Реформа №1. Может ли Украина перестать жить в долг и стать сильнее

В статье “План системных реформ для Украины» изложена общая стратегия экономических преобразований. Теперь покажем содержание конкретных реформаций. Начнем с раскрытия первого направления — макроэкономического и финансового регулирования, которое является главным содержанием государственного управления экономикой.

Реформы в этом направлении должны обеспечить стабилизацию финансово-денежной системы и возобновить рост производства в краткосрочной перспективе.

В то же время, последние события 2015 года, когда было пролонгировано пребывание у власти Кабинета министров Арсения Яценюка, затягивают веревку на шее украинской экономики, заставляют жить по разработанному правительством государственному бюджету на 2016 год.

Это бюджет дальнейшего разворовывания Украины, бюрократических злоупотреблений и коррупции, нищенского унижения людей, размывание основополагающих устоев общества, которые заключаются в стремлении людей к частной свободе и благосостоянию, заботе о детях и престарелых, образовательному и духовному росту.

Госбюджет создает предпосылки недопустимого обесценивания гривны, снижения уровня благосостояния граждан, скрытой раздачи средств своим «подрядчикам», финансово-ценового содействия энергетической мафии и других обстоятельств, которые вызывают деградацию украинской нации и государства.

Снова видим рост государственного долга Украины – за год он увеличится минимум на 82 миллиарда гривен. Столько бились за списание части внешнего долга, а теперь за год увеличиваем его на сумму, превышающую сумму списания, – 3,4 миллиарда долларов, или 81 миллиард гривен.

Как нам жить через три года, когда придет время возвращать то, что было отсрочено плюс новый прирост и другие долги, по которым наступит время платить? Это правительство уйдет, а нам останется после него пепелище.

Теперь, после защиты Кабинета министров Яценюка парламентом, претензии общества распространяются и на Верховную Раду, которая сделала выбор в пользу коррупционной исполнительной власти, а не своего народа. При этих обстоятельствах реализация стратегического плана реформ несколько откладывается, однако я верю, что ненадолго.

В 2016 году отставка правительства и парламента неизбежны, поэтому мы начнем радикальные, глубинные экономические реформы, и наш стратегический план станет актуальным. Перейдем к рассмотрению основных его элементов с направлений макроэкономического и финансового регулирования национального хозяйства. Эти элементы такие.

Достижение эффективности макроэкономического регулирования. Оно заключается в антиинфляционном, финансово-стабилизационном, благоприятном для субъектов экономики применении властями общеэкономических регуляций.

Соответствующие трансформации можно назвать переходом к накопительной макроэкономической модели развития национального хозяйства.

Вот содержание конкретных мероприятий в этой части.

1. Укрепление обменного курса украинской гривны.

2. Составление бездефицитного госбюджета.

3. Недопущение инфляции цен и тарифов за счет всех факторов, лежащих на стороне государства: административного их повышения, избыточной денежной эмиссии, злоупотреблений монополистов, ограничения импорта товаров и услуг.

4. Стимулирование роста внутренних банковских депозитов населения вследствие стабилизации курса гривны, отмены массового кредитного рефинансирования банков со стороны Национального банка Украины, снижение налога на проценты от депозитов.

5. Обеспечение управляемого роста внутреннего платежеспособного спроса населения за счет рационального повышения минимальной зарплаты и пенсий и доступности для семей потребительских банковских кредитов.

6. Управление госдолгом, которое снижает текущие расходы, уменьшение объемов краткосрочного государственного долга.

7. Стимулирование увеличения доли производственных инвестиций в ВВП путем введения ускоренной амортизации капитала, специального кредитования фондово-биржевых операций и инновационных предпринимательских проектов, разработки публичных много векторных программ государственного инвестирования.

8. Недопущение трат золотовалютных резервов на кредитование импорта товаров и услуг.

9. Стимулирование экспорта украинских товаров и услуг через применение автоматического возврата НДС, специальное государственное кредитование и премирование высокотехнологичного экспорта.

10. Достижение профицитного внешнеторгового баланса без применения таможенных и нетаможенных ограничений импорта товаров и услуг.

11. Достижение профицита финансового счета платежного баланса без учета прироста или уменьшения государственного внешнего долга.

В результате мы перестанем жить в долг и продавать Украину по частям, обеспечим богатство нации и отдельных семей.

Стабильность и конвертируемость денежной единицы. Центральными являются вопросы трансформации Национального банка в реальную денежно-резервную систему и включение рыночных факторов формирования кредитно-инвестиционных фондов экономики.

Ключевые пункты реформирования в этой сфере таковы.

1. Устранение монетарных факторов ценовой инфляции путем лимитирования ежегодной эмиссии гривны при покупке центральным банком валюты на внутреннем рынке, предоставления рефинансирования банкам, выкупа ими облигаций на открытом рынке.

2. Отмена порядка кредитного рефинансирования банков под залог имущества – только под ликвидные государственные долговые бумаги.

3. Укрепление валютного курса гривны, в том числе недопущение его снижения. Наоборот – надо повышать (укреплять) его значение на 5-10% за год.

С этой целью необходимо прекратить кредитование «Нафтогаза» для покупки импортного газа за счет валютных резервов НБУ, остановить операции по покупке валюты центральным банком на внутреннем рынке, перейти к валютным сделкам СВОП (по обмену национальными валютами – прим. BusinessForecast.by) с основными торговыми партнерами Украины, ограничить максимальное снижение обменного курса гривны за один день торговли до 3-5% на межбанковском рынке, внедрить систему хеджирования валютных рисков банков.

4. Установление в качестве цели деятельности НБУ минимизации значения процентных ставок по коммерческим банковским кредитам. Для этого регулятор должен, кроме мер по минимизации инфляции цен, поддерживать реальное значение своей учетной ставки (т.е. с учетом темпов инфляции – прим. BusinessForecast.by) и ограничить операции кредитного и санационного рефинансирования банков.

5. Введение национального резервного фонда за счет отчислений банков от сумм, полученных ими на текущие и карточные вклады. За счет фонда должны кредитоваться разрывы в ликвидности банковских учреждений.

6. Реорганизация Фонда гарантирования вкладов граждан, осуществление им выплат только вкладчикам банков, которые ликвидируются в результате банкротства. Освобождение его от функций продаж залогового имущества и осуществления им долговых операций.

7. Изменение нормативного регулирования деятельности банков со стороны НБУ путем перехода к стимулированию кредитования ими хозяйственных организаций, отказ от размещения свободных средств банков на депозитных счетах центрального банка.

8. Снятие ограничений на внутреннюю конвертацию наличной и безналичной гривны в твердые валюты.

В результате таких преобразований мы сможем дать толчок экономике и остановим хищение денег, принадлежащих всем украинцам.

Прозрачность системы государственного управления. Становление правового государства требует открытости деятельности государственных органов перед гражданами, а также функционирования гражданского общества, которое ставит под контроль действия бюрократов и органов власти. Для достижения этого состояния необходимы следующие шаги.

1. Своевременное представление правительством парламенту развернутого государственного бюджета, расписанного по всем видам доходов, бюджетным программам и получателям средств, составление правительством списка помесячных расходов бюджета и его обнародования. То же касается местных бюджетов.

2. Полная подотчетность министерств и других органов власти комитетам Верховной Рады Украины.

3. Еженедельная отчетность правительства об осуществлении расходов и выполнении бюджета с обязательным их освещением на правительственных сайтах.

4. Отображение в онлайн режиме финансовых операций правительственных учреждений и заведений по покупке товаров и услуг, в том числе в рамках осуществления государственных закупок.

5. Введение онлайн режима отчетности об уплате налогов, пошлин и операциях с полученными налогово-таможенными органами средствами.

6. Освещение на сайтах Кабинета министров, НБУ, ФГИ, Минагропрода информации о подготовке, условиях осуществления и результатов операций продажи (аренды) объектов государственной собственности, предприятий, пакетов акций, земельных участков.

7. Обязательная публикация в СМИ и сети Интернет отчетов Счетной палаты, Государственной финансовой инспекции, Антимонопольного комитета и других контролирующих органов о проверке органов власти и государственных учреждений и предприятий.

8. Обязательный доступ общественности к проектам законов, правительственных проектов и программ, проектов международных договоров.

9. Открытый доступ прессы к заседаниям парламентских и правительственных комитетов, комитетов местных органов власти.

10. Обязательное обсуждение с местными общинами инициатив естественных монополистов по повышению цен и тарифов на жилищно-коммунальные и другие местные услуги. Национальные регуляторы рынков естественных монополий должны обеспечивать такие обсуждения и заключения справедливых соглашений между сторонами.

Предосторожность чиновничьей деятельности, которая прикрывает невежество, клановость и хищение народного имущества, должна остаться в прошлом.

Структурно-функциональная модернизация правительства. Деятельность каждого нового украинского правительства должна совершенствоваться с учетом новых проблем, возникающих в обществе, необходимости применения более эффективных методов государственного управления, расширения полномочий местных органов власти.

С этой целью нужно сделать следующее.

1. Создать органы власти, которые бы эффективно обслуживали нужды армии, помогли внутренним переселенцам, занимались демографическими проблемами, сократили иммиграцию молодежи, реформировали экономику, способствовали развитию предпринимательства и фермерства.

2. Обновить состав и направленность работы межотраслевых комитетов правительства согласно главнейших задач, прежде всего, становлению инновационных отраслей.

3. Ликвидировать или сократить численность работников органов власти, полномочия которых закончились, уменьшились или являются недопустимыми для рыночной экономики.

Речь идет о ФГИ, Минрегионстрое, Минпромполитике, Минэкономразвития, госкомитетов рыбного хозяйства и лесного хозяйства, Государственной судебной администрации и Госавиаадминистрации, Госдепартамента продовольствия, Госслужбе лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

4. Проводить ежегодный анализ загруженности центральных и местных органов власти, на основе которого ежегодно сокращать их штаты на 15-20%.

5. Перейти в основном к экономическим методам регулирования хозяйства страны.

Осуществлять его с помощью мер по поддержке конкуренции, защите прав потребителей, сделок с ценными бумагами на открытом рынке, использованию денежно-кредитных и налоговых нормативов, стимулирующих возмещение процентных ставок по кредитам, применению льгот и скидок к ценам, созданию условий договорного ценообразования на рынках природных и сетевых монополий.

6. Осуществлять оптимизацию структуры бюджетных расходов по критериям максимизации социально-культурного и гуманитарного развития нации и минимизации или ликвидации непроизводительных расходов: на обслуживание государственного долга, содержание органов власти, покрытие убытков государственных учреждений и предприятий.

7. Передать на уровень местного самоуправления максимум полномочий по реализации программ развития регионов, сужая соответствующие полномочия центра.

Децентрализовать управление общегосударственными инфраструктурными предприятиями, поддерживать конкуренцию на местных рынках, регулировать местные естественные монополии, поощрять инвестиции.

Местные органы должны устанавливать ставки местных налогов, платы за землю, платы за использование природных ресурсов, арендных платежей, тарифов за услуги ЖКХ, коммунальных и транспортных услуг, включая такси и метро.

Если не совершенствовать функции и не сокращать бюрократический аппарат, он «съест» всю экономику.

Финансовая открытость страны. Является обязательным условием экономических свобод, интеграции украинской экономики в ЕС, притока иностранных капиталов, устранения коррупционных барьеров в международном движении капиталов. Она требует таких шагов.

1. Устранение ограничений в осуществлении международных платежей физическими и юридическими лицами-резидентами и нерезидентами.

2. Отмена предоставления Нацбанком разрешений на осуществление международных трансакций – предоставление кредитов, осуществление инвестиций – украинским лицам.

3. Ликвидация режима лицензирования иностранных инвестиций в Украине.

4. Переход к свободной внутренней валютной конвертации гривны на банковских счетах.

5. Отмена лицензирования деятельности филиалов финансовых учреждений, зарегистрированных в странах ЕС.

6. Отмена налогообложения репатриации прибылей, полученных иностранными компаниями на территории Украины.

7. Предоставление права украинским финансовым учреждениям свободно проводить операции в странах ЕС. Аккредитация украинских фондовых бирж на мировых биржах, освоение ими современных фондовых инструментов и процедур.

Финансовая изоляция, в которой находится Украина, выгодна только местным неконкурентоспособным финансовым посредникам, которые наживаются на заоблачных процентах, и коррупционному чиновничеству.

Приведенная совокупность реформ должна обеспечить более эффективную работу системы государственного управления экономикой и гарантировать устойчивый экономический рост. Кроме того, данные реформы будут выбивать почву из-под ног чиновников-коррупционеров и не допускать их незаконного обогащения.

Предлагаемые планом изменения должны сделать органы исполнительной власти более доступными для прессы и активной общественности, стать подконтрольными им.

Экономико-управленческие реформы не касаются значительного арсенала других объективно необходимых антикоррупционных мер, в частности, в сфере юстиции и в правоохранительной системе. В последнем направлении некоторые нововведения в Украине вводятся, хотя медленно и с определенной оглядкой на высшую власть.

Результаты принесут только совместные действия в экономическом и юридическом направлениях вместе с контрольной антикоррупционной активностью гражданского общества.

Общий эффект от управленческих, правоохранительных реформ и включения граждан в контрольные процессы обеспечит возврат в хозяйственный оборот минимум половины сумм взяток и хищений в органах власти, то есть 200-300 миллиардов гривен.

Это позволит увеличить объем ВВП Украины на 12% в год и повысить зарплату украинцев на 20-24%. Государство же станет сильнее, эффективнее и справедливее.

Автор: Владимир Лановой, экс-министр экономики Украины, доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ

Источник: Экономическая правда

Перевод (с сокращениями): BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий