Почему конкурс не удался, и как агентство будет работать без руководителя – в интервью корреспонденту сайта “ІнфоМІСТ” рассказал заместитель председателя Черкасской облгосадминистрации Ярослав Березань.
– Почему конкурсной комиссии не удалось прийти к согласию в вопросе избрания руководителя Агентства регионального развития?
– Была довольно сложная процедура отбора. Перед знакомством кандидатов с наблюдательным советом агентства всех оценивала специальная комиссия HR-менеджеров. Кроме экспертов из столицы, там была и представительница Стокгольма (Швеция) Анастасия Некрасова. Они просмотрели все резюме, мотивационные письма и выбрали восемь кандидатов. Позже состоялось тестирование, и их пригласили на собеседование. По результатам которых команда экспертов и предоставила свои предложения.
По результатам тестирования лучше всего подошел Иван Подолян. Он набрал больше всего голосов наблюдательного совета. Но чтобы стать руководителем, их не хватило. Во время обсуждения мы пришли к выводу, что не можем взять Ивана Подоляна на должность руководителя. Ему было предложено быть заместителем с испытательным сроком на три месяца. В ближайшее время будет сформулировано четкое задание ему на это время, а также то, что мы сами должны сделать. Потому что есть организационные вопросы, среди которых – помещения для агентства.
Дальше уже по итогам его работы будет принято решение. Пока что до 15 февраля продлен конкурс на поиск руководителя.
Если бы трех кандидатов в одно слепить, был бы идеальный руководитель Агентства регионального развития.
– 61 претендент на должность руководителя – это много или мало?
– У нас здесь вопрос не количества, а качества. Качественно было очень мало достойных кандидатов. Тех, которые бы действительно выполнили функции, возложенные на Агентство регионального развития.
– Были ли еще, на Ваш взгляд, достойные кандидаты на должность руководителя, кроме Ивана Подоляна?
– Мое внимание привлекли Анатолий Депутат и Олег Билан. Если бы их троих в одно слепить, был бы идеальный руководитель.
– Можете ли назвать преимущества каждого из озвученных претендентов?
– Один может хорошо общаться с обществом в плане подготовки, обучения. Другой хорошо понимает механизм подготовки документов для получения финансирования. А третий хорошо понимает саму грантовую систему.
Наш ключевой вопрос, был таким “Какой вы видите Черкасскую область в 2020 году?”. Каждый видел ее по-разному, классно, но узко – там, где он разбирается. Один видит хорошую инфраструктуру, но ни слова не сказал о людях. Другой сказал о людях, но ничего про саму перестройку области. Третий сказал классно, что работаем с грантами, но ничего не сказал, ни о бизнесе, ни о людях.
Основной потребитель услуг агентства – это люди. Ключевая задача – объяснить людям, что надо сделать, чтобы бизнесмен пришел в город или село для работы там.
В соответствии с налоговым законодательством 2016 года, акцизный налог шел сразу (5%) в бюджет объединенной территориальной общины. Глава одной общины замучил всех, искал место для выделения земли и просил контакты крупных сетей заправок, чтобы им предложить там построиться. Потому что он понимал, что 3-4 млн. сразу будут попадать в бюджет.
– Кто будет на время продолжения конкурса исполнять обязанности директора Агентства регионального развития? Как и раньше, это будет президент Украинской бизнес-ассоциации” Владимир Чеповой?
– Да, пока что и.о. руководителя будет Владимир Чеповой.
Что касается Ивана Подоляна, у него будет задание, очень важное для реализации в Черкасской области.
– Что это за задание?
– В деталях расскажу после стадии обсуждения. Если коротко: надо сделать так, чтобы все, что происходит в области, было в пределах, как минимум, Стратегии развития Черкасской области. Чтобы это не происходило хаотично.
Мне импонирует нынешний подход к финансированию проектов из Фонда регионального развития. Сейчас уже отходят категорически от финансирования таких проектов, как замена окон, ремонт крыши, замена котла… Зато больше средств будет направляться на развитие проектов, которые охватят наибольшее количество населения.
Большинство проектов 2016 года в этом году бы уже не прошли. Сейчас уже четко прописаны правила игры: количество населения, которое должно быть охвачено, приоритет объединенным общинам, приоритет сотрудничеству общин.
Каждый проект оценивается по баллам. Это пример государственной политики, когда просто так деньги давать тратить не будут.
Если ты хочешь сделать какую-то модернизацию по энергоносителям, это должен быть комплексный проект: крыша, окна, стены, потолок, котел и тому подобное. Приоритетно: все, что происходит в области, проекты, должны соответствовать Стратегии развития.
У нас населенные пункты фактически не имеют собственных стратегий развития. Они есть только в Белозорье.
– То есть ремонт театра в этом году из Фонда регионального развития профинансирован не будет?
– Он 100% будет профинансирован. Потому что, по правилам Фонда регионального развития, если этот проект финансировался в 2016 году, и сразу было заложено, что он – на два года, то обязательно будет финансироваться в 2017 году. Весь проект уже в Киеве, он согласован. С учетом того, что использовать средства полностью в 2016 году не получилось, возможно, будет откорректирована сумма.
– Возвращаясь к Агентству регионального развития, сможет ли Иван Подолян стать руководителем по результатам трехмесячной работы?
– В любом случае будет конкурс. Он может подать снова документы, возможно, по-другому заинтересовать комиссию.
– Работает ли уже сейчас Агентство регионального развития?
– Работа должна начаться в конце января 2017 г.. Во-первых, не было руководителя. Во-вторых, не было команды.
Сейчас одновременно с руководителем был объявлен конкурс на должности экспертов. Мы хотим набрать действительно специалистов. Мотивация по зарплате предусмотрена.
– Кто будет платить зарплату, кстати?
– В соучредителях Агентства находятся представители бизнеса. Есть договоренность, что часть затрат будет на себя брать бизнес. Думаю, для офиса будет использоваться коммунальное имущество.
Единственное, что оплатил бюджет, – покупка компьютерной техники. Но это то, что может в любой момент вернуться обратно.
– Какая заинтересованность бизнеса в том, чтобы было такое агентство? Если оно, по вашим же словам, будет работать больше с общинами.
– У них здесь чисто коммерческий подход. Рано или поздно у людей не будет возможности покупать их продукцию. Это, во-первых.
Во-вторых, у нас в Киеве была такая интересная стратегическая сессия. Как раз представитель бизнеса из наблюдательного совета сказал: мне стыдно быть богатым человеком в бедной стране. Кроме того, они здесь работают, поэтому заинтересованы, чтобы персонал оставался. Чтобы люди не уезжали на заработки в Киев или вообще за границу. То есть нам удалось сплотить предпринимателей с совсем другой философией ведения бизнеса.
– Вы уже сказали, что в структуре Агентства регионального развития будут эксперты и руководитель. Кто еще?
– Сейчас будут руководитель, юрист, бухгалтер и эксперты по направлениям – пятеро. После избрания руководителя должность заместителя будет ликвидирована. Сейчас эта должность была создана, чтобы агентство могло двигаться вперед. В целом в структуре мы видим 15 рабочих мест, но это уже позже, на перспективу.
На первом году мы не ожидаем, что к нам сюда повалят средства, гранты и тому подобное. Первый этап – научить людей. То есть эксперты должны будут провести ряд тренингов, семинаров, чтобы те, кто хотят, подготовили себе стратегию развития. Без стратегии развития выходить на грантовые программы нет никакой перспективы. “Вы не видите, куда идете, мы вам давать денег не будем”.
Кроме того, на этом этапе они должны будут найти активных людей, которые будут двигать этот процесс у себя дома. Мы тут из Черкасс не сможем в Умани или в Драбове заставлять людей что-то делать. Если нет заинтересованности снизу, люди просто будут терять возможности.
По моему мнению, первоочередная задача – помочь всем общинам разработать стратегию развития на три года. Чего они хотят достичь за это время.
– Какие еще задачи будут стоять перед Агентством регионального развития?
– Условно говоря, есть какая-то проблема в каком-то селе или городе. Люди обращаются в агентство. Специалисты разрабатывают план, готовят проект. С ним уже можно будет искать источник финансирования.
Мы не ожидали, что сразу после инвестиционного форума будут подписаны какие-то контракты.
– 22 сентября прошлого года произошло весьма масштабное для области событие – второй инвестиционный форум. Прошло уже достаточно времени – удалось ли “заманить” после него кого-то из инвесторов?
– Главная цель форума была – показать местным бизнесменам, как можно двигаться вперед, развиваться, имея те возможности и ресурсы, которые уже есть, показать инструменты, пути развития области. А также показать иностранным бизнесменам, что в Черкасскую область можно успешно инвестировать.
Конкретный результат – проектом индустриального парка в Золотоноше, что мы презентовали на форуме, уже заинтересовались поляки и турки. В конце января состоится встреча с компанией, которая является оператором индустриального парка в Турции. Возможно, нам удастся их заманить в индустриальный парк Золотоноши.
Надо понимать: это наши бизнесмены сравнительно быстро принимают решения. А для иностранцев обсуждения продолжительностью год-два – это нормальная практика.
У нас летом была встреча с представителями Объединенных Арабских Эмиратов в Киеве, потом была встреча в Черкассах, и была уже третья встреча – глава облгосадминистрации Юрий Ткаченко летал в ОАЭ (где, среди прочего, презентовал инвестиционную привлекательность Черкасской области). Там тоже уже есть наработки, направления: сельское хозяйство и приборостроение.
– Какова была цель этой встречи? Они что-то собираются открывать в Черкасской области?
– Сейчас речь идет и об открытии, и о покупке готовой продукции. Но пока что с их стороны идет просто разведка, сбор информации.
– Насколько результативным считаете прошлогодний инвестфорум? Будет ли он повторяться в 2017-м?
– Обязательно стоит проводить. Результат есть. Но будет видно со временем. С сегодня на сегодня или с сегодня на завтра его точно не будет заметно.
Мы не ожидали, что сразу будут подписаны какие-то контракты, что создадутся какие-то совместные предприятия. Мы этим форумом показывали и нашим бизнесменам, и иностранным, как Черкасщина готова сотрудничать с бизнесом.
– Назовите пять причин, почему стоит открывать бизнес именно на Черкасщине?
– В зависимости от того, какой бизнес. Наша область – аграрная, имеет плодородную землю. Кроме того, здесь удобная логистика, необходимая инфраструктура и много свободных ниш, особенно в сфере переработки. У нас есть человеческий ресурс. Есть территории, где можно начать производство. Ну вот, уже более пяти…
Когда к нам кто-то обращается, мы подбираем уже под запросы предложения. Под каждый бизнес мы готовы найти свои преимущества и честно назвать недостатки. Словом, максимально комфортные условия для инвесторов – такова политика нашей команды под руководством главы области Юрия Ткаченко.
– Вы уже несколько раз упоминали о запросах от разных компаний. Насколько часто они поступают в областную администрацию?
– Как раз после встречи с инвесторами на нашем форуме этот процесс активизировался. Но пока что это больше разведывательная работа.
– Почему все же появление новых инвесторов идет в области “со скрипом”? Это проблема областного или всеукраинского уровня?
– Сейчас Украину рассматривают как страну повышенного риска. Война, постоянные выборы… кардинальная смена политической элиты. Все же главная причина – это конфликт на Востоке.
– Это ваши выводы или то, что вы слышали от потенциальных инвесторов?
– О войне они говорят. Не напрямую, потому что прямо они такого никогда не скажут, а через местных представителей.
Украина – богатая страна с большим потенциалом, но пока что сюда заходить опасаются.
Инвестор должен сделать такие условия для участника индустриального парка, чтобы он пришел, включил устройство в розетку и начал работать.
– Расскажите подробнее об индустриальном парке в Золотоноше. На каком этапе сейчас его создание?
– Сейчас город Золотоноша должен получить кадастровый номер земельного участка, после подачи документов в Минэкономики на утверждение. Местные власти провели у себя инвентаризацию земель. Если предварительно речь шла о земельном участке размером 25 га, то после инвентаризации земельный участок увеличился до 40. Они сейчас приводят в соответствие градостроительную документацию.
После получения утверждения от министерства уже с этим статусом можно будет работать с инвесторами, параллельно будет происходить подведение коммуникаций. Город сейчас получает все необходимые технические условия для подведения газа и электроэнергии.
– Город будет за свой счет проводить коммуникации?
– Подведение коммуникаций планируется за счет помощи областного и государственного бюджета. Есть такое постановление Кабмина, согласно которому 652 млн. грн. помощи Евросоюза будет направляться на подобные инфраструктурные объекты.
Сюда мы также хотим подать необходимость средств на ремонт Черкасского аэропорта. Средства на проектные работы уже заложены. С этим проектом мы будем участвовать в конкурсе на финансирование.
– Окей, коммуникации подвели – что дальше?
– Там построят помещения для размещения производств, которые вписываются в пределах той концепции агроиндустриального парка, которая уже есть.
Фактически это будут большие площади для сдачи в аренду. Инвестор должен сделать такие условия для участника индустриального парка (арендатора), чтобы он пришел, включил устройство в розетку и начал работать. Чтобы там уже были все коммуникации, дороги и тому подобное. Чтобы предприниматель, который стал участником индустриального парка, не имел никаких отношений ни с властью, ни с разрешительными организациями. Вот такая модель. Так это работает в мире, и так мы хотим, чтобы было в Золотоноше.
Индустриальный парк Золотоноши предусматривает создание 4,5 тысяч рабочих мест.
– Известна ли уже сумма капитальных вложений в индустриальный парк?
– Нет, пока что мы имеем лишь 3D-модель. В целом индустриальный парк может развиваться несколько лет. В Польше, например, парк может развиваться 10-15 лет. Правда, там парк на 150-200 гектарах. В Турции вообще на территории 500 гектаров.
– В Украине есть примеры успешных индустриальных парков или это все же внедрение зарубежного опыта?
– В таком формате, как будет в Золотоноше, еще нет.
– То есть это такой себе эксперимент. Вы исследовали, будет ли он успешным?
– Он не может быть неуспешным. Возвращаемся к географическому размещению запроса бизнеса на такие вещи. Представьте себе: у вас есть работа на год, есть несколько станков и вам сложно или неудобно арендовать помещение, не хотите иметь проблем с пожарниками, СЭС. Зато вы приходите в готовое помещение и начинаете работать.
Особенно был запрос предпринимателей в 2014-2015 годах, когда переезжали с Востока сюда. Был бы у нас индустриальный парк, была бы возможность заинтересовать здесь, и все бы здесь работали.
Людей-инициаторов объединения прессуют представители районных советов.
– Как оцениваете продвижение процесса объединения общин на Черкащине?
– На сегодня у нас уже создано шесть общин. Еще по двум – направлены документы в Центральную избирательную комиссию. Еще по одной общине сейчас документы на изучении.
На сегодня движение пошло гораздо активнее. Но все равно есть сопротивление. Особенно там, где стоит вопрос о присоединении к городу, потому что это требует перевыборов. Только двух глав городов я знаю, которые готовы идти добровольно на перевыборы и сами инициируют объединение. Остальные делают все, чтобы этого не произошло. По некоторым районам этому способствуют председатели районных советов. Но люди снизу уже сами этот процесс подталкивают.
Райсоветам объединение невыгодно, потому что сейчас деньгами сел управляют они. А когда села выходят и забирают с собой ресурс (например, мощное предприятие расположено на территории), приходится что-то делать. Потому что, как ранее, средств уже не хватает. А чтобы что-то иметь – надо вставать с кресла, двигаться и развиваться.
Думаю, летом мы выйдем еще с шестью общинами. Конечно, могут быть сюрпризы.
– Относительно процесса объединения вы общаетесь не только с обществом, но и высшим руководством государства. По настроениям в столице вы видите, что процесс может стать принудительным?
– Думаю, он с 1 января 2018 года станет принудительным.
– Какие есть преимущества объединяться сейчас, до того, как этот процесс, возможно, станет обязательным?
– Те, кто объединятся сами, получат помощь от государства на развитие инфраструктуры. Кроме того, они могут объединиться так, как видят это. Потом будет объединение, согласно утвержденного перспективного плана и без финансовой помощи от государства.
– Почему к Черкассам никто не хочет присоединяться? Мэр говорит, что город готов и проблема в селах.
– Это не проблема Черкасс. Много где в городах не хотят присоединяться. Точно знаю, что одно село хочет присоединиться к Черкассам. Но не хочу говорить, какое именно, потому, что активных людей-инициаторов затем очень прессуют председатели районных советов. Есть такие случаи, когда даже председатель райсовета приезжал на место работы, пугал девушку. Я обращался в правоохранительные органы, провели работу.
Надо понимать, что все же есть разница между городским населением и сельским. И по селам люди боятся, что из-за нехватки своих представителей во власти они не смогут влиять на какие-то процессы.
Это не только в Черкассах. В Умани, Христиновке похожие ситуации… На сегодня единственное объединенное с городом общество Тальновский.
Знаю, что городской глава Шполы направил письма селам с предложением об объединении. В Корсуне также создана совместная рабочая группа – идет процесс.
– Часто устраиваете себе “тур” по потенциальным общинам, чтобы общаться с людьми?
– Несколько раз в месяц точно выезжаю. В 2016 году мы провели около 20 заседаний экспертной группы по разработке перспективного плана, проработали со всеми районами, дали им домашнее задание, они – нам. С февраля начнется второй круг обсуждения, чтобы иметь еще более четкий перспективный план.
– Общались ли с главами трех общин, которые были выбраны 18 декабря?
– За неделю до выборов мы проводили обучение кандидатов в депутаты и глав объединений. Выборы прошли. Только в Стеблевской общине председателем избрали предыдущего главу села Стеблев, вокруг которого и происходило объединение.
После выборов мы провели обучение бюджетному процессу, помогли Набутивской общине зарегистрироваться. Кстати, зарегистрировали ее в новом ЦНАП в Белозорье.
– Вы часто говорите о Белозорье. Вот недавно и министр здравоохранения тоже хвалила эту общину, и в Минрегионстрое. Для области это – пример объединения?
– Не только для Черкасской области. Председатель общины Владимир Мицук много где ездит, перенимает опыт. Он делает очень правильные вещи, качественно делает.
Автор: Елена Щепак
Источник: Infomist.ck.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.