Данные за последний квартал 1998 года свидетельствуют об увеличении количества предприятий, подлежащих приватизации, однако происходящий процесс не является истинной приватизацией, отмечается в квартальном отчете BET. Кроме того, уровень реструктуризации предприятий остается крайне низким. Приватизация представляет собой передачу собственности государства физическим и юридическим лицам.
Понятие реструктуризации в странах с переходной экономикой относится к смене ориентации предприятия от задач центрального планирования к принятию решений о цене и объеме выпуска продукции в зависимости от требований рынка. На приватизированном предприятии большая часть акций принадлежит частным владельцам, а реструктуризированное предприятие обычно получает прибыль от торговли продукции или услугами без вмешательства государства в его ценовую и производственную политику.
Эффективность приватизации и реструктуризации обеспечивается только проведением других рыночных реформ, например, либерализацией цен и торговли, поскольку предприятия не могут руководствоваться требованиями рынка, если не допускается свободное функционирование этого рынка.
Как правило, предприятия частного сектора опережают в своей работе отсталый государственный сектор экономики, создают новые рынки и получают прибыль, которая затем создает занятость, валютные поступления от внешней торговли и налоговые поступления в государственную казну.
Частный сектор в странах с переходной экономикой включает приватизированные предприятия и компании de novo, т.е. новые предприятия, которые начали свою деятельность после распада системы централизованного планирования. Однако в связи с огромными размерами государственного сектора, доставшегося в наследство странам с переходной экономикой, приватизацию государственных предприятий необходимо проводить как за счет расширения частного сектора, так и путем реструктуризации деятельности этих предприятий согласно требованиям рынка.
Реструктуризация подразумевает принятие комплекса мер, необходимых для успешного функционирования приватизированного предприятия, которые затрагивают:
уровень рентабельности;
объем / номенклатуру выпускаемой продукции;
уровень задолженности / просроченной задолженности другим предприятиям;
состав правления относительно размера пакета акций.
Успешное проведение реструктуризации приводит к повышению рентабельности, изменению объема и ассортимента выпускаемой продукции для освоения более выгодных рынков сбыта, сокращения задолженности другим предприятиям. Во главе предприятий встают люди, которые руководствуются в своей деятельности понятием прибыли. А состав правления предприятия отражает структуру распределения акций (например, если 60% акций предприятия находится в руках других акционеров, то они будут иметь большинство в совете директоров).
После распада системы централизованного планирования большинство стран с переходной экономикой проводили политику приватизации параллельно с принятием иных мер развития рыночной экономики. К таким примерам относятся:
либерализация цен, процентных ставок и обменного курса;
либерализация внешней торговли и создание свободной конкуренции;
реформирование банковской системы с целью выдачи кредитов на сугубо коммерческой основе;
развитие вторичного денежного и товарного рынков и вторичного рынка ценных бумаг для обеспечения свободного оборота капитала;
развитие законодательной системы для поддержки и регулирования коммерческой деятельности, в том числе законодательства о банкротстве для решения проблемы изначально убыточных предприятий.
Целью этого комплекса мер является создание такой среды, в которой предприятия смогут работать с прибылью. В результате появляется почва для разработки налоговой системы, в которой размер налога на прибыль предприятий не снизит их стимул к получению прибыли. Только при условии проведения такого всеобъемлющего комплекса реформ, процесс приватизации и реструктуризации может быть эффективным.
Методы приватизации
В стране с переходной экономикой необходимо определить: во-первых, кто будет приватизировать, и, во-вторых, как будет финансироваться приватизация. В данном случае «кто» может означать «внутренние субъекты», к которым относятся бывшие директора предприятий и коллектив, и «внешние субъекты», к которым относятся национальные и иностранные инвесторы, осуществляющие прямые либо портфельные инвестиции в приватизированное предприятие.
Опыт показывает, что те предприятия, которые были проданы внешним субъектам, достигли больших успехов в реструктуризации в смысле изменения направленности своей производственной и маркетинговой политики на более быстрое повышение рентабельности. В ряде случае те предприятия, которые были проданы внутренним субъектам, иногда успешно проводили реструктуризацию, иногда нет, продолжая придерживаться прежней системы хозяйствования, но уже под новым названием.
Что касается финансирования приватизации, предприятия могут быть либо проданы, т.е. их имущество передается в обмен на наличные деньги, либо переданы, что означает передачу права собственности. В последнем случае капиталовложений в предприятие не происходит. Размеры частных сбережений в переходных экономиках обычно находятся на слишком низком уровне, чтобы рассчитывать на существенные инвестиции, а имущество предприятий обычно сложно оценить.
Во многих случаях приватизация проводилась по ваучерной схеме, основанной целью которой является передача государственной собственности в руки новых владельцев. Таким образом при помощи аукционов и конкурентных торгов был приватизирован ряд малых предприятий (например, магазины и рестораны). Однако процесс разгосударствления более крупных государственных структур затянулся.
Процесс приватизации в Беларуси
Наследие эпохи централизованного планирования в Беларуси было таким же, как и в большинстве стран с переходной экономикой, т.е. все предприятия находились в собственности и под контролем государства. Осуществлялся контроль за всеми ценами, а объем производства определялся в соответствии с требованиями системы централизованного планирования.
Торгово-экономическая система Беларуси сложилась в соответствии с потребностями советской плановой экономики, что обусловило развитие тяжелой промышленности для снабжения российского рынка. Такая торгово-экономическая модель никогда бы не смогла стать конкурентоспособной в условиях рыночной экономики. Тем не менее, некоторый прогресс в приватизации и создании рентабельных предприятий и рынков был достигнут, хотя основной упор был сделан на продолжение бартерной системы.
Начало процессу приватизации в Республике Беларусь было положено в 1993 году.
Приватизация затронула два типа государственной собственности:
республиканская собственность, которая учитывается в консолидированном бюджете и состоит из крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
коммунальная собственность, которая учитывается в муниципальных бюджетах и включает малые предприятия в пределах конкретного района.
Для приватизации использовались следующие методы:
выкуп предприятий рабочими коллективами, арендаторами или внешними субъектами;
продажа с аукциона или по конкурсу;
акционирование – преобразование государственного предприятия в акционерное общество с передачей всех или части прав собственности в частные руки;
отчуждение (предполагает изменение только в юридическом статусе предприятия без изменения формы собственности).
Эксперты ВЕТ относят к истинной приватизации только те случаи, когда более 50% собственности передается в частные руки. Акционирование и отчуждение не соответствует этим критериям, поскольку в первом случае контрольный пакет акций остается в руках государства, во втором случае не происходит изменений в форме собственности. Если преобразование государственных предприятий осуществлялось этими способами для проведения дальнейшей приватизации в будущем, то оценку результатов приватизации следует производить после ее завершения.
Ваучерная схема приватизации была введена в 1994 году, чтобы предоставить всем гражданам возможность получить акции приватизированных предприятий. Однако на 1 мая 1998 года было использовано только 36% ваучеров, а инвестиционные фонды, которые были созданы для покупки акций приватизируемых предприятий, а среди имеющихся лишь некоторые могут быть отнесены к прибыльным объектам инвестиций.
Результаты приватизации
Основные изменения в законодательной базе Беларуси, направленные на ускорение процесса приватизации, включают изменения в ваучерной системе приватизации, распространение голландского метода торгов и изменения в порядке отбора республиканской собственности, подлежащей приватизации. Поскольку изменения в законодательной базе продолжаются, приведенные ниже результаты относятся к той собственности, преобразование которой завершилось к настоящему времени.
Большая часть республиканской собственности представляет собой крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. В 1998 году одиннадцать республиканских предприятий были выкуплены арендными коллективами, десять их них – в четвертом квартале 1998 года. Акционированию подверглось 40 предприятий республиканской собственности и 89 предприятий были отчуждены.
В начале 1994 года 4.423 предприятия, находящихся в республиканской собственности, были включены в список приватизируемых объектов. Из них 891 предприятие на конец 1998 года было преобразовано, в том числе: выкуплено арендными коллективами, рабочими и физическими лицами – 145, продано с аукциона или по конкурсу – 22, акционировано – 506, отчуждено – 218, всего – 891.
Если рассматривать в качестве приватизированных только те предприятия, что были выкуплены или проданы с аукциона или по конкурсу, то, согласно приведенной выше статистике, только 3,8% подлежащих приватизации предприятий (вошедших в список 1994 года) были приватизированы.
Картина выглядит значительно лучше в отношении коммунальной собственности, которая обычно включает малые предприятия в сельском хозяйстве и торговле. В начале 1994 года 4114 предприятий, находящихся в коммунальной собственности, были включены в список подлежащих приватизации. Из них в прошлом году 42 предприятия были выкуплены арендными коллективами и 81 продано с аукциона по конкурсу. Акционированию подверглось 21 предприятие коммунальной собственности. На конец четвертого квартала 1998 года было преобразовано 2.221 предприятие (или 54%) коммунальной собственности, в том числе: выкуплено арендными коллективами или рабочими – 505, продано по конкурсу или с аукциона – 1182, акционировано – 533, всего – 2220.
