По данным Национального статистического комитета, валовой внутренний продукт Беларуси в первом квартале 2010 г. составил 31947,2 млрд. руб. (1 долл. – 2972 руб.) и возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 4% (в сопоставимых ценах) против роста на 1,1% год назад. Прогнозом на 2010 г. в соответствии с указом президента Беларуси №595 от 7 декабря 2009 г. предусмотрен его рост на 11-13%.
На рисунке 1 представлена динамика ВВП Беларуси в квартальном разрезе в 2006-2010 гг.
Анализ представленного рисунка показывает, что в третьем квартале 2009 г. белорусская экономика «нащупала дно» и начала постепенно восстанавливаться. В определенной мере этот эффект обусловлен действием сезонных факторов и реализацией отложенного спроса в экономике Беларуси и странах – основных торговых партнерах. Однако можно предположить, что в текущей ситуации восстановление темпов экономического роста в Беларуси в 2010 г. будет носить скорее неустойчивый характер.
При этом удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности в январе-марте 2010 г. составил 31,2% (год назад 28,4%), торговли и общественного питания – 12,1% (12,6%), строительства – 9,6% (9,8%), транспорта и связи – 9,1% (9,1%), сельского хозяйства – 2,4% (2,6%) и др.
В свою очередь, дефлятор ВВП в январе-марте 2010 г. составил 108,4%, то есть средний уровень цен на товары и услуги в экономике Беларуси (включая потребительский рынок, производственный сектор, сферу инвестиций и др.) возрос на 8,4% по сравнению с январем-мартом 2009 г.
В долларовом эквиваленте ВВП Беларуси в первом квартале 2010 г. возрос на 731,6 млн. долл. (или на 7,2%) до 10,954 млрд. долл. При расчете использовался средневзвешенный курс белорусского рубля на валютном рынке: в январе-марте 2009 г. – 2772,11 руб., а в январе-марте 2010 г. – 2916,51 руб.
Необходимо отметить, что существующие темпы прироста ВВП Беларуси в определенной степени обеспечены за счет прироста запасов готовой продукции на складах предприятий. Так, по производственному методу пересчет ВВП в сопоставимые цены осуществляется с использованием данных о росте объемов производства по отраслям экономики. В данном случае ВВП представляет собой созданную добавленную стоимость в ходе производства продукции, включая ту ее часть, которая идет на склад.
Поэтому в условиях накопления значительных объемов нереализованной продукции (на 1 апреля 2010 г. запасы готовой продукции только в промышленности составили 6353,7 млрд. руб.) показатель ВВП, рассчитанный по производственному методу, в действительности приукрашивает фактическую ситуацию. Так, в январе-марте 2010 г. прирост запасов продукции на складах промышленных предприятий составил +888,6 млрд. руб. или 2,7% от объемов промышленного производства за этот период.
С учетом доли добавленной стоимости промышленности в ВВП (31,2%) это означает, что 0,83 процентных пункта ВВП было «положено на склад» при росте в 104%. Соответственно при проведении жесткой политики контроля складских запасов в промышленности прирост реального ВВП Беларуси в первом квартале 2010 г. в действительности составил бы 3,2% (вместо +4%).
По состоянию на 1 апреля 2010 г., соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема промышленного производства в фактических ценах составило 71,2% (против 91,8% год назад), без учета объемов производства и запасов готовой продукции предприятий сахарной промышленности – 66,2%.
При этом объем товарных запасов в розничной торговле на 1 апреля 2010 г. достиг рекордных 5117,4 млрд. руб. (+244,6 млрд. руб. к уровню на начало года), что обеспечивает 44 дня торговли из расчета однодневного товарооборота марта 2010 г. (на 1 апреля 2009 г. – 43 дня). Это свидетельствует о снижении потребительской уверенности и потребительского спроса в экономике Беларуси.
В результате общие запасы в промышленности и в торговле в первом квартале 2010 г. возросли на 1133,2 млрд. руб. (или на 11%) до 11471,1 млрд. руб. на 1 апреля текущего года. Последняя цифра в долларовом эквиваленте составляет более 3,852 млрд. долл. (при расчете использовался официальный курс Нацбанка на 1 апреля 2978 руб.).
Распределение запасов готовой продукции по отраслям промышленности выглядит следующим образом: машиностроение и металлообработка – объем запасов на 1 апреля 2010 г. составил 2852,1 млрд. руб. (+295,4 млрд. руб. за январь-март 2010 г.); пищевая промышленность – 1360,1 млрд. руб. (+249,1 млрд. руб.); химическая и нефтехимическая промышленность – 583,8 млрд. руб. (+112,8 млрд. руб.) и легкая промышленность – 553,1 млрд. руб. (+37,2 млрд. руб.).
Далее следуют: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 305,2 млрд. руб. (+68,6 млрд. руб.); промышленность строительных материалов – 305,1 млрд. руб. (+77 млрд. руб.); мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность – 126,4 млрд. руб. (минус 2,9 млрд. руб.); черная металлургия – 96,2 млрд. руб. (+20,5 млрд. руб.) и топливная промышленность – 38,3 млрд. руб. (+8,8 млрд. руб.).
В разрезе отдельных видов промышленной продукции ситуация выглядит хуже (по состоянию на 1 апреля 2010 г.): бытовые часы – запасы превышают среднемесячный объем производства сразу в 44 раза.
