировать высокую динамику развития на следующие 15 или более лет.

Дополнительными условиями продолжения высоких темпов экономического роста будут следующие факторы: прирост научно-технологического потенциала, внутренних и внешних чистых инвестиций, численности работников. Они окрашены на схеме синим цветом.

Кроме общей схемы, на рисунке выделен критический путь выхода из кризиса и достижения высокой динамики роста украинской экономики. Этот путь обусловливает продолжительность осуществления всего стратегического замысла. Он включает стержневые, ключевые элементы реформ, без которых весь стратегический план не будет иметь эффекта.

Критический путь начинается с пункта «Стабильность денежной единицы» как главного мероприятия первого направления. В рыночных условиях без стабильных денег рост экономики невозможен.

Далее критический путь раздваивается: один идет через пункт «Создание конкурентной рыночной системы» – главного пункта второго направления – и пункт «Развертывание свободного предпринимательства» – главного на третьем направлении. Этот путь обеспечивает создание новых и расширение действующих рынков.

Второй ход критического пути пролегает через пункты «Новая банковская система» и «Реструктуризация общественного капитала» как главных на втором и третьем направлениях. Шаги на этом пути способствуют приросту, модернизации и реструктуризации национального капитала.

Оба критические пути сходятся в пункте «Высокий прирост чистых инвестиций», который является главным среди пунктов четвертого этапа – реализации условий долговременного экономического роста.

Такая последовательность критических реформационных шагов обусловлена фундаментальным значением макроэкономических и институционально-рыночных реформ для создания предпосылок структурного обновления и прироста национального капитала и других ресурсов экономического роста.

Параллельно должны внедряться другие реформационные некритичные пункты интегрированной схемы, которые обеспечивают возможности для создания новой эффективной национальной экономики и достижения высоких темпов развития.

Отставание в реализации отдельных некритичных элементов плана не означает срыва хода реформ, однако ухудшает условия развития страны.

Прежде чем раскрыть пункты стратегического плана, следует повторить, что его реализация требует политических предпосылок. Как минимум, необходимо формирование нового действенного Кабинета министров и парламентской коалиции, которая бы его поддерживала.

Удастся ли это сделать в данный момент? Или сможет быть на необходимом уровне ответственности действующая парламентская коалиция? Увидим в ближайшее время.

Есть три возможных варианта политического обеспечения преодоления кризиса и перехода к современной рыночно-конкурентной модели, которые предусматривают создание нового правительства.

1. Отставка Кабинета министров Арсения Яценюка при сохранении действующего парламентского большинства с избранием нового Кабинета – технического правительства профессионалов (по словам Юрия Луценко).

2. Предъявление коррупционных обвинений премьеру, что ведет к открытию уголовного производства и его отстранению от должности. При этом остается возможность сохранения коалиции и избрания нового состава правительства.

3. Отставка правительства через выражение ему недоверия и развал коалиции из-за ее неспособности сформировать Кабинет министров. Это движение к переизбранию Верховной Рады по новым избирательным правилам должно исключить влияние олигархов на выборы.

Один из этих вариантов произойдет обязательно. Народ ждать не будет.

Автор: Владимир Лановой, экс-министр экономики Украины, доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий