Ретроспектива: Анализ динамики инфляционных процессов в Беларуси в 1990-2003 гг.

Представляем вашему вниманию новую рубрику «Ретроспектива», в которой будут публиковаться статьи и материалы, посвященные экономической истории Беларуси и зарубежных стран. В первой статье рубрики кратко анализируются инфляционные процессы в Беларуси в 1990-2003 гг. Комментарии к предлагаемой статье приветствуются.

В 1990-1995 гг. распад СССР и разрыв экономических связей, а также шоковая либерализация экономики, включая ценообразование, внешнеторговые связи, валютный курс, привели к резкому росту цен. В ходе постсоветских реформ задача состояла в том, чтобы перейти от административно регулируемых цен и всеобщих товарных дефицитов к рыночной регуляции.

Но реально либерализация цен вела к переходу в гиперинфляционнную фазу (см. рисунок 1). Так, например, если в 1990 г. цены в Беларуси выросли всего на 4,8%, то уже в 1991 г. – на 82%, и уже совсем катастрофическую динамику цены приобрели в 1992-1994 гг. (выросли в 16,6, 21 и 20,6 раз, соответственно).

 

Рисунок 1. Динамика индекса потребительских цен в Беларуси в 1990-2003 гг.

Нестабильные цены затрудняли принятие инвестиционных решений, приводили к налоговым диспропорциям (темпы роста цен в разных отраслях заметно различались) и превращались в «самораскручивающуюся спираль» – из-за постоянного роста цен в экономике сохранялись высокие инфляционные ожидания, и, следовательно, высокая инфляция продолжала сама себя раскручивать.

В результате либерализация цен привела к массовой потере накоплений и инвестиций предприятий, сбережений и доходов населения, сокращению реальной заработной платы и объемов производства, снижению уровня жизни населения и др.

Импульс к катастрофическому росту цен дали отрасли, импортирующие сырье (нефть, электроэнергию, уголь, металлы и т.д.). Так, например, в 1991 г. цены производителей промышленной продукции выросли в 3,8 раза (или в полтора раза выше аналогичного темпа роста потребительских цен), в том числе цены производителей в электроэнергетике – в 3 раза, в топливной промышленности – в 2,3 раза, в черной металлургии – в 3,2 раза.

Причем стоит особо обратить внимание на то, что основная часть роста цен производителей приходится на январь 1991 г. – цены производителей промышленной продукции выросли в 1,9 раза, в том числе цены производителей в электроэнергетике – в 2,9 раза, в топливной промышленности – в 2,1 раза, в черной металлургии – в 1,8 раза, в то время как потребительские цены – всего на 5,9%.

Таким образом, резкое удорожание в январе 1991 г. импортируемого сырья привело к росту цен производителей в электроэнергетике, топливной промышленности, черной металлургии, и в целом, цен производителей промышленной продукции, что, в свою очередь, привело к всплеску потребительской инфляции, а также росту транспортных тарифов, цен на строительно-монтажные работы и девальвации белорусского рубля.

Так, в январе 1991 г. средневзвешенный курс белорусского рубля к американскому доллару обесценился в 3 раза. Это было вызвано не только удорожанием сырья, но и в целом либерализацией внешнеторгового и валютного режимов. Девальвация белорусского рубля способствовала формированию инфляционных ожиданий, приводила к удорожанию импорта, прежде всего, импортируемого сырья, а также потребительских товаров. В результате из-за неспособности оплачивать резко подорожавший импорт российского сырья, в Беларуси начался спад производства и рост его издержек, что и инициировало дальнейший общий рост цен в стране.

С куда большей разрушающей силой ситуация повторилась в январе 1992 г. – цены производителей промышленной продукции выросли в 4,8 раза, в том числе цены производителей в электроэнергетике – в 6,7 раза, в топливной промышленности – также в 6,7 раза, в черной металлургии – в 11,5 раз, в то время как потребительские цены – в 2,6 раза.

В целом в 1992 г. нефтепродукты подорожали в 143,5 (!) раза, нефть – в 100 раз, электроэнергия – в 93 раза, уголь – в 61 раз, цветные металлы – в 52 раза, черные металлы – в 36 раз, что связано было с благоприятной внешней конъюнктурой и монопольным ценообразованием производителей этих ресурсов (прежде всего российских).

В результате из-за неспособности оплачивать резко подорожавший импорт российского сырья, в Беларуси начался спад производства и рост его издержек, что и инициировало дальнейший общий рост цен в стране.

Таким образом, катастрофический рост цен в начале 90-х был связан, прежде всего, с либерализацией цен на сырьевые ресурсы и последующим за ним падением производства. Падение производства привело к дефициту продукции, что еще более обострило проблемы в ценообразовании. Ситуация усугублялась еще и существованием в экономике затратного механизма ценообразования, а также наличием монополизма в производстве и торговле.

Кроме того, широкая либерализация цен не сопровождалась достаточно жесткой финансовой политикой, ростом эффективности производства и его структуры, снижением энергоемкости и материалоемкости, развитием конкурентных механизмов, активными рыночными реформами и т.д. Поэтому всеобщий рост цен – естественное следствие их либерализации в условиях практически полной монополизации производства и торговли.

В докладе «О работе народного хозяйства Республики Беларусь в январе-декабре 1991 г.» отмечается, что «ухудшение положения в угольной, нефтяной и газовой промышленности в государствах Содружества в 1991 г. может усугубить положение в обеспечении республики топливом и энергией в 1992 г.». При этом «в связи с недостатком кормов сокращается поголовье скота, снижается производство и закупки мяса и молока, обостряется проблема обеспечения населения продовольствием».

К слову, работа белорусской промышленности в 1991 г. проходила в условиях ухудшения обеспечения производства сырьем, материалами и комплектующими изделиями. До декабря 1991 г. потребности экономики в электро- и теплоэнергии удовлетворялись бесперебойно. Положение резко ухудшилось в декабре. За месяц производство электроэнергии упало на 5,3%, теплоэнергии – на 2,8%. Начались перебои в обеспечении экономики электроэнергией, особенно в период совмещенного годового максимума энергосистемы. В результате этого потери рабочего времени только на промышленных предприятиях составили 1778 человеко-дней (в среднем за месяц в январе-ноябре было 712 человеко-дней).

За 11 месяцев 1991 г. предприятиями было переработано 33,9 млн. т. нефти, или 3,1 млн. т. в среднем за месяц. В декабре в связи с сокращением поставок было переработано лишь 59% среднемесячного объема, или на 1,3 млн. т. нефти меньше. Среднемесячная переработка нефти в декабре по сравнению с октябрем-ноябрем 1991 г. снизилась с 2772 до 1833 тыс. т. Производство автомобильного бензина уменьшилось с 260 до 167 тыс. т., дизельного топлива – с 513 до 307 тыс. т., топочного мазута – с 1260 до 840 тыс. т.

В целом за год переработка нефти по сравнению с 1990 г. сократилась на 3,7 млн. т. (на 9,3%), автомобильного бензина – на 616 тыс. т. (на 14,1%), дизельного топлива – на 862 тыс. т. (на 11,3%), топочного мазута – на 1143 тыс. т. (на 6,8%).

В связи с неудовлетворительным обеспечением экономики нефтепродуктами ухудшилась работа автомобильного транспорта, предприятий и организаций, имеющих индивидуальные отопительные системы.

Главной причиной сбоя в экономике было нарушение сложившихся хозяйственных связей. Однако, как показывают данные, положение с заключением договоров на 1992 г. оставалось крайне неудовлетворительным. Так по состоянию на 16 декабря 1991 г. предприятиями республики было заключено договоров на поставку своей продукции в объеме 25,3% от намеченного выпуска, а на получение материальных ресурсов от других предприятий – на 13,8%. Это свидетельствует о том, что многие предприятия Беларуси и других государств СНГ не выполняли подписанные соглашения.

На потребительском рынке в 1991 г. в условиях роста цен и снижения товарных ресурсов сохранялся ажиотажный спрос практически на все товары народного потребления. Тем не менее, в сопоставимых ценах товарооборот остался почти на уровне 1990 г. (99,5%). По оценке, у населения на 1 января 1992 г. имелось 4,650 млрд. руб. наличных денег. В 1991 г. их прирост составил сразу 1,506 млрд. руб. в абсолютном выражении. Таким образом, рост доходов населения не подкреплялся соответствующим увеличением товарооборота и услуг.

В результате темпы роста цен на протяжении 1992-1994 гг. имели лавинообразный характер и только в 1996-1997 гг. была достигнута определенная ценовая стабилизация (цены выросли на 39% и 63% соответственно), которая, однако, во многом носила искусственный характер.

Так, например, президентским указом от 30 августа 1996 г. вновь был введен «потолок» цен на ряд продуктов (хлеб, молоко, молочные продукты, детское питание, товары для детей и т.д.), устанавливаемых в каждом конкретном случае местными органами власти. Кроме этого, центральные органы власти контролировали цены на винно-водочные изделия. Еще одной формой ценового контроля, широко используемой в Беларуси, являлось ограничение наценки на среднюю цену производства.

Политика ценового контроля привела к возникновению параллельного «черного» рынка, позволяющего обойти официальные правила. Механизм создания дефицита в результате введения административного контроля за уровнем цен выглядит следующим образом. Если контролируемая цена ниже равновесной цены на тот или иной товар (а именно так обычно и бывает), результатом введения ограничений на рост цен является снижение предложения товара ниже равновесного уровня при одновременном повышении спроса выше своего равновесного уровня. При этом компаниям-поставщикам становится невыгодно поставлять товар на рынок в тех же объемах, что и раньше.

С другой стороны, потребители создают избыточный спрос на товары, цены на котором поддерживаются на искусственно низком уровне посредством административного ценового контроля, в ущерб спросу на другие товары.

В результате, чем больше разница между равновесной ценой и контролируемой ценой, тем больше избыточный (неудовлетворенный) спрос на рынке. С одной стороны, казалось бы, потребители выигрывают, так как они платят меньше за количество товара, однако при этом они теряют в объеме потребления. С другой стороны, производители теряют доходы как в результате более низкого уровня цен, так и в связи со снижением объема поставок товара на рынок. Следует, однако, отметить, что данный вывод основан на предпосылке, что товар поставляется только на официальный рынок. Однако если ценовой контроль существует достаточно длительное время, постепенно возникает параллельный «черный» рынок. Иными словами, в этом случае товары на официальный рынок попросту не доходят, утекая либо за границу, либо на «черный» рынок.

Ситуация в 1998 г. развивалась очень неоднозначно. В первом полугодии административные меры для предотвращения роста цен посредством усиления ценового контроля принесли некоторые результаты в виде определенного снижения темпов роста цен. Так, например, для недопущения распространения негативных последствий мартовского валютного кризиса на рост цен Министерство торговли выпустило несколько документов, требующих возврата всех цен к уровню 1 марта 1998 г. Тем не менее, даже такая сильная мера административного воздействия не смогла сдержать уровень месячной инфляции, составившую 3,8% в апреле и 3,4% в мае. Рост цен замедлился в июне и июле (2,7% и 2,8% соответственно).

Однако искусственно подавленная инфляция, накопленная за этот период, проявила себя в августе и это, в сочетании с российским кризисом, привело к резкому росту цен в последующие четыре месяца. Так, например, в августе официальной статистикой была зарегистрирована инфляция в 3,8%, а в сентябре – уже 17,6%, в октябре – 21%, в ноябре – 25%, в декабре – 21,7%.

Мотивируемые мартовским валютным кризисом меры сдерживания роста цен (такие, как, например, удержание роста цен в пределах 2% в месяц и de facto закрытие всех легальных возможностей для конвертации белорусского рубля) создали проблемы для частного сектора в целом и для импортеров в особенности, поскольку последние не в состоянии были покрывать свои издержки и оплачивать поставки. Как следствие – временная приостановка торговли некоторыми товарами.

Растущий дефицит некоторых товаров (прежде всего, импортного продовольствия) вынудил власти к концу апреля смягчить требования и «освободить» цены на такие товары как сахар, растительное масло, маргарин, рыба и рыбопродукты, рис, гречка, табачные изделия, картофель, фрукты, кофе и чай.

В дополнение был усилен контроль и ужесточены меры наказания за нелегальный экспорт продовольствия на рынки соседних государств с более высокими ценами. Тем не менее, в 1998 г. наибольший рост цен был зарегистрирован на такие продовольственные товары как крупы (300,6%), растительное масло (287,2%), сахар (244,1%), яйца (223,2%) и овощи (213,1). Попытки сдержать рост цен на основные продовольственные товары привели к появлению дефицитов ряда продуктов питания в сентябре-декабре (особенно молочных продуктов, яиц, сахара). Во всех областях было введено рационирование продовольствия.

Для предотвращения нелегального экспорта продовольствия был усилен контроль на границах Беларуси, областные власти также приняли решение продавать молочные продукты, яйца и сахар в магазинах вечером, после отправления последних поездов на Украину (Брестская область), Россию (Гомельская и Витебская области) и Литву (Гродненская область).

Ухудшение ситуации на рынке потребительских товаров привело к необходимости выработки мер, регулирующих процесс ценообразования и распределения товаров.

Так, декрет президента №15 от 4 сентября 1998 г. «О неотложных мерах по защите потребительского рынка» направлен на предотвращение спекуляций и нехватки продуктов, а также очередей в магазинах. Декрет представляет право местным советам вводить нормированный отпуск продукции, цены на которую являются регулируемыми, а также предусматривает усиление штрафных санкций в отношении нарушителей правил торговли и нелегальных экспортеров потребительских товаров. С целью защиты потребительского рынка с 10 сентября был введен нормированный отпуск некоторых товаров.

В 1999-2000 гг. рост цен продолжился (в 3,51 и 2,08 раза соответственно).

В 2001-2003 гг. наблюдается постепенная стабилизация цен (46,1%, 34,8% и 26,1% соответственно), что связано с определенными рыночными преобразованиями, постепенным сокращением списка товаров, цены на которые регулируются и т.д.

Тем не менее, в 2003 г. более быстрый рост цен по сравнению с прогнозными показателями вызван рядом причин. Во-первых, с переходом на новую амортизационную политику увеличились амортизационные отчисления, что сказалось на себестоимости продукции и росте цен. Следующим фактором явилось изменение налогового законодательства в части уплаты налога на землю, налога на продажу и некоторых других обязательных выплат.

Статьи для дополнительного чтения:

1. Анализ и количественная оценка степени влияния факторов на инфляцию в Республике Беларусь.

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Источник: BusinessForecast.by

Читайте по теме:

Оставить комментарий