Ответы на вопросы предыдущего интервью, которое глава ведомства дал «ПК» год назад, начинались словами: «планируем, хотим, собираемся». Что удалось реализовать из запланированного? Это стало главной темой разговора с председателем Госрыбагентства Яремой Коваливым.
– На реках уже почти тронулся лед. Браконьеры точат остроги, закупили километры сеток, новые катера, перебрали моторы своих скоростных джипов. А как, Ярема Богданович, готовится к весне Госрыбагентство? Сможет ли рыба в этом году нормально отнереститься?
– В госбюджете-2017 на приобретение новой техники для рыбного патруля предусмотрено 40 миллионов гривен. Это самая большая сумма, предусмотренная в рамках госбюджета за последние 10 лет для оснащения органов рыбоохраны. Последний раз госбюджет предусматривал на техническое обеспечение нашего агенства средства в 2008 году, и сумма была в 6 раз меньше.
Поэтому теперь сможем закупить лодки, автомобили, приборы ночного видения и тому подобное. Прежде всего, передадим оборудование в территориальные управления, где завершены конкурсы на должности руководителей и патрульных. Особое внимание – к областям на Днепровском каскаде и морях.
Для оснащения патруля во всех областях нужно еще 100 миллионов, которые ищем. Эти средства вернутся государству сторицей, что видно на примере Киевской области. Здесь рыбный патруль за первые полгода работы (с 16 июня 2016-го) выявил правонарушений, нанесших ущерб государству на сумму 1,2 миллиона гривен. Благодаря профилактической работе мы сохранили государству, обществу природных богатств на десятки, а то и сотни миллионов.
Борьба за сохранение рыбы становится жестче. Однако важно не количество наложенных штрафов, а изменения в отрасли. Объемы промышленного вылова рыбы в Киевской области увеличились, хотя количество рыболовецких судов и рыбаков осталось таким, как было. По итогам года имеем +40% просто благодаря качественному контролю патрулем работы промысловиков, налаживанию четкой отчетности, контролю над оформлением выловленной рыбы на рыбоприемных пунктах. Это начало детенизации отрасли. Когда патруль заработает во всех регионах, увидим аналогичную картину в стране.
Киевские рыбные патрульные добились этого, еще работая на стареньких лодках и автомобилях до того, как Верховная Рада выделила 15 миллионов гривен на материально-техническое оснащение и топливо. Новые лодки, моторы и автомобили закупили в декабре 2016-го через электронную систему государственных закупок ProZorro благодаря чему, кстати, сэкономили почти миллион гривен, которые потратили на дополнительное оборудование.
Киевский рыбоохранный патруль – это наш пилотный проект. Здесь мы протестировали систему подготовки и обучения кадров. Сейчас на Киевщине работает 44 инспектора. В начале 2017 года начал работать патруль в Николаевской, Харьковской, Ивано-Франковской, Ровенской областях, в конце марта начинают работу Одесское территориальное и Черноморское бассейновые управления.
– Когда мы встречались год назад, вы говорили, что надо повысить зарплату рыбинспекторам – рыбным патрульным, ввести электронную систему отчетности, сертификат происхождения рыбы. Удалось?
– За счет внутренней оптимизации и получения дополнительного финансирования в рамках госбюджета зарплата рыбных патрульных в несколько раз выше, чем была в ликвидированных органах рыбоохраны. Теперь она составляет 7-8 тысяч гривен по сравнению с 1,2 тысячи у рыбинспекторов. А стремимся выйти на 10 тысяч.
Относительно отчетности. С 1 февраля 2017-го Киевский рыбоохранный патруль фиксирует все результаты рейдов и выявленных правонарушений в электронном журнале. Далее эта информация попадает в нашу внутреннюю информационную базу, на основе которой оцениваем эффективность работы. Система работает еще в тестовом режиме, но опыт однозначно положительный – будем реализовывать во всех областях.
Над сертификатом происхождения рыбы также начата работа, к разработке соответствующего законопроекта пригласили экспертов Офиса реформ «Поддержка внедрения сельскохозяйственной и продовольственной политики в Украине», который финансирует ЕС. Сертификат сделает невозможным реализацию браконьерской рыбы, открыв новые ниши для легальных производителей. Намерены вскоре подать законопроект в Верховную Раду.
– Также мы год назад говорили о целесообразности стимулировать рыбпатрульных процентами штрафов и возмещенных по результатам их работы убытков.
– Действительно, такая практика в свое время была. Мы рассматриваем возможность ее возврата в таком виде. Добавлю, что из-за пробелов в законодательстве, неэффективной работы судебной системы, взимание и использование средств, начисленных в качестве убытков, компенсации рыбному хозяйству – очень актуальная проблема. Один из путей ее решения – разработка законопроекта о фонде поддержки рыбного хозяйства. Это уже делаем вместе с Офисом поддержки реформ. Хотим иметь готовый текст до конца апреля.
Аналоги фонда успешно функционируют в большинстве европейских стран. Фонд должен обеспечить целевое использование средств, полученных из сферы, на ее развитие: зарыбление, мелиорацию водоемов, охрану водных биоресурсов, поддержание рыбных фермеров. Средства должны распределять по прозрачной процедуре, а отчеты регулярно обновлять и делать доступными онлайн для всех желающих.
– Как относитесь к идее объединить все контролирующие органы в сфере охраны окружающей среды в один? Сейчас такую модель предлагает Концепция реформирования системы экологического контроля, она размещена на сайте Минприроды.
– Каждый должен на своем месте выполнять возложенные на него функции. Экологи – заниматься экологическими вопросами, а Госрыбагентство и рыбоохранный патруль – регулировать промысел, любительскую и спортивную рыбалку, аквакультуру.
Это, кстати, европейская модель. В странах ЕС функции регулирования хозяйственной деятельности и функции охраны водных биоресурсов выполняют одни органы, а охрану окружающей среды – другие. Например, в Еврокомиссии контроль над выловом и регулирование хозяйственной деятельности рыболовных предприятий осуществляет Европейское агентство по контролю над рыболовством (EFCA), аналог которой в Украине – Госрыбагентство. А природоохранными вопросами занимается Европейское агентство по окружающей среде (EEA).
К тому же передача функций противоречит положениям действующего законодательства Украины, требованиям ЕС, Соглашению об ассоциации с ЕС, не позволит гармонизировать национальные акты с международными, например, acquis communautaire. Поэтому, считаю, нужно и дальше двигаться в выбранном направлении и продолжать реформы в рыбном хозяйстве, которые мы начали в конце 2015 года.
– То, что уберег от браконьеров рыбный патруль, мгновенно превращается в мертвое море, если происходит очередной залповый сброс из промышленных предприятий, очистных сооружений водоканалов и так далее. Рыбный патруль и в дальнейшем на это будет просто смотреть?
– Контроль над экологическим состоянием водоемов входит в зону ответственности экологической инспекции. Но когда рыбоохранный патруль видит, что на водоеме беда – отравление воды, удушье рыбы, то не стоит в стороне. Нередко именно мы первыми замечаем проблему на водоеме и вызываем экологических инспекторов. Здесь наши ведомства эффективно сотрудничают, никто проблемы не отфутболивает другому, вместе спасаем все живое.
Хоть это тушение пожара, экстренные меры. Нужно на государственном уровне установить более жесткие экологические требования и контролировать их соблюдение. Особенно по гидронамыву, капитальному строительству в прибрежной зоне, вырубке леса, из-за которых во время штормов разрушаются берега.
– Сейчас из-за внесения изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины почти невозможно конфисковать у браконьера его хищнические инструменты. Как, по вашему мнению, можно исправить эту ситуацию?
– В таких ситуациях обращаемся к Административному кодексу, где, к счастью, осталась без изменений ст. 85 «Нарушение правил использования объектов животного мира» и статья 85-1 «Изготовление, сбыт, хранение или реклама запрещенных орудий добычи (сбора) объектов животного или растительного мира», предусматривающие конфискацию незаконных орудий лова.
Однако позиция Госрыбагентства относительно нарушений правил рыболовства не предусматривает либерализации, мы предлагаем увеличить размеры штрафов, потому что нынешний штраф за нарушение правил рыболовства 34-170 гривен никого не останавливает. Минимальный штраф предлагаем 1700 гривен, а за нарушение, повлекшее тяжкие последствия, – до 255 тысяч гривен.
За нахождение на водоеме с запрещенными орудиями лова, такими, как электроудочка или взрывчатые вещества, предлагаем ввести уголовную ответственность. Соответствующий законопроект №5262 уже прошел согласование в кабинетах и ожидает рассмотрения в Верховной Раде.
ДОСЬЕ «ПК»
Ярема КОВАЛИВ. Родился в 1976 году в Ивано-Франковске. Окончил юридический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Работал в юридической сфере. В 2015 году он назначен председателем Государственного агентства рыбного хозяйства.
Автор: Олег Листопад
Источник: «Правительственный курьер»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.