Читайте также: Юрий Терентьев: Украинцам срочно требуется прививка для развития конкурентоспособности
Видите ли Вы причины для волнений на основных рынках пищевых продуктов?
Сегодня цены не вызывают чрезмерного беспокойства. Достаточно тяжелая ситуация была летом и в сентябре 2017 года, когда Антимонопольный комитет Украины начал активно заострять внимание других государственных ведомств. Ведь динамика цен на основные потребительские товары, в частности на мясо, приобретала тревожные формы.
Наблюдалось стремительное подорожание мясных продуктов, особенно, курятины, поэтому начали более тщательно изучать этот рынок. Сейчас цены на мясную продукцию и курятину стабилизировались. Поэтому сфокусировали внимание на рынке куриных яиц.
После сентября рост цен замедлился. В зимний период можем говорить об относительной стабильности цен против осени. По некоторым позициям цены даже снижались по сравнению с 3-4 кварталом 2017 года. Если мерить по европейским меркам, то рост индекса потребительских цен на продукты питания составил в 2017 году 12,9%. Такую статистику видим на базе актуальных данных, которые АМКУ получает от Госкомстата и других источников.
Значит, Вы пытаетесь играть на опережение цен?
Мониторинг цен на продукты питания не является задачей АМКУ. Цены – лишь один из индикаторов ситуации на рынке. Важно анализировать в динамике определенный перечень показателей – цен, общегосударственный баланс потребления, динамику экспорта, чтобы понимать, что происходит на рынке и чего ожидать с точки зрения защиты конкуренции.
Текущим мониторингом цен и балансов на продукты сельхозпроизводителей, прежде всего, должно заниматься Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, а уже во вторую очередь — мы. Они это делают, но вопрос настоящего мониторинга существует.
Со своей стороны, АМКУ собирает из разных источников набор ценовых индикаторов на основных рынках потребительских товаров, по которым мы понимаем ценовые тенденции.
Так, профильный департамент не просто реагирует на входящие сигналы (письма депутатов и тому подобное), но и на базе собранной информации делает аналитику ключевых рынков. Условно говоря, они создают «панель» с индикаторами в режиме онлайн условно на основных пищевых рыках. Анализируя эти данные, мы действительно стараемся играть на опережение ситуации с ценами и общегосударственными балансами товаров общественно важных товарных рынков.
Параллельно проводятся плановые исследования состояния конкуренции некоторых рынков для понимания структуры рынков, производственной цепочки определенного продукта, основных факторов, которые влияют на рынки, и количества и роли ключевых игроков. Сейчас изучаем рынок курятины, подсолнечного масла, сахара и яиц.
В этих исследованиях разная степень прогресса. Например, рынок курятины изучаем с 2016 года. Увидев значительную роль МХП на рынке курятины, мы ушли в глубокий анализ поведения компании, и ее отношений с другими участниками рынка. Исследование охватывало 2015-2016 годы, но сейчас мы продолжили его во временных рамках, ведь ситуация прошлого года довольно сильно изменила структуру и поведение участников рынка. Аналогичная ситуация с исследованием рынка куриных яиц.
Заканчиваем отчеты относительно рынка сахара и подсолнечного масла. Предварительные результаты исследований свидетельствуют об отсутствии проблем на этих рынках с точки зрения закона о защите экономической конкуренции. И с учетом потребительских потребностей украинцев — это важные рынки, поэтому, учитывая интегрированность этих рынков в общемировой агрорынок, комитет после завершения исследований продолжит мониторить ситуацию на них.
Значительная часть сельскохозяйственного производства направляется на экспорт, на многих рынках имеются крупные экспортно-ориентированные компании, внутренние цены на аграрные товары могут влиять на мировые тренды – все это требует от нас пристального внимания и анализа состояния конкуренции в агросекторе.
О РЫНКЕ ЯИЦ
Уточните, что АМКУ заставляет нервничать относительно рынка яиц?
Стабильная структура нескольких участников рынка в течение длительного периода времени и рост цен, который не всегда логично объясняется экономическими факторами.
О каком росте идет речь?
Цены на яйца выросли в октябре 2017 года почти на 40% по сравнению с летом. Ежегодно осенью всегда действует сезонное повышение, а весной – обратный тренд. Но даже с учетом этого фактора есть вопросы к цене. В целом рынок яиц в Украине является олигопольным, на нем доминируют несколько игроков с примерно одинаковыми долями. В динамике нескольких лет мы не видим активной борьбы за рыночную долю. Это заставляет внимательнее посмотреть на этот рынок. Сейчас открытого расследования нет. Только исследования рынка.
До середины июля АМКУ выйдет с предварительными выводами по делу о росте цен на горючее.
Уже весна — скоро аграрии начнут сеять. Есть ли новости в открытых делах АМКУ по рынку топлива?
Антимонопольный комитет всегда следил за изменениями цен на рынке топлива, но реагировал по-разному. Участники рынка рассказывают, что 10-15 лет назад их вызвали в министерства и сообщали, что проблем не будет, если они будут придерживать цены на определенном уровне, и наоборот. АМКУ не использует такие методы. Мы просто планомерно и систематически, в режиме отбора актуальных данных и постоянного мониторинга этого рынка, держим руку на пульсе топливного рынка.
Как результат, в январе 2016 года АМКУ открыл дело в отношении наличия антиконкурентных согласованных действий со стороны основных субъектов рынка розничной торговли топливными продуктами.
Уже в ноябре 2016 года вынес решение – 7 игроков оштрафовали на 204 млн. грн. Потом был очень длительный период обжалования этих решений, он длился весь 2017 год. В конце прошлого года уже трем из семи ответчиков вынесено решение Высшего хозяйственного суда кассационной инстанции, которое поддержало позицию Антимонопольного комитета.
Еще относительно трех игроков рынка продолжаются судебные процессы на различных этапах. Но решение Высшего суда по 3-х субъектам хозяйствования – это определенный прецедент! Он показывает, что методы АМКУ действенные, и никто из участников рынка в этом уже не сомневается.
Что же касается 2017 года, то 21 декабря АМКУ возбудил дело и проводит расследование роста цен на рынке бензина и дизельного топлива в ноябре-декабре 2017 года. Предварительные выводы по делу относительно горючего ожидаются в июле 2018 года.
Мы видим определенную синхронность в действиях нескольких розничных торговцев горючим. Есть ряд факторов, которые повлекли рост. Это факторы как объективного, так и субъективного характера. С одной стороны, в декабре прошлого года на цены однозначно повлияла девальвация гривны (добавим сюда и уплату акцизов при ввозе горючего, она рассчитывается в евро). Также объективным фактором является рост цены 1 т бензина на мировых рынках с $550 до $650, то есть на 15-20% за год.
С другой стороны, после стабилизации курса и европейских биржевых котировок, адекватной коррекции в ценах на АЗС ряда компаний не произошло. Где, правда? Надеюсь, что к середине июля АМКУ выйдет с предварительными выводами по делу о росте цен на горючее.
Интересный факт: параллельно АМКУ видит, что цены на топливо перестали быть повсюду одинаковыми на АЗС. Появился элемент ценовой конкуренции на рынке. Так, бензин марки А-95 Евро, который выпущен на Мозырьском заводе в Беларуси, можно купить на киевских заправках по цене 28,70 грн., то есть, не обязательно по цене 31,50 грн. Никто не заставляет ехать на заправку определенного игрока, на которой висит табличка «самая вкусная кухня», «лучший супермаркет»… Это выбор потребителя.
Позиция игроков во многом связана с тем, что у нас автозаправочный комплекс стоит в 4 раза дороже, чем заправка «noname». Проценты по кредиту и амортизация влияют на окончательную стоимость бензина, поэтому разница в цене имеет обоснования.
Мы исследуем поведение субъектов, которые являются лидерами рынка, чтобы корректировать публичную цену с потолка в реальную цену. Аграрии, как и другие покупатели бензина, могут выбирать, потому что есть из чего. Это как брать «котлету по-киевски» в ресторане Дмитрия Борисова или в «Пузатой Хате».
АМКУ рассчитывает также вынести решение по делу о злоупотреблении на рынке сжиженного газа в апреле 2018 года по компании «Надежда» (сеть АЗС BVS), WOG и OKKO.
АМКУ — это крайний способ наведения порядка с ценами по логике. А как вообще правительство должно было бы навести ценовое равновесие на этом рынке?
Министерству энергетики и угольной промышленности необходимо развивать конкуренцию на рынке светлых нефтепродуктов. Ситуация, когда 80% топлива в Украину импортируется, а 80% от этого – фактически, с одного белорусского завода, всегда будет вызывать вопросы с точки зрения конкуренции на этом рынке. Де-факто на украинском рынке есть белорусские производители, которые имеют долю более 50%.
В то же время украинские нефтеперерабатывающие заводы, кроме «Укртатнафты» и «Укргаздобычи», не работают. Украинский бензин на АЗС дешевле. Ценовая дельта есть между горючим производства «Укртатнафта» и импортным бензином.
Для того чтобы конкуренция полноценно развивалась, необходимо модернизировать украинскую нефтепереработку и диверсифицировать источники поставок сырья и готовых нефтепродуктов. Только тогда мы будем иметь энергетическую безопасность.
Авторы: Наталья Белоусова, Лилия Половинко
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.