Присоединение Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу позволит ускорить темпы экономического роста в стране

Присоединение Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу будет способствовать повышению темпов экономического роста и улучшению социально-экономического положения в стране. Такую оценку высказали профильные эксперты, комментируя перспективы сотрудничества между Узбекистаном и государствами – участниками Евразийского экономического союза в среднесрочном и долгосрочном периоде.

В апреле текущего года состоится официальный визит в Россию новоизбранного президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. В последние годы Узбекистан приобрел в плане сотрудничества с Россией статус несколько неопределенный – и есть все основания полагать, что сейчас данная неопределенность может перейти в иное качество. А именно в конструктивное, полноценное и взаимовыгодное сотрудничество.

Что было

Со времен первого президента Узбекистана Ислама Каримова суть и смысл внешней политики этой страны сводились к попыткам балансирования между различными полюсами сил – причем, полюсами как глобальными, так и рангом ниже, региональными. Все это могло бы продолжаться сколь угодно долго, если бы не одно маленькое «но». Балансирование подобного рода более или менее эффективно лишь тогда, когда общемировая обстановка напоминает тарелку киселя – то бишь, когда в ней либо отсутствуют, либо очень слабо обозначены векторы влияний.

Однако если таковые векторы проявляются со всей положенной им силой – вопрос о балансировании между ними отпадает сам собой. Ибо в данном смысле более подобает другой термин – усидеть меж двух стульев. Говоря еще проще – чем более выражена мировая поляризация, тем хуже приходится тем, кто привык лавировать и балансировать. Усидеть меж двух стульев еще можно – но вот угнездиться меж двух тронов более чем проблематично.

Новоизбранному президенту Узбекистана, 59-летнему Шавкату Мирзиёеву предстоит просчитать баланс сил в центрально-азиатском регионе – и принимать соответствующие решения, которые от прежнего балансирования, скорее всего, будут весьма далеки.

«Шавкат Мирзиёев продолжит ту внешнюю политику, то балансирование между внешнеполитическими ориентирами, которые велись при Исламе Каримове. Однако по мере того, как активность и влияние России возрастают, в том числе и в центральноазиатском регионе, пророссийский вектор может быть несколько усилен. По крайней мере, в недавнее время были сделаны определенные значимые шаги в российском направлении со стороны Узбекистана», – заявил сотрудник сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Иван Ипполитов.

Академический ум в своих оценках осторожен – что и понятно. Но если данную оценку перевести на разговорный русский язык, то получится примерно следующее. Российское влияние в центральноазиатском регионе растет, и растет вполне себе приличными темпами. И уже сейчас с этим самым влиянием необходимо считаться – и вести собственную политику, исходя из появления в центральной Азии растущего вектора российской силы. А вот как вести – это вопросы куда более насущные, чем судьбы какой-нибудь демократии на каком-нибудь таинственном острове.

Что есть

Если присовокупить к политическим оценкам (см. выше) географические соображения самого элементарного свойства, то цели, которые может преследовать в ходе своего визита президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев более или менее становятся ясными. По всей вероятности, речь пойдет о том, чтобы попытаться подготовить несколько соглашений в части внешней торговли, экономического сотрудничества и миграции. Говоря проще – постараться оживить и активизировать сотрудничество двух стран, в настоящее время несколько стагнирующее.

В принципе, тот объем потенциального сотрудничества, который обозначен выше, страны-партнеры готовят годами, а то и десятилетиями. Но в данной ситуации как России, так и Узбекистану крепко повезло. Ибо для организации этого самого сотрудничества имеются все необходимые инструменты – да еще и эффективно работающие. Да еще и международные, готовые к тому, чтобы перевести двусторонние договоренности в многостороннее сотрудничество.

В первую очередь – это Евразийский экономический союз, ЕАЭС, созданный в 2015 году и отработавший за прошедшее время все необходимые инструменты для успешного сотрудничества. В этом уверены Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Армения, организовавшие данное международное правосубъектное объединение. Цель его – организация реальной, а не бумажной экономической интеграции. Интеграции, которая предполагает свободу движения товаров, услуг и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной и единой политики в части социально-экономических отношений между странами-участницами ЕАЭС.

Таким образом, в плане усиления роли России в центральноазиатском регионе для Узбекистана появился еще один эффективный инструмент развития межгосударственных экономических отношений – речь идет об участии в региональной экономической интеграции в формате Евразийского экономического союза.

К слову, по прогнозу Международного валютного фонда, динамика ВВП Евразийского экономического союза по паритету покупательной способности в 2017-2021 гг. выглядит следующим образом: 2017 г. – 4,558 трлн. долл., 2018 г. – 4,723 трлн. долл., 2019 г. – 4,903 трлн. долл., 2020 г. – 5,091 трлн. долл. и 2021 г. – 5,299 трлн. долл. (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Прогноз ВВП Евразийского экономического союза и Узбекистана по паритету покупательной способности в 2017-2021 гг. по версии МВФ, млрд. долл.

Скачать рисунок в увеличенном размере.

При этом эксперты фонда прогнозируют следующую динамику ВВП Узбекистана по паритету покупательной способности: 2017 г. – 218,933 млрд. долл., 2018 г. – 237,669 млрд. долл., 2019 г. – 257,595 млрд. долл., 2020 г. – 278,838 млрд. долл. и 2021 г. – 301,988 млрд. долл.

По оценке профильных экспертов, в случае присоединения Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу темпы экономического роста в Узбекистане за счет интеграционных эффектов будут еще выше и превысят прогнозные показатели МВФ, что позволит заметно улучшить социально-экономическое положение в стране.

Причем присоединение к Евразийскому экономическому союзу является выгодным для Узбекистана, как с экономической, так и с социальной точки зрения. В частности, это позволит в перспективе сократить разрыв между показателем среднедушевого ВВП Узбекистана по паритету покупательной способности (6,453 тыс. долл. в расчете на душу населения в 2016 г.) и аналогичными показателями государств – участников Евразийского экономического союза – России (26,109 тыс. долл.), Казахстана (25,669 тыс. долл.), Беларуси (17,497 тыс. долл.), Армении (8,881 тыс. долл.).

В целом экономический потенциал Евразийского экономического союза может быть увеличен за счет расширения сотрудничества с международными организациями (Всемирной торговой организацией, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацией экономического сотрудничества и развития, Европейской экономической комиссией ООН и др.), присоединения новых участников и запуска зон свободной торговли между ЕАЭС, третьими странами и региональными объединениями.

Необходимо отметить, что в настоящее время интерес к созданию зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом проявляют более 40 государств и региональных экономических объединений. В их числе Израиль, Сербия, Южная Корея, Египет, Иран, Таиланд, Монголия, Сингапур, Пакистан, Индия, Тунис, Турция, Новая Зеландия, Европейская ассоциация свободной торговли и др.

К слову, 5 октября 2016 г. вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом.

По данным Евразийской экономической комиссии, объем внешней торговли товарами между Евразийским экономическим союзом и Узбекистаном в 2016 г. составил 4,495 млрд. долл., в том числе экспорт товаров из ЕАЭС в Узбекистан – 3,050 млрд. долл., импорт товаров из Узбекистана в ЕАЭС – 1,445 млрд. долл.

Очевидно, что в случае присоединения Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу объемы взаимной торговли товарами и услугами существенно увеличатся, равно как и потоки взаимных инвестиций.

Так, по данным Центрального банка России, по состоянию на 1 октября 2016 г. резиденты России разместили в Узбекистане прямые иностранные инвестиции в размере всего 263 млн. долл., в то время как объем накопленных прямых иностранных инвестиций из России в Беларуси составляет 3,839 млрд. долл., в Казахстане – 3,024 млрд. долл., в Армении – 1,490 млрд. долл.

Наконец, участвуя в процессах региональной экономической интеграции, Узбекистан сможет воспользоваться межгосударственными кредитами государств-участников ЕАЭС и кредитными ресурсами Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития в целях развития национальной экономики.

Представленные цифры и примеры, согласитесь, вполне себе выразительные – особенно для тех, кому пора перестать балансировать между двумя стульями-тронами и определить свое место в нынешней мировой конфигурации.

Что будет

Вернемся к Узбекистану – стране, которая в эффективных взаимоотношениях со странами ЕАЭС вообще и с Россией – в частности, должна быть заинтересована в более чем высокой степени. Почему речь идет о таковой заинтересованности?

Да хотя бы потому, что в настоящее время в России по официальным проживает около 2 млн. узбеков (а фактически, по некоторым оценкам, – не менее шести миллионов), которые ежемесячно отправляют на родину более чем существенные суммы в долларах, составляющих очень приличную долю ВВП Узбекистана. Так, по данным Центрального банка России, трансграничные переводы (безналичные перечисления) физических лиц из России в Узбекистан в январе-сентябре 2016 г. составили 2,012 млрд. долл.

При этом упомянутые узбеки имеют множество проблем – начиная с получения разрешений на работу в России, заканчивая административными вопросами самого широкого свойства. Данные проблемы – прямые убытки, как для граждан Узбекистана, так и для всей страны в целом. Мы уж не говорим о том, что развитие любого узбекского, российско-узбекского или узбеко-российского бизнеса сопряжено с такой кучей усилий, что немногие бизнесмены в состоянии все решить и все преодолеть.

Членство Узбекистана в ЕАЭС практически все эти проблемы снимает. Граждане стран-участников этого самого ЕАЭС имеют вполне себе существенные льготы по части работы на территории России – со всеми вытекающими из этого позитивными финансовыми последствиями.

Что же касается бизнеса, то в условиях американских, европейских и иных прочих санкций и контрсанкций для деловых людей из Узбекистана открываются более чем широкие и радужные перспективы в части поставок в Россию, например, сельскохозяйственной продукции.

Кстати о санкциях, контрсанкциях и полюсах силы и влияния. Коль скоро речь заходила о том, что находиться меж двух стульев-тронов не вполне уютно, целесообразно обозначить позицию одного из таковых полюсов.

Еще в конце 2012 года тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон обозначила позиции своей страны по части нынешней интеграции (в том числе – и в Центральной Азии) следующим образом. «Мы отмечаем некий сдвиг в сторону повторной советизации региона, но, конечно, это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, Евразийским союзом или что-то в этом роде. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это». Конец цитаты.

Если не принимать во внимание ультралиберальные жупелы типа «советизации» и перевести все это с языка агрессивной дипломатии на разговорный русский, то получится буквально следующее.

США не заинтересованы в создании сколько-нибудь эффективных и перспективных международных объединений где бы то ни было. Это раз. Любое движение в сторону интеграции помимо США там рассматривается как непосредственная угроза их собственным интересам. Это два. И, наконец, США сделают все возможное, чтобы разрушить любое стремление независимых стран жить по собственным правилам, преследуя свою собственную, суверенную выгоду. Это три.

Вопрос. При таком раскладе, что ближе азиатским странам, тому же Узбекистану? Американская политика либеральной дубинки или сотрудничество с теми, кто действительно близок им и фактически, и исторически, и географически (Узбекистан имеет общую границу с государствами-участниками ЕАЭС)?

По мнению профильных экспертов, участие Узбекистана в процессах региональной экономической интеграции в формате Евразийского экономического союза отвечает интересам 32,1 млн. жителей страны, поскольку это позволит повысить их благосостояние вкупе с общим улучшением социально-экономической ситуации в стране.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий