Психолог Юлия Короцинская: Как спасти ребенка от «Синего кита» и «Красной совы»

О том, как находить общий язык с детьми, как предотвратить участие ребенка в таких суицидальных играх, как «Синий кит» и «Красная сова», готова ли сегодняшняя школа к детям-инвалидам и таким, которые имеют трудности в умственном развитии, а также как вырастить талантливого ребенка, рассказала практикующий психолог, психотерапевт, тренер по личностному росту Юлия Короцинская в интервью изданию Persona.Top.

За плечами у Юлии 7-летний стаж психологической работы в сфере детской и взрослой психологии. Опыт работы в детском саду и школе. Также она автор более чем 150 статей на психологическую тематику в периодических изданиях стран бывшего СНГ.

Читайте также: Как мотивировать себя к действиям? 8 шагов от психолога

Как сохранить рассудок, работая на трудоголика: 10 советов по восстановлению баланса между личным и рабочим временем

Что такое эмоциональный интеллект и как он влияет на жизнь

«Евросироты»: с чем сталкиваются дети украинских трудовых мигрантов

Мучают в школе. Как содействовать мирному разрешению конфликтов в образовательной среде

Памела Дракермен: Детям нужно пространство для взросления и ошибок

– Юлия, расскажите о том, насколько уверены в себе сегодняшние дети.

– Современные дети довольно самодостаточны. Это вряд ли коррелирует с уверенностью, это немного разные понятия. Они не нуждаются в подтверждении правильности своих действий или суждений, умеют добиваться собственных желаний и целей. Вместе с тем, они не всегда критически оценивают свои действия. Возникают конфликты со сверстниками и родителями. Не очень приятная тенденция – это то, что молодежь почти не верит в себя.

– Часто ли школьники обращаются к вам, как к школьному психологу?

– Довольно часто, но это преимущественно подростки или старшеклассники. Первые обращаются, потому что хотят решить какие-то конфликты (дома или в школе), вторые – потому что испытывают потребность в профессиональном и жизненном самоопределении.

Подростки, которые не имеют эмоционального контакта с родителями, эмоционально неустойчивые, неуверенные в себе, могут идти на «поводке» у куратора суицидальной игры

– Какие именно вопросы их больше всего волнуют, соответственно возрасту?

– Подростков волнуют темы отношений с родителями и взаимоотношений в коллективе, самооценка, собственные эмоции (тревога, страхи, агрессия, обида). Кое-кто обращается из-за проблем в обучении: трудно запоминать, трудности с изучением определенных предметов, и тому подобное. А вот старшеклассники больше озабочены собственными целями, дальнейшим жизненным путем. Иногда хотят поделиться сложными ситуациями – несчастная любовь, потеря мотивации, нереализованные планы или мечты, разочарование в других людях или в себе.

– Юлия, почему, по вашему мнению, именно на просторах постсоветского пространства появились такие смертельные игры, как «Синий Кит» и «Красная сова»?

– Не думаю, что это связано непосредственно со страной. Много случаев провокаций и угрозы для подростков есть и в других государствах. Просто мы слышим о таких случаях, когда они уже произошли. Но мы не владеем информацией, сколько подобных акций было приостановлено, и вовремя была проведена профилактика.

В основе подростковых самоубийств отсутствие любви к себе

– Как вы думаете, почему у подростков возникает азарт к таким играм (первопричины)?

– Причина в возрастных особенностях подростков: попытки что-то доказать себе, сверстникам, родителям, недостаточность критического мышления, стремление быть «не хуже других», продемонстрировать себя «взрослым».

– Что заставляет детей не спать по ночам и идти «на поводу» у кураторов игры?

– Хочу отметить, что к такой зависимости и внушаемости подвержены не все подростки. И в этом важное отличие. Только подростки, которые не имеют эмоционального контакта с родителями, эмоционально неустойчивые, неуверенные в себе – те, что требуют «инструкций» в жизни склонны к подобным действиям.

Подросток, который не имеет увлечений и цели в жизни – легкая мишень для буеров, мошенников, наркоторговцев, неформальных группировок.

– Детские подростковые самоубийства: что стоит в основе и как их можно предотвратить?

– В основе всегда отсутствие любви к себе. И причин тому может быть масса, например: ребенок, был нежеланный, в его семье происходят многочисленные конфликты, у него есть конфликт со сверстниками, проблемы в обучении, различные жизненные невзгоды и неудачи.

Суицидальный риск есть, если у подростка внезапно меняется поведение – он становится пассивным, вялым, неуверенным или чрезмерно тревожным, агрессивным, раздражительным.

Если вы наблюдаете, что ребенка что-то волнует. Он вдруг стал избегать привычных действий, хобби, интересов, общаться с друзьями. Также вас должны насторожить чрезмерная переписка в интернете или разговоры по телефону, которыми ребенок избегает делиться.

Могут быть высказывания типа «жизнь не имеет смысла», «зачем все это нужно?» «все равно меня скоро не станет». Когда появляются эти признаки, то стоит бить тревогу и в первую очередь переосмыслить ваши с ним отношения, понять, где вы сами бываете неправы.

Относительно того, как предотвратить такое поведение. В первую очередь к ребенку у родителей должно быть уважение. Ведь суицидальное поведение не появляется на ровном месте. Эта «цепочка», как правило, тянется еще с детства. Поэтому родителям важно помнить о том, что ваш ребенок – это личность и с любовью принимать его в любом случае.

Важно также часто говорить со своим ребенком, больше времени проводить с подростками, находить с ними общие увлечения. Подросток, который не имеет увлечений и цели в жизни – легкая мишень для буеров, мошенников, наркоторговцев, неформальных группировок.

– О чем самом главном должны помнить родители подростка?

– О том, что для подростка важно иметь друзей, поддержку и собственные достижения. Если нет хотя бы одного пункта, он будет чувствовать себя несчастливым.

«Адаптация детей в учебный процесс»

– Обращаются ли к вам родители по поводу проблем с чадами, и если обращаются, то какие проблемы озвучиваются?

– Достаточно часто обращаются. Интересная тенденция, что в основном это родители учащихся младшей школы. Родителей волнует в первую очередь школа: есть ли мотивация у ребенка, как ему социализироваться, как помочь ребенку с обучением, как уберечь самооценку ребенка, как наладить отношения с учителем.

Также есть категория родителей, которых «направили» педагоги. И это уже ситуации о том, как ребенок нарушает дисциплину, конфликтует, не хочет учиться. Это уже то, что мешает окружающим, проблемы, которые являются систематическими.

Много гиперактивных детей являются одаренными

– Сейчас родители готовы сами идти и сотрудничать с психологом, брать на себя ответственность за взаимоотношения со своим чадом?

– Они готовы, но примерно 70% имеют вопрос в стиле «Сделайте с ним что-то!». Родителям кажется, что психолог знает, что и как «переключить» в ребенке. Приходится объяснять, что ребенок – это живой человек и никакой «чип послушания» ему «вживить» не удастся. Что стоит менять саму родительскую тактику поведения. И что я могу «починить» только прошлое, то есть, те последствия, которые имеем на сегодняшний день. А их задача – сохранить будущее ребенка благодаря новым конструктивным отношениям с ребенком.

– Насколько часто это происходило в вашей практике?

– Довольно часто. Но сначала надо пройти определенные стадии психологического сопротивления, вызвать доверие к клиентам, дождаться готовности сотрудничать. Здесь все зависит от уровня сознания самих родителей. Люди, которые умеют анализировать свое поведение, критически относиться к себе, понимать потребности ребенка, вести диалог, всегда готовы услышать и применить психологические рекомендации.

