По данным Национального статистического комитета, валовой внутренний продукт Беларуси в январе-октябре 2009 г. составил 111901,4 млрд. руб. /1 долл. – 2740 руб./ и сократился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 1% против роста на 10,5% год назад. В долларовом эквиваленте ВВП Беларуси в январе-октябре 2009 г. в результате проведенной девальвации национальной валюты сократился сразу на 10,055 млрд. долл. /или на 20,1%/ до 39,875 млрд. долл.
При расчете использовался средневзвешенный курс белорусского рубля на валютном рынке страны: в январе-октябре 2008 г. – 2132,93 руб., а в январе-октябре 2009 г. – 2806,33 руб.
По данным Белстата, в январе-сентябре 2009 г. Беларусь импортировала из России 11,5 млрд. куб. м. природного газа, что на 25,2% меньше, чем в январе-сентябре 2008 г. При этом средняя цена импортируемого газа в январе сентябре 2009 г., напротив возросла до 160 долл. за 1 тыс. куб. м. /+27,3% по сравнению с январем-сентябрем 2008 г./.
Согласно оценке «Белтрансгаза», объем закупок российского газа Беларусью в 2009 г. составит 18,3 млрд. куб. м., что на 3,8 млрд. куб. м. /или на 17,2%/ меньше, чем запланировано в соответствии с топливным балансом Союзного государства Беларуси и России на 2009 г.
Необходимо отметить, что в соответствии с контрактом между «Газпромом» и «Белтрансгазом», белорусская сторона должна выплачивать штрафные санкции в том случае, если идет недобор газа свыше 10% от законтрактованного объема. Однако здесь, на наш взгляд, более вероятным выглядит мирное урегулирование данного вопроса.
В целом динамика потребления Беларусью природного газа на современном этапе выглядит следующим образом: 2003 г. – 10,2 млрд. куб. м., 2004 г. – 13,4 млрд. куб. м., 2005 г. – 19,8 млрд. куб. м., 2006 г. – 20,5 млрд. куб. м., 2007 г. – 20,6 млрд. куб. м., 2008 г. – 21,1 млрд. куб. м.
В 2008 г. в структуре потребления газа среди стран СНГ и Прибалтики на долю Беларуси приходится 21,9% от общего объема. Опережает Беларусь только Украина – 56,2 млрд. куб. м. /или 58,2% от общего объема/.
Далее следуют: Казахстан – 9,6 млрд. куб. м. /9,9%/, Литва – 2,8 млрд. куб. м. /2,9%/, Молдова – 2,7 млрд. куб. м. /2,8%/, Армения – 2,1 млрд. куб. м. /2,2%/, Грузия – 0,7 млрд. куб. м. /0,7%/, Латвия – 0,7 млрд. куб. м. /0,7%/ и Эстония – 0,6 млрд. куб. м. /0,6%/.
В Западной Европе крупнейшими потребителями российского газа в 2008 г. являлись: Германия – 38 млрд. куб. м., Турция – 23,8 млрд. куб. м., Италия – 22,4 млрд. куб. м., Великобритания – 20,9 млрд. куб. м., Франция – 10,9 млрд. куб. м., Нидерланды – 6,7 млрд. куб. м., Австрия – 5,8 млрд. куб. м., Бельгия – 4,9 млрд. куб. м., Финляндия – 4,8 млрд. куб. м., Греция – 2,8 млрд. куб. м. и Швейцария – 0,3 млрд. куб. м.
В странах Центральной и Восточной Европы ситуация в 2008 г. выглядит следующим образом: Венгрия – 8,9 млрд. куб. м., Чехия – 8 млрд. куб. м., Польша – 7,9 млрд. куб. м., Словакия – 6,2 млрд. куб. м., Румыния – 4,2 млрд. куб. м., Болгария – 2,9 млрд. куб. м., Сербия – 2,2 млрд. куб. м., Хорватия – 1,2 млрд. куб. м., Словения – 0,6 млрд. куб. м., Босния и Герцеговина – 0,3 млрд. куб. м. и Македония – 0,1 млрд. куб. м.
Президенты России, Беларуси и Казахстана Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев 27 ноября 2009 г. подписали в Минске соглашение о создании Таможенного союза с 1 января 2010 г. и завершении всех необходимых процедур до 1 июля 2010 г.
