Прогноз Международного валютного фонда для экономики Беларуси в 2011-2016 гг.

Международный валютный фонд в марте 2011 г. опубликовал страновой доклад №11/66 по итогам состоявшихся консультаций с Беларусью в соответствии со Статьей IV, в котором призвал власти страны провести макроэкономическую корректировку с целью сокращения дефицита счета текущих операций платежного баланса, что позволит снизить давление на золотовалютные резервы.

По мнению МВФ, Беларусь переживает период неопределенности в политической сфере и экономике. В самой ближайшей перспективе официальным органам необходимо устранить острые макроэкономические дисбалансы, возникшие в результате проведения слабой экономической политики в предвыборный период, которые теперь оказывают сильное давление на резервы, уровень которых по-прежнему остается низким, отмечается в докладе.

К слову, дебютный выпуск еврооблигаций (1 млрд. долл.) более чем нивелировался активными интервенциями на внутреннем валютном рынке – на конец декабря 2010 г. валовые резервы составили 5 млрд. долл. (1,4 месяца импорта), тогда как чистые резервы (по методике МВФ) в 2010 г. сократились почти на 6 млрд. долл.

Для справки. По данным Нацбанка Беларуси, чистые иностранные активы центрального банка в 2010 г. сократились на 1,356 млрд. долл. (на 27,6%) до 3,552 млрд. долл. на 1 января 2011 г. Расхождение с данными МВФ обусловлено тем, что специалисты фонда при расчете чистых резервов не включают валютные средства, привлеченные Нацбанком у коммерческих банков.

Эксперты МВФ отмечают, что, начиная с апреля 2010 г. в Беларуси резко увеличилось чистое кредитование в рамках государственных программ, что привело к превышению согласованного во время действия программы stand by годового лимита в четыре раза. В декабре 2010 г. темпы прироста кредитования госпрограмм в годовом исчислении возросли до +38% против +28% год назад.

При этом правительство Беларуси в 2010 г. повысило заработную плату в бюджетном секторе на 50%, в том числе в ноябре – на 30%, а лимит дефицита республиканского бюджета был повышен до минус 3% к ВВП.