В неупорядоченных хаотических родителей вероятнее всего, будет такой же «розгальмованный» ребенок

– Если нужно наказать ребенка, то, как это сделать правильно, избежав физического наказания?

– Физические наказания в отношениях с ребенком создают большую «трещину». Поэтому стоит подумать, следует ли прибегать к ним. На самом деле они подчеркивают нашу взрослую беспомощность.

Ребенка лучше наказывать ограничениями. И при этом не шантажировать его чем-то очень ценным – например, подарками на праздники, встречами с друзьями.

При этом важно объяснять, предупредить о наказании и самое главное – уметь сдержать обещание. Как только действия взрослого становятся непоследовательными – ребенок пытается «выскользнуть», манипулировать.

– Готова ли сегодняшняя школа к конструктивному диалогу с ребенком? В состоянии ли она услышать потребности ребенка, принять без осуждения, понять его, учитывая его темперамент, возможно, выделяя среди других детей?

– Школа готова, потому что эти изменения начались еще несколько десятков лет назад и сейчас находятся на своем пике, поэтому о них так много говорится. И, к сожалению, есть еще пережитки советского прошлого. Но самой главной проблемой украинской школы я вижу именно в попытке «впихнуть» в ребенка как можно больше информации вместо того, чтобы научить эту информацию обрабатывать, развивать креативность и социальный интеллект.

Много современных учителей действительно видят ребенка, как целостную личность и пытаются научить «думать», принимать решения, создавать собственные проекты и главное – верить в себя. Вопрос еще в том, что услышать голос ребенка учитель может, если в классе 10-15 детей, если же их 30-35 – это практически нереально.

Самой главной проблемой украинской школы я вижу именно в попытке «впихнуть» в ребенка как можно больше информации

– Готова ли, на ваш взгляд, украинская школа к гиперактивным детям. Или к «другим», которые не вклиниваются в систему идеально?

– Сейчас дети настолько разные, что в каждом классе просто целая «палитра»: активные и гиперактивные, чувствительные и уязвимые, дружеские и пассивные, медленные и быстрые.

Почему-то мы привыкли реагировать на детей, которые умеют привлечь к себе внимание. Но больше всего страдают те, кто не может о себе заявить, кто «терпит» самостоятельно – тревожные дети, аутичные, замкнутые. Они тоже сталкиваются с собственными проблемами. Например, много шума, зависимость от настроения и эмоций, неуверенность, сниженная потребность в общении.

Замечая ребенка, кто выделяется, взрослые изо всех сил пытаются «втиснуть» его в определенные рамки. А любое давление рождает противодействие. Было бы хорошо, если бы мы все научились воспринимать детей целостно, а не как механизм, в котором что-то надо «починить».

Детей следует привлекать к проектам планирования будущего, чтобы они верили, что жизнь можно менять к лучшему

– Гиперактивные дети, – какие они? Как нужно с ними вести себя родителям, воспитателям, учителям?

– Существует две причины детской гиперактивности – врожденная и приобретенная. Врожденная гиперактивность связана с функционированием мозга и обычно является следствием родовых травм или внутриутробных нарушений. Приобретенная гиперактивность развивается в результате неправильных воспитательных действий со стороны родителей, особенно сильной агрессии в сторону ребенка и противоречивых требований к нему. В неупорядоченных хаотических родителей, скорее всего, будет такой же «розгальмованный» ребенок.

Хочу успокоить родителей, что при своевременном выявлении гиперактивности, правильной коррекции и созревании волевой сферы, его симптомы значительно уменьшаются в подростковом возрасте. Поэтому важно своевременное обращение к специалистам – психологам, коррекционным педагогам, детским психиатрам.

– «Гасит» ли современная украинская школа таких детей. Готова ли она к ним?

– Сейчас к ним уже спокойно относятся. По крайней мере, учителя и родители знают, что такое есть. Хотя это неврологический синдром, который выставляет психоневролог или детский психиатр. И оперировать таким диагнозом учителя и родители не имеют права. Особенно в отношении чужого ребенка.