Если исключить акционированные предприятия, то к концу четвертого квартала 1998 года общее количество приватизированных предприятий коммунальной собственности достигло 41% от подлежащих приватизации. Это один из наиболее низких показателей для стран с переходной экономикой.
В течение года было приватизировано 6,1% разрешенного для приватизации жилья. Его доля в общем жилищном фонде Беларуси достигла 60,1% к концу 1998 года.
Доходы от приватизации в 1998 году были запланированы на уровне 138 млрд. руб. Однако, согласно данным Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации, фактические доходы от приватизированной республиканской собственности составили 57,8 млрд. руб. Стоимость намеченной для приватизации республиканской собственности была оценена в 4,6 трлн. руб. Данный уровень доходов от приватизации будет достигнут только при условии успешного и полного осуществления этого процесса.
Для этого, ввиду низкого уровня внутренних сбережений, потребуются иностранные инвестиции. Хотя законодательство официально разрешает участие иностранных инвесторов в процессе приватизации, последние данные об иностранных инвестициях не внушают оптимизма. Для достижения дальнейшего прогресса в осуществлении реформ переходного периода необходимо создать более благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных прямых и портфельных инвестиций.
Реструктуризация предприятий
Показатели, свидетельствующие о результатах реструктуризации в Беларуси, настолько низкие, что можно сделать вывод о полном отсутствии этого процесса. В частности:
убытки в большинстве секторов до сих пор находятся на высоком уровне, особенно в промышленности и жилищно-коммунальном секторе;
просроченные дебиторская и кредиторская задолженности на конец ноября 1998 года составили 20% и 25,9% ВВП соответственно и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 1997 года, когда уровень задолженности составил 11,9% и 13,4%;
чистая задолженность государственных предприятий (т.е. превышение кредиторской задолженности над дебиторской) на протяжении 1997-98 годов растет.
Согласно данным Минстата, рентабельность государственных предприятий в январе-октябре 1998 года составила 9,5% (9,3% в отношении государственного сектора в целом). Рентабельность негосударственного сектора экономики за этот период достигла 13,6%, в том числе 13,9% –в акционерных обществах (включая акционированные предприятия в собственности государства), 9,8% – в арендных предприятиях и 16,9% – в коллективных предприятиях.
Рентабельность государственных предприятий упала до рекордно низкой отметки за период с 1997 года (с 12,1% до 9,5%), а рентабельность негосударственного сектора снизилась с 15,4% до 13,6%. Объем промышленного производства в негосударственном секторе экономики в январе-ноябре 1998 года увеличился на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом 1997 года, в то время как объем производства в государственном секторе вырос на 5,3%.
Последнее исследование сравнительной рентабельности частного и государственного секторов Беларуси, проведенное в 1997 году, показало, что в то время как доля убыточных предприятий в государственном секторе (включая арендные предприятия) достигает 27%, в частном секторе эта цифра составляет лишь 6%. Рентабельность частных предприятий во всех исследованных в 1997 году городах была выше, чем в государственном секторе, и равнялась в среднем 3,4% на частном предприятии и 1,5% на государственном.
Исследование также показало, что на частных предприятиях выплачивали более высокую заработную плату в тех регионах, где процесс малой и средней приватизации достиг наибольшего развития. Например, на 27% больше в Минске, чем на 36% больше в Орше и на 48% больше в Бресте. Согласно проведенному исследованию наибольшая доля внешних субъектов в составе правления предприятий приходится на период 1995-1997 годах.
Вопросы экономической политики
В общих чертах процесс приватизации в Беларуси развивается медленней, чем в других странах с переходной экономикой, хотя рост частного сектора не входит в число приоритетных задач. Также не уделяется должное внимание росту de novo сектора. Кроме того, есть факторы, которые должны развиваться параллельно с ростом частного сектора: разработка законодательной базы, либерализация цен и торговли. В этих областях не производится никаких изменений, поэтому даже если бы процесс приватизации шел более эффективно, у предприятий все равно оставалось бы мало возможностей для рентабельной работы.
Сделанное в январе 1999 г. заявление о том, что белорусское правительство разработало новый проект земельного кодекса, в котором закреплено право юридических и физических лиц приобретать землю в собственность, является важным шагом в направлении преобразований переходного периода, но лишь в том случае, если это будет реализовано на практике. К положительным мерам также можно отнести опубликованный в январе 1999 г. проект указа о реформе системы налогообложения, которым устанавливаются новые ставки налогов.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.