Власти финансируют дефицит в основном посредством внешних заимствований на международных рынках и у коммерческих банков. В 2010 г. правительство разместило на международном рынке дебютный выпуск евробондов, выпустило облигации на российском рынке (на сумму примерно 250 млн. долл.). В январе 2011 г. правительство вновь вышло на рынок еврооблигаций, разместив второй выпуск бумаг на сумму 800 млн долл. Персонал МВФ считает, что в среднесрочной перспективе дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси следует снизить до минус 3,5% ВВП, а также увеличить подушку безопасности по золотовалютным резервам до уровня стоимости импорта за 3-4 месяца и перевести динамику совокупного внешнего долга на сбалансированную траекторию. Иными словами, достаточным является уровень резервов, который соответствует трехмесячному импорту товаров и услуг. В Беларуси этот критерий не выполняется – золотовалютных резервов страны хватит, чтобы оплатить лишь 1,3 месяца импорта. В результате, чтобы соответствовать критерию трехмесячного импорта золотовалютные резервы Беларуси в настоящее время должны составлять не менее 9,3 млрд. долл. (или в 2,3 раза больше текущего уровня). В докладе МВФ отмечается, что бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, проводимая властями Беларуси, основывается на чрезмерно оптимистичных планах и является недостаточно жесткой. Анализ экономической приемлемости долга указывает на усиливающуюся зависимость от в значительной мере неопределенных источников внешнего финансирования и на траекторию долга, которая со временем может стать экономически неприемлемой. В случае если экономическая политика не будет ужесточена, а дефицит текущего счета сокращен, ожидается, что совокупный внешний долг Беларуси в 2016 г. достигнет 75% ВВП (в том числе внешний госдолг составит 29% к ВВП). По мнению МВФ, дефицит финансирования можно было бы покрыть за счет дополнительного заимствования или большего, чем ожидается, притока ПИИ в среднесрочной перспективе. Однако с учетом прогнозируемого увеличения доли рыночного финансирования, ожидается, что средняя стоимость финансирования повысится относительно текущего низкого уровня. Правительство Беларуси согласилось с позицией МВФ, но считает, что дефицит финансирования можно отчасти покрыть продажей активов, тем самым уменьшив накопление долга. При этом меры стимулирования экспорта позволят снизить дефицит счета текущих операций в среднесрочной перспективе. Для ограничения непосредственных рисков, персонал МВФ рекомендует ужесточить фискальную и монетарную политику, допустив снижение обменного курса до нижней границы валютного коридора, а также прекратить предоставление ликвидности госбанкам на нерыночной основе (по льготным процентным ставкам). Эксперты фонда подчеркнули срочную необходимость прекратить заимствования центрального банка в иностранной валюте у коммерческих банков и довести резервы до более приемлемого уровня путем проведения макроэкономической корректировки. Нацбанк согласился с этим, и заявил, что не увеличит накопленный объем таких займов к концу 2011 г., хотя может повышать уровень заимствований в течение года. МВФ также рекомендовал Нацбанку воздерживаться от использования административных мер для ограничения спроса на иностранную валюту, отметив, что такие меры могут вызвать искажения на всех сегментах валютного рынка, привести к рационированию валюты или практике множественных обменных курсов. В целом МВФ предлагает два сценария макроэкономической корректировки: 1) сценарий корректировки, основанный на гибкости обменного курса; 2) сценарий корректировки, основанный на ограничении внутреннего спроса. В первом сценарии акцент сделан на повышении гибкости курса белорусского рубля с целью значительного снижения реального эффективного курса национальной валюты к валютам стран – основных торговых партнеров Беларуси в 2011-2012 гг., что позволит увеличить вклад чистого экспорта в формирование ВВП страны. По оценке МВФ, реальный эффективный обменный курс белорусского рубля завышен примерно на 12-16%. То есть в качестве одной из мер миссия фонда указала на необходимость девальвации белорусского рубля, что привело к усилению девальвационных ожиданий в экономике. Поскольку население еще не забыло ступенчатую девальвацию 2 января 2009 г., которая была проведена по требованию фонда. В то же время, эксперты фонда считают, что полученные оценки несбалансированности курса белорусского рубля следует «осторожно интерпретировать». Кроме того, первый сценарий предполагает ограничение внутреннего спроса за счет сокращения дефицита госбюджета, включая замораживание номинальной заработной платы. Кредитование в рамках госпрограмм в 2011 г. необходимо ограничить на уровне 3,5% ВВП против 6% ВВП в 2010 г. По мнению МВФ, Нацбанк должен прекратить предоставление банкам ликвидности на нерыночных условиях, а также поддерживать процентные ставки в реальном выражении (т.е. с учетом инфляции) на положительном уровне. Второй сценарий макроэкономической корректировки предполагает сокращение реального внутреннего спроса в 2011 г. на 3,3%. Эксперты фонда рекомендуют ужесточить фискальную политику за счет значительного сокращения бюджетных расходов, для чего потребуется «аннулировать» часть недавнего повышения зарплат, а также дополнительно сократить субсидии и трансферты. Кроме того, необходимо ускорить темпы повышения тарифов на коммунальные услуги до уровней, позволяющих возмещать соответствующие затраты. Чистое кредитование в рамках госпрограмм следует сократить до 1,5% к ВВП. По второму сценарию, курс белорусского рубля в течение 2011 г. снизился бы в номинальном выражении на небольшую величину. Власти Беларуси согласились с необходимостью корректировки текущего счета платежного баланса, однако не считают приемлемыми оба сценария МВФ. Правительство надеется профинансировать отрицательное сальдо дефицита счета текущих операций в 2011 г. за счет продажи госсобственности, привлечения внешних заимствований и прямых иностранных инвестиций. В конечном счете, Международный валютный фонд выразил готовность при необходимости оказать поддержку рыночным и структурным реформам в виде новой программы stand by. Однако правительство Беларуси в настоящее время не рассматривает указанный вариант, отдавая в этом плане предпочтение российскому госкредиту на сумму 1 млрд. долл. и кредиту из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 2 млрд. долл., поскольку условия выделения этих кредитов являются более мягкими по сравнению с условиями резервного кредита МВФ. Обновленный прогноз основных экономических показателей Беларуси по версии МВФ представлен в таблице 1 (по представленной ссылке можно скачать все таблицы статьи). Данные за 2010 г. представляют собой оценку фонда, за 2011-2016 гг. – официальный прогноз по базовому сценарию. Для сравнения приведем экономический прогноз МВФ, который содержится в статистической базе данных «World Economic Outlook Database, October 2010» (см. таблицу 2). В таблице 3 представлен график погашения задолженности Беларуси перед МВФ в 2009-2016 гг. Так, в 2009-2010 гг. Беларусь погасила резервный кредит МВФ в размере около 80 млн. долл. В 2011 г. объем выплат по кредиту составит примерно 82 млн. долл. Наибольшая долговая нагрузка приходится на 2012-2014 гг.: 2012 г. – 461 млн. долл., 2013 г. – 1711 млн. долл. и 2014 г. – 1368 млн. долл. В 2015 г. объем выплат снизится до 87 млн. долл. Стоимость первой программы МВФ stand by для Беларуси составила около 2,27 млрд. СДР, что на момент завершения программы (март 2010 г.) равнялось примерно 3,44 млрд. долл. Для справки: в структуре синтетической валюты МВФ СДР удельный вес доллара США составляет 41,9%, евро – 37,4%, фунта стерлингов – 11,3%, японской иены – 9,4%. Автор: Александр Муха Источник: BusinessForecast.by

Читайте по теме:

Оставить комментарий