Читайте также: Украина и мир. Семь общих вызовов
Демократия – с древнегреческого δημοκρατία, «власть народа» – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
На практике же народ обычно делегирует власть своим представителям путем выборов.
Избранные представители редко действуют в интересах общества. Как следствие – не переизбираются на следующих выборах или же теряют полномочия досрочно в результате прямого действия людей.
В цивилизованных странах прямое действие – это референдумы. В институционально неразвитых – восстания, революции или террор.
Украина, к сожалению, отстает. Здесь уже произошло две революции, но до сих пор государство возглавляют те же самые невежды и проходимцы.
Обычно недостойную власть видно уже в первый год ее работы, но она всегда изо всех сил держится до следующих выборов. Только если общество действительно возмущено и не желает терпеть следующие 3-4 года разрушение страны (как это произошло с Януковичем) – люди идут «в рукопашную», на площади.
Легально отозвать некачественных представителей или блокировать их решение украинцы пока не умеют.
Есть ли сейчас в Украине механизм оперативной, легальной прямой власти общества?
История вопроса
Зарождением демократии считают древнюю форму голосования о недоверии руководителям полисов в Античной Греции. Тогда право голоса имели только мужчины – собственники земли, которые обычно были главами родов и составляли абсолютное меньшинство населения. Сам Аристотель предостерегал от расширения избирательных прав бедного населения, считая, что оно все поделит и проест.
В США с 1776 года право голоса получили лишь белые мужчины старше 21 года. С 1870 года – мужчины всех рас, однако с ограничениями в отношении грамотности, притом, что образование тогда было доступно абсолютному меньшинству. С 1920 года голосовать стали и женщины. Хотя в Швейцарии, например, женщины получили такое право только в 1971 году.
После Второй мировой и до 1964 года для участия в голосовании предусматривался налог, что ограничивало возможности бедных. В 1965-м году были отменены тесты на грамотность, которые допускали до выборов; в 1970-м избирательный возраст снижен с 21 до 18 лет.
До середины 19-го века существовали объективные обстоятельства для неравномерного распределения демократических прав.
С одной стороны, ресурсы были слишком малы, чтобы обеспечить хотя бы минимальный уровень общего образования. С другой – равномерное распределение ресурсов привело бы к замедлению общего прогресса и не принесло бы никакого улучшения среднему классу: все стали бы равномерно бедные.
Развитие нуждалось в концентрации весьма ограниченных ресурсов в точках прорыва. Этим и занималась элита.
Даже ярые идеологи демократии, которые значительно повлияли на политику европейских стран в 18-19 веках, Джеймс и Джон Стюарт Милль опасались, что нищий и безграмотный народ, получив власть, отберет у богатых собственность и начнет принимать губительные для всего общества решения. В связи с этим мыслители рекомендовали сохранять жесткие имущественные и другие ограничения на участие в голосовании широких масс.
К счастью, времена изменились, безграмотность и крайнее нищенство отошли в прошлое.
Однако в адрес общества так же звучат обвинения – теперь уже по склонности к манипуляциям СМИ, потребительским сознанием, безответственности и др.
Дело в том, что элиты всегда боялись демократии, тем более – прямой. Они всегда активно мешали гражданам влиять на свою жизнь. Когда-то это было оправдано уровнем развития человечества, но по привычке элиты продолжают ограничивать права граждан и сейчас.
В 21-м веке поле битвы развернулось вокруг последней баррикады – прямой демократии, которая нивелирует парламентские заговоры, ручные партии и выбор без выбора на голосованиях за раскрученные политические бренды.
Референдумы
В течение 20-го века референдум постепенно стал инструментом непосредственной демократии в странах Европы, Северной Америки и других государствах мира.
Условно с 1991 года референдумы считаются высшей формой демократии и применяются на наднациональном уровне.
В Швейцарии референдумы зародились в кантонах, которые выступали против правительств, которые узурпировали свободу граждан. В 1802 году состоялся первый общенациональный референдум, который принял вторую Конституцию Гельветики. С 1874 года Конституция закрепила референдумы в политической системе страны. Сегодня же в основном законе определено, что «высшей законодательной властью» в Швейцарской Конфедерации обладает народ.
В США институт референдума начал применяться под влиянием теории народного суверенитета Жан-Жака Руссо. Первый конституционный референдум был проведен в штате Массачусетс в 1780 году. После этого и другие североамериканские штаты начали проводить референдумы для принятия и изменения своих Конституций.
Впервые референдум был закреплен в Конституции Южной Дакоты в 1896 году. До начала XX века референдумы и законодательные инициативы были закреплены в конституциях 21 штата США и в уставах более ста городов страны.
В 1804 году французское конституционное право предусмотрело проведение так называемых плебисцитных референдумов для осуждения политики отдельного государственного деятеля.
Впоследствии референдумы были утверждены конституциями Франции (1946), Италии (1946), Люксембурга (1948), ФРГ (1949), Дании (1953) и других стран.
В период 1989-1991 годов в социалистических странах Восточной и Центральной Европы на всенародные голосования чаще выносились вопросы независимого существования и принятия новых конституций – Латвии, Украины, Армении и Грузии, Югославии, Словении (1990), Хорватии и Македонии (1991), Боснии и Герцеговины (1992), Румынии (1991), Эстонии (1992), Литвы (1992), Российской Федерации (1995), Польши (1997).
Референдум и Конституция
Конституция – это в своей сути договор граждан между собой и с органами управления. Такой договор априори должен быть понятен всем сторонам, обязан приниматься и меняться лично участниками договора – то есть на референдуме.
В США в период с 2006 по 2014 годы были вынесены на референдумы штатов 683 конституционных поправки, из которых избиратели одобрили 482 изменения. Около половины поправок в 18 штатах, где это разрешено, были инициированы гражданами.
С 1848 года в Швейцарии прошел 521 референдум на федеральном уровне. В 216 случаях предметом голосования являлась ревизия Конституции, в 148 случаях – принятие законопроекта или одобрение какого-либо договора.
Согласно 139-й статье Основного закона Швейцарии, 100.000 граждан могут инициировать полный или частичный пересмотр Союзной Конституции с вынесением на референдум соответствующего проекта. С конца XIX века к такой народной инициативе прибегали более 200 раз. В 159 случаях инициатива выносилась на референдум, в 14 случаях население поддерживало вынесенное решение.
При выдвижении инициативы пересмотра Конституции в форме общего предложения есть 2 варианта:
1. Если Парламент согласен с идеей, он разрабатывает проект частичного пересмотра в духе инициативы и выносит его на голосование народа и кантонов.
2. Если Парламент отклоняет инициативу – население страны получает право высказаться «за» или «против» изменения Конституции. В случае народной поддержки инициативы Парламент разрабатывает проект новой Конституции.
Референдум в отношении народного вето и выражения недоверия
Предметом такого референдума является вопрос о полной или частичной отмене закона (или акта), или о роспуске парламента.
Например, после принятия любого закона в Парламенте Швейцарии дается 100 дней, чтобы недовольные граждане могли организовать референдум по его отмене. Это возможно по требованию 50 тысяч избирателей (1%) или восьми кантонов. На референдумы выносятся 6-7% законов из всех законодательных актов парламента Швейцарии.
Начиная с 1848 года, соответствующая процедура в масштабах страны была применена около 100 раз; в трети случаев голосование привело к отмене законов большинством избирателей.
Роспуск парламентов в результате народного голосования предусмотрен в некоторых немецких округах. Например, в Баден-Вюртемберге парламент можно распустить путем референдума, который должны инициировать 200 тысяч избирателей, этот инструмент применялся в 1971 году. В Баварии для инициирования подобного референдума необходимо собрать 1 миллион подписей.
Народное законодательное право
В Швейцарии по требованию граждан возможно принятие или изменение союзных законов, федеральных решений, международно-правовых договоров.
Для этого необходимо собрать 100 тысяч подписей (2,5% электората) в течение 18 месяцев или по требованию 8 кантонов. Поддерживается в среднем одно из десяти предложений, вынесенных на референдум.
Обязательное согласование стратегических решений с народом
В Швейцарии стратегические решения требуют обязательного вынесения на референдум – членство в международных организациях, договорах, союзах и др.
Страна, например, стала членом ООН только в 2002 году – ведь раньше 75,7% швейцарцев на референдуме отказались от вступления.
Дошло ли бы дело до майдана и революции в Швейцарии, как в Украине, из-за отказа Януковича вступать в ЕС?
Статистика и последствия референдумов в Швейцарии
В Швейцарии в референдумах участвует от 40% до более 70% избирателей в зависимости от важности вопроса. Количество референдумов увеличилось с 3 раз в год в прошлом веке – до 9 на год на настоящее время. На каждом референдуме избиратель получает несколько бюллетеней, в которых от 6 до 12 вопросов.
Практика референдумов привела к тому, что все парламентские партии Швейцарии вынуждены идти на компромиссы между собой при принятии законов. Учитываются интересы самых незначительных политических сил.
Ведь даже для самой маленькой политической силы в Швейцарии не составляет труда собрать 50 тысяч голосов и выставить закон на референдум, указав народу на дефекты законодательного акта. Поэтому парламенту выгоднее искать компромисс изначально.
Украина
В Украине не было проведено ни одного референдума по народной инициативе.
Впервые всеукраинский референдум состоялся 1 декабря 1991 года.
Тогда 28 миллионов избирателей поддержали Акт провозглашения независимости Украины – более 90% избирателей. Это был единственный плебисцит, который имел юридические последствия.
Второй всеукраинский референдум состоялся 16 апреля 2000 года. Волеизъявление инициировал президент Леонид Кучма. В бюллетене были вопросы об отмене депутатской неприкосновенности, которую поддержали 89% граждан и о сокращении количества народных депутатов до трехсот, за что проголосовало 89,91% украинцев.
Верховная Рада так и не имплементировала результаты этого референдума.
Референдум по народной инициативе в Украине
В ноябре 2012-го был принят закон «О Всеукраинском референдуме», который только ухудшил возможности применения прямой власти народа.
Согласно него:
1. Референдум по народной инициативе предусмотрен лишь в консультативной форме. То есть результаты такого референдума не имеют императивного значения, они произвольно могут быть отклонены парламентом.
2. Провозглашать референдум или нет – решает президент, даже после сбора всех необходимых подписей граждан.
3. Не определен формат и круг вопросов, которые могут рассматриваться на референдуме.
4. Не понятно, как именно ответы на вопросы должны быть воплощены в жизнь государства.
5. И главное – процедура инициирования референдума, которая прописана в законе, фактически делает невозможным этот процесс:
а) срок и количество подписей – три миллиона в двух третях областей за 40 дней,
б) количество участников собрания инициативной группы для получения ими права собирать подписи – не менее двух тысяч человек,
в) комиссии в день голосования и подсчета голосов могут принимать решения большинством от присутствующих, в независимости от их количества, а руководитель местной госадминистрации может заменить в день голосования членов комиссии,
г) не предусмотрена возможность для освещения альтернативных точек зрения в СМИ.
6. С принятием закона «О всеукраинском референдуме» утратил действие закон о местных референдумах 1991 года. Поэтому их проведение стало вообще невозможным.
Народная законодательная деятельность в Украине
Нынешний закон о референдуме формально позволяет создавать и принимать законы вне парламента – однако не определяет процедуру.
Позиция Конституционного Суда по делу о «Принятии Конституции и Законов Украины на референдуме» 16 апреля 2008 года заключается в том, что народ может принимать законы или вносить в них изменения – но в порядке, который должен быть определен Конституцией и законами Украины.
Пока не определено, кто, как и кому передает народный законопроект для регистрации и сбора подписей за его вынесение на референдум.
В том числе речь идет и о народных проектах Конституции Украины.
Выводы
Очевидно, что в Украине властью сделано все для того, чтобы помешать людям инициировать референдумы, принимать решения по фундаментальным вопросам развития страны, легально устранять компрометированных чиновников.
Препятствия заложены в квотах, количестве и сроках сбора подписей, в процедурах регистрации и согласования документов, в необходимости утверждения результатов референдумов властью и их неимперативности.
Для сравнения:
Швейцария: по инициативе народа нужно собрать 100 тысяч подписей на 8 миллионов жителей за 18 месяцев.
Латвия: для сбора 150 тысяч подписей дается один год.
Македония: 150.000 подписей избирателей.
Италия: голоса 500.000 избирателей или 5 областных советов.
Россия: 2 миллиона подписей за 45 дней, инициативной группой в 500 человек.
Украина: 3 миллиона подписей на 36 миллионов избирателей за 40 дней, группой в 2000 человек, зарегистрированных должным образом в ЦИК.
Возможно, впервые получив новые возможности, неопытное общество может ошибаться. Как, например, граждане Британии с их «Брекситом» на недавнем референдуме.
Однако глядя на опыт стран, где люди издавна на собственных пробах и ошибках учились непосредственно управлять жизнью своего сообщества, в 21-м веке становится очевидной необходимость расширения прямой власти граждан.
Сегодня намеренное отчуждение людей от управления своей жизнью должно быть окончательно устранено. Украине нужны кардинальные изменения в Конституции и законодательстве для передачи прямой власти народу.
И мы, несмотря на преграды истеблишмента, можем пройти этот сложный путь в рамках действующего правового поля.
Автор: Алексей Жмеренецкий, координатор дискуссионного Клуба «КОЛО», инициатор проекта «Хартия Будущего».
Источник: Украинская правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.