Таможенный союз – единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Это означает, что с 1 января 2010 г. на территории Беларуси, России и Казахстана будут введены единые импортные и экспортные пошлины, за некоторыми исключениями, на которых настаивают Казахстан и Беларусь и которые, как предполагается, сохранятся лишь на какой-то переходный период.
К слову, на территории участников Таможенного союза проживают 167,9 млн. чел. /Россия – 141,9 млн. чел., Казахстан – 16,3 млн. чел. и Беларусь – 9,664 млн. чел./. По экспертным оценкам, Таможенный союз обладает 75%-80% экономического потенциала бывшего СССР. Причем снятие таможенно-тарифных ограничений позволит придать дополнительный импульс развитию экономик трех стран, а также повысить их эффективность, конкурентоспособность и транзитный потенциал.
Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд. долл., а для Беларуси и Казахстана – более чем в 16 млрд. долл. Совокупный ВВП стран Таможенного союза /России, Казахстана и Беларуси/ по паритету покупательной способности превышает 2 трлн. долл., а совокупный товарооборот трех стран – 900 млрд. долл.
Остальные государства-члены ЕврАзЭС будут присоединяться к Таможенному союзу постепенно, по мере своей готовности /в частности, о своем желании присоединиться к Таможенному союзу заявили Кыргызстан и Таджикистан/.
С темой Таможенного союза неразрывно связан и вопрос внешнеторговых отношений между странами. По данным таможенной статистики России, в январе-сентябре 2009 г. основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Беларусь /5,1% внешнеторгового оборота России/, Украина /4,6%/ и Казахстан /2,8%/. На их долю приходилось 85,8% торговли со странами СНГ /в январе-сентябре 2008 г. – 89,1%/.
По данным Национального статистического комитета Беларуси, основным торговым партнером Беларуси в январе-сентябре 2009 г. является Россия – 47% от всего объема товарооборота.
К сожалению, в абсолютном выражении товарооборот Беларуси с Россией в январе-сентябре 2009 г. под воздействием мирового экономического кризиса снизился на 40,5% до 16477,9 млн. долл., в том числе экспорт в Россию – на 44,8% до 4729 млн. долл., импорт сократился в меньшей степени – на 38,6% до 11748,9 млн. долл.
Как следствие, сальдо внешней торговли товарами с Россией в январе-сентябре 2009 г. составило минус 7019,9 млн. долл. против минус 10575,5 млн. долл. год назад.
Сокращение стоимостных объемов внешнеторговых операций Беларуси с Россией обусловлено снижением средних цен и физического объема поставок. Средние цены на экспортированные товары снизились на 20%, а на импортированные товары – на 30,1%. При этом товарная масса экспорта уменьшилась на 31%, импорта – на 12,2%.
Снижение отрицательного сальдо внешней торговли с Россией произошло в результате существенного сокращения его величины по группе промежуточных товаров. Это, в первую очередь, вызвано падением средних цен на поставляемые из России нефть /в 1,7 раза/ и черные металлы /в 2 раза/, что и обусловило уменьшение стоимостного объема импорта нефти на 3,3 млрд. долл., черных металлов – на 1 млрд. долл.
Налоговая система
В условиях мирового финансового и экономического кризиса налоговая система в Беларуси должна стать дополнительным фактором конкурентоспособности и роста национальной экономики, ее инвестиционного климата и уровня экономической свободы. Чем ниже уровень налогов, тем более благоприятен инвестиционный климат, а это, в свою очередь, означает расширение возможностей для осуществления инвестиций в экономику страны.
В этом контексте возможное увеличение ставки налога на добавленную стоимость /НДС/ на 4 процентных пункта – с 18% до 22% – имеет как плюсы, так и минусы для экономики Беларуси. Наряду с улучшением наполняемости бюджета повышение ставки НДС до 22% может привести в том числе и к негативным последствиям в экономике Беларуси.
К их числу, в первую очередь, следует отнести увеличение темпов инфляции, падение потребительского спроса, снижение конкурентоспособности предприятий на внутреннем рынке, сокращение их возможностей для осуществления инвестиций в модернизацию производств и инновационные проекты, в целом ухудшение их финансового положения, а также рост теневой экономики, «серой» конкуренции и коррупции.
Увеличение ставки НДС уменьшит налоговую базу по другим налогам и платежам, например, по налогу на прибыль, взносам на социальное страхование, поскольку компании, возможно, будут стараться сохранить стоимость своих товаров и услуг на прежнем уровне за счет сокращения величины прибыли и уровня зарплат работников.
При этом повышение НДС может привести и к некоторому снижению инвестиционной привлекательности экономики Беларуси, ведь иностранный капитал, как правило, стремится туда, где выше его отдача, то есть где ниже риски и издержки, включая налоги и другие обязательные платежи.
С учетом вышеизложенного вопрос о повышении ставки НДС до 22%, вероятно, требует дополнительной аргументации. На этом фоне целесообразным также выглядит сокращение расходов бюджета /как альтернатива повышению НДС/ и поиск дополнительных источников доходов, например, за счет приватизации и продажи предприятий, находящихся в госсобственности.
Кроме того, можно рассмотреть вариант использования средств МВФ для финансирования расходов госбюджета по аналогии с договоренностями, достигнутыми между МВФ и Украиной, где часть средств фонда идет на финансирование дефицита госбюджета и погашение ранее привлеченных внешних заимствований правительства.
Таким образом, в текущей ситуации в Беларуси необходимо одобрить отмену оборотных налогов и снижение налога на прибыль, что позволит в определенной мере повысить конкурентоспособность белорусских производителей /в том числе экспортеров/.
Однако выпадающие доходы бюджета целесообразно компенсировать не за счет повышения ставки НДС, а за счет сокращения расходов и привлечения дополнительных источников доходов /осуществление приватизации, средства кредита МВФ и других международных финансовых институтов/.
Кроме того, сегодня необходимо ввести налоговые льготы на осуществление приоритетных научных разработок, а также полностью освободить от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение и повышение квалификации своих сотрудников.
Правительство Беларуси отмечает, что последнее место Беларуси в рейтинге удобства налоговой системы в определенной степени обусловлено и особенностями методологии, используемой Всемирным банком /к примеру, при ежемесячной уплате налогов количество налогов по сравнению квартальной уплатой автоматически возрастает в 4 раза и др./.
При этом сегодня в Беларуси рассматривается возможность перехода к ежеквартальной уплате налогов по ряду позиций. Вкупе с отменой оборотных налогов, снижением налога на прибыль и при условии сохранения текущей ставки НДС /18%/ можно ожидать, что в следующем рейтинге Всемирного банка рейтинг Беларуси возрастет на несколько десятков позиций.
На наш взгляд, промежуточной целью /на ближайший год-два/ должно стать попадание в число 100 стран с наилучшим налоговым климатом хотя бы для того, чтобы ликвидировать существующий разрыв между Беларусью и Россией, которая в последнем рейтинге Всемирного банка заняла 103-е место. В свою очередь, в перспективе ближайших 3-4 лет необходимо попасть в число 50 стран с наиболее благоприятной налоговой системой, что позволит решить задачу попадания Беларуси в 30-ку стран с наилучшим бизнес климатом.
Рынок труда
По данным Белстата, средняя зарплата работников в октябре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. сократилась в реальном выражении /то есть с учетом роста инфляции/ на 5,3% до 1026,2 тыс. руб., а в долларовом эквиваленте – сразу на 17,7% до 374,2 долл.
В то же время, в ряде отраслей зарплата работников заметно ниже среднего по стране уровня: младший медицинский персонал зарабатывает всего 457 тыс. руб., в социальном обеспечении средняя зарплата составляет 578,9 тыс. руб., в учреждениях образования – 689,9 тыс. руб., в легкой промышленности – 740,5 тыс. руб., в учреждениях культуры и искусства – 727,3 тыс. руб. и др.
Кроме того, имеются и региональные различия в уровне зарплаты работников /в Минске средняя зарплата более чем на треть выше, чем в остальных областях Беларуси/.
Тревожной тенденцией является и увеличение скрытой безработицы /работа неполное рабочее время и рост отпусков по инициативе нанимателя и др./. По данным Белстата, в январе-сентябре текущего года сразу 319,8 тыс. работников организаций /или 9% среднемесячной численности/ работали в режиме вынужденной неполной занятости против 68,9 тыс. работников /1,9%/ в январе-сентябре 2008 г.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2009 г. составила 41,4 тыс. чел., что на 7,6% больше, чем в октябре 2008 г. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9% от экономически активного населения /на конец октября 2008 г. – 0,8%/.
Средний размер пособия на одного безработного в октябре 2009 г. составил всего лишь 42,9 тыс. руб., или 17,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Поэтому на самом деле реальный уровень безработицы в стране, по нашим оценкам, превышает официальный показатель, по меньшей мере, в 4-5 раз и, по всей видимости, в ближайшие месяцы тенденция роста безработицы только усилится. В такой ситуации актуальным становится вопрос создания новых рабочих мест.
Денежный сектор
Нацбанк Беларуси с 1 декабря 2009 г. снижает ставку рефинансирования на 0,5 процентного пункта до 13,5% годовых. На наш взгляд, решение центрального банка о снижении ставки рефинансирования следует оценивать положительно.
Во-первых, проведение достаточно жесткой денежно-кредитной и фискальной политики позволило в определенной степени сбалансировать спрос и предложение в экономике Беларуси. А это, в свою очередь, оказывает понижающее воздействие на динамику потребительских цен.
Так, темпы инфляции в Беларуси в последние месяцы заметно снизились. Если исключить январь 2009 г., то в феврале-октябре текущего года среднемесячный уровень инфляции снизился до 0,4%.
Поэтому с учетом складывающихся экономических тенденций /сокращение темпов инфляции, падение ВВП, рост проблемных активов в банковском секторе и др./ необходимо начать постепенное снижение всего спектра процентных ставок на финансовом рынке, включая ставку рефинансирования Нацбанка, ставки по операциям поддержания ликвидности банков, процентные ставки по кредитам и депозитам.
Поскольку в текущей ситуации реальные /скорректированные на инфляцию/ процентные ставки являются уже скорее завышенными. В качестве дополнительного аргумента можно привести прирост срочных рублевых депозитов населения в июле-октябре 2009 г. на 641,2 млрд. руб. /в том числе отдельно в октябре +235,1 млрд. руб., что является максимальным месячным приростом с сентября 2008 г./.
Также в пользу снижения процентных ставок свидетельствует и возобновление процессов дедолларизации в экономике, в частности, население в третьем квартале текущего года стало чистым продавцом иностранной валюты. Так, в июле-сентябре 2009 г. население продало валюты на 115,6 млн. долл. больше, чем купило.
Во-вторых, снижение ставки рефинансирования и процентных ставок на финансовом рынке страны позволит поддержать реальный сектор и в целом темпы экономического роста в Беларуси.
Так, по данным мониторинга предприятий реального сектора, подготовленного Нацбанком, в третьем квартале 2009 г. 42,2% предприятий-респондентов указали на высокие процентные ставки по кредитам в качестве фактора, ограничивающего инвестиционную активность и источники финансирования инвестиций, против 25,8% в третьем квартале 2008 г.
На ухудшение условий предоставления кредитов /законодательно закрепленные требования к платежеспособности предприятий и необходимость обеспечения кредитов залогами, гарантиями и поручительством/ в сентябре 2009 г. указало 27,4% респондентов. Ухудшение условий в части стоимости кредитов отметили 28,7%, а, по мнению 12,9% участников мониторинга условия кредитования ухудшились в части размеров /максимально возможная сумма предоставляемого кредита/.
Высокие процентные ставки по кредитам способствуют увеличению издержек и кредитных рисков для предприятий и населения. При этом обеспечение высокого уровня процентных ставок по рублевым депозитам означает увеличение затрат и рисков уже для самих банков. Тем более что сейчас ситуация с рублевой ликвидностью в банковском секторе и без того выглядит достаточно напряженной.
То есть сегодня нужно в большей степени учитывать интересы не только вкладчиков, но и заемщиков. В этом контексте обращает на себя внимание, что по состоянию на 1 ноября 2009 г. вклады населения в банках достигли рекордных 17,106 трлн. руб. в эквиваленте, однако кредитная задолженность физических лиц также возросла до рекордных 15,186 трлн. руб. В результате на 1 рубль вкладов уже приходится 89 копеек кредитной задолженности населения.
К слову, по состоянию на 1 января 2007 г. указанное соотношение выглядело гораздо ниже – на 1 рубль вкладов приходилась всего лишь 31 копейка кредитной задолженности физлиц /вклады – 7,818 трлн. руб., кредиты – 2,396 трлн. руб./.
Кроме того, логичным выглядит уменьшение спрэда между учетной ставкой центрального банка и ставками по операциям поддержания ликвидности банков /с 1 декабря 2009 г. верхняя граница составляет 21,5%/, а также сокращение нормативов обязательного резервирования по средствам, привлеченным банками у населения и юридических лиц.
По данным Нацбанка, в январе-октябре 2009 г. широкая денежная масса в Беларуси увеличилась на 14,7% до 35,5 трлн. руб. на 1 ноября.
Из общего размера денежной массы объем наличных денег в обращении /денежный агрегат M0/ в январе-октябре 2009 г. снизился на 5,3% до 3,632 трлн. руб. Удельный вес наличных денег в структуре денежной массы снизился до 10,2% на 1 ноября 2009 г. с 12,4% на начало 2009 г.
Денежный агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках, снизился за январь-октябрь 2009 г. на 16% до 9,005 трлн. руб. Удельный вес денежного агрегата М1 в структуре широкой денежной массы сократился до 25,4% на 1 ноября текущего года с 34,6% на 1 января 2009 г.
Рублевая денежная масса /агрегат М2*/, которая кроме агрегата М1 включает объем срочных рублевых депозитов и ценных бумаг, выпущенных банками и находящихся вне банковского оборота, уменьшилась за январь-октябрь 2009 г. на 7,8% по до 18,948 трлн. руб. Удельный вес рублевой составляющей в широкой денежной массе снизился до 53,4% на 1 ноября 2009 г. с 66,3% на начало текущего года.
В то же время, размер инвалютной составляющей широкой денежной массы возрос за январь-октябрь 2009 г. на 27,5% до рекордных 6,037 млрд. долл. Доля этого показателя в структуре широкой денежной массы возросла до 46,6% на 1 ноября 2009 г. с 33,6% на 1 января 2009 г.
Если говорить о рублевой денежной массе, то сжатие денежной массы при прочих равных условиях приводит к падению экономической активности и инвестиций в стране. На наш взгляд, для растущей экономики Беларуси недоинвестирование является гораздо более опасным фактором, чем умеренная инфляция.
В качестве аргумента можно привести низкое значение коэффициента монетизации белорусской экономики. Коэффициент монетизации является одним из важнейших показателей, отражающих не просто динамику денежной массы, а насыщенность экономики деньгами /рассчитывается как отношение среднегодовой денежной массы к ВВП в текущих ценах/.
По данным на 1 апреля 2009 г., коэффициент монетизации по рублевой денежной массе, составил в годовом исчислении всего лишь 14,2% против 13,7% год назад. В то же время, в развивающихся странах этот показатель составляет не менее 30-40%, а в развитых странах – свыше 90-100%.
При этом в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2009 г. отмечается, что реализация мер монетарной и экономической политики позволит в текущем году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 16,5%.
В то же время, наращивание денежного предложения обязательно должно опираться на рост реального спроса на рублевую денежную массу, что, в конечном счете, и приведет к росту уровня монетизации национальной экономики. В противном случае рост денежной массы /то есть суммарных обязательств финансовой системы перед экономикой/, особенно, если он не подкреплен ростом золотовалютных резервов, чреват кризисом национальной валюты.
При этом насыщение экономики деньгами должно сопровождаться качественным улучшением структуры денежной массы, прежде всего, за счет дальнейшего снижения удельного веса наличных денег, увеличения доли срочных депозитов и сокращения валютной составляющей широкой денежной массы.
Кроме того, важно отметить, что снижение доли наличных денег вкупе с отменой обязательного резервирования по привлеченным банками рублевым средствам создает предпосылки для повышения уровня денежно-кредитной мультипликации в банковской системе. Тем самым, повышается степень задействования денежной базы при одновременном увеличении предложения длинных денег в экономике без увеличения инфляции и привлечения внешних заимствований.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.