Продюсер Слава Жила: Я принял театр «Актер», и 90% трупы ушли…

07.11.2017 – Украинский театральный продюсер Слава Жила возглавил столичный театр «Актер» весной этого года. На должность директора – художественного руководителя был избран на открытом конкурсе комиссией департамента культуры КГГА.

Идя на конкурс, Жила озвучил несколько задач, которые ставил перед собой: театр должен приобрести четкие черты репертуарного театра, за сезон три-пять премьер, билетное хозяйство необходимо перевести на электронную систему, на новые постановки приглашать известных режиссеров и др.

Однако появление в театре молодого новатора прошло не так уж гладко. Бывшая руководительница заведения — вдова основателя театра «Актер» Валентина Шестопалова — Татьяна Родионова не нашла общего языка с Жилой и после увольнения увела за собой большинство актеров и постановок.

Со Славой «Главком» встретился просто в зрительном зале театра. Зрительный зал за недолгое время его руководства претерпел изменения к лучшему. Увеличилось количество мест, а красные стены теперь приобрели более «гостеприимный» серый цвет.

Пока на сцене актеры новой труппы репетировали новую постановку, Жила рассказал о том, какие «авгиевы конюшни» ему пришлось расчистить в маленьком коммунальном театре, и о том, как он планирует дальше развивать «Актер».

Читайте также: Джазовые эксперименты и апельсиновый мед: разговор с Вадимом Неселовским и Тамарой Лукашевой

«Театр был словно законсервирован и хорошо сохранился со времен Шестопалова»

Возглавив театр «Актер», вы у себя в Facebook написали, что после такого назначения легко можно узнать, как «седые волосы растут быстрее, чем обычно». Как много седины у вас уже прибавилось?

Работа в государственной структуре, особенно в театре, заставляет очень сильно нервничать, тратить себя эмоционально, духовно и физически.

В каком состоянии вы получили театр? Были ли готовы к этому, когда принимали участие в кадровом конкурсе?

На самом деле, я получил театр в хорошем состоянии. Он был словно законсервирован и хорошо сохранился со времен Валентина Шестопалова (основатель театра «Актер», народный артист Украины.). Это был небольшой театр с ангажементною труппой, своими представлениями… На протяжении конкурса я лишь не осознавал, что будет сложным сам процесс его реформирования и налаживания там работы. Приходилось и приходится преодолевать много препятствий, начиная с того, что театр работал только дважды в неделю, и предыдущему руководству этого было достаточно…

Но сейчас спектакли так, же идут дважды в неделю: в среду и воскресенье.

Да, потому что нам приходится делить это помещение с кинотеатром «Лира». Нам не дают играть спектакли чаще. И вот, уже в декабре мы будем играть на большой площадке. Конечно, хотелось бы увеличить и количество сыгранных спектаклей здесь, на этой сцене. Но не все сразу. Я принял театр, и 90% трупы ушли, потому что они не поддержали мои реформаторские идеи.

Сколько из-за этого «ушло» спектаклей?

Почти все. Осталась только «Лавка» и осталось несколько актеров, вошедших в труппу. Я взял их на ставку, хотя до этого они были здесь на «разовых». Мы практически сделали новый театр с нуля. Только в сентябре выпустили четыре премьеры («Медведь и предложение», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Двое на качелях», «Бойцовский клуб»). Можно было сойти с ума, потому что четыре, ну или пять премьер большие театры выпускают в течение года.

Более того, это не просто премьеры, а премьеры с народными, заслуженными артистами. Мы сшили костюмы, сделали ремонт в театре, была налажена очень серьезная система производства…

Актеры из театра ушли из-за вашего конфликта с вдовой Шестопалова Татьяной Родионовой? Она до вашей победы на конкурсе несколько лет после смерти мужа руководила театром. Что именно не поделили?

Когда пришел в театр, нашел много нарушений по хозяйственной деятельности…

Например?

Хозяйственная деятельность вообще не велась. Приказов было только две бумажки. В театре, который функционировал, вообще не велась документация. Похожая ситуация сложилась в УМДТ (Украинский малый драматический театр) руководила там Валентина Кимберская (в этом году в результате конкурса директором — художественным руководителем театра стал Дмитрий Весельский), там даже открывали уголовное дело. Увидев в театре «Актер» такую ситуацию, я просто сказал, что дальше так продолжаться не может. Татьяна Сергеевна написала заявление на увольнение.

Рассматривались ли варианты, при которых она могла остаться в театре?

Мы сначала договорились, что проведем юридический и финансовый аудит и тогда вернемся к разговору ее работы в театре. Речь шла о том, что после аудита она могла бы остаться в театре на тех же условиях. Значит, она бы просто какой-то период времени не работала, а потом бы вернулась, условно, заместителем директора. Но, она вместе с артистами начала диктовать свои условия. А артисты не могут этого делать. Потому что они приходят играть спектакли, а финансовая и юридическая ответственность за все лежит на мне, я ставлю подписи.

Вот представьте, я уже, наверное, полгода занят тем, что налаживаю хозяйственную деятельность. Я взял юриста, нового бухгалтера, они вычищают эти «авгиевы конюшни».

Ранее в этом театре была свободная рассадка зрителей. Зрители возмущались тем, что их, даже при наличии мест около сцены, Родионова сажала там, где считала нужным: друзей — у сцены, других — на галерке…

Да, здесь посадка на 80 мест, часть была свободна. Сейчас уже — по местам. Передние ряды стоят дороже, задние дешевле — это классика. Сейчас есть электронная продажа билетов, безналичный расчет и так далее. Мы попытались максимально убрать коррупционную составляющую, которая могла бы привести к хищению денег.

Любой государственный аудит выявил бы все эти нарушения. Если бы Татьяна Сергеевна не ушла сама, неизвестно, чем бы это могло закончиться.

Конечно, с ее стороны и со стороны ее группы поддержки, это, возможно, выглядит иначе. Но почему, в конце концов, проводился конкурс? У Татьяны Сергеевны не было соответствующего театрального образования, она не владела государственным языком и так далее. Это первое. И второе. Ну, сколько можно работать, руководить театром после достижения пенсионного возраста? Должны быть какие-то объективные ограничения. Я смотрю на всех «возрастных товарищей» и боюсь быть таким в том же возрасте.

Можно быть гением, но если ты сегодня не знаешь, что такое Facebook, Viber, Telegram, электронный документооборот, как можно дальше руководить предприятием? Без этого всего можно быть исполнителем, но не руководителем. Потому что руководитель должен налаживать работу. Вот за время моего руководства мы за третий квартал план по реализации билетов сделали на 150%. Почему? Потому что до этого просто никто не хотел часто играть спектакли и делать театр популярным и прогрессивным.

Вообще, со спектаклями здесь была какая-то местечковая история. Из театра после моего прихода ушла Анна Варпаховская заслуженная артистка России, которая постоянно проживает в Канаде. Она ежемесячно летает в Украину, где играет в спектакле в театре Леси Украинки, и до недавнего времени в театре «Актер», она забрала все декорации и костюмы, потому что это, как оказалось, это было ее имущество, а не театра.

«Ошибка была в том, что меня рассматривали как «свадебного генерала»

Варпаховская же тоже уходила со скандалом? С ее стороны звучали заявления, что вы анонсировали ее в афишах спектаклей, хотя она уже покинула театр. Как так случилось?

Когда я сюда пришел, предложил ей играть на большой сцене, в частности, в Доме офицеров. Она согласилась и также согласилась поехать на гастроли в Днепр. Я начал заниматься организацией. Конечно, мы напечатали афиши, раздали их во всех кассах. А потом она играть отказалась. Я сказал: «Ок». Мы поставили спектакль. Но где-то, наверное, старые афиши остались.

Варпаховская приезжает ежемесячно в Киев из Канады. Декорации и костюмы в театре, как вы сказали, принадлежали ей. Вы знаете, сколько ей платили здесь? Какой была выгода для актрисы с именем не просто играть в маленьком театре на 80 мест с билетами по 80-100 гривен, но и вкладывать в спектакли свои средства?

Этот вопрос надо задавать ей. Но, во-первых, думаю, что она не так и часто летала именно в театр «Актер» из Канады. Во-вторых, она еще играет в театре русской драмы и снимается. Когда она приезжала играть спектакли в театр имени Леси Украинки, параллельно играла спектакли и здесь (в театре «Актер»). Глобально, весь устаревший репертуар, который здесь был, разошелся сейчас по другим театрам. Какая-то часть спектаклей ушла в театр «Сузорье», другая — в тот самый театр русской драмы. У нас театр изменился полностью. У нас работают молодые актеры и ставят молодые режиссеры.

Я ко всем хорошо отношусь, и к Татьяне Сергеевне, и к Анне Варпаховской. Готов к сотрудничеству. Если бы они были готовы приходить в театр «Актер» и играть спектакли, я был бы только рад. Но они не готовы. Однако готовы Ада Роговцева, Алексей Вертинский, Анатолий Гнатюк, Людмила Смородина и другие. Кстати, Татьяна Сергеевна сама меня уговаривала возглавить театр, но ошибка была в том, что меня рассматривали как «свадебного генерала».

Сколько сейчас в штате театра работает людей?

Двадцать. Из них актеров на ставке семеро. Мы увеличили количество актерских ставок с шести до семи и хотим расти дальше. Я настроен, строить театр именно городской, а не карманный, каким он был до того, со своей целевой аудиторией 45+. Я хочу, чтобы у нас ставили и детские спектакли, и спектакли для аудитории 18+. Мы идем к тому.

Мы уже успели принять участие в фестивале еврейской пьесы. Выиграли Taking the Stage, это фестиваль британских текстов, который ежегодно проводит British Council (фестиваль — театральная программа, которая дает возможность украинским театрам совместно с режиссерами начинающими создать оригинальные художественно и общественно значимые постановки по поддержке театральных специалистов из Соединенного Королевства). Мы вошли в тройку победителей. Это очень круто. Трудно даже было о такой победе и мечтать.

Согласитесь, немного людей знали о театре «Актер» до того времени, пока там не начались какие-то «заворушки». Но так не может быть. Театр должен быть модным.

По крайней мере, вы уже успели сделать ремонт.

Кинотеатр «Лира» вошел с нами в кооперацию и разрешил сделать ремонт. Поэтому, как видите, вместо красных стен у нас теперь театральное пространство. Темный цвет. Хотя все еще говорят, что надо и потолок перекрасить в темный цвет. Но потолок этот сделан в лучших традициях соцреализма и на фоне лофтовых стен смотрится отлично.

К тому же, это не был чисто косметический ремонт. Мы также переделали зал, увеличили количество мест: было 80, стало около 140. Это серьезная реконструкция театра.

За какие средства все это делали?

За спонсорские.

Кто они, эти спонсоры-меценаты?

Это частные инвестиции. Разные бизнесмены.

На что вам хватает муниципального финансирования?

90% — это зарплата и коммунальные услуги. Помещение, в котором работает театр, — это коммунальная собственность, следовательно, плата за услуги выходит небольшая.

Какую зарплату получает актер на ставке в театре «Актер»?

Артист здесь и директор получают одинаковую зарплату. Минимальную ставку — 3200 гривен. Мы не академический, а просто коммунальный театр, поэтому такой должна быть зарплата.

«С декабря будем постепенно поднимать цены на билеты»

Кто из ваших актеров работает на ставке?

На ставке у нас Мария Деменко, Петр Русаненко, Владимир Кокотунов, Виктория Билан, Даниил Маржец, Алексей Вертинский… Кто еще? А! Еще Александр Жила у нас на ставке.

Родственников лоббируете? Брата взяли на работу.

Точно (улыбается). Но он хороший артист. Придите, посмотрите, как он играет.

Хотя вы правильные вещи говорите. С этим сложно. Потому что отец у меня ставит спектакли (Вячеслав Жила — режиссер-постановщик, актер, заслуженный деятель искусств). Два спектакля у нас поставил, и билеты на них разлетаются. Есть такое. Но, поверьте, хороших режиссеров и артистов немного. Поэтому приходится лоббировать (смеется).

Для артистов не на ставке, сколько стоит выход на сцену?

За выход на спектакль — около 500 гривен. От наполненности зала это не зависит.

Как привлекаете к работе выдающихся, популярных актеров? Реально ли в каком-то небольшом, не раскрученном театре получить звезду уровня Ады Роговцевой, Алексея Вертинского, Анатолия Гнатюка и так далее?

Я привлекаю сюда актеров только личным авторитетом.

Примеры есть. Первый — наш театр «Актер», где выходят на сцену выдающиеся мастера. Второй — театр «Золотые ворота», где на сцену выходит, например, Александр Ярема с Киевского академического театра юного зрителя. Все реально. Что для этого нужно делать? Предложить хороший материал и заинтересовать авторитетом режиссера.

Надо признать и то, что к вам идут те, с кем вы работали на ниве антрепризы как продюсер.

Частично так. Но, поверьте, у нас уже очередь стоит из тех, кто хочет у нас работать.

И кто в этой очереди?

Не скажу. Но есть люди, которые снимаются много в кино.

Вот мы говорили с Людмилой Ардельян (актриса театра и кино). Она скоро будет играть в одном из наших спектаклей.

Известно, что набираете и новых актеров? На что они могут рассчитывать?

Штат формировали через конкурс. У нас было около 40-50 человек, которые на него пошли. Была конкурсная комиссия, прослушивания. Так будет и дальше.

Народный артист Алексей Вертинский проходил по конкурсу?

Конечно, это закон. Просто он единственный претендовал на ставку ведущего мастера сцены…

Ценовая политика: билеты будут стоить…

Мы и так уже пересмотрели ценовую политику. Билет на спектакль с Роговцевой («Свидетельство о жизни»), например, стоит 350 грн. Премьера в конце октября, но свободных мест нет уже даже на ноябрь. На другие спектакли — по 120 грн. Но до этого билеты были вообще по 80 грн.

С декабря еще будем постепенно поднимать цены, думаю.

На что хватает собранной кассы?

На выпуск новых спектаклей. Но приходится привлекать спонсорские деньги, меценатов.

Много людей в Украине готовы спонсировать театр?

Немного. Все построено на личных связях. Вот не так давно обратился к двум операторам мобильной связи – «ноль на массу». Никто не хочет в этом участвовать. Это ужасно, что театр для бизнеса еще не стал модным, как это произошло в Европе, даже в России.

Сколько должен стоить билет, чтобы театр стал независимым и самоокупаемым?

Это тяжелая математика. И не существует самоокупаемого классического театра. Потому что это всегда эксперименты. Эксперименты не всегда удачны. На них может приходить меньше людей. Вот антреприза существует и играется раз в месяц, ездит на гастроли, там платятся другие налоги, не платятся зарплаты, не надо содержать помещение.

«Мои конкуренты — это Театр Франко и Театр русской драмы»

Как вводили в репертуар спектакль «Здравствуйте, я ваша тетя»? Он вашим продюсированием неоднократно был показан на различных площадках как антреприза. Сейчас в анонсах как антреприза она имеет название «Тетушка Чарли».

Это наша франшиза. И «Медведь и предложение» по Чехову — тоже. Это те спектакли, которые режиссер (Вячеслав Жила) поставил в Польше, потом поставил как антрепризу. А дальше так же, как, кстати, сделано у режиссера Дмитрия Богомазова в Театре на Левом берегу Днепра (в середине октября Богомазов стал главным режиссером театра Франко) со спектаклем «Идеальная семейка», антреприза стала репертуарной постановкой.

Но эти представления мы поставили на артистах, которые уже играют здесь. Собственно, антрепризный и репертуарный варианты — это различные представления. Вот «Здравствуйте, я ваша тетя» Анатолий Гнатюк, например, играет свою роль. Другие герои — все новые актеры. Мы разработали новые костюмы, новые декорации.

Расскажите о ваших гастрольных планах?

На гастроли едем в Харьков в марте. Открою тайну: в декабре будем играть «Двое на качелях» и Чехова в большом зале Дома офицеров. Это сделает театр известнее. И я еще сделаю такую рекламную акцию: если соберется более 90% зала на оба спектакля, то я окрашу бороду в ярко синий цвет.

Будем расти. Потому что мои конкуренты — это Театр Франко и Театр русской драмы.

Неплохо замахнулись.

Мои три высших образования не позволяют мне «замахиваться» на что-то меньше.

Статус академического для театра «Актер» — обязательный глобальный план. И я серьезно. Театр с 30-летней историей, лауреат «Пекторалей» благодаря Шестопалову, должен получить такой статус. Это раньше он два дня в неделю давал восемь спектаклей в месяц. В октябре мы играем уже 11. В отдельные дни спектакли идут несколько раз в день, и мы хотим еще большего.

А больше двух дней для показа спектаклей вам не дают?

Пока мы коммунальная квартира, которая сотрудничает с «Киевфильмом».

С театром «Золотые ворота» конкурируете?

Нет, театр «Золотые ворота» — не наш конкурент, это театр-друг. Это театр, который ставит планку, на которую я равняюсь глобально идеологически: в контексте качества спектаклей и того, как они влияют на публику. Они меня восхищают. Кстати, руководитель театра «Золотые ворота» Стас Жирков, мой друг, ставит у нас спектакль verbatim (вербатим — театр, основанный на документальном материале). Спектакль будет о киевлянах. И это будет эксперимент в рубрике «Актер. Домашний театр». Там будут играть непрофессионалы — выпускники студии.

«Сверхзадача», художественному руководителю которым является Вертинский. Премьера назначена на декабрь. Может получиться очень увлекательно. Жирков, на мой взгляд, — один из лучших киевских режиссеров.

А Русская драма и театр Франко — конкуренты. Во-первых, потому что часть артистов, оттуда играет у нас. В частности, например, из театра Франко будет играть Лариса Руснак, уже играют Анатолий Гнатюк и Людмила Смородина. Думаю, будет совместный проект Ксении Вертинской. Словом, мы замахнулись и не собираемся останавливаться.

В планах у меня еще есть амбициозная история — приглашение очень известного украинского режиссера Григория Гладия из Канады. Хочу, чтобы он поставил спектакль. И пока еще ищем для этого дополнительное финансирование. Роза Саркисян ставит спектакль по пьесе «Психоз в 4.48» Сары Кейн — будем скоро встречаться с British Council и окончательно договариваться насчет формата. Также спектакли у нас будут ставить Власть Белозоренко, Иван Урывский и Тамара Трунова. Все это в течение следующего года, я думаю, будет реализовано. Сейчас еще у нас проходят репетиции спектакля по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желания» — режиссера и драматурга Павла Арье.

«Лишь 7% населения планеты ходит в театр»

Зритель театра «Актер» — это…

Сейчас мы формируем эту базу. Я хочу, чтобы костяк был от 25 до 45 лет. Конечно, нас посещают и совсем взрослые люди. Я удивляюсь им, когда они приходят на «18+» спектакль. На тот же «Бойцовский клуб». Иногда к нам на такие спектакли даже приводят детей. Мы в таких случаях предупреждаем, что на сцене происходит имитация полового акта, есть нецензурная лексика. Так это увидел режиссер, так написано у Паланика (американский писатель Чарльз Майкл «Чак» Паланик (англ. Charles Michael «Chuck» Palahniuk)). Но люди оставались с детьми, говорили: «Они и так все знают».

Кстати, как вам удалось получить права на постановку «Бойцовского клуба» Паланика?

Мы до сих пор в переговорах с американцами, они очень долго отвечают. Писали даже лично Паланику. Нашли, где в Европе играют спектакль «Бойцовский клуб» — это театр в Вильнюсе, обратились к ним. Но нам ответили: «Извините, ничего не можем подсказать, потому что не нашли, где получить права. И спектакль еще сыграем последний раз и снимаем его с репертуара». Я думаю, мы тоже скоро закроем этот спектакль, поэтому готовим новые.

Из поставленных в театре «Актер» спектаклей, по вашей оценке, все успешные?

Нет, не все.

Какие из них не оправдали надежд?

Не скажу. Есть анекдот: Карабас Барабас подкуривает тлеющим Буратино сигару, бросает его в камин и говорит: «Да, не о таком театре я мечтал». Не все так, как бы хотелось, не все доведено до высочайшего мастерства. Но…

Успешность оцениваете заполненным залом?

Не только. Я знаю, что на некоторые спектакли, к которым я отношусь ровно, билеты раскупают. Хочется, чтобы было еще круче, чтобы сюда ходили лидеры мнений. Хочется, чтобы люди стремились сюда попасть. Потому что тот уровень свободы, который я даю режиссерам и артистам, наверное, не дает ни один художественный руководитель.

С антрепризами свою продюсерскую работу продолжаете?

Конечно.

Так кто вы сегодня больше: продюсер или художественный руководитель?

Художественный руководитель. Более того — директор театра.

К сожалению, на все не хватает времени. У меня же еще есть школа актерского мастерства («Сверхзадача»). Но как продюсер я тоже при деле.

Что сейчас продюсируете?

Мы делаем балет «Дон Кихот», его ставит Ольга Семошкина (украинский хореограф). Будет большая премьера в декабре в Октябрьском дворце. Еще мы ставим комедию «Тестостерон» в рамках антрепризы.

Сначала вместе с продюсером «Дикого театра» Ярославой Кравченко, потом с руководителем «Золотых ворот» Стасом Жирковым вы вели на bit.ua шоу «Почему собаки не ходят в театр». Почему оно прекратило существование?

Театр — это же для умных зрителей. Эта тема, она непопулярна, потому что театр заставляет думать. Лишь 7% населения планеты ходит в театр. Мы с онлайн-программой и так долго продержались.

Как-то в Facebook вы дали определение двум терминам. Первый — «театралити» — ходить в театр с друзьями, в антракте пить коньяк, обсуждать-хвалить режиссеров, художественных руководителей, драматургов, художников, артистов. И второй — «театролити» — критиковать спектакли, режиссеров, артистов… После, каких спектаклей вы в последний раз «театролили», а после которых «театралили»?

«Театролити» сейчас мне нечего. Я стал очень привередливым к своим походам в театр. Нет лишнего времени, поэтому просматриваю только лучшее.

«Потеатралити» я бы посоветовал всем в театре «Золотые ворота», можно, взглянув, наверное, весь репертуар. Кстати, у нас с ними по плану еще будет кооперативная продукция, и еще один спектакль — «Митина любовь» — мы забираем к себе в репертуар. Замечательный спектакль в Молодом театре. Такие, как «Загадочные вариации», «Однорукий». Есть на что посмотреть в Диком театре — мне понравился спектакль «Том на ферме». А сейчас у них будет потрясающая премьера из уже упомянутого конкурса Taking the Stage по пьесе Мартина Макдонаха «Лейтенант с острова Инишмор».

В Русской драме есть замечательный спектакль «Александр Вертинский. Бал Господень», ему уже тысяча лет и он просто замечательный. Еще один из самых лучших спектаклей этого театра — «Вид с моста». В театр Франко надо обязательно сходить на «Швейка», «Живого трупа» и Morituri te salutant.

Автор: Катерина Пешко

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий