Председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа: Запрет продавать домашнее мясо – откровенная неправда

21.03.2018 – В интервью БизнесЦензор председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа рассказал, как увеличится количество проверок, почему государству нужно контролировать убой животных, какова ситуация в стране с распространением АЧС и как идет подготовка к отмене молока второго сорта.

Читайте также: Владимир Лапа: С 1 января Госпродпотребслужба планирует выходить на проверки через 2-3 дня после жалоб

В сентябре 2014 года было принято решение объединить Госветфитослужбу, Государственную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей и Государственную санитарно-эпидемиологическую службу.

Новое учреждение под названием Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей начала работать лишь в 2016 году. А прошлый год стал для нее годом становления.

Как проверяет бизнес новое учреждение и чего ожидать в 2018 году, рассказал председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа в интервью БизнесЦензор.

– Госпродпотребслужба пережила реформирование. Что получили в итоге?

– Если брать формальные показатели, то количество работников вдвое меньше, чем в тех органах контроля, которые были раньше. Сформирован центральный аппарат и территориальные органы. Много норм пришлось менять на уровне подзаконных актов, но пока удалось сформировать нормативно-правовую базу.

Возобновлено государственное финансирование учреждений ветеринарной медицины и существенно, увеличено финансирование противоэпизоотических мероприятий. Запущены мониторинговые программы по безопасности пищевых продуктов, санэпидемнадзора. В общем, цели в прошлом году реализованы. Осталась актуальна проблема коррупционных явлений.

– Случаи коррупции в центральном органе или территориальных органах?

– К этому времени, в территориальных органах. Недавно стало известно о подозрении в центральном. Расследование продолжается, ждем ответа.

– По какому направлению выявлены факты коррупции?

Регистрация сельскохозяйственной техники. Также было несколько прецедентов по фитосанитарному направлению и направлению защиты потребителей. У некоторых сотрудников, которые перешли со старых служб, есть соблазн «заработать» больше.

Экс-премьер Грузии Николоз Гилаури рассказал простой рецепт преодоления коррупции. Должно быть 3 пункта: прозрачные правила, достойные заработные платы и неотвратимость наказания. Сейчас по этим критериям мы отвечаем примерно на 50%.

Корректируем правила. Например, трейдеров беспокоила тема порядка проведения арбитражных процедур. Сейчас соответствующий приказ Министерства аграрной политики и продовольствия уже «на выходе». Также внедрена видео съемка арбитражных процедур и отбора нескольких образцов продукции для проведения фитосанитарных процедур. Но это лишь один пример.

– Будет ли возможным в этом году привлечение негосударственных лабораторий для проведения фитосанитарных процедур?

– Это зависит не от нас. Соответствующий законопроект №6673 уже несколько раз был на повестке дня Верховной Рады, но он не на первом месте. Однако надеемся на его рассмотрение.

– По вашему мнению, частные лаборатории улучшат проведение фитосанитарных процедур? Срочный законопроект необходим?

– Это общеизвестный тренд и мы считаем его важным. Закон о безопасности давно предусматривает действие негосударственных лабораторий. Но логика в том, что есть права, а есть ответственность. Если проведены исследования, но пришло больше, чем 2 нотификации от международных партнеров, то значит, исследования проведены не корректно и полномочия лаборатории нужно отозвать.

– В 2018 году действие моратория на проведение плановых проверок не будет распространяться на Госпродпотребслужбу. Насколько это хорошо для вас, бизнеса и потребителей?

– В плане внеплановых проверок, к сожалению, ничего не изменилось. Нужно получать разрешение на проверку в органе формирования политики. Нередки ситуации, когда мы еще не получили согласование, а уже идет жалоба на правительственную горячую линию, мы ничего не делаем. И это плохой имидж, в глазах граждан.

Если говорить о плановых проверках, то план уже размещен на нашем сайте и комплексный – на сайте Государственной регуляторной службы. Каждый может посмотреть, будут ли проверять его. Восстанавливаем плановый контроль, который существует в большинстве цивилизованных стран.

– Что принесет восстановление такого контроля?

– Есть унифицированная форма акта, в которой указано, какие нормы нужно соблюдать. Это срез, который позволяет посмотреть, на сколько, предприятие соответствует требованиям. По несущественным нарушениям даже не будут выписываться штрафы.

К слову, предусмотрена важная вещь. Ориентированность на риски, которые строятся на трех компонентах. Первый вид продукция, с которой работаешь. Если продукция растительного происхождения, тем, ниже риск, животного – больше. Второй компонент – категория. Производитель имеет больший риск, перевозчик – ниже.

Третья составляющая – результаты предыдущих проверок. Формируется система, в которой оператор рынка получает соответствующий балл. На основе балла определяется периодичность проверок.

– Проверяете предприятия по НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point – система анализа рисков, опасных факторов и контроля критических точек)?

– Конечно. С 20 сентября 2017 года в систему должны перейти крупные предприятия, которые производят продукцию животного происхождения. С 20 сентября этого года – это обязанность других крупных операторов рынка, а еще через год должны ввести все операторы рынка.

Хочу подчеркнуть, что необходимо регистрировать мощности. Мое личное впечатление, что далеко не все подали заявку на включение в реестр, а это одна бумажка, достаточно формальная процедура. Однако за не регистрацию предусмотрены штрафы.

– С апреля текущего года должен быть частичный переход на «централизованный» убой животных. Как это будет происходить в деталях? Сколько сегодня существует специализированных пунктов убоя животных?

– У нас около 400 пунктов убоя животных. География расположения разная. В некоторых случаях максимальный радиус 20 км, что нормально. В отдельных случаях – 100 км и понятно, что никто везти не будет. Но здесь предложение зависит от спроса. Если на бойню никто не возит, то доукомплектовывать и брать эксплуатационное разрешение не выгодно.

В общем, сейчас речь идет об ограничении количества. Раньше можно было забивать три головы в день, а теперь три головы в неделю. Если посчитать по три головы в неделю, то это 150 голов в год.

Если забиваешь меньше, то можно это делать для себя. Но если больше, то речь идет о бизнесе, который должен работать по правилам. Большое количество жалоб от жителей сельской местности. Ведь это не просто забой животных, а речь о том, куда деваются потом внутренности.

Что касается полного запрета подворного убоя, то пока это лишь законодательное предложение. Я читал во многих СМИ, что будет запрет продавать «домашнее мясо». Откровенная неправда. Можно привезти на бойню, забить и потом реализовать на рынке. Запрета на реализацию нет. Просто убой должен производиться в соответствии с требованиями, которые существуют во всех цивилизованных странах.

– Но вы сказали, что бойни есть не везде. Разве сможет обычный хозяин с села постоянно возить за несколько десятков километров по одному – два животных?

– Я не думаю, что открою большой секрет, если скажу, что в среднем 70-80% продукции, которая продается на рынках – это перекупщики. Люди ездят по селам, собирают животных. Нет большой проблемы потом привезти и забить на бойне.

– Значит, бизнес станет более цивилизованным, а отдельные хозяйства смогут забивать, как и забивали?

– Если забиваешь для себя, семьи, то, пожалуйста. Не выносишь на рынок – забивай для себя, нет проблем. Но когда говорим об элементах бизнеса, то все должно быть более легализовано. Нецивилизованный убой – серьезная угроза для эпизоотической ситуации.

– По эпизоотической ситуации. Какова сейчас общая картина с Африканской чумой свиней (АЧС) в Украине?

– В 2018 году всего был зафиксирован 41 случай. 14 – домашние свиньи, 4 инфицированные объекты, другие – дикая фауна. Уменьшилось количество заболеваний среди домашних свиней. Это большая профилактическая работа и собственный опыт. Люди не воспринимали угрозу серьезно, пока не столкнулись с ней.

Также благодаря активному мониторингу удалось увеличить количество выявленных вспышек африканки в дикой фауне. Чем больше обнаруживаем вирус в дикой фауне, тем меньше вероятность попадания в свойский сектор. Поэтому статистика заболеваний уменьшилось, но уровень угрозы остается чрезвычайно высоким.

– Планировалось увеличить штрафы за распространение вируса. Произойдет ли это в 2018 году?

– Соответствующий законопроект уже проработан с Министерством юстиции, готовим представление в Кабмин.

Был случай, когда человек пошел в лес и нелегально застрелил дикого кабана вне сезона охоты. Потом остатки скормил домашним свиньям, а кабан был болен.

Следствие: карантин был наложен на весь населенный пункт. А штраф составляет от 5 до 8 необлагаемых налогом минимумов. Это 170 гривен… как два килограмма мяса. Не серьезно.

– Когда планируется начать работу над сооружением пограничных инспекционных постов, и какие проблемы решит их функционирование?

– В этом году соответствующие средства не предусмотрены. Действуют переходные положения закона о государственном контроле. В течение 5 лет со вступления в силу можно будет провозить продукцию не только через пограничные инспекционные посты, а и через другие. Поэтому у нас еще 4 года на постройку. Будем подавать предложения в бюджет на следующий год.

– Всего на этот год, насколько вам хватит средств из бюджета?

– Противоэпизоотические мероприятия профинансированы в полном объеме. Но на 20% меньше, чем рассчитывали, получено на финансирование учреждений ветеринарной медицины.

– Насколько известно, вы привлекаете иностранные инвестиции для переоборудования лабораторий, обновления оборудования…

– Да, но здесь речь идет о капитальных расходах. Работникам нужно выплачивать зарплату. Также прорабатываем изменения в приказ, чтобы провести индексацию тарифов на услуги ветеринарной медицины.

Не совсем популярное решение, мягко говоря. Но последний раз индексировалось в 2014 году. За это время инфляция очевидна, а тарифы остались. Поэтому нужно провести индексацию, чтобы лаборатории и больницы имели возможность зарабатывать.

– Что с финансированием противоэпизоотических мероприятий?

– На них мы подавали запрос в 687 млн. грн. и впервые в истории получили всю необходимую сумму. Есть понимание важности проблемы.

В первый год, когда мы начали работать, и унаследовали бюджетные наработки ветфитослужбы, то не хватало даже на диагностику. Приходилось обращаться к донорам. Сейчас все лучше.

Но «хочешь мира – готовься к войне». Противоэпизоотическая ситуация не такая, как в других странах (узелковый дерматит, ящур), но мы планируем создать резерв против этих болезней. Чтобы тогда процедура государственных закупок не стала ситуацией, когда «поздно пить боржоми».

– В мае 2017 года Рада приняла закон «Про безопасность и качество пищевых продуктов и кормов». Что изменилось?

– Коренным образом меняется система регистрации. Действующий закон предусматривает регистрацию кормов. Новый закон – внедрение европейской модели, когда регистрируются кормовые добавки.

Если ингредиенты зарегистрированы, то рецептура кормов может быть любой в рамках параметров, указанных в досье. Снимается административная нагрузка на бизнес.

– Сколько норм требований в Соглашение об Ассоциации с ЕС уже внедрены?

– Более 50 документов планируем ввести в этом году. Есть задолженность по двум документам за прошлые годы и предусмотрена имплементация определенных вещей в 2019 году. В этом году будет существенно повышен процент адаптации.

На самом деле есть еще один момент. Одно дело, что мы внедрим, а другое – как будут внедрять производители. Поэтому весной еще будет ряд просветительских семинаров. В частности, относительно внедрения НАСРР и особенностей новой редакции закона «О государственном контроле над соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных».

– Как продвигается работа над «Инструкцией количественно-качественного учета зерна на складах и перерабатывающих предприятиях»?

– Инструкция больше касается количественного учета зерна. Но наша функция там просто контроль зерна.

– Вы будете контролировать и качество. Если будет смешиваться зерно низшего и высшего качества, то не повлияет ли это на снижение конечной цены? Не проиграет ли бизнес?

– Нужно определить, каким образом будет урегулирован этот вопрос. Первый вариант – разрешить смешивание повсюду, второй – только на портовых элеваторах. Второй вариант, как переходный, довольно адекватный. Возможно, надо посмотреть, как это будет происходить. Но в любом случае, смешивание может происходить, если владелец дал согласие.

– Как прокомментируете отличие молока второго сорта с 1 июля 2018 года?

– Думаю, несколько революционно подходим к европейским нормам.

– Это не повредит производителям молока?

– Понятно, что чем большие требования, то тем труднее их выполнять. Здесь вопрос обоснованности и временных рамок. Нужно дать возможность подготовиться. Все страны Восточной Европы прошли через эти изменения, но в них выделялись средства на помощь в переоборудовании.

В Украине в этом году также выделена достаточно существенная поддержка на потребности аграрного комплекса. В том числе, один миллиард гривен на развитие фермерства и кооперативов. Поэтому возможности адаптироваться к новым требованиям существуют. Однако, пока это проект, который еще должен быть утвержден.

– Повлияла ли отмена государственных стандартов на безопасность продуктов? Не стало жалоб?

– Стандарты должны быть добровольными. Но если производитель указывает на продукте стандарты, то они должны быть выполнены. Отмена больше законодательная, но из-за правил маркировки, производители должны придерживаться определенных требований.

Все, что касается качества – это корректные маркировки. Если я продаю колбасный продукт по 25 грн., то должен написать, что он содержит сою, белок или другие примеси. Если продаю колбасу по не очень низкой цене, то имею право писать, что она содержит мясо.

Сейчас мы работаем с коллегами из проектов ЕС, в частности, из проекта «Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине», по доработке проекта закона об информировании потребителей.

Например, там есть определенные требования по шрифтам. У меня не плохое зрение, но иногда прочитать состав шестым шрифтом невозможно. Думаю, через несколько недель мы презентуем аграрному комитету наработки. Дальше – вопрос к бизнесу по соблюдению правил.

– Какие рынки готовитесь открывать в 2018 году?

– В фокусе – экспорт украинских семян в ЕС. Процесс двинулся, держим руку на пульсе. Один из важных рынков – Китай. В прошлом году было много сделано в этом направлении. Возможность экспорта шрота, свекловичного жома, говядины, расширение экспортного списка молочных предприятий. Будто несколько позиций, но это долгосрочная работа.

Также в этом году надеемся, что будет миссия по экспорту черешни в Китай. Ведется работа по согласованию сертификатов экспорта фасоли в Бразилию, яблок и голубики в Индию. Акцент делаем и на Африку. Есть страны, где растет население и доходы. Ну и, безусловно, Ближний Восток.

Около трех недель назад обсуждали вопрос экспорта пчелиных семей в Канаду. Продолжается работа над получением права экспорта говядины в страны ЕС. В целом в работе более 30 стран.

– Какой еще есть непривычный экспорт?

– Улитки, лягушачьи лапки, определенные виды экзотических животных. Существуют запросы разового плана. Но это также стимулирует развитие бизнеса в Украине.

– Какова сейчас ситуация с законопроектом по повышению мероприятий по биологической безопасности и сохранению животноводства?

– По нему было много замечаний. Сейчас он доработан, будем подавать на рассмотрение в Кабинет Министров.

– Регулирование вопросов будет изменено в случае его принятия?

– Начиная от наложения штрафов, это входит в полномочие ветеринарных инспекторов. Возможность введения принципа компартментализации*, определенные принципы возмещения потерь товарным хозяйствам. Сейчас товарные хозяйства покрывают потери сами, возмещение производится только для личных хозяйств.

Планируется модель: чем выше уровень безопасности хозяйства, тем большую получаешь компенсацию, что является логичным явлением.

*Компартментами называют все предприятия в карантинной зоне АЧС. Внедрение компартментализации позволит выделять предприятия, которые находятся в зоне АЧС, однако прошли тщательную проверку. Значит, после результатов проверок есть шанс сбывать продукцию, предприятие не изолируют, если АЧС зафиксирована у соседей.

Автор: Элина Редих

Источник: БизнесЦензор

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий