Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию рекомендации центрального банка для держателей банковских платежных карт.
Читайте также популярный финансовый блог о банках, платежных картах, финансовой грамотности и инвестициях.
Соблюдение этих рекомендаций поможет держателям платежных карточек снизить риски потерь во время осуществления операций с использованием платежной карты в банкомате при безналичной оплате товаров/услуг (в том числе через сеть Интернет), будет способствовать их надежному хранению и безопасности расчетов.
Рекомендации действуют в части, которая не противоречат правилам пользования платежной картой соответствующей платежной системы (в случае ее предоставления эмитентом держателю) и распространяются на все платежные карточки, эмитированные банками.
I. Общие рекомендации
1. При получении платежной карты в банке проверьте личные данные, срок действия, целостность конверта (если он есть) с персональным идентификационным номером (далее – ПИН).
2. Поставьте собственную подпись на оборотной стороне платежной карты (на специально отведенной полосе, предназначенной для подписи держателя). Это уменьшит вероятность использования платежной карты без вашего согласия или в случае ее потери.
3. Будьте внимательны к условиям хранения и использования платежной карты.
Не следует подвергать платежную карточку механическим, температурным и электромагнитным воздействиям. Целесообразно избегать попадания на нее влаги и солнечных лучей. Платежную карту нельзя хранить вместе с мобильным телефоном, бытовой и офисной техникой, а также вблизи металлических предметов и других магнитных носителей/устройств.
4. Банк-эмитент никогда не совершает запросы и/или телефонные звонки своим клиентам – держателям платежных карт по проверке реквизитов выданной платежной карты или уточнению персональных данных (серия, номер паспорта, идентификационный номер, персональный пароль, номер мобильного телефона и тому подобное).
5. Ни в коем случае не сообщайте номер карты, ПИН и CVV-код посторонним лицам (в том числе родственникам, знакомым, детям, работникам банка, кассирам и лицам, которые пытаются помочь вам при использовании платежной карты).
6. Запомните ПИН-код и храните его отдельно от платежной карточки и кошелька в недоступном для посторонних лиц месте.
7. Не храните ПИН на смартфоне и планшете.
8. Не следует передавать платежную карту другим лицам (в том числе родственникам). Персонифицированную платежную карту (содержащую фамилию и имя физического лица) вправе использовать исключительно физическое лицо, которое ее получило.
9. Не разглашайте и не сообщайте реквизиты платежной карты (номер, ПИН, CVV-код, срок действия), собственные персональные данные или любую другую информацию, что касается платежной карты по требованию посторонних лиц (в том числе и работников банка). В случае возникновения такой ситуации сразу звоните в банк, который выдал платежную карточку, и сообщите об этом факте (телефон банка, контакт — центра банка или службы клиентской поддержки указан на обратной стороне платежной карты).
10. Никогда не передавайте реквизиты платежной карты через открытые каналы информационного обмена: электронная почта, смс, социальные сети, чаты и тому подобное.
11. Заметим, что целесообразно иметь при себе номер платежной карты и контактные телефоны банка-эмитента на других носителях информации. В записной книжке, мобильном телефоне, персональном компьютере и т. п., но, ни в коем случае не вместе с записью о ПИН.
12. Целесообразно установить суточный лимит на сумму и количество операций с применением платежной карты и подключить электронную услугу оповещения о проведенных операциях. Например, в виде коротких текстовых сообщений на мобильный телефон (смс), средствами электронной почты или другим способом, с целью предотвращения незаконных действий/сомнительных операций с использованием платежной карты (и/или ее реквизитов) и снятия средств, с вашего карточного счета.
13. Не следует отвечать на электронные письма, телефонные звонки и смс в которых якобы от имени банка предлагается предоставить персональные данные (такие письма в 90% случаев рассылаются мошенниками и злоумышленниками).
14. Не следует открывать ссылки (страницы/сайты/порталы и т. д.) в сети Интернет, указанные в таких письмах-рассылках (в том числе включая официальную страницу банка), поскольку это могут быть поддельные (страницы-двойники), по которым могут осуществляться незаконные действия/сомнительные операции с использованием данных вашей платежной карты.
15. Для обеспечения безопасности и в целях информационного взаимодействия с банком-эмитентом рекомендуем использовать исключительно те реквизиты средств, связи [мобильных, стационарных телефонов, факсов, страниц в сети Интернет (сайтов/порталов), почты/электронной почты], которые указаны в документах, полученных непосредственно в банке-эмитенте.
16. В случае утраты платежной карты держатель должен немедленно уведомить об этом банк-эмитент. Эмитент не несет ответственности за перевод средств, с помощью платежной карты, инициированный до получения соответствующего сообщения, если иное не предусмотрено договором.
17. Запомните, что разглашение ПИН, персональных данных, реквизитов платежной карточки или ее потеря существенно повышает риск совершения незаконных действий со стороны третьих лиц и способствует исчезновению средств, с вашего счета.
18. Взаимоотношения банка и клиента по операциям с использованием платежных карточек устанавливаются заключенным между ними договором.
19. Держатель платежной карты должен самостоятельно и постоянно контролировать состояние своего банковского счета и отслеживать движение средств по всем операциям, которые он совершал.
20. Рекомендуем ежемесячно получать от банка (любым удобным способом: по почте, средствам электронной почты, факсу и т. п.) выписку по вашему счету.
21. Перед тем, как поехать заграницу, проверьте срок действия карты и убедитесь, что у вас достаточно средств на счету. Также целесообразно убедиться, что все ваши обязательные платежи за годовое обслуживание сделаны вовремя. В случае необходимости пополните карточный счет.
22. В странах с высоким риском мошенничества банком-эмитентом могут быть установлены дополнительные ограничения на проведение операций с использованием платежных карточек. Поэтому, если вы планируете поездку в одну из таких стран – обратитесь в банк — эмитент для снятия ограничений на использование вашей платежной карточки или установление суточных лимитов.
II. Рекомендации по применению банкомата
23. Перед использованием банкомата осмотрите его на предмет наличия дополнительных устройств, не соответствующих и/или существенно отличаются от его конструкции и расположенных в месте набора ПИН, в отверстии, предназначенном для приема карт или выдачи средств (например, наличие неровно установленной клавиатуры набора ПИН). В случае выявления указанного не используйте такой банкомат.
24. Если клавиатура или место для приема карт или выдачи денежных средств банкомата оборудованы дополнительными устройствами, не соответствующими его конструкции, не используйте его для осуществления операций с использованием платежной карты и сообщите об этом в банк по телефону, который указан на банкомате.
25. Рекомендуем осуществлять операции с использованием платежных карточек через банкоматы, установленные в безопасных местах (например, в банках, учреждениях и организациях, крупных торговых комплексах, гостиницах, аэропортах и тому подобное).
26. Не используйте устройства, которые требуют ввода ПИН для доступа в помещение, где расположен банкомат.
27. Не применяйте физическую силу, чтобы вставить платежную карточку в отверстие, предназначенное для приема карт. Если платежная карта легко не вставляется, то не используйте такой банкомат.
28. Набирайте ПИН таким образом, чтобы лица, находящиеся рядом, не смогли его увидеть. При наборе ПИН прикрывайте клавиатуру рукой.
29. Не осуществляйте операций через банкомат/терминал самообслуживания, если вам не понятно его меню или информация на экране. Также не следует использовать банкоматы и терминалы, если на них содержатся неизвестные устройства и те, что расположены в подозрительных неосвещенных местах.
30. Если банкомат работает некорректно (например, долгое время находится в режиме ожидания, самопроизвольно перезагружается и т. п.) откажитесь от услуг такого банкомата, отмените текущую операцию, нажав на клавиатуре кнопку “Отмена” (“Отмена” или “CANCEL”) и дождитесь возвращения платежной карты.
31. После получения наличных в банкомате необходимо их пересчитать.
Убедитесь в том, что платежная карточка была возвращена банкоматом. Получите чек (в случае его запроса). Только после указанных выше действий следует отходить от банкомата.
32. Распечатанные банкоматом чеки нужно сохранять для возможности контроля и сверки указанных в них сумм с выпиской о движении средств по счету.
33. Не следует проводить никаких действий по подсказкам/советам посторонних лиц. Не советуем также принимать от них никакой помощи во время осуществления операций через банкомат с использованием платежной карты.
34. Если при проведении операции с использованием банкомата платежная карточка не возвращается, то необходимо позвонить в банк по телефону. Он указан на банкомате, и описать сложившуюся ситуацию, а также обратиться по этому поводу в банк — эмитент, который выдал платежную карточку для установления причин нарушений и/или возможных технических сбоев в работе банкомата.
III. Рекомендации по проведению безналичных расчетов
35. Будьте внимательны, не спешите. Отвечайте за собственные действия. Не требуйте от торговца/продавца/кассира/оператора осуществить операцию по картам сторонних лиц (в частности по карте мужа/жены/родителей/детей). Таким образом, вас могут заподозрить как мошенника (злоумышленника) и направить к вам сотрудников службы безопасности торгово-сервисного предприятия или проинформировать банк или правоохранительные органы.
36. Запрещается при осуществлении безналичных расчетов передавать платежную карточку или чек для подписи третьим лицам или несовершеннолетним детям.
37. Не используйте платежную карту в торговой сети для оплаты товаров или услуг, если торговец/продавец/кассир/оператор/администратор (в ресторане, магазине, на АЗС и тому подобное) вызвал у вас недоверие.
38. Расчеты с использованием платежной карты должны выполняться только в вашем присутствии. Это обеспечит снижение риска неправомерного получения персональных данных, указанных на платежной карте.
39. Во время использования платежной карты для оплаты товаров или услуг продавец/кассир/оператор может потребовать от держателя платежной карты предоставить паспорт, подписать квитанцию или ввести ПИН.
40. Перед набором ПИН следует убедиться, что третьи лица, которые находятся в непосредственной близости, не смогут его увидеть.
41. Перед тем, как подписать квитанцию, в обязательном порядке проверьте сумму, указанную на ней.
42. Если во время осуществления оплаты товаров или услуг с использованием платежной карточки не удалось успешно осуществить операцию, то необходимо хранить один экземпляр выданной терминалом квитанции для проверки отсутствия указанной операции в выписке о движении средств по счету.
43. В случаях изъятия платежной карты третьими лицами в соответствии с законодательством Украины, требуйте у лица, удалить платежную карту, и расписку об ее изъятии.
44. Помните, что платежная карточка – как и наличные деньги. Не оставляйте ее без присмотра.
IV. Рекомендации по проведению операций в сети Интернет
45. Не следует использовать ПИН при заказе товаров или услуг через сеть Интернет, а также по телефону/факсу.
46. Не сообщайте информацию о платежной карте или карточный счет через сеть Интернет, например ПИН, пароли доступа к счетам, срок действия платежной карты, кредитные лимиты, персональные данные и тому подобное.
47. С целью предотвращения незаконных действий или сомнительных операций с использованием данных платежной карты рекомендуем для оплаты товаров (услуг) через сеть Интернет использовать отдельную платежную карту (виртуальную карту) с предельным лимитом, которая предусмотрена только для этого и не позволяет осуществлять с ее использованием операции в торговой сети и снятие наличных.
48. Необходимо использовать страницы в сети Интернет (сайты/порталы) только известные вам и проверенные Интернет-магазины.
49. Рекомендуем не сканировать QR-коды на страницах/сайтах, вызывающие подозрение.
50. Не следует использовать систему Интернет — банкинга через публичные сети Wi-Fi (в первую очередь в кафе, барах, ресторанах, парках, гостиницах и тому подобное).
51. Обязательно убедитесь в правильности указания адреса страниц в сети Интернет (сайтов/порталов), к которым подключаетесь и через которые собираетесь осуществлять оплату товаров (услуг), поскольку похожие адреса могут использоваться для осуществления незаконных действий или сомнительных операций с использованием персональных данных платежной карты.
52. Рекомендуем осуществлять оплату товаров (услуг), приобретенных через сеть Интернет, только со своего компьютера в целях сохранения конфиденциальности персональных данных и/или информации о счете.
53. Если оплата товара (услуги) осуществляется через чужой компьютер, рекомендуем после завершения всех расчетов убедиться, что персональные данные и другая информация не сохранилась (снова открыв страницу продавца, на которой осуществлялась оплата товара).
54. Следует установить на свой компьютер антивирусное программное обеспечение и регулярно производить его обновление и обновление других программных продуктов (операционной системы, прикладных программ). Это защитит от проникновения вредоносного программного обеспечения (вирусов).
V. Рекомендации по закрытию текущего счета
55. Помните, что текущие счета закрываются на основании заявления клиента, и других основаниях, предусмотренных законодательством Украины или договором между банком и клиентом.
56. В случае увольнения с работы (или досрочного расторжения договора по вашей инициативе), если не планируется использовать в дальнейшем счет и банком предусмотрено взимание комиссионного вознаграждения за его обслуживание, то целесообразно закрыть текущий счет, который был открыт для получения заработной платы. Для этого необходимо обратиться с заявлением о закрытии счета в банк, если иное не предусмотрено договором, и вернуть платежную карточку (в случае необходимости), получить справку о закрытии счета.
57. Обращаем внимание, что при закрытии текущего счета (после выполнения обязательств или в случае расторжения или окончания срока действия договора), банк обязан выплатить средства наличными (в случае наличия) или по поручению клиента перечислить их на другой счет.
58. Напоминаем, что банком (в соответствии с условиями заключенного договора и утвержденных тарифов) содержится/взимается плата за обслуживание счета. Поэтому, если вы решили закрыть счет и вернуть платежную карточку банка-эмитента, то не следует медлить и оставлять это “на потом”. Это обезопасит вас от лишних расходов и долгов перед банком.
59. Не рекомендуем собственноручно уничтожать платежную карточку (даже если счет в банке уже закрыт). Это должны делать (желательно в вашем присутствии) ответственные работники банка-эмитента.
Будьте внимательны и осторожны!
Помните, что платежная карта – это ваш персональный кошелек!
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.