Текущая ситуация в экономике Беларуси, несмотря на некоторые положительные сигналы, по-прежнему выглядит неопределенной. Сохранение текущих тенденций в экономике может привести к обострению ряда экономических и финансовых рисков. По данным Белстата, ВВП Беларуси в январе-ноябре 2009 г. составил 124434,9 млрд. руб. /1 долл. – 2880 руб./ и сократился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 0,4% против роста на 10,4% год назад.
При этом удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности в январе-ноябре 2009 г. составил 25,5% /год назад 29,4%/, строительства – 11,5% /8,9%/, торговли и общественного питания – 10,4% /10,7%/, транспорта и связи – 8,6% /7,8%/, сельского хозяйства – 8,1% /8,8%/ и др.
В свою очередь, дефлятор ВВП в январе-ноябре 2009 г. составил 106%, то есть средний уровень цен на товары и услуги в экономике Беларуси /включая потребительский рынок, производственный сектор, сферу инвестиций и др./ возрос на 6% по сравнению с январем-ноябрем 2008 г.
Вместе с тем, в долларовом эквиваленте ВВП Беларуси в январе-ноябре 2009 г. в результате проведенной девальвации национальной валюты сократился сразу на 10,59 млрд. долл. /или на 19,2%/ до 44,627 млрд. долл. При расчете использовался средневзвешенный курс белорусского рубля на валютном рынке страны в январе-ноябре 2008 г. – 2135,07 руб., а в январе-ноябре 2009 г. средний официальный курс Национального банка – 2788,35 руб.
Кредит МВФ
Совет директоров Международного валютного фонда /МВФ/ 18 декабря завершил третий обзор программы stand by и выделил Беларуси предпоследнюю траншу резервного кредита в размере 688 млн. долл., или 437,93 млн. СДР /1 долл. – 0,636421 СДР/.
В результате общая сумма средств, уже выделенных фондом Беларуси в рамках стабилизационной программы, составляет примерно 2,88 млрд. долл., или 1,83 млрд. СДР в эквиваленте.
Отметим, что 15-месячная программа stand by в размере 1,62 млрд. СДР /около 2,46 млрд. долл./ была утверждена 12 января 2009 г., а 29 июня объем финансовой поддержки, предоставляемой в рамках программы, был увеличен до 2,27 млрд. СДР /примерно 3,63 млрд. долл./.
В результате можно ожидать, что в первом квартале 2010 г. Беларусь получит последнюю траншу резервного кредита МВФ в размере около 700 млн. долл.
При этом Совет директоров МВФ утвердил модификацию критериев международных резервов и чистых внутренних активов на конец декабря 2009 г., а также структурные показатели для остальной части программы.
В августе 2009 г. МВФ выделил Беларуси 448,7 млн. долл. в рамках специального распределения расписок специальных прав заимствований /СДР/, а в сентябре – еще 135,4 млн. долл. в эквиваленте. Эти суммы предоставлены Беларуси вне страновой программы МВФ stand by. По состоянию на 1 декабря 2009 г., в структуре золотовалютных резервов Беларуси специальные права заимствования составляют /с учетом курсовых колебаний/ 591,7 млн. долл. против 0,8 млн. долл. на 1 августа.
Таким образом, с учетом программы stand by /3,63 млрд. долл./ общий объем финансовой поддержки со стороны МВФ достигает 4,2 млрд. долл.
Заем Всемирного банка
Совет исполнительных директоров Всемирного банка 24 ноября 2009 г. утвердил предоставление Беларуси Займа на цели развития /ЗЦР/ в размере 200 млн. долл. в поддержку экономической программы правительства, направленной на устранение социальных последствий кризиса и углубление структурных реформ, которые обеспечивают основу для восстановления устойчивого экономического роста.
В декабре 2009 г. в Беларусь поступили средства займа на цели развития от Всемирного банка в объеме 200 млн. долл.
Совет директоров обсудил ЗЦР в контексте промежуточного обзора хода реализации Стратегии сотрудничества Всемирного банка с Беларусью (2008-2011 гг.). Всемирный банк расширил сферу и размеры своей финансовой помощи, запланированные в рамках Стратегии, и включил в Стратегию поддержку бюджета посредством ЗЦР, чтобы отразить значительные изменения внешней конъюнктуры и ускорение структурных преобразований в Беларуси.
Заем на цели развития поддерживает программу реформ, сгруппированных по двум направлениям. Первое из них ориентировано на укрепление программ социальной помощи за счет усиления их адресной направленности на наиболее уязвимые, бедные слои населения, которые могут более всего пострадать от влияния глобального экономического и финансового кризиса на экономику Беларуси.
Второе направление поддерживает программу правительства по либерализации для стимулирования инвестиций и создания рабочих мест, в том числе и такие меры, как Указ о совершенствовании контрольной деятельности, который позволит значительно облегчить нагрузку для предприятий, меры по либерализации цен /включая отмену ограничений торговых надбавок в отношении большинства видов продукции/, по постепенной отмене оборотных налогов и подготовке законодательной базы для начала процесса приватизации.
Заем Всемирного банка выделяется одной траншей /в размере 200 млн. долл./ сроком на 16 лет и предусматривает отсрочку начала погашения основного долга на 6 лет. Процентная ставка по кредиту является ниже рыночной.
В 2010 г. Всемирный банк может предоставить Беларуси еще один заем на цели развития в размере 100 млн. долл. при условии прогресса в области структурных реформ. Такая возможность предусмотрена обновленной Стратегией сотрудничества Беларуси и Всемирного банка на 2008-2011 гг., которая предполагает увеличение объемов помощи Беларуси со стороны Группы Всемирного банка. После пересмотра Стратегии ежегодная финансовая поддержка Беларуси со стороны Всемирного банка увеличивается примерно в 2,5 раза – со 100 млн. долл. до 250 млн. долл. в год.
Беларусь стала членом Всемирного банка в 1992 г. За это время стране в общей сумме было выделено 643 млн. долл. на реализацию 9 проектов; около тридцати национальных программ получили грантовую поддержку на общую сумму 18 млн. долл. В настоящее время Беларусь использует средства Всемирного банка для финансирования 4 инфраструктурных проектов. Контакты старшего экономиста и руководителя группы специалистов по подготовке Займа на цели развития: Пабло Сааведра, тел.: +380444906670, электронная почта: psaavedra@worldbank.org.
Новая стратегия ЕБРР
Совет Директоров Европейского банка реконструкции и развития /ЕБРР/ в декабре 2009 г. одобрил новую трехлетнюю стратегию для Беларуси. Новая программа позволит банку расширить свои операции при условии, что руководство Беларуси будет осуществлять реформы в конкретных отраслях, направленные на развитие рыночной экономики. Основным приоритетом ЕБРР в отношении Беларуси будет оставаться оказание поддержки развитию частного сектора как средства для продвижения к конечным целям – политической демократии и рыночной экономике.
ЕБРР намерен расширить программы кредитования малого бизнеса и содействия развитию торговли с целью включения в них впервые и на выборочной основе государственных банков при условии, что они функционируют на коммерческих принципах и существует реальная перспектива их приватизации.
Банк продолжит активный политический диалог с белорусскими властями в отношении ряда необходимых реформ и будет отслеживать достигнутый прогресс с помощью набора контрольных показателей в политической и экономической сферах. Общая сумма инвестиций ЕБРР в Беларусь в настоящее время превышает 400 млн. долл.
В настоящее время на рассмотрении банка находятся проекты в Беларуси, связанные с кредитованием в 2009-2010 гг. малого и среднего бизнеса в размере 100-120 млн. долл. При этом банк не исключает, что к моменту подписания соглашений о финансировании конкретных проектов сумма договоров может измениться в большую сторону. Основную часть сумм составляют долгосрочные /4-7 лет/ кредиты.
Сегодня банк работает через 6 банков-партнеров /МТБанк, Белгазпромбанк, БелРосБанк, Приорбанк, РРБ-Банк и Белорусский банк малого бизнеса/, возможно, это список расширится еще на 1-2 банка /ведутся переговоры с БТА Банком/. ЕБРР стремится расширить географию предоставления услуг за счет регионов, хотя большая часть заемщиков так или иначе сконцентрирована в Минске.
Кроме того, ЕБРР рассматривает возможности вхождения в капитал белорусских субъектов хозяйствования, а также предоставления субординированных займов, как формы поддержки капитала банков. Ранее ЕБРР входил в состав акционеров СП ЗАО «Милавица» /весной 2006 г. продал принадлежащий ему пакет акций в СП ЗАО «Милавица» 12% стратегическому инвестору – компании Silvano Investment Group/, Приорбанка /в августе 2008 г. ЕБРР продал Raiffeisen International Bank Holding AG пакет акций в размере 13,5% за 50,173 млн. долл./.
В октябре 2008 г. ЕБРР вошел в состав акционеров белорусского ЗАО «РРБ-банк» в результате проведения допэмиссии акций и увеличения уставного фонда банка. В настоящее время ЕБРР владеет пакетом акций ЗАО «РРБ-банк» в объеме 25% плюс 1 акция. ЕБРР также входит в состав акционеров ЗАО «Белорусский Банк Малого Бизнеса» /примерно 17,5% акций/.
Как отмечается в представленном ЕБРР в феврале 2009 г. «Докладе о процессе перехода за 2008 г» /«Transition Report 2008: Growth in transition»/ Беларуси для привлечения прямых иностранных инвестиций необходимо улучшать деловой климат, в частности, упростить и снизить налогообложение, усилить защиту имущественных прав, ускорить темпы приватизации и др.
С момента своего создания в 1991 г. ЕБРР осуществил собственные инвестиции на сумму 41,7 млрд. евро. В совокупности с третьими сторонами и в порядке софинансирования банк инвестировал за последние 17 лет 134,8 млрд. евро.
Экономический прогноз
Президент Беларуси Александр Лукашенко 7 декабря подписал Указ №595 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 г.».
Предполагается, что в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом темпы роста ВВП составят 111%-113%, продукции промышленности – 110%-112%, продукции сельского хозяйства – 110%-111%, инвестиций в основной капитал – 123%-125%.
Темп роста реальной /то есть с учетом роста потребительских цен/ заработной платы в 2010 г. составит 113%-114% при индексе потребительских цен 109%-110%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата к концу 2010 г. достигнет 500 долл. в эквиваленте.
Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе составит в 2010 г. 14,6-14,8%, по широкой денежной массе – 26,6-27,2%.
Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 г.
В то же время, прогнозы правительства и Нацбанка, на наш взгляд, представляются излишне оптимистичными. Более того, ориентация на обеспечение завышенных темпов роста экономики любой ценой может привести к обострению ряда макроэкономических и финансовых рисков. В частности, раздувание внутреннего спроса /включая рост зарплат в госсекторе/ может спровоцировать усиление импорта, что будет оказывать заметное давление на золотовалютные резервы в сторону их снижения /особенно на фоне растущих выплат по внешним заимствованиям корпоративного сектора/.
А это, в свою очередь создает дополнительные предпосылки для расширения границ валютного коридора /с +/-10% к начальному значению/, а в худшем случае – может потребовать проведения очередной ступенчатой девальвации /с целью ограничения импорта и поддержания конкурентоспособности белорусских экспортеров/.
Альтернативным вариантом является продолжение политики наращивания совокупного внешнего долга Беларуси, однако здесь также присутствуют определенные риски, пускай и в более среднесрочной перспективе.
Так, рост текущего внешнего долга может быть опасен как для самих предприятий /если они не смогут извлечь такую прибыль от полученных кредитов, которая позволяет покрыть издержки по выплате процентов и самого долга/, так и для государства как собственника /опасность заключается в потере собственности в случае банкротства и получении соответствующего негативного имиджа/.
Можно также предположить, что в среднесрочной перспективе внешние заимствования уже не смогут перекрывать отрицательный торговый баланс, так как в связи с ростом внешней задолженности будут расти и суммы на ее обслуживание. В итоге может возникнуть угроза падения курса белорусского рубля, а также банкротства части компаний-заемщиков.
На наш взгляд, очень важно, чтобы запланированный рост средней зарплаты имел под собой здоровую основу. То есть более предпочтительным вариантом будет увеличение уровня зарплат в частном секторе экономики. В свою очередь, рост зарплат в госсекторе должен опираться на повышение производительности труда и эффективности работы, снижение уровня коррупции в бюджетной сфере и др. В противном случае может возникнуть угроза перегрева экономики с вытекающими отрицательными последствиями /рост инфляции, ускорение импорта, наращивание внешнего долга, ослабление национальной валюты и др./.
Кредит российских банков
В конце декабря 2009 г. четыре российских банка – Сбербанк, госкорпорация «Банк развития внешнеэкономической деятельности» /ВЭБ/, Газпромбанк и Альфа-банк – предоставили Министерству финансов Беларуси синдицированный кредит в размере 6 млрд. рос. руб. на срок более одного года. В долларовом эквиваленте сумма кредита составляет примерно 201 млн. долл. /при расчете использовался курс Центрального банка России на 30 декабря – 29,8491 рос. руб. за 1 долл./. Агентом по кредиту назначен Сбербанк России.
Денежные средства поступили на счет Минфина в Нацбанке Беларуси и будут использоваться для ресурсной поддержки банковской системы страны. На финансирование расходов госбюджета указанные средства направлять не планируется.
Стороны не разглашают стоимость синдицированного кредита и другие параметры сделки.
Также Сбербанк России, ГК «Банк развития внешнеэкономической деятельности /Внешэкономбанк/», Газпромбанк и Альфа-Банк назначены организаторами размещения на российском фондовом рынке государственных облигаций Беларуси, номинированных в валюте России. Общий объем размещения облигаций составит 15 млрд. рос. руб.
Выпуск облигаций Беларуси в российских рублях станет первым выпуском ценных бумаг иностранного государства на российском фондовом рынке.
Кроме того, Сбербанк получил мандат на размещение в 2010 г. еврооблигаций Беларуси на сумму до 2 млрд. долл., а также на размещение займов белорусского правительства на российском рынке на сумму до 15 млрд. рос. руб. /около 502,5 млн. долл. в эквиваленте/.
Можно предположить, что с учетом поступления в декабре предпоследней транши кредита МВФ в размере 688 млн. долл., средств займа Всемирного банка на цели развития /200 млн. долл./ и синдицированного кредита четырех российских банков /около 201 млн. долл./ к концу 2009 г. уровень внешнего госдолга Беларуси превысит отметку в 8 млрд. долл. Однако значение данного параметра пока находится в безопасной зоне.
Экономическое сотрудничество Беларуси и Китая
Китай готов предоставить Беларуси кредиты на сумму 5,7 млрд. долл. Китайской стороной предварительно акцептованы 14 проектов, из них 3 в транспортной сфере, 8 – в области энергетики, 2 – в сфере телекоммуникаций и 1 – по строительству комплекса к чемпионату мира по хоккею 2014 г.
По данным платежного баланса, в январе-сентябре 2009 г. правительство Беларуси привлекло кредиты из Китая на общую сумму 540,5 млн. долл. /для сравнения: из России правительство привлекло 500 млн. долл./. В структуре внешних долговых обязательств белорусских банков /по основной сумме долга/ на долю Китая приходится 7,7 млн. долл. /по состоянию на 1 октября/.
В январе-сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года белорусский экспорт товаров в Китай сократился на 59,4% до 128,9 млн. долл. /доля в общем экспорте Беларуси составила 0,9%/. Импорт товаров из Китая сократился в меньшей степени – на 24,7% до 751,4 млн. долл. /доля в общем объеме импорта Беларуси составила 3,7%/. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами по итогам трех кварталов 2009 г. составило минус 622,5 млн. долл.
Стоит также отметить, что по состоянию на конец третьего квартала 2009 г. Китай занимает первое место в мире по уровню золотовалютных резервов – 2,273 трлн. долл. Далее следуют: Япония – 1,074 трлн. долл., Россия – 437,7 млрд. долл., Тайвань – 347,2 млрд. долл., Индия – 286,7 млрд. долл., Южная Корея – 270,9 млрд. долл., Гонконг – 256,3 млрд. долл., Бразилия – 231,1 млрд. долл., Сингапур – 184,3 млрд. долл. и Германия – 177 млрд. долл.
Валютный рынок
К сожалению, на современном этапе уровень золотовалютных резервов Беларуси является хронически недостаточным. По методологии МВФ, достаточным является уровень резервов, который соответствует трехмесячному импорту. В Беларуси этот критерий не выполняется – золотовалютных резервов страны /в определении ССРД МВФ 4597,2 млн. долл. на 1 декабря/ хватит, чтобы оплатить всего лишь 1,62 месяца импорта товаров и услуг. При расчете значения критерия использовался показатель импорта товаров и услуг за ноябрь 2009 г. /2843,9 млн. долл./.
Однако если очистить золотовалютные резервы от сделок СВОП /на 1 декабря 395,4 млн. долл./, международные резервные активы по стандартам МВФ снижаются до 4201,8 млн. долл., что составляет всего 1,48 месяцев импорта.
В результате, чтобы соответствовать критерию трехмесячного импорта золотовалютные резервы Беларуси в настоящее время должны составлять не менее 8,53 млрд. долл.
В то же время, для стран, экспортирующих продукцию с высокой волатильностью цен /Беларусь к ним относится/, рекомендуемым критерием является не трехмесячный, а шестимесячный импорт. Его, к примеру, придерживаются Центральный банк Чили и Национальный банк Польши. В этом случае величина золотовалютных резервов Беларуси должна составлять не менее 17,1 млрд. долл., то есть в 3,7 раза больше текущего уровня.
Основное влияние на сокращение золотовалютных резервов Беларуси оказало увеличение чистого спроса на валюту /спрос превышает предложение/ со стороны предприятий и населения.
По данным Национального банка Беларуси, в январе-октябре 2009 г. чистый спрос на иностранную валюту со стороны предприятий возрос на 17,1% до минус 3098,7 млн. долл. /против минус 2647,2 млн. долл. в январе-октябре 2008 г./.
В то же время, в качестве положительного момента следует отметить, что в августе-октябре текущего года среднемесячный чистый спрос предприятий на валюту снизился до минус 142,8 млн. долл. против минус 437,4 млн. долл. в среднем за месяц в сентябре 2008 г. – июле 2009 г.
Однако этот результат во многом достигнут за счет принятия соответствующих мер административного характера /со стороны органов госуправления/. Можно предположить, что в среднесрочной перспективе будет сохраняться тенденция сохранения чистого спроса на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования. Это обусловлено несбалансированностью в сфере экспортно-импортных операций, так как восстановление экспорта носит неустойчивый характер, а дальнейшее снижение импорта выглядит затруднительным.
Так, с одной стороны, в условиях мирового экономического кризиса резко снизились спрос и цены на основные позиции экспорта Беларуси, что и привело к ощутимому падению поступлений валютной выручки в страну.
В январе 2009 г. валютная выручка предприятий сократилась до минимальных 1529,9 млн. долл. против 4020,5 млн. долл. в июле 2008 г. /или в 2,63 раза/. В феврале-ноябре 2009 г. падение валютной выручки остановилось, однако восстановление темпов роста происходит медленно и носит неустойчивый характер – до докризисных показателей еще достаточно далеко.
В то же время, корректировка объемов импорта /в сторону снижения/ произошла в меньшей степени и с запаздыванием /с лагом в несколько месяцев/, что и способствовало сохранению высокого спроса на валюту со стороны предприятий.
В результате отрицательное сальдо валютной выручки и списаний в оплату импорта в январе-ноябре 2009 г. возросло до минус 3420,9 млн. долл. против минус 2264,3 млн. долл. год назад. То есть наблюдается ухудшение показателя сразу на 1156,6 млн. долл., что не может не беспокоить.
Интересно, что из общего чистого спроса предприятий в январе-октябре 2009 г. в размере минус 3098,7 млн. долл. примерно минус 3055 млн. долл. приходится на сальдо валютной выручки и списаний в оплату импорта, то есть на экспортно-импортные операции. Остальные минус 43,7 млн. долл. связаны с чистым оттоком иностранного капитала из корпоративного сектора экономики.
В целом можно ожидать, что ситуация в корпоративном секторе экономики будет усугубляться за счет увеличения выплат по ранее привлеченным иностранным кредитам и займам. Так, по данным платежного баланса, в течение предстоящих четырех кварталов /с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2010 г./ белорусским предприятиям только по краткосрочным внешним заимствованиям предстоит выплатить /или рефинансировать/ кредиты и займы на сумму не менее 6729,9 млн. долл. /из них 797,4 млн. долл. составляет просроченная задолженность/.
Однако в данном случае речь идет только об основном долге, то есть без учета процентов, дивидендов и других платежей в адрес нерезидентов. С учетом процентов, комиссионных и прочих платежей сумма выплат по краткосрочному внешнему долгу реального сектора может достигнуть 7,4-7,9 млрд. долл.
Можно предположить, что первом полугодии 2010 г. повышенный спрос на валюту со стороны предприятий, вероятно, сохранится, что, в свою очередь, будет оказывать давление на обменный курс белорусского рубля и золотовалютные резервы в сторону их снижения.
Вторым по значимости фактором сокращения золотовалютных резервов в кризисный период является заметное увеличение в условиях обострения инфляционно-девальвационных и деноминационных ожиданий чистого спроса на валюту со стороны населения.
Так, сальдо операций физических лиц по покупке-продаже наличной иностранной валюты в январе-октябре 2009 г. составило минус 516,9 млн. долл., в то время, как в течение первых десяти месяцев 2008 г. население, напротив продало на чистой основе /то есть за минусом покупки валюты/ +277,3 млн. долл. Иными словами, в анализируемом периоде произошло ухудшение показателя на 794,2 млн. долл.
Образно говоря, сегодня эти столь необходимые и немалые по белорусским меркам средства находятся «под матрасом» у населения и фактически не работают на экономику Беларуси. Таким образом, процесс дедолларизации, характерный для ряда последних лет, к сожалению, развернулся вспять.
Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в последние месяцы наблюдается снижение чистого спроса на наличную валюту со стороны физических лиц: май – минус 114,8 млн. долл., июнь – минус 58,2 млн. долл., июль – +13,4 млн. долл., август – +18,6 млн. долл., сентябрь – +83,6 млн. долл. и октябрь – +82,1 млн. долл.
То есть в июле-октябре население продало наличной валюты на 197,7 млн. долл. больше, чем купило, что является положительной тенденцией. В частности, это свидетельствует о постепенном возврате доверия к национальной денежной единице, хотя среди других причин можно выделить стагнацию реальных /т.е. с учетом инфляции/ доходов населения и высокие процентные ставки по рублевым депозитам /в ряде случаев свыше 20%-25% годовых/.
Вместе с тем, обращает на себя внимание, что в результате кризисных явлений удельный вес валютных депозитов населения по состоянию на 1 декабря 2009 г. вновь возрос до уровня семилетней давности /с 2002 г./.
В последние годы /до кризисных событий/ население и предприятия стали более охотно работать с рублями и сберегать в рублях. Так, в 2007-2008 гг. удельный вес рублевых сбережений населения устойчиво колебался в диапазоне 63,7%-68,3% против всего лишь 26% в начале 1999 г. /после кризиса 1998 г./.
По состоянию на 1 декабря 2009 г. удельный вес депозитов населения в иностранной валюте составил 55,6% против 41,7% на 1 января и 32,6% на 1 ноября 2008 г., когда финансовый кризис только начинал набирать обороты. Соответственно, доля рублевых вкладов физлиц сократилась до 44,4% против 58,3% на 1 января 2009 г. и 67,4% на 1 ноября 2008 г.
Справедливости ради, стоит отметить, что, начиная с апреля 2009 г. в Беларуси отмечается возобновление непрерывного роста рублевых депозитов населения, что также является свидетельством в пользу возврата доверия к белорусскому рублю /на фоне высоких процентных ставок по рублевым вкладам/. Так, в апреле-ноябре 2009 г. депозиты физлиц в национальной валюте возросли на 1486,9 млрд. руб. /или на 23,4%/ до 7836,7 млрд. руб. на 1 декабря. Отметим, что исторический максимум показателя был достигнут 1 ноября 2008 г. – 8929,6 млрд. руб.
Валютные депозиты физлиц в январе-ноябре 2009 г. возросли сразу на 1020,5 млн. долл. /или на 40,6%/ до рекордных 3534,5 млн. долл. на 1 декабря 2009 г.
Платежный баланс
Дефицит счета текущих операций платежного баланса в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возрос на 47,1% до минус 4,422 млрд. долл.
При этом белорусские резиденты в анализируемом периоде выплатили нерезидентам в виде доходов от инвестиций и оплаты труда 1,04 млрд. долл. /+25,8% к январю-сентябрю 2008 г./. При этом аналогичные платежи нерезидентов в адрес резидентов Беларуси сократились на 35,5% до 192,6 млн. долл.
Как следствие, отрицательное сальдо доходов возросло до минус 847 млн. долл. против минус 527,9 млн. долл. год назад. В свою очередь, сальдо текущих трансфертов /включают в себя гуманитарную помощь, техническую помощь и другие поступления и выплаты на безвозмездной основе/ по итогам трех кварталов 2009 г. сложилось положительным в размере +202,4 млн. долл. против +139,8 млн. долл. год назад.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что дефицит текущего счета платежного баланса финансируется либо за счет сокращения золотовалютных резервов, либо за счет притока иностранного капитала.
В нашем случае приток средств по счету операций с капиталом и финансовых операций /включая статистические расхождения/ позволил не только компенсировать отрицательное сальдо счета текущих операций, но и увеличить золотовалютные резервы в определении Специального стандарта распространения данных МВФ на 733,4 млн. долл.
Так, сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций возросло по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. в 2,3 раза до +4,795 млрд. долл. Как следствие, общее сальдо платежного баланса Беларуси сложилось положительным в размере +733,4 млн. долл., в том числе статистические расхождения составили +360,4 млн. долл. против +876,7 млн. долл. в январе-сентябре 2008 г.
Положительная величина статистических расхождений указывает на неучтенный статистикой приток капитала в страну или на неучтенный экспорт товаров и услуг.
Положительное сальдо финансового счета обеспечено главным образом чистым притоком прямых иностранных инвестиций, чистым привлечением иностранных кредитов и займов, а также увеличением прочих обязательств органов денежно-кредитного регулирования, связанных с распределением специальных прав заимствований МВФ.
Так, операции с прямыми иностранными инвестициями обусловили чистый приток капитала в страну в размере 1,184 млрд. долл., что на 41,3% меньше, чем год назад. Более половины чистого притока прямых инвестиций в акционерный капитал белорусских компаний приходится на платеж «Газпрома» в размере 625 млн. долл. в счет оплаты очередных 12,5% акций «Белтрансгаза».
В целом географическая структура валового объема прямых иностранных инвестиций, привлеченных в Беларусь, выглядит следующим образом: Россия – 52,8%, Швейцария – 20,7%, Кипр – 10,5%, Германия – 2,5%, остальные страны – 13,4%.
Наибольшие суммы прямых иностранных инвестиций были направлены в такие отрасли экономики, как транспорт, торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.
В свою очередь, сокращение чистой текущей задолженности за товары и услуги по экспортно-импортным операциям обусловило расчетный отток капитала из экономики страны в размере минус 164,5 млн. долл. /в январе-сентябре 2008 г., напротив, был зафиксирован приток капитала в размере +129,6 млн. долл./.
Наконец, операции с кредитами и займами обусловили чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере 2,059 млрд. долл., что сразу в 4 раза превысило уровень января-сентября 2008 г.
Основной нетто-приток в страну иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен чистым привлечением кредитных средств органами денежно-кредитного регулирования и правительством Беларуси в размере 1258,6 млн. долл. и 972,7 млн. долл. соответственно. По методологии платежного баланса поступление траншей резервного кредита МВФ по программе stand by входит в сектор органов денежно-кредитного регулирования.
Органы денежно-кредитного регулирования осуществили заимствования в размере 1459,4 млн. долл., из которых кредит МВФ по программе stand–by составил 1458,4 млн. долл.
Правительством Беларуси привлечено иностранных кредитов на сумму 1053,8 млн. долл. Основной объем финансовых ресурсов поступил из Китая и России в размере 540,5 млн. долл. и 500 млн. долл. соответственно. В отчетном периоде инвестиции в форме кредитов и займов поступили также из Германия, Италии, Всемирного банка.
Организации нефинансового сектора на валовой основе привлекли кредитов и займов на сумму 3362,6 млн. долл., что практически соответствовало объему поступивших кредитных средств за аналогичный период 2008 г.
Основными странами-кредиторами белорусских нефинансовых организаций явились Россия /43,6%/, Австрия /20,7%/, Кипр /9%/, Соединенное Королевство /8,6%/ и Нидерланды /7,3%/.
Внешний долг
Совокупный внешний долг страны в январе-сентябре 2009 г. возрос на 4,144 млрд. долл. /или на 27,3%/ до рекордных 19,299 млрд. долл. на 1 октября. При этом отношение валового внешнего долга Беларуси к объему ВВП /в годовом исчислении/ в третьем квартале 2009 г. возросло до 37,4% против 37% во втором квартале, 27,7% в первом квартале 2009 г. и 25,1% в четвертом квартале 2008 г.
Формально с этой точки зрения, Беларусь пока находится в безопасной зоне, по международным стандартам, предельным значением является планка внешнего долга в 55%-60% от ВВП.
В качестве индикаторов платежеспособности страны и безопасного уровня внешнего долга используются относительные показатели внешнего долга. Отношение валового внешнего долга к ВВП на 1 октября 2009 г. составило 37,4% /пороговое значение – 55%/ против 25,1% на 1 января 2009 г., отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 78% /пороговое значение – 100%/ против 40,9% на начало года.
Вместе с тем, вследствие значительного роста объемов внешних заимствований, который наблюдается, начиная с 2007 г., заметно увеличиваются и расходы на обслуживание внешнего долга. Так, отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 октября 2009 г. составило 26% /пороговое значение – 20%/ и увеличилось на 8,6 процентных пункта по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2009 г.
Такая динамика указывает на возрастающие экономические и финансовые риски в случае, если спрос и цены на экспортируемые Беларусью товары и услуги в ближайшие месяцы не начнут восстанавливаться. Поскольку нарушение указанного критерия обусловлено, в первую очередь, заметным падением экспорта товаров и услуг.
В течение предстоящих четырех кварталов /с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2010 г./ белорусским резидентам только по краткосрочным внешним заимствованиям предстоит выплатить /или рефинансировать/ кредиты и займы на сумму не менее 9,187 млрд. долл. И здесь речь идет только об основном долге, то есть без учета процентов, дивидендов и других платежей в адрес нерезидентов. С учетом процентов и прочих платежей сумма выплат по краткосрочному внешнему долгу может достигнуть 10-10,5 млрд. долл.
В этом контексте обращает на себя внимание, что просроченная внешняя задолженность белорусских предприятий по итогам трех кварталов 2009 г. возросла на 33,6% до рекордных 797,6 млн. долл. на 1 октября текущего года, что выглядит достаточно тревожно.
При сохранении текущих тенденций, можно ожидать, что уже через два-три года отношение внешнего долга Беларуси к ВВП превысит порог в 50%-60% /в том числе и из-за снижения долларового эквивалента ВВП по причине девальвации национальной валюты/.
График погашения задолженности перед МВФ, выглядит следующим образом: 2009 г. – 22,9 млн. долл., 2010 г. – 79,4 млн. долл., 2011 г. – 83,5 млн. долл., 2012 г. – 627 млн. долл., 2013 г. – 1695,5 млн. долл., 2014 г. – 1194 млн. долл., 2015 г. – 83,4 млн. долл. То есть мы видим, что основная нагрузка по выплате резервного кредита приходится на 2012-2014 гг.
Кроме того, с декабря 2012 г. начнется погашение основного долга российских госкредитов, однако здесь нагрузка равномерно распределена на десять последующих лет.
С точки зрения критериев экономической безопасности Беларуси текущая ситуация выглядит следующим образом.
Отношение внешнего госдолга к ВВП /нормативное значение по международным стандартам – не более 50%, по национальным стандартам – не более 20%/: 2006 г. – 2,3%, 2007 г. – 5,2%, 2008 г. – 6,4%, на 1 декабря 2009 г. – 13,9% /при расчете использовался долларовый эквивалент ВВП, произведенного в декабре 2008 г. – ноябре 2009 г. – 49,446 млрд. долл./.
Отношение внутреннего госдолга к ВВП /нормативное значение по национальным стандартам – не более 20%/: 2006 г. – 6,3%, 2007 г. – 6,3%, 2008 г. – 6,7%, на 1 декабря 2009 г. – 7,5% /при расчете использовался рублевый эквивалент ВВП, произведенного в декабре 2008 г. – ноябре 2009 г. – 135,373 трлн. руб./.
Отношение валового внешнего долга к ВВП /пороговое значение показателя не более 55%/: 2006 г. – 18,5%, 2007 г. – 27,6%, 2008 г. – 25,1%, на 1 октября 2009 г. – 37,4%.
Дефицит консолидированного бюджета к ВВП /не более минус 3%/: 2006 г. – +1,4%, 2007 г. – +0,4%, 2008 г. – +1,4%, январь-октябрь 2009 г. – минус 0,7%. До конца текущего года Минфин Беларуси с целью обеспечения бездефицитного бюджета проведет дополнительную корректировку расходов на сумму 2 трлн. руб. в связи с ожидаемым снижением поступлений доходов.
Обслуживание внешнего долга органов госуправления к доходам республиканского бюджета /пороговое значение по международным стандартам не более 10%, по национальным стандартам – не более 7%/: 2006 г. – 1,2%, 2007 г. – 1,3%, 2008 г. – 1,2%, на 1 октября 2009 г. – 1,5%.
Обслуживание валового внешнего долга к ВВП: 2006 г. – 10%, 2007 г. – 8,8%, 2008 г. – 10,7%, на 1 октября 2009 г. – 12,8%.
Валовой внешний долг на душу населения /на конец года/: 2006 г. – 704,6 долл., 2007 г. – 1289,6 долл., 2008 г. – 1567,0 долл., на 1 октября 2009 г. – 1996,9 долл.
Обращает на себя внимание, что в рублевом эквиваленте последняя цифра составляет 5,513 млн. руб. в среднем на 1 человека, или 11,598 млн. руб. на 1 работающего, что составляет более 11,8 начисленных среднемесячных зарплат.
Иными словами, для того, чтобы выплатить внешний долг, белорусам необходимо работать почти целый год, что выглядит достаточно тревожно. С этой точки зрения уровень совокупного внешнего долга Беларуси представляется достаточно ощутимым, поэтому следует более пристально изучить необходимость привлечения новых внешних заимствований на рыночной основе.
Автор: Александр Муха
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.
Комментарии
05 декабря 2012, 08:12 Александр Муха
Рынок аренды квартир в Киеве и Минске растет примерно одинаковыми темпами. При этом наибольшим спросом на рынке жилья пользуются однокомнатные и двухкомнатные квартиры.