Далее следуют: пальто и полупальто для взрослых из натурального меха – в 11,3 раза, ткани льняные – в 8,9 раза, грузовые автомобили – в 4,3 раза, ткани шерстяные – в 4,3 раза, подшипники качения – в 3,7 раза, сахар – в 3,7 раза, автомобильные прицепы и полуприцепы – в 3,5 раза, крупа – в 3,4 раза, неармированные бетонные изделия – в 2,84 раза, автобусы – в 2,78 раза, коньяк – в 2,78 раза, консервы плодоовощные – в 2,71 раза, чулочно-носочные изделия – в 2,69 раза, металлорежущие станки – в 2,58 раза, шифер – в 2,37 раза, мука – в 2,19 раза, ткани хлопчатобумажные – в 2,18 раза, куртки – в 2,06 раза, стекло строительное – в 2,04 раза, холодильники и морозильники – в 1,92 раза, обои – в 1,87 раза, вина виноградные – в 1,85 раза, костюмы – в 1,84 раза, ткани шелковые – в 1,53 раза, керамические плитки для внутренней облицовки стен – в 1,52 раза, обувь – в 1,5 раза и др.
Кроме того, по отдельным видам продуктов питания для детей запасы готовой продукции превышают среднемесячный объем производства. Так, на 1 апреля 2010 г. запасы сухих смесей для детей раннего возраста превысили среднемесячный объем их производства в 1,8 раза, детских мясных консервов – на 19,9%.
По данным Белстата, объем промышленного производства в первом квартале 2010 г. возрос на 5,9% (в сопоставимых ценах) до 33484 млрд. руб. С точки зрения объемов производства наиболее сильно пострадали следующие отрасли промышленности: нефтеперерабатывающая промышленность – минус 40,9% (последствия белорусско-российского нефтяного конфликта), топливная промышленность – минус 32,6%, автомобильная промышленность – минус 13,3%, нефтедобывающая промышленность – минус 2% и черная металлургия – минус 1,6%.
В то же время, прирост промышленного производства в первом квартале 2010 г. зафиксирован в следующих отраслях: химическая и нефтехимическая промышленность (+29,5%), электроэнергетика (+12,7%), пищевая промышленность (+9,5%), легкая промышленность (+9,4%), промышленность строительных материалов (+8,2%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (+7,2%), мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность (+4,1%) и машиностроение и металлообработка (+0,9%).
В региональном разрезе ситуация выглядит следующим образом: значительно удалось нарастить объем промышленного производства в Минской области (+60,9%). Однако этот показатель во многом достигнут за счет возобновления экспортных поставок РУП «ПО «Беларуськалий» в Индию и Китай. Без учета деятельности этого предприятия темп роста промышленного производства в Минской области снижается до +20%.
В Могилевской области промышленное производство увеличилось на 12,3%, в Брестской – на 10%, а в Гродненской области – на 4,3%. В остальных областях зафиксировано снижение производства: в Витебской – минус 14,7%, в Минске – минус 4,3% и в Гомельской – минус 4,1%.
Сравнительная динамика зарплат
Средняя зарплата работников в марте 2010 г. сократилась по сравнению с декабрем 2009 г. в реальном выражении (то есть с учетом роста инфляции) на 2,2% до 1095,3 тыс. руб., а в долларовом эквиваленте – на 3,8% (на 14,4 долл.) до 369,9 долл.
В настоящее время в Беларуси средняя зарплата примерно в 1,85 раза меньше, чем в России и в 3,3 раза ниже, чем в Польше (см. таблицу 1). Об этом свидетельствуют официальные данные национальных статистических служб (Национального статистического комитета Беларуси, Федеральной службы государственной статистики России и Центрального статистического офиса Польши).
По данным Федеральной службы государственной статистики России, средняя зарплата россиян в марте 2010 г. составила 20,158 тыс. рос. руб., или 683,4 долл. в эквиваленте. В результате можно отметить, что средняя зарплата в России на 84,8% выше аналогичного белорусского показателя.
Однако наиболее богатыми среди наших соседей являются поляки. Так, по данным Центрального статистического офиса Польши, средняя зарплата работников в марте текущего года составила 3493,42 злотых, что эквивалентно ни много, ни мало 1218,4 долл. То есть наши западные соседи зарабатывают сразу в 3,3 раза больше, чем белорусы.
Далее следом за Польшей движется Эстония, где средняя зарплата в декабре 2009 г. составила 12,662 тыс. крон (1165,4 долл.). В свою очередь, за Эстонией расположились прибалтийские соседи Беларуси.
Так, в Латвии среднемесячная зарплата в декабре 2009 г. составила 465 лат (950,9 долл.), а в Литве в четвертом квартале прошлого года – 2118,3 лит (880,7 долл.).
Следом за Польшей, Прибалтикой и Россией идет Казахстан, где средняя зарплата в феврале 2010 г. составила 66,315 тыс. тенге, или 450,1 долл. в эквиваленте. Казахстан опережает идущую за ним Беларусь на 80,2 долл., или на 21,7%.
В свою очередь, Армения (средняя зарплата в феврале 102,945 тыс. драм, или 267 долл.) отстает от Беларуси на 102,9 долл., или на 27,8%.
Среди остальных стран СНГ, по которым есть соответствующая достоверная статистика, далее расположены: Украина (средняя зарплата в марте 2109 гривен, или 266,1 долл.), Молдова (2,684 тыс. лей, или 209,6 долл.) и Киргизия (6,173 тыс. сом, или 150 долл.).
Безусловно, необходимо сделать оговорку, что уровень цен в представленных странах также различается. Этот вопрос является предметом отдельного статистического исследования.
По данным Белстата, в феврале 2010 г. количество юридических лиц со средней заработной платой менее 200 долл. в эквиваленте составило 2095 (или 12,2% к общему количеству юридических лиц) против 2213 предприятий в январе текущего года. Данные приведены по юрлицам со средней численностью работающих за год 16 человек и более всех форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности (отчитывающихся по годовой форме 1-МП) и общественных организаций.
Динамика инфляции
В марте 2010 г. инфляция возросла до 1,1% против 0,5% в феврале, 0,8% в январе 2010 г. и 1,3% в декабре 2009 г. В годовом исчислении (т.е. за последние 12 месяцев) инфляция в марте составила 6,4% против 5,9% в феврале.
Вместе с тем, сезонно очищенный (seasonally adjusted) индекс потребительских цен (по методу X12-ARIMA) в марте 2010 г. составил +101,4%, что является максимальным значением с января 2009 г. Для сравнения: в феврале 2010 г. показатель составил 100,4%, а в январе – 99,8% (то есть потребительские цены без учета сезонности снизились на 0,2%).
Отметим, что в Беларуси в силу сезонности инфляция на потребительском рынке традиционно снижается в весенне-летний период (что связано с поступлением урожая нового года, снижением интенсивности издержек производства и обращения и др.), а уже осенью и зимой наблюдается сезонное ускорение инфляции.
Среди отдельных товаров и услуг наибольший рост цен в первом квартале 2010 г. зафиксирован по следующим позициям: сахар (+21,7%), услуги городского пассажирского транспорта (+19,1%), картофель (+12,1%), фрукты (+11%), услуги дошкольных учреждений (+10,8%), бензин (+9,5%), масло растительное (+5,4%), услуги кинотеатров, видеосалонов (+5%), бытовые услуги (+4,3%), медикаменты (+4,2%), чай (+3,7%), кондитерские изделия (+3,5%), письменные принадлежности (+3,5%), яйца (+3,4%), табачные изделия (+2,4%), сыры (+2,2%) и др.
Базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2010 г. по сравнению с февралем 2010 г. составил 100,8%, с декабрем 2009 г. –102%. Базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, которая более тесно связана с индикаторами денежно-кредитной сферы и не подвержена воздействию неустойчивых факторов, включая сезонный, а также административному воздействию на ценообразование органов госуправления. Базовая инфляция является ключевым ориентиром при реализации монетарной политики, в ряде стран мира исчисление базового индекса потребительских цен осуществляют сами центральные банки (в Беларуси эта функция возложена на Белстат).
Динамика основных ценовых индексов в производственном секторе в марте 2010 г. выглядит следующим образом: индекс цен производителей промышленной продукции – 102%, индекс цен на строительно-монтажные работы – 101,2%, индекс тарифов на грузовые перевозки – 158,6%, индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 99,3%.
Заметный рост тарифов на грузоперевозки обусловлен, в свою очередь, резким повышением тарифов в сфере трубопроводного транспорта – сразу в 4,8 раза.
В годовом выражении ситуация выглядит следующим образом: индекс цен производителей промышленной продукции – 109,4%, индекс цен на строительно-монтажные работы – 106,9%, индекс тарифов на грузовые перевозки – 163,4%, индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 98,7%.
По данным национальных статистических ведомств, в январе-марте 2010 г. инфляция в Беларуси составила 2,5%, в России – 3,2%, в Латвии – 0,6%, в Литве – 1,4%, в Эстонии – 1,8%, в Польше – 1,1%, в Казахстане – 2,9%, в Украине – 4,7%. В ряде европейских стран, напротив, отмечается неизменность или снижение потребительских цен: Италия – потребительские цены не изменились, Испания – минус 0,5%, Кипр – минус 0,2%, Ирландия – минус 0,4%. В Германии в первом квартале текущего года потребительские цены возросли на 0,3%, в США – на 0,8%, в Австрии – на 0,8%, в Бельгии – на 1,4%, в Греции – на 1,7%, в Венгрии – на 2,4%, в Турции – на 3,9% и др.
Государственные финансы
Международный валютный фонд оценивает непокрытый дефицит внешнего финансирования для Беларуси в 2010 г. в размере минус 2043 млн. долл. Дефицит финансирования может быть покрыт за счет дополнительного внешнего финансирования и некоторого снижения накопления золотовалютных резервов за весь год.
Ожидается, что меры по корректировке, запланированные властями, уменьшат воздействие шока цен на нефть наполовину. В сочетании с расширением доступа белорусских банков к финансированию, планируемым выпуском еврооблигаций и фактическим предоставлением макрофинансовой помощи Европейского союза, это может удержать дефицит финансирования в 2010 г. в пределах примерно 2 млрд. долл. по сравнению с приблизительно 1,5 млрд. долл., которые прогнозировались во время третьего обзора программы stand by.
Дефицит может быть заполнен благодаря поддержке от Всемирного банка, дополнительных заимствований на рынке и, возможно, поддержке от Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества.
Поскольку импорт сейчас на 27% ниже, чем предусмотрено первоначальной программой, и, соответственно, резервное покрытие в месяцах импорта выше, в случае необходимости может быть рассмотрен вопрос об установлении более низкого целевого показателя по уровню международных резервов на конец текущего года, что также позволит снизить непокрытый дефицит внешнего финансирования.
По данным Министерства финансов Беларуси, в январе-феврале 2010 г. доходы консолидированного бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2304,4 млрд. руб. (или на 25,1%) до 6868,3 млрд. руб. По отношению к ВВП они составили 34,2% (в январе-феврале 2009 г. – 50,1%).
Однако необходимо учитывать, что в соответствии с Законом Беларуси «О республиканском бюджете на 2010 г.» в республиканский бюджет не включены средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси. То есть снижение доходов бюджета помимо собственно падения поступлений доходов отражает еще и методологические изменения.
В свою очередь, отдельно налоговые доходы увеличились на 204,6 млрд. руб. по сравнению с январем-февралем 2009 г. (или на 3,3%) до 6349,2 млрд. руб., в том числе налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – на 79,3 млрд. руб. (на 8,2%) до 1050,6 млрд. руб.
Поступления НДС в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. возросли на 246,1 млрд. руб. (или на 14,2%) до 1984,9 млрд. руб. (31,3% от общей суммы налоговых поступлений).
При этом неналоговые доходы бюджета в январе-феврале текущего года сократились на 103,4 млрд. руб. (на 16,9%) до 510,1 млрд. руб.
По данным Минфина Беларуси, в январе-феврале 2010 г. зафиксировано снижение расходной части консолидированного бюджета на 1379,8 млрд. руб. (или на 16,7%) до 6881,5 млрд. руб. В результате консолидированный бюджет в анализируемом периоде исполнен с дефицитом минус 13,2 млрд. руб., что составило минус 0,07% к ВВП. В январе-феврале 2009 г. профицит консолидированного бюджета составлял +911,4 млрд. руб., или +5,1% к ВВП.
Отдельно республиканский бюджет исполнен с профицитом +86,9 млрд. руб. (+0,4% к ВВП), местные бюджеты – с профицитом +9,8 млрд. руб. (+0,05%). Расхождение суммы указанных показателей с профицитом консолидированного бюджета обусловлено особенностями консолидации (сведения) соответствующих данных и движением взаимных денежных потоков между республиканским и местными бюджетами.
В частности, на формирование доходной части местных бюджетов значительное влияние оказывают безвозмездные поступления из республиканского бюджета. За январь-февраль 2010 г. финансовая помощь местным бюджетам составила 30,5% всех доходов этих бюджетов.
В феврале 2010 г. доходы центрального правительства Беларуси (в определении Специального стандарта распространения данных МВФ) составили 2043,9 млрд. руб. (минус 7,8% по сравнению с январем 2010 г.), а расходы – 2120,2 млрд. руб. (+3,3%).
Как следствие, дефицит бюджета центрального правительства в феврале 2010 г. составил минус 76,306 млрд. руб. против профицита в размере +163,226 млрд. руб. в январе текущего года.
Операции центрального правительства включают исполнение по республиканскому бюджету (ранее включались данные по Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси).
Стоит отметить, что в феврале 2010 г. расходы центрального правительства были профинансированы за счет внешних источников в размере 18,744 млрд. руб. против 90,456 млрд. руб. в январе текущего года.
В свою очередь, правительство Беларуси в феврале 2010 г. на чистой основе профинансировало банковский сектор страны в размере 1,766 трлн. руб. против 252,782 млрд. руб. в январе, что косвенно может свидетельствовать о наличии определенных проблем с ресурсами в государственных банках.
Так, по состоянию на 1 апреля 2010 г., средства центрального правительства в структуре пассивов банковского сектора Беларуси составили 9500,8 млрд. руб. (или 11%), местных органов управления – 2770,3 млрд. руб. (3,2%), а средства центрального банка составили 9219,2 млрд. руб. (10,6%).
В целом в текущей ситуации в Беларуси происходит трансформация долгов предприятий и организаций в государственный долг, включая внешний госдолг, когда правительство для сохранения золотовалютных резервов на приемлемом уровне привлекает внешние кредиты и займы.
По данным Министерства финансов Беларуси, в январе-феврале 2010 г. долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством, возрос на 683,873 млрд. руб. (или на 2,2%) до рекордных 31,133 трлн. руб. на 1 марта 2010 г. В долларовом эквиваленте государственный долг Беларуси достиг отметки 10,625 млрд. долл. на 1 марта.
При этом внутренний государственный долг Беларуси в январе-феврале текущего года возрос на 404,631 млрд. руб. (на 5,1%) до 8,292 трлн. руб. на 1 марта 2010 г.
Внешний госдолг Беларуси по итогам первых двух месяцев 2010 г. увеличился в рублевом эквиваленте на 279,242 млрд. руб. (или на 1,3%) до рекордных 22,841 трлн. руб. В долларовом выражении внешний госдолг страны приблизился к отметке 8 млрд. долл. и достиг 7795,5 млн. долл. на 1 марта 2010 г. при установленном лимите на 2010 г. 10 млрд. долл.
С учетом поступления заключительной транши резервного кредита МВФ внешний госдолг Беларуси в настоящее время оценивается примерно в 8,5 млрд. долл.
Остается добавить, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s оценивает возможности Беларуси по наращиванию внешнего госдолга до 9 млрд. долл. без ущерба страновому кредитному рейтингу. То есть значение данного параметра пока находится в безопасной зоне.
Инвестиции
МВФ прогнозирует чистый приток прямых иностранных инвестиций в Беларусь в 2010 г. в размере 2,327 млрд. долл., в 2011 г. – 2,507 млрд. долл., в 2012 г. – 3,114 млрд. долл., в 2013 г. – 3,874 млрд. долл., в 2014 г. – 4,358 млрд. долл. и в 2015 г. – 4,886 млрд. долл.
В свою очередь, чистый приток портфельных инвестиций в 2010 г. прогнозируется нулевым. Однако в 2011-2015 гг. ожидается ежегодный приток иностранных инвестиций в ценные бумаги белорусских эмитентов на уровне 500 млн. долл. ежегодно.
По данным платежного баланса, чистый приток прямых иностранных инвестиций в Беларусь сократился в 2009 г. до 1,861 млрд. долл. против 2,158 млрд. долл. в 2008 г. Приток портфельных инвестиций в 2009 г. составил на чистой основе +2,3 млн. долл. (в 2008 г. +0,5 млн. долл.).
В первом квартале 2010 г. объем инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократился в сопоставимых ценах на 2,4% до 8,338 трлн. руб. Как следствие, уровень инвестиций относительно ВВП снизился до 26,1% против 28,4% год назад. Дефлятор инвестиций в первом квартале 2010 г. составил 106,1% (к январю-февралю 2009 г.).
Снижение темпов роста инвестиций отчасти обусловлено высокой базой прошлого года – в январе-марте 2009 г. темп роста инвестиций в основной капитал составил 119,1%. Кроме того, свое негативное влияние оказали сезонные и календарные факторы. На наш взгляд, в ближайшие месяцы можно ожидать постепенного восстановления темпов роста инвестиций (с учетом возможного увеличения притока иностранных инвестиций).
В Беларуси в апреле 2010 г. индекс цен в строительстве установлен на уровне 101,01% против 101,28% в марте, 101,68% в феврале и 101,55% в январе. По итогам января-апреля текущего года прирост цен составил +5,63%, в то время как в январе-апреле 2009 г. – +1,3%.
Рост утвержденного индекса связан с повышением цен на материалы, изделия и конструкции, увеличением ставки НДС, ростом заработной платы, тарифов на грузовые перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом и услуги по управлению и техническому обслуживанию строительной техники.
Вместе с тем, на наш взгляд, рост цен в строительстве обусловлен скорее общей неэффективностью и непрозрачностью указанной отрасли, а также низким уровнем производительности труда.
Валютный рынок
В 2010 г. в Беларуси по-прежнему сохраняются негативные тенденции в сфере внешнеэкономических операций. На рисунке 2 показана фактическая динамика золотовалютных резервов Беларуси в определении ССРД МВФ и очищенная от привлеченных кредитов, платежей «Газпрома» за акции Белтрансгаза, платежей Turkcell за пакет акций ЗАО «БеСТ», платежа Сбербанка за пакет акций БПС-Банка и сделок СВОП (получение Нацбанком валюты от коммерческих банков на короткое время, как правило, несколько дней; в случае операций СВОП овернайт – на 1 день).
1) Так, 4 июня 2007 г. «Газпром» перевел в Беларусь 625 млн. долл. в счет оплаты первого пакета акций «Белтрансгаза» в размере 12,5%.
2) В декабре 2007 г. Россия выдала Беларуси стабилизационный кредит в размере 1,5 млрд. долл. на 15 лет под ставку LIBOR+0,75%. При этом Беларуси предоставляется 5-летний льготный период на выплаты по основному долгу. Однако проценты в это время все равно выплачиваются.
3) В феврале 2008 г. «Газпром» перевел вторую траншу в размере 625 млн. долл. за очередные 12,5% акций «Белтрансгаза».
4) В августе 2008 г. в Беларусь поступил первый платеж Turkcell в размере 300 млн. долл. за 80% акций ЗАО «БеСТ». Еще два транша в размере 100 млн. долл. каждый поступят 31 декабря 2009 г. и 31 декабря 2010 г. Дополнительные 100 млн. долл. будут уплачены в том случае, если «БеСТ» сможет получить чистую прибыль в 2010 г. Также Turkcell сохраняет за собой преимущественное право выкупить оставшиеся 20% акций в течение ближайших пяти лет.
5) В ноябре 2008 г. поступила первая транша второго российского госкредита в размере 1 млрд. долл. В соответствии с условиями соглашения, средства предоставляются на 15 лет с 5-летней отсрочкой по основному долгу под LIBOR+3%.
6) В декабре 2008 г. в Беларусь также поступили средства госкредита Венесуэлы в размере 500 млн. долл.
7) В январе 2009 г. Беларусь получила первую траншу резервного кредита МВФ по программе stand by в размере 787,9 млн. долл. под LIBOR+0,75%. Средства зачислены в состав золотовалютных резервов и могут быть использованы для поддержания курса белорусского рубля.
8) В феврале 2009 г. «Газпром» перевел третью траншу в размере 625 млн. долл. за очередные 12,5% акций «Белтрансгаза».
9) В марте 2009 г. в Беларусь поступила вторая транша второго российского госкредита в размере 500 млн. долл. Средства предоставляются на 15 лет с 5-летней отсрочкой по основному долгу под LIBOR+3%. Поступление заключительной транши российского кредита в размере 500 млн. долл. ранее ожидалось к концу 2009 г.
Однако 5 октября 2009 г. вице-премьер – министр финансов России Алексей Кудрин заявил в Стамбуле, что Россия не рассматривает предоставление кредита Беларуси в 500 млн. долл. на двусторонней основе. Однако эти средства могут быть выделены из Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
10) В июле 2009 г. Беларусь получила вторую траншу резервного кредита МВФ в размере 679,2 млн. долл. под LIBOR+0,75%. По данным Британской банковской ассоциации, 26 февраля 2010 г. основная процентная ставка LIBOR (в долларах США) снизилась до минимальных 0,25%, что во многом связано с беспрецедентными мерами по инжекции ликвидности со стороны центральных банков и снижению учетных ставок.
11) В августе 2009 г. МВФ выделил Беларуси 448,7 млн. долл. в рамках специального распределения расписок специальных прав заимствований (СДР). Эта сумма предоставлена Беларуси вне страновой программы МВФ stand-by. Фонд выпустил СДР в эквиваленте на 250 млрд. долл. и распределил средства между всеми странами-членами согласно их квотам.
12) В сентябре 2009 г. МВФ дополнительно распределил Беларуси расписки СДР еще на сумму 135,4 млн. долл. По состоянию на 1 октября в структуре золотовалютных резервов специальные права заимствования составили 584,9 млн. долл., на 1 февраля 2010 г. показатель снизился до 573,2 млн. долл. (что связано с некоторым ослаблением СДР к доллару США).
13) В октябре 2009 г. Беларусь получила третий транш резервного кредита МВФ по программе stand by в размере примерно 699,5 млн. долл. (или 437,93 млн. СДР в эквиваленте).
14) В декабре 2009 г. в Беларусь поступили средства Займа на цели развития от Всемирного банка в объеме 200 млн. долл. Заем Всемирного банка выделяется одной траншей сроком на 16 лет и предусматривает отсрочку начала погашения основного долга на 6 лет. Процентная ставка по кредиту является ниже рыночной.
15) Совет директоров МВФ 18 декабря 2009 г. завершил третий обзор программы stand by и выделил Беларуси четвертую (предпоследнюю) траншу резервного кредита в размере 688 млн. долл., или 437,93 млн. СДР. В результате общая сумма средств, уже выделенных фондом Беларуси в рамках стабилизационной программы, составляет примерно 2,88 млрд. долл. Отметим, что 15-месячная программа stand by в размере около 2,46 млрд. долл. была утверждена 12 января 2009 г., а 29 июня объем финансовой поддержки, предоставляемой в рамках программы, был увеличен до 3,63 млрд. долл.
16) В декабре 2009 г. на счет правительства в Нацбанке поступили средства российского Сбербанка в размере 280,8 млн. долл. в счет оплаты 93,27% акций БПС-Банка.
17) В конце декабря 2009 г. на счет Минфина Беларуси в Нацбанке поступили средства синдицированного кредита четырех российских банков в размере 6 млрд. рос. руб. (примерно 201 млн. долл.). Однако необходимо сделать замечание, что эта цифра не будет вычитаться при расчете скорректированных резервов, поскольку российский рубль не входит в состав резервных валют по стандартам МВФ (российский рубль наряду с китайским юанем является резервной валютой по национальной методологии).
18) 31 декабря 2009 г. в Беларусь поступил второй платеж Turkcell в размере 100 млн. долл. в счет оплаты акций ЗАО «БеСТ».
19) В аналитических целях показатели скорректированных резервов будут уточняться в обратную сторону на величину уже погашенных кредитов. Так, в 2009 г. Беларусь погасила кредит МВФ в размере 12,5 млн. долл., соответственно, эта цифра уже не вычитается при расчете скорректированных показателей.
20) Газпром 24 февраля 2010 г. перечислил последние 625 млн. долл. за 12,5% акций Белтрансгаза (теперь доля российской газовой монополии в Белтрансгазе составляет 50%). Газпром заинтересован в приобретении контрольного пакета акций Белтрансгаза.
21) В конце марта 2010 г. МВФ выделил Беларуси последнюю траншу кредита в размере 437,9 млн. СДР, или 662,9 млн. долл. в эквиваленте. Общий размер кредитной поддержки Беларуси со стороны МВФ в рамках программы stand by составил 2,27 млрд. СДР, или 3,44 млрд. долл. в эквиваленте.
Таким образом, в анализируемом периоде (начиная с июня 2007 г.) правительство Беларуси привлекло иностранные кредитные ресурсы на сумму 7418,5 млн. долл. Кроме того, платежи за госсобственность составили 3180,8 млн. долл. («Газпром» заплатил за 50% акций «Белтрансгаза» 2500 млн. долл.; Turkcell совершила два платежа за 80% акций ЗАО «БеСТ» на сумму 400 млн. долл.; Сбербанк заплатил 280,8 млн. долл. за 93,27% акций БПС-Банка). Плюс МВФ перечислил 584,1 млн. долл. в рамках программы распределения СДР.
В целом на представленном рисунке 2 видно, что, если фактическая динамика золотовалютных резервов выглядит относительно стабильно, то скорректированные значения резервных активов демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению (хотя во втором полугодии 2009 г. – первом квартале 2010 г. значение показателя удалось в некоторой мере стабилизировать).
Тем не менее, сегодня международные резервные активы страны состоят из привлеченных ранее иностранных кредитов и платежей за госсобственность.
По состоянию на 1 апреля 2010 г. скорректированные значения резервов снизились до минус 5099,4 млн. долл. (вместо фактических +6073,9 млн. долл.). При этом разрыв между фактическими и скорректированными данными впервые превысил отметку 11 млрд. долл. и достиг рекордных 11173,3 млн. долл., что не может не беспокоить.
По данным Нацбанка, отдельно в первом квартале 2010 г. золотовалютные резервы в определении ССРД МВФ увеличились на 421,4 млн. долл. (или на 7,5%) до рекордных 6073,9 млн. долл. на 1 апреля.
Структура золотовалютных резервов Беларуси выглядит следующим образом: резервные активы в иностранной валюте – 3024,4 млн. долл. (+20% за январь-март 2010 г.), монетарное золото – 831,7 млн. долл. (+1,3%), специальные права заимствования – 560 млн. долл. (минус 3,2%), прочие активы – 1657,8 млн. долл. (минус 4,3%.) и резервная позиция в МВФ – 0,0 млн. долл. (нет изменений).
Необходимо отметить, что с 1 января 2010 г. в методологию расчета золотовалютных резервов внесены некоторые изменения. В частности, менее ликвидные активы выделены в состав прочих активов. Так, прочие активы в основном представлены краткосрочными кредитами, которые Нацбанк выделил нерезидентам.
Согласно методике МВФ, международные резервы определяются как высоколиквидные иностранные активы, состоящие из монетарного золота (в виде монет и слитков), валютных резервов, специальных прав заимствования Беларуси у МВФ и резервной позиции страны в МВФ.
Однако в состав золотовалютных резервов Беларуси в национальном определении дополнительно включаются резервные активы в российских рублях и китайских юанях, а также драгоценные камни (природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты и природный жемчуг, за исключением пресноводного, в естественном и обработанном виде) и разные виды драгметаллов.
Так, международные резервные активы по национальным стандартам в первом квартале текущего года впервые превысили отметку 6 млрд. долл. – возросли на 434,7 млн. долл. (на 7,3%) до рекордных 6413,2 млн. долл.
Структура золотовалютных резервов выглядит следующим образом: резервные активы в иностранной валюте – 3033,3 млн. долл. (+19,9% за январь-март); драгоценные металлы и камни – 1161,9 млн. долл. (+2,3%), в том числе монетарное золото определении ССРД МВФ – 831,7 млн. долл. (+1,3%), прочее золото (на счетах в иностранных банках) – 189,4 млн. долл. (+1,6%), другие драгоценные металлы – 94,2 млн. долл. (+12,8%), драгоценные камни – 46,6 млн. долл. (+3,6%); прочие активы – 2218,0 млн. долл. (минус 4,1%).
По методологии МВФ, достаточным является уровень резервов, который соответствует трехмесячному импорту. В Беларуси этот критерий не выполняется – золотовалютных резервов страны (в определении ССРД МВФ 6073,9 млн. долл. на 1 апреля 2010 г.) хватит, чтобы оплатить 2,55 месяца импорта товаров и услуг. При расчете значения критерия использовался показатель списаний денежных средств в оплату импорта товаров и услуг и прочих операций за март 2010 г. (2385,4 млн. долл.).
Однако если очистить золотовалютные резервы от сделок СВОП (на 1 апреля 2010 г. 203,4 млн. долл.), международные резервные активы по стандартам МВФ снижаются до 5870,5 млн. долл., что составляет 2,46 месяцев импорта.
Необходимо также отметить, что улучшение критерия достаточности резервов во многом обусловлено снижением импорта российской нефти в текущем году (для справки: в декабре 2009 г. списания средств в оплату импорта составили 3421,5 млн. долл.).
В результате, чтобы соответствовать критерию трехмесячного импорта золотовалютные резервы Беларуси в настоящее время должны составлять не менее 7,156 млрд. долл., критерию шестимесячного импорта – не менее 14,312 млрд. долл. (или в 2,4 раза больше текущего уровня).
По данным Нацбанка Беларуси, в первом квартале 2010 г. чистый спрос на иностранную валюту со стороны предприятий возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сразу в 1,6 раза до минус 1497,1 млн. долл. (против минус 955,3 млн. долл. в первом квартале 2009 г.), что выглядит достаточно тревожно. Иными словами, в анализируемом периоде указанный показатель ухудшился сразу на 541,8 млн. долл.
В целом можно предположить, что в среднесрочной перспективе тенденция сохранения чистого спроса на иностранную валюту со стороны белорусских субъектов хозяйствования, к сожалению, будет сохраняться. Это обусловлено несбалансированностью в сфере экспортно-импортных операций, так как восстановление экспорта носит неустойчивый характер, а дальнейшее снижение импорта выглядит затруднительным.
Кроме того, стоит отметить и необходимость осуществления выплат по ранее привлеченным иностранным кредитам и займам. В частности, с одной стороны, в условиях мирового экономического кризиса резко снизились спрос и цены на основные позиции экспорта Беларуси, что и привело к ощутимому падению поступлений валютной выручки в страну.
Так, по данным платежного баланса, в течение предстоящих четырех кварталов (с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г.) белорусским предприятиям только по краткосрочным внешним заимствованиям предстоит выплатить (или рефинансировать) кредиты и займы на сумму не менее 7316,3 млн. долл. (из них 649,6 млн. долл. составляет просроченная задолженность).
В данном случае речь идет только об основном долге, то есть без учета процентов, дивидендов и других платежей в адрес нерезидентов. С учетом процентов, комиссионных и прочих платежей сумма выплат по краткосрочному внешнему долгу реального сектора может достигнуть 8,1-8,3 млрд. долл.
Долгосрочный внешний долг корпоративного сектора по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 1616,9 млн. долл. (представлен долгосрочными кредитами и займами).
То есть, можно предположить, что в середине 2010 г. повышенный спрос на валюту со стороны предприятий, вероятно, сохранится, что, в свою очередь, будет оказывать давление на обменный курс белорусского рубля и золотовалютные резервы в сторону их снижения. Более того, сочетание двух негативных тенденций (отрицательное сальдо внешней торговли и отток иностранного капитала) может привести к обострению ряда экономических и финансовых рисков, и, в конечном счете, потребовать корректировки курса белорусского рубля в сторону снижения, либо дальнейшего наращивания внешнего государственного долга.
В то же время, в первом квартале 2010 г. сальдо операций физических лиц по покупке-продаже наличной иностранной валюты составило +148,3 млн. долл. против минус 605,8 млн. долл. в первом квартале 2009 г. Иными словами, в анализируемом периоде произошло улучшение показателя на 754,1 млн. долл., поскольку население в текущем году продает валюты больше, чем покупает.
По состоянию на 1 апреля 2010 г. удельный вес депозитов населения в иностранной валюте составил 54,5% против 41,7% на 1 января 2009 г. и 32,6% на 1 ноября 2008 г., когда финансовый кризис только начинал набирать обороты. Соответственно, доля рублевых вкладов физлиц сократилась до 45,5% против 58,3% на 1 января 2009 г. и 67,4% на 1 ноября 2008 г.
В первом квартале 2010 г. рублевые вклады населения увеличились на 841,6 млрд. руб. в абсолютном выражении (или на 10,5%) до 8854,1 млрд. руб. на 1 апреля. В то же время, депозиты населения в иностранной валюте увеличились по итогам трех месяцев на 451,7 млрд. руб. (или на 4,5%) до рекордных 10592,4 трлн. руб. в эквиваленте.
В долларовом эквиваленте валютные депозиты физлиц в первом квартале 2010 г. возросли на 14,9 млн. долл. (или на 0,4%) до 3556,9 млн. долл. на 1 апреля текущего года.
На международном валютном рынке FOREX по состоянию на 29 апреля (17.50 по Гринвичу, 20.50 по минскому времени), пара евро/доллар торговалась по 1,3239-41 (покупка/продажа), пара фунт/доллар – по 1,5314-19, доллар/швейцарский франк – по 1,0829-39, доллар/японская иена – по 94,09-11, доллар/российский рубль – по 29,229-35, доллар/польский злотый – по 2,9508-39.
Финансовый сектор
В апреле 2010 г. МВФ опубликовал ежеквартальный доклад «Обзор финансовой стабильности в мире. Апрель 2010 г. Столкновение с новыми вызовами на пути к стабильности и построения более безопасной финансовой системы» («Global Financial Stability Report. April 2010. Meeting New Challenges to Stability and Building a Safer System»).
В таблице 2 приведены статистические данные об объемах привлеченного внешнего финансирования в виде выпуска облигаций, иностранных кредитов и продажи обыкновенных акций нерезидентам (Total Bonds, Equities, and Loans).
Анализ представленной таблицы показывает, что Беларусь обладает большим потенциалом привлечения внешнего финансирования. Так, в 2009 г. объем привлеченного внешнего финансирования в виде выпуска облигаций, иностранных кредитов и продажи обыкновенных акций составил всего 53,5 млн. долл. (представлен двумя синдицированными кредитами, которые привлекли банки) против 327 млн. долл. в 2008 г. и 302,8 млн. долл. в 2007 г.
По состоянию на 1 апреля 2010 г., задолженность клиентов по кредитам и иным активным операциям составила 69472,6 млрд. руб., что на 29% больше, чем год назад. Проблемная (пролонгированная и просроченная) задолженность по национальным стандартам сократилась в первом квартале 2010 г. на 21,1 млрд. руб. (или на 3,2%) до 636,8 млрд. руб. на 1 апреля 2010 г. Напомним, что рекордный уровень проблемных долгов был пройден 1 сентября 2009 г. – 1079,0 млрд. руб.
Отношение резервов к проблемным активам снизилось до 37% против на 66,3% на 1 марта 2009 г. Поэтому можно предположить, что банки в текущем году продолжат наращивать специальные резервы, что может привести к снижению прибыльности банковского сектора.
В целом доля проблемной задолженности на 1 апреля 2010 г. составила 0,88% (против 1,05% год назад), а удельный вес проблемных активов достиг рекордных 5,55% (год назад 2,07%). В текущем году Нацбанк повысил верхнюю планку доли проблемных активов в банковском секторе в 2 раза – с 5% до 10%.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.