Много гиперактивных детей являются одаренными, ведь они легко усваивают материал. Речь идет о детях, в которых есть симптомы гиперактивности, но нет дефицита внимания, и это не мешает им учиться.

То, что гиперактивные дети страдают от многочисленных замечаний, жалоб и даже «штампов» со стороны учителей и сверстников, это факт. Потому что такой ребенок просто физически не может «высидеть» 45 минут. Учителя, которые позволяют ученику выйти при необходимости, привлекают его к дополнительным видам деятельности, не агрессивны по отношению к нему, удается построить искренние доверительные отношения с ребенком.

Стоит понимать, что ребенок шумит или все время движется неосознанно и отнюдь не с целью испортить настроение или сорвать урок учителю. Он по-другому просто не может.

– В последнее время много говорят о ликвидации социальной изолированности (инклюзии) детей-инвалидов, аутистов и детей с психологическими проблемами. Стоит ли, по вашему мнению, допускать таких детей к обучению в общеобразовательных школах?

– По моему мнению, все зависит от сложности нарушений и уровня сохранности интеллекта. Одно дело, если ребенок просто немного «замкнутый», имеет легкое отставание в развитии, или же есть физический недостаток, который в целом не мешает учиться. И совсем другое – если это психиатрическое расстройство.

Например, лично я против пребывания в массовой школе детей со сложными формами аутизма и сильной задержкой психического развития. Ведь первые требуют спокойствия и стабильности. А вторые – специфических условий обучения и облегченной программы.

Да, таких детей надо социализировать. Но одновременно им можно создать дополнительный стресс и травму на всю жизнь. Опять же нерешенным остается вопрос оценки таких детей.

Чтобы ребенок вырос уверенным в себе, нужно поддерживать все его начинания! Радоваться вместе с ним

– Готовы ли к ним украинские школьники?

– Трудно сказать. Сейчас происходит интенсивная реорганизация системы образования. Поэтому считаю, что еще много коррективов будет вноситься. Но то, что все дети должны иметь равные права и возможности – должно быть главным постулатом современности.

Сегодня «модно» говорить, что дети агрессивные, враждебные и жестокие. Нет, это не так. Такими они становятся, потому что смотрят на нас, взрослых. Потому что программы видят по телевидению, слышат наши взрослые разговоры, замечают наши эмоции.

Умение принимать другого человека. Не пытаясь изменить, отметив положительные стороны, просто позволить быть рядом – важное умение для каждого, а особенно для детей, которые строят наше с вами будущее.

– Что, по вашему мнению, следует внедрить в практику дошкольного и школьного образования, чтобы у нас росли уверенные в себе личности?

– Акцентирование внимания на успехах, а не на неудачах. Здесь есть очень хороший пример с красной и зеленой пастой. Почему в наших школах выделяют ошибки, к тому же красной пастой? Тогда ребенок запоминает именно ошибки и негативные эмоции, связанные с ними. А, не лучше ли выделять правильные ответы зеленой пастой? Тогда ребенок точно будет знать, где он неправ.

Также стоит учить детей самим находить свои ошибки. Это избегает ситуаций стыда, неуверенности, унижения, неполноценности. Взрослый в любом случае знает лучше. Но ведь наша задача – «подтянуть» ребенка выше, а не указать на его низкий уровень.

Также комментирования или словесная оценка ребенка должны звучать оптимистично: «Знаю, ты можешь лучше», «Верю, у тебя получится», «Вчера это все прекрасно получалось. Давай попробуешь еще раз».

Также, по моему мнению, детей следует привлекать к проектам планировки будущего, чтобы они верили, что жизнь можно менять к лучшему. Прекрасно, если такие проекты будут создаваться всем классом или небольшими группами. Например, «Школа моей мечты», «Город моей мечты», «Если бы я был волшебником», «Детские мечты», «За что я люблю этот мир» и другие. Современные дети слышат много нареканий со стороны взрослых на жизнь, власть, общество. Этого стоит избегать.

– Как вырастить талантливую творческую личность? Что стоит понять родителям по этому поводу?

– Важно уметь выдержать «золотую середину» – вовремя выявить таланты ребенка и всячески поддержать их, но не сделать их самоцелью. Порой родители слишком увлекаются развитием детей и фактически забирают у них детство.

Я считаю, что каждый ребенок в чем-то талантлив. Важно помочь ребенку поверить в себя и развить сильные стороны! И речь сейчас идет не об академической, учебной успешности. Я знаю детей, которые прекрасно «читают» эмоции окружающих, умеют пародировать, придумывают прекрасные дизайнерские поделки фактически из ничего, и прекрасно владеют телом, создавая новые собственные направления танцев.

– Что делать для того, чтобы ребенок вырос уверенным в себе?

Поддерживать все его начинания! Радоваться вместе с ним.

Ставить перед ребенком  задачи и цели.

Поощрять цели ребенка, способствовать развитию его способностей и талантов.

Не спешить на помощь, дать возможность попробовать самим.

Можно предложить ребенку построить «Дневник побед», куда он должен ежедневно отмечать 3 своих победы. Это сформирует позитивное отношение к себе и позитивное мышление.

Обратить внимание на свой стиль общения с ребенком. Не слишком ли высокие требования вы ставите? Не излишне ли критикуете? Как часто вы бываете, агрессивны к ребенку? Сравниваете ли его с другими детьми? На чем акцентируете внимание на достоинствах, или недостатках?

Помочь ребенку найти друзей или наладить с ними отношения.

Найти причину ухудшения самооценки (если это произошло внезапно) и устранить ее.

Приучить ребенка обсуждать с вами свои проблемы, искать пути решения, быть активным, а не пассивным.

– Что вам в вашей профессии удается труднее всего?

– Всегда было трудно сказать родителям, что их ребенок имеет какие-то расстройства. Это будто уничтожить одной фразой все их мечты и планы относительно него.

В свое время я работала психологом в детском саду и выявляла деток с нарушениями (задержка психического развития, разговорная отсталость, аутизм, начало психических заболеваний). Всегда долго колебалась, как провести такую беседу. И со временем поняла, что в данной ситуации важно именно своевременное выявление и принятие мер. И никакие «сладкие» пилюли для родителей не нужны, нужен «трезвый» зрелый взгляд на ситуацию и скорейшее решение данного вопроса.

– А есть ли у вас «любимая» категория клиентов?

– Среди взрослых люблю (если так можно выразиться) работать с депрессиями, страхами и фобиями, тревожными состояниями. Говорю «люблю», потому что, наверное, хорошо понимаю таких клиентов, и обычно они являются достаточно «глубокими» людьми, с ними очень интересно работать. Их души – это удивительные разноцветные миры, временно залитые серой краской. Так приятно эту краску «отчищать» и радоваться изменениям вместе с человеком.

А насчет деток – это детки-левши (ибо сама такая), творческие детки и детки с невротическими расстройствами. Обычно это очень эмоциональные дети, а поэтому уязвимы. Но когда у них вырастают «крылья» – это самое прекрасное мгновение.

Полезная литература для родителей (рекомендации от Юлии Короцинской):

Ирина Млодик «Книга для неидеальных родителей», «Современные дети и их несовременные родители», «Школа и как в ней выжить».

Виктория Горбунова: «Воспитание без травмирования или зачем детям взрослые?» и «Воспитание без нервотрепки».

Людмила Петрановская «Если с ребенком трудно».

Анна Гресь «Большая книга родительских секретов», «Такие разные дети. Книга для родителей, которых никто не учил педагогике» и другие книги автора.

Автор: Алина Сулима

Источник: Persona.Top

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий