Председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа: В теории государственное регулирование должно было принести пользу потребителям, а на практике я этой пользы не увидел

07.05.2017 – Глава Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимир Лапа в интервью УНИАН рассказал о качестве отечественной продукции и про основные угрозы здоровью украинцев. Что необходимо делать потребителям для защиты своих прав, насколько эффективен механизм госрегулирования цен на продукты питания, когда Украина сможет преодолеть эпидемии опасных вирусных заболеваний животных и какие перспективы открываются перед украинскими экспортерами.

Кабинет министров Украины принял решение о создании Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей в сентябре 2014 года. Правительство рассчитывало, что новое ведомство объединит в себе функции нескольких ликвидированных контролирующих органов — Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы, Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей, Государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также Государственной инспекции сельского хозяйства.

 Однако официально служба начала работу лишь через два года — 6 апреля 2016 года. Главой Госпродпотребслужбы стал бывший заместитель министра аграрной политики и продовольствия Владимир Лапа, который был назначен на эту должность 24 февраля 2016 года.

 В интервью УНИАН он подвел итоги года своего пребывания на посту руководителя ведомства и рассказал об основных направлениях работы Госпродпотребслужбы.

 Вы уже больше года возглавляете Госпродпотребслужбу. Как деятельность ведомства под вашим руководством помогает защитить права потребителей?

 Сложный вопрос. В прошлом году мы проанализировали статистику обращений граждан в отношении прав потребителей. Около 45% жалоб было удовлетворено, то есть, права потребителей мы отстояли. В некоторых случаях жалобщики неправильно подавали документы, иногда жалобы были необоснованными, поэтому и выходим на такой показатель. По моему мнению, он неплохой, но всегда хочется лучшего.

 Говорить о том, что львиная доля потребителей сейчас чувствует себя комфортно, я бы не стал. Это было бы неправдой. Есть несколько вопросов, связанных, в первую очередь, с процедурами проверок. Для их осуществления Госпродпотребслужба должна получить жалобу потребителя. Если пакет документов оформлен надлежащим образом, то тогда территориальный орган обращается за согласованием в центральный аппарат. Эта процедура была введена, чтобы уменьшить субъективизм при проведении проверок, но с 1 января текущего года центральному аппарату ведомства необходимо получать дополнительное согласование в Минэкономразвития. Это может занять несколько недель.

 Фактически между жалобой потребителя и проверкой может пройти месяц, полтора. А это большой минус, потому что люди рассчитывают на более оперативную реакцию. В рамках действующего законодательства данный вопрос обеспечить трудно.

 Работа ведется предметно — без отписок и равнодушия. Мы разместили на нашем сайте форму жалобы потребителя. Важно, чтобы все документы правильно подавались. Все остальное зависит уже от законодательных предписаний относительно возможности проведения проверок.

 Как вы оцениваете качество украинских продуктов и услуг? Что делает ведомство для того, чтобы обезопасить украинцев от потребления некачественной продукции?

 В прошлом году мы возобновили рыночный надзор и контроль. Это — отбор продукции, которая закупается на рынке, ее проверка, а затем, если продукция не соответствует требованиям украинского законодательства, изъятие ее с рынка (это касается промышленной продукции). По многим видам продукции, начиная от электрических ламп и заканчивая горючим, есть нарушения. В общем, к  20-30% импортной и отечественной продукции есть большие вопросы с точки зрения соблюдения требований законодательства.

 Какие сферы вызывают наибольшее беспокойство?

 Если говорить о потребительской защите – 40-50% жалоб касаются сферы интернет-торговли. Беспокоит качество интернет-товаров и услуг, возникают проблемы с возвратом продукции, отсутствует гарантийное обслуживание. Есть какое-то юридическое или физическое лицо, которое администрирует сайт, есть другое лицо, которое осуществляет реализацию, третье лицо осуществляет доставку, и затем добиться защиты своих прав очень сложно. Но мы работаем в этом направлении.

 С нашей точки зрения, самый большой актив в интернет-торговле – это доменное имя, раскрученный сайт, но есть элементарные требования законодательства, которых необходимо придерживаться. Например, на сайте обязательно должно быть указано название юридического лица, осуществляющего реализацию продукции. Но даже это формальное требование закона не всегда выполняется. Считаю, что там, где есть такие вопиющие нарушения, надо применять максимально жесткие санкции, вплоть до блокировки доменных имен. Соответствующие законодательные инициативы сейчас нами прорабатываются.

 Что бы вы посоветовали потребителям, чтобы они более результативно отстаивали свои права?

 Первое – хотя бы знать базовые принципы законодательства. Второе – если говорить об отстаивании прав через элементы потребительской защиты в нашей службе, наблюдается ряд ошибок, которые повторяются каждый раз.

 Например, жалобщики сообщают название магазина, а не юридического лица, но они не всегда совпадают. Если есть какие-то подтверждающие документы – чеки, фотографии, надо их добавлять, потому что чем более обоснованными будут жалобы, тем больше вероятность того, что права потребителей будут защищены. Надо оформлять жалобу в порядке установленного образца. То есть формальные вещи играют роль: если потребители их не соблюдают, то мы обращаемся к ним за дополнительной информацией. А это занимает время.

 Что затрудняет вашу работу? Какие основные проблемы и трудности возникают при защите прав потребителей?

 Я вижу определенный нонсенс в том, что мы можем принимать жалобы по защите прав потребителей от граждан, но не от организаций. Если бы они имели такие полномочия, то, по меньшей мере, в плане обработки документов и их подготовки работа проводилась бы гораздо качественнее. Есть предложение на законодательном уровне усилить роль общественных организаций, инкорпорировать их в систему государственного контроля, потому что они во многих случаях играют активную роль.

 В перспективе можно было бы сделать какую-то двухуровневую систему. В некоторых странах это так и работает: на уровне общественных организаций проводится рассмотрение дела, предоставляются рекомендации хозяйствующему субъекту, а если он не прислушивается, тогда уже полный пакет документов направляется в орган государственного контроля. Это сняло бы пласт работы и приблизило нас к потребителю.

 Но отношение депутатского корпуса к этому вопросу очень осторожное и консервативное. Считаю, что внедрение этого — не вопрос месяцев.

 Как влияет на работу ведомства решение Верховной Рады продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса?

 Основная логика была в том, чтобы уменьшить нагрузку на бизнес. Но это создает сложности при проведении проверок там, где действительно есть для этого основания.

 Чтобы обеспечить более качественную работу, мы запустили в Киеве пилотный проект по видеофиксации проверок. До конца весны он будет распространен на Киевскую область, а до конца года – во всех территориальных органах Госпродпотребслужбы. Если инспектор будет злоупотреблять своими полномочиями, можно будет поднять видео и посмотреть, что происходило непосредственно на месте. Думаю, это поможет нам претендовать на большие законодательные полномочия по оперативности реакции во всех сферах контроля.

 Другой пласт вашей работы – контроль ценообразования. Насколько проблемная ситуация на этом фронте в Украине?

 В этом аспекте наибольшее беспокойство у людей вызывают коммунальные тарифы. Вообще динамика жалоб в сфере ценового контроля напрямую связана с динамикой цен. Когда инфляция была свыше 40% в год, количество жалоб было больше. После того, как динамика потребительских цен замедлилась, жалоб стало меньше.

 Коммунальные тарифы, наоборот, выросли и, соответственно, это создает определенное социальное напряжение. Это — непростая работа, на местном уровне коммунальные предприятия — локальные монополии. Но мы настроены максимально эффективно, рассматривать такие жалобы. Плюс в связи с введением программы возмещения стоимости лекарственных средств мы присоединяемся к контролю ценообразования в этой сфере.

 Как вы оцениваете результаты пилотного проекта правительства относительно отмены государственного регулирования цен на продукты питания?

 В теории государственное регулирование должно было принести пользу потребителям, а на практике, честно говоря, я этой пользы не увидел. Когда была курсовая динамика и, как следствие, инфляция, то никакое регулирование ее не могло остановить, потому что есть объективные законы экономики. Когда такой динамики нет, потребительские цены замедлились, то опять же регулировка не совсем актуальная. Считаю, что в этой части достаточно эффективного антимонопольного контроля. Там где есть локальные монополии, или есть заговор, то это — компетенция Антимонопольного комитета.

 А заставлять всех хозяйствующих субъектов делать так, как это было раньше, при повышении цен на 1% подавать большой пакет деклараций, по моему мнению, не имеет смысла. Те расходы, которые от этого несли хозяйствующие субъекты, и расходы с точки зрения государственного контроля, не оправдывали цели, которые ставились при осуществлении такого контроля.

 Госпродпотребслужба функционирует уже год. Завершилось ли формирование ведомства? Каковы основные результаты работы?

 У нас была задержка с формированием управлений на уровне районов, по фиксации кадрового состава были вопросы, потому что при создании службы предполагалась одна структура – районные управления в статусе юридических лиц. Но фактически уже все отошли от этого принципа, потому что это — бюрократия, бухгалтерия, кадры и прочее. У всех территориальные органы фактически находятся в районах, но формально являются подразделениями областных управлений. Поэтому сейчас соответствующее решение было принято Кабмином, мы его уже имплементировали в структуру, в ближайшие дни оно дойдет до областей.

 С мая стартуют конкурсы на руководителей и специалистов районных управлений. У нас осталось четыре области, где конкурсы еще не проведены. С точки зрения структуры и кадрового состава мы находимся на завершающем этапе.

 Когда вы ожидаете, что полностью будет сформирован состав ведомства?

 Предельной численностью предусмотрено чуть более десяти тысяч человек. Но мы не возражаем против того, чтобы выполнять свои функции меньшим количеством штатных единиц, если где-то в районах или на уровне областей руководство видит такую возможность. В таком случае правильнее было бы дать надбавки и премии людям, которые работают, тем более, если они того заслуживают.

 Мы понимаем, что достойные зарплаты – это очень важно как для удовлетворения личных потребностей людей, так и для борьбы с коррупцией. На уровне районов около 10% персонала надо еще набрать. Но я бы на первое место поставил работу по повышению квалификации персонала.

 Сколько средств Кабмин направил на финансирование Госпродпотребслужбы? Сколько направлено на борьбу с опасными заболеваниями животных?

 Общее финансирование ведомства в 2017 году, предусмотрено в бюджете, — 1,7 млрд. грн. Всего на 70% увеличено финансирование по сравнению с предыдущим годом. Но львиная доля направлена на повышение заработной платы, это чрезвычайно важно с точки зрения борьбы с коррупцией.

 В феврале прошлого года, когда я только пришел, поинтересовался, какую зарплату получает инспектор на уровне района – 1700 грн. В таком случае наивно говорить о том, что человек не будет думать о получении дополнительных источников дохода. Сейчас на уровне районов зарплата составляет 3500-4000 грн.

 Наша критическая потребность – противоэпизоотические мероприятия. Необходимый объем средств борьбы с заболеваниями животных – 360 млн. грн., минимальными мы оценивали наши потребности в 190 млн. грн. Но фактически мы получили 116 млн. грн. Сейчас работаем над возможным перераспределением средств. Есть понимание и сотрудничество по этому вопросу с Министерством аграрной политики и Министерством финансов, чтобы увеличить финансирование. Рассчитываем на дополнительное выделение денег на сумму ориентировочно 100 млн. грн.

 Чем вызвано активное распространение эпидемии АЧС в Украине, и какие действия проводит ведомство для борьбы с болезнью?

 Динамика распространения АЧС была отрицательной еще до создания Госпродпотребслужбы. С начала года, по состоянию на сегодня, уже было зафиксировано 66 случаев. Негативная динамика, к сожалению, продолжается. В прошлом году – 91 случай, в 2015 году – 40, в 2014 году – 16.

В 2016 году на противоэпизоотические мероприятия было направлено 65 млн. грн, где-то вакцину против бешенства купили, где-то еще что-то. Но это закрыло лишь верхушку айсберга существующих проблем. Даже не было средств на диагностику АЧС, мы были вынуждены обратиться за помощью к международным партнерам. То есть, ограничения в бюджетном финансировании сработало отрицательно. Еще надо закупать диагностикумы, лабораторное оборудование. Я даже не могу сказать, что во всех областях должным образом оснащенные лаборатории.

 Есть также причины распространения болезни, которые связаны с регулированием. Раньше работала ветеринарная милиция. У нее не всегда был однозначный имидж, но она выполняла свои функции по ликвидации эпизоотии. Сейчас ее ликвидировали. Мы налаживаем сотрудничество с Национальной полицией, а это требует времени. Но Нацполиция не имеет полномочий останавливать транспортное средство без достаточных на это оснований, а проверка – сопровождается ли животное, которое перевозится, необходимыми документами — не является таким основанием.

 Другая проблема – слишком маленькие штрафы за занесение вируса. Убытки от этого могут достигать сотен тысяч миллионов гривен, а штраф составляет от 3 до 10 необлагаемых налогом минимумов. Это — нонсенс.

 В целом, можно утверждать, что работа Госпродпотребслужбы в части ликвидации последствий вспышек была достаточно эффективной, потому что ни одного случая повторения «африканки» в том населенном пункте, где он ранее фиксировался, не было. А вот с точки зрения профилактики заболевания остается большой вопрос.

 Имеется ли законодательная база, наработанная в сфере защиты животных от распространения инфекционных заболеваний?

 Разработан законопроект об улучшении состояния украинского животноводства и повышения уровня биологической безопасности. Он был отработан с большинством центральных органов исполнительной власти, нам осталось лишь согласовать некоторые технические вопросы с Министерством финансов и Государственной регуляторной службой.

Надеемся, что в ближайшее время документ будет поддержан Кабинетом министров и подан в Верховную Раду. Этот закон поможет бороться с заболеваниями. И речь не только о АЧС, потенциально есть риск занесения на территорию Украины и узелкового дерматита, и ящура. Ящур зафиксирован в РФ, узелковый дерматит – есть и в РФ, и в странах ЕС. То есть риск занесения заболеваний существует.

 Также была принята обновленная инструкция по профилактике и борьбе с АЧС. Таким образом, сформирован пакет документов, который позволяет более обстоятельно и профессионально реагировать на появление эпизоотии в Украине.

 Насколько реальна теория заговора относительно специального занесения вируса АЧС в Украину? Мог ли вирус быть искусственно завезенным из РФ?

 Есть вопросы объективные, есть субъективные вопросы. Объективные заключаются в том, что действует определенный специальный порядок прохождения линии разграничения в зоне проведения АТО и также при прохождении товаров и людей через административную границу с Крымом. Поскольку это не является государственным рубежом в признанных Украиной и мировым сообществом границах, соответственно, ветеринарный контроль, такой, как на границе, там не осуществляется. Но на территории Донецкой, Луганской областей мы на уровне территориальных органов отработали коммуникацию. Но пока, к сожалению, нет 100% уверенности, что все товары, которые проходят через линию разграничения и содержат животноводческую продукцию, подлежащих контролю.

 Относительно теории заговора занесении или не занесении вируса — большой вопрос стоит относительно первого случая АЧС в 2012 году. Помнится  история – турист из РФ завез на нашу территорию зараженную продукцию. Но тогда меры по ее ликвидации были осуществлены достаточно эффективно. Случайным ли был этот турист, — не знаю, мне сейчас с этой временной дистанции трудно сказать. В то же время я бы не преувеличивал. Такой риск, конечно, существует, но объективная реальность такова, что через дикую фауну все равно вирус будет вноситься на территорию Украины.

 К сожалению, эта история не то, что одного месяца, а вероятно — не одного года. Думаю, все можно решить за 2-3 года. По той динамике, которую мы сейчас имеем, считаю, в этом году будет не менее 200 случаев АЧС.

 В достаточной ли мере Украина обеспечена вакцинами против других опасных заболеваний животных — узелкового дерматита, ящура? Насколько вероятен приход этих заболеваний в Украину?

 Это — высококонтактные болезни. Они в отличие от африканской чумы свиней могут переноситься комарами, и поэтому динамика их распространения может быть достаточно интенсивной.

 В Европе распространение болезни впечатляющее. Это, притом, что финансирование там значительно выше, чем у нас. Например, в Румынии финансирование противоэпизоотических мероприятий составляет 200 млн. евро. Болгария за год только на нодулярный дерматит потратила 5 млн. евро. Умножьте на курс и сравните с общим финансированием противоэпизоотических мероприятий в Украине.

 В целом, на противоэпизоотические мероприятия в этом году предусмотрена закупка 100 тысяч доз вакцин по узелковому дерматиту и 50 тысяч доз — по ящуру. Но процедура государственных закупок занимает 2-3 месяца, и в случае занесения вируса в Украину за это время можно будет поставить крест на половине нашего скотоводства. Поэтому мы определенный резерв в этом году закупим, чтобы иметь возможность быстро реагировать на появление угрозы.

 Какие убытки Украина может понести от распространения заболеваний животных?

 Если говорить об АЧС, то есть прямые убытки, есть — косвенные убытки. Прямые убытки только по домохозяйствам составили 14 млн. грн. за три года. На товарных фермах, которые понесли ущерб, — почти 200 млн. грн. Но мы говорим только о прямых убытках хозяйствующих субъектов. Косвенные убытки на порядок большие.

 Что касается нодулярного дерматита и ящура, то я не хотел бы ни кидаться, ни пугать цифрами. Хочу высказать пожелание, чтобы мы таких калькуляций не проводили.

 Насколько сократился экспорт в результате распространения АЧС?

 Экспорт продукции свиноводства не был масштабным и до распространения АЧС. Насколько я помню, максимальный объем поставки составлял до 50 тысяч тонн. Вопрос номер один – локализовать заболевание. После этого мы можем ставить с некоторыми торговыми партнерами вопрос о регионализации, то есть восстановлении экспорта из территорий, где в течение последних 12 месяцев болезнь не фиксировалась.

 Можно ли утверждать, что Украина уже преодолела эпидемию птичьего гриппа?

 Во-первых, я бы не назвал это эпидемией, это были случаи заболевания в четырех областях. Всего 9 случаев. Последние два месяца заболевание не фиксируется. С точки зрения тех случаев, что были, можно утверждать, что они преодолены — если бы был риск, то вирус бы распространялся.

 Но риск повторного заноса вируса на территорию Украины существует, потому что миграционные пути птиц и осенью, и весной пролегают через нашу страну. Только в ЕС за этот год было зафиксировано 159 случаев.

 Когда страны, которые запретили импорт украинской продукции птицеводства в связи с распространением птичьего гриппа, могут его восстановить?

 Большинством стран ограничения уже сняты, или ограничения остаются лишь на территории тех областей, которые остались формально не оздоровленными. Есть некоторые страны, которые ждут оздоровления всей территории Украины, например, Ирак. Но в целом по большинству наших торговых партнеров мы этот вопрос отработали.

 Пока мы не восстановим статус благополучной страны по птичьему гриппу, нам трудно выходить с этой продукцией на новые рынки. Но процесс восстанавливается. В частности, в мае планируем визит нашей делегации в ряд африканских стран.

 Когда Украина возобновит экспорт яиц в Израиль, который был заторможен в начале 2016 года?

 Мы полностью всю информацию, которую от нас просили, предоставили израильским коллегам. Надеемся, что этот вопрос будет решен уже до конца мая. А вопрос очень чувствительный с точки зрения имиджа Украины и восстановления экспортного потенциала. Надеюсь, что в ближайшие недели ситуация прояснится.

 Как продвигается диверсификация рынков украинского экспорта? Какие страны являются наиболее перспективными для Украины? Какие переговоры ведутся?

 Недавно Украину посетила инспекция Китайской Народной Республики для проверки безопасности отечественной говядины. В ближайшее время этот продукт может попасть на китайский рынок, но я бы не хотел опережать события.

 Есть также договоренность с правительственной делегацией Королевства Саудовская Аравия. Летом или в начале осени они приедут и будут инспектировать нашу систему контроля безопасности производства говядины, чтобы мы имели возможность ее к ним экспортировать.

 Относительно птицы, молочной продукции, мы заинтересованы в экспорте в Корею, Сингапур. Также птица может поставляться в Южную Африку, Японию, Мексику. В общем, считаем приоритетными около 20 стран.

 Также мы рассматриваем возможность экспорта некоторых экзотических продуктов. Например, сейчас завершаем подготовку документов относительно возможного экспорта пчелиных семей в Канаду.

 Кроме того, были либерализованы требования по экспорту зерна в Египет. Мы принимали делегацию из этой страны. В целом сложились неплохие впечатления у нас, и, надеюсь, у них. Расставались уже почти друзьями. В общем, проводится очень большой объем международной работы.

 Автор: Надежда Бурбела

 Источник: УНИАН

 Перевод: BusinessForecast.by

 При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий